Наши посетители
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

18 февраля 2019 г. опубликованы материалы: Повестки дня заседаний Партийного актива Горьковского горкома ВКП(б) за 1935 г., песни с. Шутилово Первомайского р-на Нижегородской области из личного архива Т.В. Гусаровой.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Библиотека

 Библиотека
Размер шрифта: распечатать





Ю.В. Зарубин. Комплексы печных изразцов XVIII века из Городца (7.99 Kb)

 

Ю.В. Зарубин (г. Нижний Новгород)

В 2011 г. в Городце при прокладке газопровода во дворе детской поликлиники (д. № 8 по ул. Ленина) из слоя строительного мусора были извлечены обломки печных изразцов. Коллекция изразцов насчитывает 99 единиц. Все они красноглиняные гладкие. Анализ стилистических особенностей, орнаментации и цветовой гаммы позволяет выделить из них три комплекса, относящихся к трем разным печным наборам.  

Два комплекса представлены полихромными изразцами с желтой, зеленой поливой и фиолетово-коричневой росписью по белому фону.

В состав первого комплекса входят 36 фрагментов: 14 - лицевых (в том числе 2 выгнутых, 2 вогнутых, 2 угловых), 2 - поясовых, 16 - карнизных изразцов, 3 - перемычек, 1 ножка печи.

Лицевые изразцы имеют одинаковую орнаментацию (Илл. 1): в центре находится медальон с изображением вазона с цветами на белом фоне. Медальон помещен в прямоугольную зеленую рамку с белыми розетками по углам. По периметру изразца идет желтая полоса с белыми завитками. На поясовых изразцах белые завитки расположены на зеленом фоне. На карнизах на зеленом фоне изображены цветки с белыми лепестками и желтой серединкой («ромашки»). Орнаментация ножки аналогична орнаментации лицевых изразцов. Все детали орнамента имеют белую окантовку, оконтуренную тонкими линиями, нанесенными фиолетово-коричневой краской. Этой же краской выполнена роспись вазона, розеток, завитков и цветков. По краю изразцов нанесена зеленая полоса.

Размеры лицевых пластин из-за фрагментарности неопределимы, румпа у них коробчатая, с неглубоким желобком по краю. Высота румпы около 5 см, толщина - 0,7-0,9 см.    

Второй комплекс состоит из 20 фрагментов изразцов (19 – лицевых, включая 6 угловых, 1 – подзора). Лицевые изразцы орнаментированы фиолетово-коричневой росписью по белому фону. В центре, по-видимому, располагалась сюжетная композиция (на двух обломках частично сохранились изображения человеческих фигур) (Илл. 2). Она была помещена в фигурную орнаментальную рамку, пышно украшенную зелеными листьями и сетчатой штриховкой, нанесенной фиолетово-коричневой краской. Поле лицевой пластины оконтурено двумя тонкими фиолетово-коричневыми линиями, в углах расположены орнаментальные картуши, выполненные той же краской, с добавлением желтой и зеленой поливы. По периметру нанесена желтая кайма. Все детали орнамента имеют тщательную прорисовку фиолетово-коричневыми линиями (Илл. 3). Длина лицевой пластины изразца составляет 19,9 см. Румпы коробчатые, с неглубоким желобком по краю. Высота румпы - 4,7-5,0 см, толщина – 0,7-0,9 см.

К третьему комплексу относятся изразцы с синей росписью по белой поливе (20 фрагментов). Помимо 2 карнизных изразцов и 2 фрагментов печных ножек, в него входит нескольких вогнутых крупных лицевых изразцов. Они являются обломками больших панно, на которых были помещены изображения вазонов с цветами и амура, натягивающего тетиву (Илл. 4,5). По периметру панно украшала орнаментальная рамка из двух синих линий. Между ними располагались овалы со стилизованными цветками в середине.

На некоторых изразцах с тыльной стороны имеется маркировка в виде цифр, букв или штрихов, нанесенная синей краской. На одном изразце надпись «4 В» сохранилась полностью (Илл. 6). Высота пластины лицевого изразца – 20,5 см. Румпы высотой – 3,8 см и толщиной – от 1,2 до 1,7 см смещены от края к центру.

Все три комплекса по цветовой гамме, набору орнаментальных деталей, форме и размерам румп относятся к типу расписных изразцов, которые известный знаток русского изразцового искусства С.А. Маслих датирует последней четвертью XVIII века[1]. Такие изразцы производились в русских мастерских, количество которых расширялось соответственно растущему на них спросу. Одним из центров изразцового промысла была Балахна[2]. Вероятнее всего найденные в Городце изразцы были изготовлены именно там.

Все три комплекса относятся к печам калориферного типа, которые служили не только для обогрева помещений. Богатая изразцовая облицовка делала их важным элементом интерьера. Стоили такие печные наборы достаточно дорого. Их могли позволить себе представители социальной элиты и зажиточных слоев общества. Поэтому данные находки свидетельствуют о благосостоянии, по крайней мере, части жителей села Городца, которое в кон. XVIII – нач. XIX вв. принадлежало графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Списочный состав городчан этого времени с указанием их имущественного положения известен. Это позволяет надеяться, что в будущем можно будет составить список потенциальных обладателей домов с этими печами, а может и определить их конкретных владельцев.

 

 Фрагменты печных лицевых изразцов (первый комплекс)

Илл. 1 Фрагменты печных лицевых изразцов (первый комплекс)

 

 Фрагменты печных лицевых изразцов с изображением человеческих фигур (второй комплекс)

Илл. 2. Фрагменты печных лицевых изразцов с изображением человеческих фигур (второй комплекс)

 

 Фрагменты орнаментации печных лицевых изразцов (второй комплекс)

Илл. 3. Фрагменты орнаментации печных лицевых изразцов (второй комплекс)

 

 Фрагмент  печного панно с изображением вазона (третий комплекс)

Илл. 4. Фрагмент  печного панно с изображением вазона (третий комплекс)

 

 Фрагмент печного панно с изображением амура (третий комплекс)

Илл. 5. Фрагмент печного панно с изображением амура (третий комплекс)

 

 Маркировка на тыльной стороне печного изразца (третий комплекс)

Илл. 6. Маркировка на тыльной стороне печного изразца (третий комплекс)

 

Опубл.:Городецкие чтения: Материалы научной конференции VII Городецкие чтения (26 апреля 2012 г. Городец, 2012. С. 190 - 199.



[1] Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М. 1976. Илл. 262,265-268.

[2] Немцова Н.И. Балахнинские изразцы // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья: Материалы 2 региональной научной конференции «проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья». Нижний Новгород,1991.С.171-179.

 


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 30.06.2014
  • Автор: Зарубин Ю.В.
  • Ключевые слова: археология, печные изразцы, Городец, XVIII век
  • Размер: 7.99 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зарубин Ю.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Я.А. Яковлев, А.И. Боброва. К вопросу о роли и значении погребального инвентаря позднесредневекового населения Приобья: топор
М.Е. Родина. О так называемых наплечниках Андрея Боголюбского
К.А. Руденко. Словарь специальных терминов по деревообработке, ювелирному делу, керамике, ткачеству, палеографии, археологии и этнографии. Учебно-методическое пособие
Ю.В. Зарубин. Комплексы печных изразцов XVIII века из Городца
В.Л. Янин, Е.А. Рыбина. Открытие древнего Новгорода
Аверин В.А. Мезолит Волго-Клязьминского междуречья.
З.С. Коновалова. Средневековая керамика сельских поселений XII – XIV вв. (по материалам раскопок селищ Городецкого района)
Т.А. Габуев. О локализации “малых” владений Кангюя
Ю.А. Рапопорт. Религиозные верования хорезмийцев в доисламское время
Н.Н. Бусятская. Стеклянные изделия городов Поволжья (XIII-XIV вв.)
Г. А. Федоров-Давыдов. Курганы. Идолы. Монеты
И.В. Волков. Частная коллекция "турецких" курительных трубок из Москвы

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100