ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

16 декабря 2018 г. размещены материалы: повестки дня заседаний партийного актива Нижегородского (Горьковского) Горкома ВКП(б) за 1932 г. и роман Ч. Диккенса "Большие надежды".


   Главная страница  /  Цензура и текст  /  Россия (Russia)  /  После 1917 г.  / 
   Personalia  /  Руководители Главреперткома

 Руководители Главреперткома
Размер шрифта: распечатать




1925 - ноябрь 1926. Пельше Роберт Андреевич (7.64 Kb)

 
1925-ноябрь 1926 – Председатель ГРКПельше Р.А. - [21.11.2009 00:20:49]
 
Пельше Роберт Андреевич
 
Роберт Андреевич Пельше (Карклис) [03(15).10. 1880, усадьба Ленцкайт Добленского уезда Курляндской губ. (ныне Елгавского р-на Латв. ССР), - 19.06.1955, Рига], советский партийный и научный деятель, заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1945), доктор филологич. наук (1948), профессор, академик АН Латвийской ССР (1951).
Родился в крестьянской семье. Чл. Коммунистической партии с 1898. Из-за преследований полиции в 1901 г. уехал из Латвии в г.Благовещенск, где трудился в лесозаготовительной конторе. Публиковался в ежемесячнике «Социал-демократ», в местной газете «Амурский край». В 1904 г. эмигрировал в Париж, учился там в Русской академии общественных наук.
Участник Революции 1905-07 в Латвии; чл. Рижского, Елгавского, Лиепайского комитетов. В 1907-1912 чл. ЦК С.-д-тии Латышского края (СДЛК). Делегат 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (1907) от Рижской организации. С 1907 г. работал пропагандистом в Илгуциемском районе подпольной Рижской организации, исполнял обязанности члена редколлегии газеты «Циня». Литературно-критическую деятельность начал в 1910. Писал статьи о творчестве Я. Райниса, А. Упита и др. В 1912-15 – эмигрант в Париже, был секретарём Парижской секции СДЛК. В 1915 г. возвращается в Россию, работает в Московской организации РСДРП.
В 1917 участник октябрьских боев в Москве, член ВРК Лефортовского района, затем член МК РСДРП (б). Делегат 7-го (1918) и 8-го (1919) съездов РКП (б). В 1920—24 на дипломатической и советской работе.
После Октябрьской революции заведовал художеств. отделом Главполит-просвета. Возглавлял отдел искусств НКПроса Украинской ССР. 
С 1924 заведовал Отделом искусств НКПроса РСФСР.
В 1925-ноябрь 1926 Председатель ГРК. Еще в феврале 1925 г. Р.А.Пельше предлагал устранить параллелизм в деятельности различных структур НКПроса и «перевести Главрепертком из организационной сети Главлита в сеть Главполитпросвета с одновременным роспуском Репертуарных комиссий Художественного Отдела». Однако 23 марта 1926 г. Пельше обратился в Коллегию НКПроса, руководителю Главлита П.И.Лебедеву-Полянскому и заместителю заведующего ГПП В.Н.Мещерякову объединить функции предварительного просмотра сценариев и цензуры готовых фильмов именно в ГРК, поскольку в ГПП не было денег на содержание цензурного аппарата.
12 июля 1926 г. на заседании ГРК рассматривался вопрос «О докладе т.Пельше в Оргбюро ЦК ВКП (б)». На заседании Р.А.Пельше говорил: «… необходимо разработать указания, позволяющие иметь ясный подход к конкретной работе, например, в оценке произведений; театр имеет старый и новый репертуар: в старом есть классика и мещанские произведения, в выпуске классиков надо относиться осторожно, а к мещанским брать строгую линию; от нового репертуара следует требовать четкость замысла и выполнения идеи. К советской фильме надо быть тоже строгим, а на иностранный ввоз пора начать делать постепенно нажим. Цирк требует тоже усиления строгости к его репертуару, как и эстрада. Спорен вопрос об удачности переделки опереток под наши условия. До сих пор степень, например, шовинизма, определялась опытным путем, различно было толкование порнографии, халтура, мещанство до сих пор тоже не могло уложиться в ясную формулировку; эти моменты требую ясности для внесения в оценку произведений и постановок определенности. Мы встречаемся и в литературе и с упадочными настроениями; наследства мы не отрицаем, но относиться нужно критически, на классиках мы еще учимся, приходится считаться с художественностью пьесы».
Поводом к отставке Р.Пельше (причина видится в крайне напряженных отношениях между лидером Главлита и заведующим Главреперткома) могло послужить замечание, вынесенное на закрытом заседании Коллегии НКПроса 15 октября 1926 г. Р.Пельше за то, что его доклад о деятельности ГРК был послан в Оргбюро до рассмотрения этого вопроса на Коллегии НКПроса. Доклад и проект резолюции были посланы в АПО секретарем ГРК Щегольковым и В.И.Блюмом. Закрытое заседание Президиума Коллегии НКП 25 ноября 1926 г. приняло решение «Просьбу т.Пельше об освобождении его от обязанностей председателя Главреперткома удовлетворить. Назначить тов. Мордвинкина временно исполняющим обязанности председателя ГРК».
Был редактором журнала «Советское искусство». 
В 1930-1934 в Государственной академии искусствоведения, является ее действительным членом. Член Союза писателей СССР с 1934 г.
В годы войны Пельше вел большую научно-исследовательскую и пропагандистскую работу.
В 1946-55-директор Института фольклора АН Латвийской ССР, в Латвийском государственном университете заведовал кафедрой искусствоведения, был деканом филологического факультета, руководил кафедрой журналистики.  
Автор более 60 научно-исследовательских работ и свыше 250 литературно-критических статей.
Умер в результате несчастного случая (сбит такси). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знаком почета», медалями.
 
Соч.: Нравы и искусство Французской революции. 1919; Предисловие. // Дорогу рабочему!: Сборник / Перевод Л.М. Волынского и А.И. Штуссера. Харьков. Пролетарий. 1925; Основы нашей репертуарной политики / Репертуарный бюллетень. 1926. №1; А. В. Луначарский - теоретик, критик, драматург, оратор // Советское искусство. 1926. № V; Пути современного театра (совм. с А. В. Луначарским и В. Ф. Плетневым), М.-Л., 1926; Проблемы современного искусства, М., 1927; Наша театральная политика, М.-Л., 1929; Вступит. статья // Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. Пер. с нем. A. А. Франковского. М—Л., 1930; Нравы и искусство французской революции Изд 2-е, доп. Л., 1930;  О литературном наследии и советской драматургии, [б. м.], 1933; Драматургия социалистической индустрии, [б. м.], 1934; Latviesu un krievu kultaras sakari Riga, 1951. Связи латышской и русской культуры. 1951.
Лит.: Большая Советская энциклопедия-3. С.323-324; Театральная энциклопедия. Т.4. С.305-306; СИЭ. Т.10. С.758-759; Первая Российская. Политиздат. 1985. С.180; [Некролог] // Правда. 1955, 22 июня; Елена Петрова. Держи меня, соломинка, держи [Интервью с дочерью Р.Пельше] // газета Капиталист. Интернет-весия. 2004-01-15 http://www.kapitalist.lv/2004-01-15/148.html
Личный архив: МЛИ ЛатвССР, 1292 ед. хр., 1880—1955.
Иконография: Л.Дума. Революционер, ученый, публицист (к 100-летию со дня рождения Р.А.Пельше) // Советская Латвия. 1980, 16 октября. С.4.
 
© Подг.: Зеленов М.В.
 
© Открытый текст                     
 
 
 
 
размещено 21.11.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В. (подгот.)
  • Размер: 7.64 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100