glossary/history/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  История

 История
Размер шрифта: распечатать




Необходимые науки, изложенные общедоступно. Руководство для неполучивших систематического образования и желающих образоваться / издание Н. Дельфина. СПб., 1866. (4.62 Kb)

 
ИСТОРИЯ
 
История рассматривает судьбу человечества от его начала до современного положения, т. е. весь ход его умственного, нравственного и материального развития, начиная от состояния дикости до современной цивилизации. Но в состав истории входят на все мелочные, обыкновенные явления народной жизни, а только те, в которых выразилась какая-нибудь идея, имевшая влияние на последующее время; такие явления называются историческими событиями. По степени важности идей, выразившихся в жизни различных народов, определяется разделение их на две большие группы: народов образованных, цивилизованных, исторических, и народов диких, нецивилизованных, неисторических. Каждый народ, подобно отдельному человеку, переходит постепенно разные фазисы своего развития: он имеет свое детство, юность, зрелый возраст и старость. Состоянию детства соответствует мифический период; это время первоначального развития, бессознательного ознакомления с природой. Деятельность народов в этот период заключается в исключительной борьбе с материальной природой; характер ее неясность и неопределенность. Поэтому сбивчивы, неверны и баснословны сведения об этом периоде, сохранившиеся у народа по преданию. Затем следует героический период юности народа, это период внешней деятельности по преимуществу; в нем выражается стремление померить свои силы в борьбу с чужими народами. Характер его воинственность, героизм в смысле великих подвигов физической силы и храбрости на войне. В зрелом возрасте народов – период полного развития гражданственности, начинает мало помалу остывать воинское рвение, деятельность народа имеет предметом внутреннюю жизнь, государственное благосостояние, над которым он трудится, пуская в ход весь запас развитых сил. Отличительный характер этого периода сознательность действий. Затем следует старость народов – период истощения внутренних сил; характер его – внешняя неподвижность, скрывающая процесс внутреннего разложения государственной жизни, оканчивающийся смертью. Некоторым народам не суждено было достигнуть полного развития; они остановились на первых двух ступенях и умерли, не внеся ничего, или очень мало в общую сокровищницу человеческой цивилизации, напр. Индейцы и Китайцы; другие прожили свою полную жизнь, оставив в наследство человечеству богатый запас идей и знаний, таковы Греки и Римляне, третьи, наконец, живут и теперь, выражая тот или другой период своего существования. Сведения о народе мы почерпаем из памятников, которые они оставили после себя. Памятники бывают устные (народные предания, сказки, песни), письменные (летописи, государственные акты), вещественные (памятники наук, искусств, ремесел и пр.) В помощь истории являются география и хронология; первая, как наука о местности, на которой развивалась известная жизнь, вторая как наука о времени и последовательности исторических событий. Рассматривать судьбы народов можно двояким образом: взявши отдельно какой-нибудь народ, проследить все события и видоизменения его жизни в разное время его существования и потом переходить к другому народу – это метод этнографический, или же рассматривать вместе события в жизни всех народов – одинаковые по времени, метод синхронистический. В огромном количестве исторических материалов надобно отличать эпохи и периоды. Эпохи – это те великие события в народной жизни, которых влияние на следующее время было так значительно, что самая жизнь народа с тех пор приняла другое направление, другой дух. От некоторых эпох, смотря по их важности, народы ведут свое летоисчисление, которое у древних народов было почти у каждого отдельное, – такие эпохи называются эрами. Время, протекшее от одной эпохи до другой, называется периодом. В V столетии по Р. Х. произошли два важные события: падение Западной Римской империи и распространение христианства по Европе; эти события повели за собою падение древнего мира и положили начало новому порядку вещей. Вследствие этого историю можно разделить на два больших отдела: древнюю и новую.
 
Опубл.: Необходимые науки, изложенные общедоступно. Руководство для неполучивших систематического образования и желающих образоваться: в трех отделах / издание Н. Дельфина. – СПб., 1866. – Стб. 399 – 400.
 
 
 
 
размещено 7.01.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 4.62 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Краткое понятие о всех науках, для употребления юношеству / Cост. Формей, Эжан Анри Самюэль. 2-е изд. М., 1774
Зульцер, Иоганн Георг. Сокращение всех наук и других частей учености, в коем содержание, польза и совершенство каждые части сокращенно описываются. М., 1781.
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847. Т. 6. Ч. 1.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т. СПб.: Ф. Толь, 1863–1864.
Необходимые науки, изложенные общедоступно. Руководство для неполучивших систематического образования и желающих образоваться / издание Н. Дельфина. СПб., 1866.
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. СПб., 1873–1879.
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / Под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900–1909.
Малая советская энциклопедия. М., 1929. Т. 3.
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1936
Большая советская энциклопедия. М., 1937. Т. 30.
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1953. Т. 19
История; история в школе. - Большая советская энциклопедия / гл. ред. В. В. Введенский. — 2-е изд. — М., 1953. — т.19. Историзм — Канди. — С. 24-33
Малая советская энциклопедия: в 10 т. 3-е изд. М., 1959. Т. 4
Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. Т. 10
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: энциклопедия. М., 1996.
Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. М., 2006
Большая энциклопедия: В 62-х томах. М., 2006. Т. 19
Культурология: энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. М., 2007
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 3-е изд. М., 1999. Т.1.
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100