glossary/music/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Музыка

 Музыка
Размер шрифта: распечатать




Малая советская энциклопедия: в 10 т. 3-е изд. М., 1959 (18.63 Kb)

 
   МУЗЫКА (от греч. μουσίxή, букв.—искусство муз)— искусство, отражающее действительность в звуковых художеств, образах. Накопленные веками сокровища классич. и народной М. принадлежат к высшим достижениям духовной культуры человечества. Подобно поэзии, живописи, скульптуре и др. видам искусства, М. является специфич. формой обществ, идеологии. Но в отличие от пластич. искусств пли от литературы и театра, М. оперирует не зрит. или словесными образами, а исключительно звуковыми средствами. Муз. звуки, или тоны, отличаются от шумов, встречающихся в природе, определ. высотой и особой организованностью (ритмической, ладовой) и эстетич. совершенством. Не обладая возможностью передавать точные понятия пли фиксировать конкретную предметность явлений, М. воплощает гл. обр. мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Но раскрывая эмоц. сферу, М. выражает через неё и мир идей, передаёт разнообразные явления и процессы реальной действительности. Являясь одним из средств организации масс, формирования их духовной жизни, М. активно влияет на обществ. практику. Способностью М. оказывать мощное эмоцион. воздействие на сотни и тысячи слушателей, захватывать их воображение, сплачивать их чувства и помыслы определяется громадная обществ, роль патриотич. и революц. гимнов, воен. М. (марш, походная песня), сопровождающей нар. празднества или траурные ритуалы. Издавна М. играла важную роль в освободит. воинах, в революц. борьбе народов, поднимая дух, укрепляя волю к победе. В то же время реакц. силы, враждебные трудовым массам, широко использовали различные виды М. с целью духовного закабаления людей (таковы, в частности, различные формы культового иск-ва — от первобытной шаманской М. до высоких образцов литургии в христианской церкви).
   Идеалистич. эстетика отделяет М. от всех др. областей  духовной  деятельности,  утверждая  независимость, имманентность муз. творчества, якобы составляющего некое таинство, замкнутое в мире самоцельной и идеальной красоты («Музыка вовсе не имеет отношения к миру явлений и прямо его игнорирует»,— писал философ А. Шопенгауэр). Наоборот, марксистская эстетика доказывает неразрывную связь М. со всеми другими сферами идеологии, подчинённость её общим законам обществ, развития. Вся многовековая история человечества нашла своеобразное отражение в творениях муз. иск-ва. Лучшие произведения классич. и народной М. дают образцы правдивого реалистич. отображения жизни в муз. образах; Мелодии нар. песни, темы симфонии или оперной арии в т. п. заключают в себе жизненное содержание, доступное восприятию широкого круга Слушателей; они вызывают в душе слушателя ответный эмоциональный отклик, пробуждают в его сознании живой мир ассоциаций. Даже не зная замысла композитора, слушатель, обладающий известными навыками художеств, восприятия, ясно ощущает характер и смысл муз. образа — будь то выражение любовного порыва, тяжёлого горя пли светлого ликования. В М. нередко обобщаются, типизируются определ. звуковые явления, существующие в реальной жизни (интонации человеческой речи, различные звуки, встречающиеся в природе).
   Основой всей муз. культуры является муз. фольклор — песни, обряды, инструмент, наигрыши, рождённые коллективным творчеством нар. масс. В процессе формирования народно-песенных культур создавались характерные для каждой нации средства муз. выразительности. Гениальные композиторы, широко используя эти средства, развивают и обобщают в своих произв. многовековой опыт нар. муз. иск-ва. Богатство и своеобразие прославленных во всём мире нем., итал., рус., франц. и др. композиторских школ в большой мере обусловлено яркостью и самобытностью нар. муз. творчества данных наций.
   В нар. муз. практике автор М. нередко выступает и как её исполнитель (рус. сказители, укр. кобзари, азерб. ашуги и т. п.). В профессиональном же муз. иск-ве эти функции, как правило, разделены: композитор сочиняет муз. произведение, выпускает в свет его потную запись, после чего музыканты-исполнители (оркестр, хор, солисты— певцы пли инструменталисты), разучив нотный текст, исполняют данную пьесу перед аудиторией. Муз. практика последних столетий потребовала спец. подготовки исполнит, кадров (в консерваториях, муз. училищах и т. п.). Сотни музыкантов и певцов работают в оркестрах, хоровых коллективах, оперных театрах либо посвящают себя муз. педагогике. Исполнитель, интерпретируя художеств, замысел автора, проявляет при этом и свою творч. фантазию, свой темперамент, своп эстетич. принципы. На протяжении мн. веков из среды музыкально одарённых людей выдвигались выдающиеся артисты-исполнители, составлявшие гордость своей нац. культуры (Ф. Шаляпин, С. Рахманинов— в России, Н. Паганини, Э. Карузо— в Италии, Ф. Лист—и Венгрии, П. Виардо—во Франции и др.).
   Простейшим выразит. средством воспроизведения М. является человеческий голос. Ласковый напев матери, баюкающей ребёнка, призывная песнь влюблённого, скорбный причет у праха усопшего — таковы издавна распространённые в быту виды вокальной М. Мелодия, спетая певцом, способна с наибольшей естественностью и проникновенностью передать живые эмоции, тепло человеческих чувств. Ломимо сольного пения, практикуется пение хоровое и ансамблевое. Известны различные формы вокальной музыки с инструмент, сопровождением. Голоса певцов различаются по звуковому диапазону и тембру: детские (дисканты, альты), женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто), мужские (тенор, баритон, бас) Существует множество разнообразнейших музыкальных инструментов— струнных (скрипка, виолончель, арфа, гитара), духовых (труба, валторна, флейта, кларнет), клавишных (фортепьяно, орган, фисгармония), ударных (литавры, барабан) и т. п. Наряду с народными самодельными инструментами (пастушьи свирели, простейшие виды щипковых типа балалаек или струнно-ударных типа цимбал) применяются сложные инструменты фабричного изготовления — вплоть до органа или совр. концертного рояля Сочетание струнных смычковых инструментов с деревянными и медными духовыми и группой ударных образует симфонич. оркестр — коллектив, для к-рого предназначена значит. часть классич. муз. литературы (симфонии, поэмы, инструмент, сопровождение в операх, балетах, ораториях и пр.). Известны и др. типы оркестров— духовой, струнный, джаз, различные виды оркестров нар. инструментов. Широко распространены небольшие, т. и. камерные, ансамбли— струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель), фортепьянное трио (рояль, скрипка и виолончель) и ряд др. сочетании.
   Осн. выразит. средством М. является мелодия — чередование единичных муз. тонов различной высоты, обладающее определ. художеств, логикой. «Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки»,— писал С. В. Рахманинов. Одноголосная мелодия без сопровождения сама по себе может составить убедит. муз. образ: таковы, напр., мн. народные песни. Мелодия является ведущим, определяющим художеств, средством и в сложных видах профессиональной музыки. Яркость, пластичность, красота, запоминаемость мелодии составляет высшее достоинство муз. произведения. Мелодия не может существовать вне ритма — определ. соразмерности звуков во времени, чередование долгих и коротких, выдержанных и отрывистых, акцентированных и слабых долей определяет своеобразие ритмич. рисунка мелодии и её метра (размера). Мелодию характеризует также определённость её лада — сложившейся системы взаимоотношения устойчивых и неустойчивых тонов. Каждая мелодия строится в том или другом ладу, придающем ей особый характер выразительности (мажор, минор, пентатоника и т. п.). Мелодия может подвергаться различным видоизменениям (варьирование, развитие, разработка), изменять свой лад, тональность. Помимо одноголосной М., ограничивающейся изложением одной лишь мелодии, существуют различные формы многоголосия: полифония, т. е. одноврем. сочетание нескольких равноправных мелодич. линий; гомофония, т. е. сочетание господств. мелодии с подчиненными ей аккомпанирующими голосами; особый вид многоголосия—пар. подголосочная полифония (напр., русская), для к-рой характерно сочетание мелодии с её ответвлениями (см. Подголосок).
   Важнейшим элементом муз. выразительности наряду с мелодией является гармония — искусство стройного и мелодичного соединения звуков и созвучия, аккорды и их естеств. чередования. Смена неустойчивых и устойчивых звукосочетаний, диссонансов и консонансов составляет гармонич. канву произведения. Муз. практика выработала огромное богатство средств гармонии, значительно усиливающих эмоцион. воздействие М., нередко способствующие созданию тончайших психологич. нюансов. Не менее важный выразит, элемент М. — тембр (звуковая окраска). В сложных произв. профессиональной М. встречается разнообразное сочетание муз. тембров— вокальных и инструментальных. Искусство красочного и соразмерного соединения различных тембров в произв. для оркестра или инструмент. ансамблей наз. инструментовкой.
   Большое значение имеет музыкальная форма — определ. порядок чередования частей и разделов произведения. От стройности, чёткости формы во многом зависит сила воздействия данной муз. пьесы, доходчивость её замысла. Важными средствами построения муз. формы являются контрасты муз. образов, повторы и возвращения ранее звучавших эпизодов, различные приёмы видоизменения, варьирования первоначальных тем. В процессе развития муз. искусства сложились традиц. формы-схемы, применяемые композиторами разных эпох: трёхчастная форма, вариации, рондо, сонатное аллегро и т. п. Существуют различные типы оперных арий, ансамблей, балетных соло, дуэтов и т. п. Естественно, что в каждом произведении большого мастера эти традиц. формы и типы получают новое, своеобразное претворение в соответствии с данным художеств, замыслом. Большое значение в М. играют темповые (смена быстрого я медленного движения, ускорения, замедления), а также динамич. эффекты (смена громких в тихих звучании, усиления, ослабления звука, акценты).
   С давних пор М. развивается в тесном синтезе с поэзией (вокальная М.), а также с театр. иск-вом и танцем. Как правило, синтетич. муз. жанры (песня, романс, хор, кантата, оратория, опера, балет, оперетта) обладают большей конкретностью художеств, воздействия, определённостью, однозначностью содержания. Вокальная М. основана на органич. слиянии распевной или декламац. мелодии с поэтич. словом. Часто в ней непосредственно воспроизводятся интонации человеческой речи. В чисто инструмент. М. звуковые образы живут самостоятельно, без участия поэтич. слова или театр, действия. Смысл М. в инструмент, жанрах (симфония, сюита, соната, квартет, симф. поэма, увертюра и т. п.) является более обобщённым, многозначным, в потому нередко и более трудным для восприятия. Композиторы стремятся порой конкретизировать восприятие образов инструмент. М., предпосылая произведению словесную программу пли давая ему специальное наименование: симф. поэма «Тассо» Листа, сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова, «1905 год» (11-я симфония) Шостаковича и т. п. В произв. программной музыки широко применяются звукоизобразит. эффекты (подражание пению птиц, журчанию ручья, конскому топоту, имитация воен. сигналов, пастушьих наигрышей и т. п.); в ряде случаев композиторы, пользуясь методом условно-ассоциативных связей, стремятся воспроизвести и образы зрит. порядка: сияние солнца, тьму ночи, лунный свет и т. п. Однако и в программных пьесах решающая функция принадлежит обобщённым муз. темам мелодич. плана (при подчинённой вспомогат. роли звукоизобразит. эффектов). Злоупотребление внешней звукописью, звукоподражанием приводит к антихудожеств. результатами натурализму. Наряду с М., предназначенной для исполнения в концертных залах и оперных театрах, существуют всевозможные виды при клад-ион М.— церковной, военной, бытовой, танцевальной и т. п. Определ. типы М. сопровождают нар. празднества, воен. парады, траурные шествия, танцы, спортивные игры и т. п.
   В муз. творчестве и исполнительстве отмечается разнообразие исторически сложившихся художеств. стилей, школ и направлений: каждому из муз. стилей присущ определ. круг идейно оправданных художеств, приёмов (таковы, напр., классицизм, романтизм, импрессионизм и т. п.). Нетрудно установить идейно-эстетич. общность этих стилей с соответствующими стилями в смежных иск-вах.
   Древнейшие виды М. возникли еще в первобытном  обществе (обрядовые заклинания, трудовые попевки и т. п.). Первоначальные формы муз. иск-ва неотделимы от танца, поэтич. декламации, языческого обряда. В странах Др. Востока (Египет, Китай, Индия), в античных гос-вах (Греция) культивировались вокальное иск-во и игра на муз. инструментах, вырабатывались основы муз. теории. Хор был непременным участником др.-греч. трагедий. Древние греки особенно высоко ценили воспитат. роль музыки. В эпоху феодализма зап.-европ. М. развивалась под знаком духовного господства христианской церкви. Ср.-век. католич. М. отличалась аскетичностью унисонного пения, скованного строгостью церк. ограничений. Но вопреки запретам церкви формировались светские формы музицирования (трубадуры и труверы в романских странах, рыцари-миннезингеры в Германии, скоморохи на Руси и т. п.); постепенно развивалось многоголосие. В средние века расцвело муз. иск-во стран Востока (арабы, персы), отличавшееся виртуозным совершенством и жанровым многообразием.
   Решающие сдвиги в развитии зап.-европ. М. произошли в эпоху Возрождения. Расцветает полифонич. иск-во в творчестве нидерландских (Жоскен Депре, Орландо Лассо), итал. (Палестрина), франц., нем. композиторов. Высшие образцы этого иск-ва создал в 18 в. И. С. Бах, величайший мастер полифонии. Его современником был Гендель, с именем к-poгo связано развитие классич. оратории. Но еще к началу 17 в. на Западе сложилось новое, гомофонное иск-во. Возникли и повсеместно распространились различные виды светской музыки: опера, кантата, сольная песня. В 16 —17 вв. бурно расцвели инструмент. жанры М. для струнных, клавишных инструментов, для различных ансамблей.
   Во 2-й пол. 18 в. в Италии, Чехии, Австрия, Германии формируется классич. тип симфонич. оркестра, кристаллизуются жанры симфонии, сонаты, сольного инструмент. концерта.
   Историч. роль в развитии симфонизма сыграли композиторы венской классической школы — Гайдн, Моцарт, Бетховен. Образцы оперного иск-ва, пронизанного идеями бурж. гуманизма, создали Глюк, Моцарт, Керубини. Для творчества великих мастеров 2-й пол. 18 и нач. 19 вв. характерно воплощение светлых героич. идеалов, культ разума и справедливости, красота, цельность, гармоничность формы. Творчество этих композиторов было идейно связано с прогрессивным антифеод. движением, с эпохой бурж. революции. Наиболее яркий представитель этой эпохи — Бетховен, гениальный нем. симфонист, оказавший могучее влияние на всю дальнейшую историю М.
   «Золотым веком» М. по праву считается 19 век, выдвинувший ряд корифеев муз. иск-ва в странах Европы. Их творчество в значит, мере пронизано идеями борьбы за свободу, пафосом нац.-освободит. движения. В музыке композиторов-романтиков (Шуберт, Шуман, Шопен, Берлиоз, Лист и др.) усиливается психология, глубина муз. образов, многограннее раскрывается духовный мир человека. Наряду с Италией, Германией, Францией видную роль в муз. жизни 19 в. играют Россия, Чехия, Венгрия, Польша. Бессмертные образцы муз. иск-ва создают немцы — Шуман, Вебер, Мендельсон, Вагнер, Брамс, австриец Шуберт, венгр Лист, поляк Шопен, французы Берлиоз, Гуно, Бизе, итальянцы Россини, Верди, Пуччини, норвежец Григ. Блестящая плеяда высокоталантливых композиторов выдвигается в России — Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. Развивая демократич. принципы, выдвинутые рус. освободит. движением, они достигают высших образцов реализма и народности в М. 19 в. Прогресс муз. иск-ва в России продолжается ив нач. 20 в., когда расцвело творчество Paxманинова, Скрябина, Прокофьева, исполнит. мастерство Шаляпина, Собинова, прославленных рус. пианистов и  скрипачей.
   В период империализма муз. искусство бурж. стран иступило в полосу всё усиливающегося кризиса. Идейный упадок, антигуманизм новой М. 20 в. проявляются в отказе от красоты и гармоничности формы, в вырождении мелодич. начала, в нарочитых звуковых уродствах. Упадок М. с наибольшей силой проявляется в таких формалистич. течениях, как додекафония, конкретная и электронная М. и т. п.
   На новой идейной основе развивается муз. культура СССР и стран нар. демократии. Следуя принципам социалистич. реализма, талантливые сов. композиторы создают произведения, правдиво в ярко отражающие жизнь и борьбу народа — строителя коммунизма. Сов. М. продолжает лучшие традиции классич. и нар. М., традиции народности и реализма, красоты и совершенства формы. Высокого расцвета достигла в СССР нац. муз. культура братских народов. Сов. М. оказывает влияние на творчество прогрессивных музыкантов зарубежных стран, стремящихся своим иск-вом способствовать борьбе народов за мир и демократию. См. Союз Советских Социалистических Республик (раздел  Музыка).
   Лит.: Кремлев Ю., Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 1—3, М.—Л., 1947 — 54; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 1—2, М.—Л., 1928—29; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1 — 2, М., 1952—53; Очерки по истории русской музыки. 1770—1825, под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша, Л., 1956; История русской советской музыки [в 4 томах], т. 1 — 2, М., 1956— 59; Грубер Р. И., Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956; Конен В., История зарубежной музыки, вып. 1, М.. 1958; Друскин М., История зарубежной музыки, вып. 2, М., 1958. См. также лит. к ст. Музыкознание, а также к разделам по музыке в статьях об отд. советских республиках и зарубежных странах.
 
Опубл.: Малая советская энциклопедия: в 10 т. / гл. ред. Б.А. Введенский. – 3-е изд. – М.: Большая советская энциклопедия, 1959. – Стлб. 278 – 283.
 
 
 
 
размещено 29.07.2008

(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 18.63 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Краткое понятие о всех науках, для употребления юношеству / Cост. Формей, Эжан Анри Самюэль. 2-е изд. М., 1774
Справочный энциклопедический словарь / Под ред. А. Старчевского. СПб., 1854. Т. 8
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний. СПб., 1863–1864. Т. 2.
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. – СПб.: Т. 2. 1875
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. — СПб., 1878
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. СПб., 1900–1909. Т. 13.
Малая советская энциклопедия. М., 1930. Т. 5
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1938. Т. 7
Большая советская энциклопедия; 2-е изд. – М., 1954. – Т. 28.
Малая советская энциклопедия: в 10 т. 3-е изд. М., 1959
Культурология: энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. М., 2007

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100