glossary/architecture/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Архитектура

 Архитектура
Размер шрифта: распечатать




Большая энциклопедия: в шестидесяти двух томах. М., 2006 (24.29 Kb)

 
Архитектура (лат. architectura, от греч. arcitekton — строитель, archi — главный и tektos — строить, возводить), зодчество, искусство проектировать и строить здания и сооружения; а также совокупность зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни и деятельности людей. Различают три основных вида архитектуры: объёмные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство –– создание новых городов и реконструкция старых. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Функциональные, конструктивные и эстетические качества (польза, прочность и красота) в архитектуре взаимосвязаны. От простого строительства архитектура отличается тем, что может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре, — пластика объёмов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскрёбы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.). На развитие архитектуры всегда влияли климатические условия, род и доступность строительного материала, научный прогресс, состояние религиозного сознания и социально-политического строя. В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно повлиявшие на создание архитектурных элементов (конструкций). Основные архитектурные элементы — опоры и покрытия различной формы. Сообразно с основными конструкциями развивался и орнамент, расчленение частей и разные виды украшений (капители, фронтоны, балюстрады и пр.). Из художественной совокупности архитектурных элементов в различные эпохи у разных народов развивались своеобразные архитектурные стили. В начале своего развития архитектура, находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством, занимала среди них главенствующее положение и определяла художественный стиль эпохи, единый для всех видов искусства. Далее в архитектуре происходил постепенный переход от «великих стилей» (романский стиль, готика, ренессанс, классицизм, ампир) к индивидуальным авторским стилям. Архитектура, наряду с изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. В эпоху неолита (4—2-е тыс. до н. э.) человек начал вести оседлый образ жизни и строить первые жилища, используя природные материалы (камень, дерево). Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами (стенами или стойками) и покрытием (коническим, двускатным или плоским балочным). Во 2-м тыс. до н.э. люди начали строить большие сооружения из камня — мегалиты. Существует несколько типов мегалитических сооружений — менгиры, кромлехи, дольмены и др., в т. ч. площадки для совершения ритуальных обрядов (убежище Дюк-Рок на территории Франции). Архитектура как область искусства оформилась в культурах Месопотамии и Египта. С возникновением государств сложилась и новая форма поселения — город как центр управления, ремесленного производства и торговли, что повлекло создание новых типов сооружений (храмы, дворцы и др.). В древне-египетской архитектуре на первый план было выдвинуто строительство культовых сооружений, которые возводились из камня. Первые гробницы состояли из объёмов усечённой формы, постепенно уменьшающихся кверху. К XXVIII в. до н. э. гробницы увеличились в размерах и приобрели форму полной четырёхгранной пирамиды. Стоечно-балочная система в законченном виде впервые (из дошедших до нас сооружений) была применена в конструкциях нижнего заупокойного храма пирамиды Хефрена. В дальнейшем эта система как логичная и простая конструкция применялась во всей мировой архитектуре, вплоть до нашего времени. С XIV в. до н. э. гробницы строились как подземные комплексы со сложными планами (Большой Карнакский храм и Луксорский храм около Фив). В этих храмах использовались различные виды колонн — главного элемента ордера. Жилые дома в Древнем Египте, в т. ч. и дворцы, строились из менее прочных, чем камень, материалов (битая земля, дерево, кирпич-сырец, позже — обожжённый кирпич). Стиль этих зданий был един со стилем каменных сооружений. В древних рабовладельческих государствах также возводились монументальные дворцы и храмы, призванные утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествлённых правителей (зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы Древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центральной и Южной Америки). Архитектура как авторское искусство оформилась к V в. до н. э. в Древней Греции. Кроме того, в древнегреческой архитектуре сложилась система классических ордеров, лежащая в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. В Древней Греции появилась целостная среда городов-государств (полисов). Сложилась система регулярной городской планировки с прямоугольной сеткой улиц и площадью — центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему двору. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который сооружался на вершине Акрополя. Классически завершённым типом храма стал периптер (Парфенон в Афинах, 447–38 до н.э.). Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. В архитектуре Древнего Рима, унаследовавшей традиции древнегреческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество рабовладельческого государства. Для их возведения большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Создавались крупные общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме, 75—80 н.э.), термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству (атриуму, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5—6-этажные жилые дома для малоимущих –– инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом, 125 н.э.). Архитектура Римской империи отличалась тяжеловесными и пышными формами. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в архитектуре, часто использовался как декоративный элемент. В феодальную эпоху значительно расширилась область распространения монументальной архитектуры, охватив Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Феодальные войны способствовали развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и других европейских стран, Средней Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Новой задачей, решавшейся в архитектуре Византии, было формирование внутренних пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы (храм Святой Софии в Константинополе, 532—37 н. э.). Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Древней Руси. Специфический характер архитектуры региональных древнерусских школ, развившихся после распада Киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строительными традициями и материалами. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (Успенский собор во Владимире, 1158–60), постройкам Новгорода Великого присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119), непринуждённо живописны асимметричные, сложенные из плитняка постройки Пскова. После полувекового перерыва в архитектурном развитии (1240–90), вызванного монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами стали Новгород, Псков. Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры Москвы. В 16 в. сложился тип шатровых храмов-башен (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Наряду с каменной архитектурой большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17—18 вв. высокого совершенства (Преображенская церковь в Кижском погосте и др.). В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы Арабского Востока. В городах Средней Азии возводились монументальные здания — крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи — из обожжённого кирпича, облицованные керамической мозаикой (мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, 1404). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди низких глинобитных или сырцовых жилых построек. Многообразие архитектурных типов отличает архитектуру феодальной Индии. Пластичность индийских монументальных сооружений близка к скульптурной. Под влиянием индийской архитектуры формировалась архитектура Юго-Восточной Азии (Индонезии, Цейлона, страны Индокитайского полуострова). В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства зданий. Китайскую архитектуру отличала исключительная стойкость традиций: строительные приёмы, возникшие в начале н. э., сохранялись без особых изменений до 19 в. Главная особенность архитектуры Китая — конструктивность, отсутствие ложной монументальности и украшательства. Основной строительный материал — дерево, применяемое и для каркаса и для отделки построек. Лёгкость жилищ контрастировала с массивностью дворцовых, культовых и фортификационных сооружений («Храм неба» в Пекине, 1420—1530). Под влиянием архитектуры Китая долгое время находилась японская архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. В отличие от китайской, архитектура японская в своих планировочных решениях следовала принципу асимметрии. Высшие достижения японской архитектуры связаны с монастырскими комплексами (Хорюдзн в древней столице Мара, 7 в. и др.). Ряд композиционных принципов древних сооружений получил последующее развитие в 14—18 вв. Для архитектуры Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта.
В развитии европейской архитектуры раннего Средневековья существовало два основных стиля: романский (11—12 вв.) и готический (13—15 вв.). Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм и характеризовалась массивностью сооружений. Были отвергнуты пропорциональные каноны и формы античной архитектуры и свойственные ей орнаментально-декоративные средства. В культовой архитектуре появились монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окружными крытыми галереями — клуатрами. Определились новые типы сооружений — феодальный замок, городские управления и др. Готическая архитектура возникла путём эволюции романской архитектуры и означала её переход на более высокую стадию развития. Готические конструкции были почти исключительно каркасными. В поздней готике каркасность была доведена до совершенства, её конструкции перешли в сложнейшие, в основном декоративные, построения. Главными очагами распространения готической архитектуры стали города. На ограниченной оборонительными стенами городской территории земельные участки ценились высоко, чем был вызван рост домов по вертикали, причём были распространены выступы этажей — верхних над нижними. В центре города строились главный собор и ратуша, являвшиеся основными элементами городской планировки. В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк –– деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем. Важный этап развития архитектуры связан с культурой Возрождения (Ренессанс), возникшей в начале 15 в. в Италии и развивавшейся в 15—16 вв. во многих странах Западной и Центральной Европы. Архитекторами Италии (Ф. Брунеллески, Л. Альберти, Д. Браманте, Б, Микеланджело и др.) была творчески переосмыслена ордерная система Древнего Рима, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство. Новый подход к архитектуре выражен в палаццо — типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность. В эпоху Возрождения развилась теория архитектуры (трактаты Л. Альберти, Виньолы, Палладио). За пределами Италии архитектура Возрождения была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию. Во второй половине 16 в. логичность композиций архитектуры Возрождения сменяют системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной культуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков, характерные для стиля барокко. В архитектуре барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой площадь Святого Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество архитекторов Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини) архитектура барокко широко распространилась в Германии и Австрии. Барокко Испании и Португалии в сочетании с традициями доколониального периода породило барочную архитектуру стран Латинской Америки, отмеченную крайней декоративной насыщенностью. Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения архитектуры классицизма. Лежащее в основе классицизма рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций зданий, парков и городских площадей (творчество архитекторов Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра); система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Развитие архитектуры классицизма продолжается во Франции (архитекторы Ж. Габриель, К. Леду) и других европейских странах во второй пол. 18 — нач. 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного стиля рококо. В нач. 1800-х классицизм пришёл к холодной парадности ампира. В Англии живописная среда парков, имитировавших естественную природу, создавалась в контрасте с классицистической архитектурой зданий.
Для истории русской архитектуры переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы обществ, зданий и производств, сооружений, порты; строились загородные дворцы, разбивались регулярные парки. Главной задачей российской архитектуры нач. 18 в. было развитие С.-Петербурга. Город имел структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки Петровского времени отличают простота и рациональность. В середине 18 в. в русской архитектуре нарастают тенденции барокко (творчество архитекторов В. Растрелли и С. Чевакинского в С.-Петербурге, Д. Ухтомского в Москве). Для российского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композицией. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму. Конец 18 — первая треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных городских ансамблей в центрах С.-Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и других городов (архитекторы А. Захаров, А. Вороиихин, Ж. Тома де "Гомон, К. Росси, В. Стасов, О. Бове, Д. Жилярди). Для архитектуры этого периода характерны широкий размах пространств, композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через «образцовые проекты», по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов. В 1830—50-х классицизм повсеместно приходит в упадок. В Европе и США рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в кон. 19 в. — железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Строятся просторные сооружения из металла и стекла (Хрустальный дворец в Лондоне, 1851, инженер Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом (Эйфелева башня в Париже, 1889, инженер Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые «небоскрёбы», выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Иногда в декорировании зданий использовались формы различных исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), вписанные в систему пропорций, заданных структурой здания, или в декорировании смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить т. н. стиль модерн, возникший в 1890-х. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы. Индивидуалистические тенденции модерна ярко проявились в проектах А. Гауди (Испания), а его рационалистические устремления — в творчестве архитекторов Ч. Макинтоша (Великобритания), X. вам де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. Шехтеля (Россия) и др. В нач. 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О. Перре — Франция; О. Вагнер и А. Лоз — Австрия; П. Беренс — Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (архитекторы И. Фомин, В. Щуко и И. Жолтовский — Россия; Э. Лаченс — Великобритания; Г. Бэкон — США; и др.). В первой пол. 20 в. в мировой архитектуре. складывается рационализм, выдвигающий принцип строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (архитектор Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов «Баухауза»: В. Гропиус, X. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ — в Германии и др.) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм (Функционализм). Перед Второй мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). К главным характеристикам архитектуры 20 в. относится множественность путей развития. Сложность панорамы возрастает потому, что в активное формирование идей и направлений архитектуры включается всё более широкий круг стран и народов. Также в 20 в. в различных странах появилась архитектура, форма которой предопределялась идеологической конструкцией государства и должна была служить стабилизации определённого порядка. Наиболее идеологизированные образы архитектуры создавались в первой пол. 20 в.— в муссолиниевской Италии, в официальной архитектуре США и в СССР сталинского периода. В создании советской архитектуры 1920-х— нач. 1930-х участвовали различные творческие группы: «конструктивисты» во главе с архитекторами. А. Весниными и М. Гинзбургом, «рационалисты» (архитекторы К. Мельников, Н. Ладовский и др.), архитекоры старшего поколения (архитекторы А. Щусев, И. Жолтовский, И. Фомин и др.). Индустриализация страны вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Запорожье и др.). Во второй пол. 1930-х тоталитарный режим привёл к обращению советской архитектуры к традициям прошлого («вечная классика» и «почвенные» национальные традиции). Одновременно этот период был отмечен развитием новых градостроительных проектов: были разработаны генеральные планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935—40), строились Московский метрополитен (архитекторы А. Душкин, И. Фомин и др.), канал Москва—Волга и другие крупные архитектурные объекты. Во второй пол. 1950-х произошла перестройка советской архитектуры, направленная на преодоление парадности и архаических форм. Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции. К крупнейшим градостроительным начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (ныне Новый Арбат, архитектор М. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского острова в Ленинграде (архитекторы Н. Баранов, В. Каменский, С. Евдокимов и др.) и пр. В европейских странах и США во второй пол. 20 в. принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в архитектуре Финляндии (архитектор А. Аалто), Японии (архитектор К. Тангэ), Бразилии (архитектор О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. В США архитектор Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х, сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество архитектора Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью открытых конструкций (работы архитекторов Л. Кана, П. Рудолфа). В европейской архитектуре в кон. 1950—60-х также развивался брутализм (архитекторы А. и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (Висячие конструкции), получили художественное осмысление в сооружениях архитекторов П. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Рейди в Бразилии и ряде построек на Всемирных выставках. Расширился круг стран, генерирующих новые идеи в архитектуре: заявили о своей самостоятельности архитекторы Финляндии и Японии, вошедшие в число лидеров; возникли сильные архитектурные школы в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Венесуэла, позже — Чили, Аргентина, Куба). Далее стал раскрываться в архитектуре культурный потенциал Индии. Сложились сильные архитектурные школы Австралии и Канады. Культурная самобытность архитектуры получила развитие в странах Ближнего Востока. Архитектура Европы и США 1970— 80-х, резко отошедшая от модернистского функционализма, стала именоваться постмодернистской. Отвергнутый предыдущим стилем историзм вновь восторжествовал. Косвенно это сказалось и на советской архитектуре, где усилилось общественное и профессиональное внимание к проблемам охраны исторического наследия. К кон. 1980-х архитектурные концепции постмодернизма, исчерпав себя, растворились в элегантности нового эклектизма. В конце 20 в. в глобальный процесс создания мировой архитектуры активно вовлеклись самобытные национальные культуры, увеличивая её многомерную сложность. При наличии ряда многообещающих идей и перспектив 20 в. завершился, не оставив чётко определённых начал дальнейшего развития архитектуры и градостроительства. Начался поиск архитектурных сценариев следующего исторического цикла.
 
Большая энциклопедия: в шестидесяти двух томах. — М., 2006. — Т. 4. — С. 5-10.
 
 
 
 
размещено 29.08.2011

(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 24.29 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Энциклопедический лексикон. СПб., 1835
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон). СПб., 1863
Русский энциклопедический словарь, издаваемый Н.И. Березиным. СПб., 1877.
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878
Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1890
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900
Большая советская энциклопедия. М., 1926
Малая советская энциклопедия. М., 1930
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1933
Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. М., 1936
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1950
Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1958
Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1970
Большая российская энциклопедия. М., 2005
Большая энциклопедия: в шестидесяти двух томах. М., 2006

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100