history/archaeology/library/poluboyarinova/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Библиотека  / 
   М.Д. Полубояринова. Украшения из цветных камней Болгара и Золотой Орды

 М.Д. Полубояринова. Украшения из цветных камней Болгара и Золотой Орды
Размер шрифта: распечатать




Глава IV. Состав камней и вопросы производства. Заключение (38.72 Kb)

 
[98]
ГЛАВА IV
СОСТАВ КАМНЕЙ И ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА
В работе рассмотрены все, оказавшиеся доступными, находки из городов Среднего и Нижнего Поволжья - Болгара, Сарая (Селитренное гор.). Нового Сарая (Царевское гор.), Увека, Водянского городища - всего 887 предметов из полудрагоценных камней и материалов органического происхождения. В их числе - готовке изделия, полуфабрикаты, необработанные обломки, т.е. сырье или отходы производства. По городам они распределяются следующим образом (табл.1).
Таблица 1
 
Памятник
Количество
%
Болгарское гор.
486
54,80
Селитренное гор.
298
33,60
Царевское гор.
37
4,17
Увекское гор.
54
6,08
Водянское гор.
12
1,85
Всего
887
100%
 
Процентное соотношение изделий из различных материалов показано на табл.П.
Таблица II
 
Материал
Доля в %
Материал
Доля в %
Cердолик
47,68
Кварц
1,91
Янтарь
20,29
Перламутр
1,69
 
[99]
Таблица II (продолжение)
Материал
Доля в %
Материал
Доля в %
Хрусталь
10,14
Лазурит
1,35
Бирюза
5,41
Нефрит
1,13
Аметист
4,62
Известняк, мрамор, мраморовидный оник, кальцинированная кость, роговик, амазонит, яшма, слюда, гагат, змеевик, шпинель, коралл
 
 
 
 
 
3,42
Халцедон, агат
2,36
 
 
 
 
Из приведенной таблицы видно, что основными поделочными материалами служили сердолик, янтарь и хрусталь. Бирюза, аметист и кварц представлены в большой степени необработанными или полуобработанными камнями. Изделия из остальных пород найдены единицами.
На табл.Ш показано как распределяются по памятникам каждый из этих камней.
Таблица III
 
 
 
Сердолик
Янтарь
Хрусталь
Бирюза
Аметист
Халцедон,
агат
Кварц
Перламутр
Лазурит
Нефрит
Гагат
Кость
кальц.
Болгарское
гор.
274
156
27
-
5
11
-
-
6
2
2
-
Селитренное
гор.
92
14
43
 
35
6
17
12
6
7
4
8
Царевское
гор.
7
4
19
 
1
-
-
2
-
1
-
-
Увекское
гор.
42
-
1
-
 
3
-
-
-
-
-
-
Водянское
гор.
9
-
1
-
 
1
-
-
-
-
-
-
 
[100]
На табл. IV показано процентное соотношение наиболее полно представленных пород по памятникам.
Таблица IV
 
Памятник
Сердолик
Янтарь
Хрусталь
Бирюза
Болгарское гор.
64,63%
86,68%
30%
 
Селитренное гор.
21,70%
7,77%
47,77%
99%
Царевское гор.
1,65%
2,22%
21,11%
1%
Увекское гор.
9,90%
3,33%
0,56%
 
Водянское гор.
2,12%
-
0,56%
 
Всего
100%
100%
100%
100%
 
Итак, наибольшее число украшений приходится на долю Болгарского городища: здесь найдено более половины всего сердолика, почти весь янтарь, немного менее трети хрустальных украшений, но мало аметиста, нефрита, отсутствуют многие камни, которые есть на Селитренном. Селитренное городище представляет наибольший спектр цветных камней и других поделочных материалов. Здесь больше хрусталя и аметиста, чем в Волгаре, найдена бирюза, шпинель, кварц, перламутр, кальцинированная кость, мраморовидный оникс, яшма, амазонит, перламутр, кораллы. Некоторые из них представлены большей частью сырьем. Зато количество находок янтаря на Селитренном городище и в других центрах Нижней Волги ничтожно по сравнению с Болгарским городищем. Видимо, Болгар, помещавшийся гораздо севернее и имевший традиционные торговые связи со странами Балтийского побережья, получал и потреблял больше янтаря, в том числе и в домонгольский период. В наборе камней Селитренного городища сказывается преобладание южного и восточного направления в его торговых интересах.
Число находок в трех остальных золотоордынских городах очень невелико, поэтому они не дают такой яркой картины. Отметим все же, что в Увеке подавляющее большинство украшений (бус) сделано из сердолика, а на Царевском городище самую большую группу находок составляют вставки из горного хрусталя.
Изучение находок из Болгара и золотоордынских городских
[101]
центров Нижнего Поволжья позволяет предположить, что в отдельных пунктах существовало камнеобрабатывавщее ремесло; подтверждения этому найдены в Болгаре и Сарае (Селитренное городище).
Говорить о местной обработке цветных камней можно при наличии полуфабрикатов, бракованных изделий и сырья. Сырье - различные минералы и другие материалы, из которых делали украшения, не добывалось в Поволжье, его привозили из других областей. В Болгаре и Сарае найдены необработанные и полуобработанные камни различных пород. В Болгаре - это в основном янтарь. Находки нескольких кусочков янтаря отмечены почти в каждом раскопе, как в домонгольском слое, так и, в большем числе, - в золотоордынском. Зафиксировано 107 кусков янтаря и 13 полуфабрикатов.
На раскопе I - 1949 г. в центральной части городища найдено 15 кусков янтаря и полуфабрикаты из него: 2 грубо обработанных подвески одинаковой формы, но без отверстий (рис.10,1), заготовка, видимо, подвески, трехгранная в сечении (рис.10,2) сломанная янтарная шарообразная бусина (последняя находка, возможно и не связана с производством). На этом же раскопе найдены также 6 сердоликовых бус, из которых 2 кольцевидные примитивно обработанные, 4 битрапецоидные граненые, причем две неправильной формы. Все эти находки происходят из раннезолотоордынского слоя и говорят о наличии поблизости мастерской по изготовлению украшений из камня.
На раскопе I - 1948 г. также в центральной части городища найдены 3 половинки одинаковых плоских круглых вставок из сердолика (рис.8,3). Больше подобных вставок ни в Болгаре, ни в других изученных городах не найдено. Здесь же обнаружен обломок сердоликового перстня, подвеска простейшей формы и еще несколько бус из сердолика, аметиста, хрусталя. Находки происходят из позднезолотоордынского слоя. Существование мастерской на этом участке городища нельзя, однако, полностью считать доказанным.
Неоспоримые остатки мастерской найдены на раскопе П -1951 г. в заречной части города. Здесь в слое сер.ХIV в. было найдено 7 сломанных каменных перстней: I - янтарный, I - халцедоновый, I - гагатовый, I - из змеевика, 2 - из роговика, I -из неизвестной породы камня (рис.6,14-20). 3 из них лежали в одной яме № 6. В этой же яме найдены: сердоликовая подвеска, аметистовая плохо обработанная подвеска, 3 - сердоликовые бу-
 
[102]
 
Рис.10 Полуфабрикаты и бракованные изделия.
1-7 – янтарь, 8-10 – сердолик, 11-13 – хрусталь.
 
[103]
сины - зонная и кольцевидная, плохо обработанные, цилиндрическая маленькая бусина, единственная в нашей коллекции (рис. 1,6). На остальной площади раскопа кроме 4 перстней, найдены 2 сердоликовые бусы, заготовка янтарной подвески, кольцевидная небрежно выполненная янтарная бусина и 4 куска янтаря.
7 каменных перстней, найденных вместе представляются уникальным явлением для Болгарского городища, т.к. на всей остальной раскопанной площади найдено всего 6 перстней и все сердоликовые. Форма шести из семи перстней с этого раскопа в основном одинаковая; все они имеют прямоугольный щиток, на трех - сходный орнамент. Безусловно, все они вышли из рук одного мастера. Находки перстней, которые могли быть сломаны при изготовлении, несколько небрежно обработанных янтарных и сердоликовых бус и подвесок (сердоликовой и аметистовой), заготовка янтарной подвески дают основание локализовать д этой части городища мастерскую.
В 1982 г. на раскопе  I ХХХШ неподалеку от Черной палаты Н.Д.Аксеновой была определена как мастерская по обработке янтаря землянка позднезолотоордынского времени (сооружение № 10). В комплексе землянки и вокруг нее на этом уровне найдено до 15 обл. полуфабрикатов и обломков янтаря.
В других частях Болгара найдены кусок сердолика с просверленным отверстием (заготовка подвески), подобная поделка из янтаря - большой кусок янтаря плосковыпуклой формы (рис. 10,7), обломок с вырезанной розеткой по краю (рис.10,6), бусина с канало пробившем стенку (брак, рис.10,5). Все эти находки свидетельствуют о том, что обработка камней не сосредотачивалась только в указанных пунктах. Возможно, что найденные по всему городищу сердоликовые кольцевидные и зонные бусы, небрежно обработанные, были местного производства.
На Селитренном городище найден значительно более широкий набор материалов, из которых изготавливали украшения.
Сердолик - 20 кусков, 2 полуфабриката перстней (рис.12, 10) обл. перстня, переделанный во вставку (рис.10,9). Горный хрусталь - 6 кусков, в том числе сросток кристаллов, 2 полуфабриката: неотшлифованная вставка, которой придана овальная форма (рис.10,11), плоско выпуклая вставка отполированная, но еще неправильной формы (рис.10,12), 2 бусины, распиленные пополам, для использования в качестве вставок (рис.10,13).
[104]
Лазурит - I кусок. Бирюза -  12 необработанных кусков, 8 отполированных заготовок вставок, 4 полированных кусочка. Аметист  - 42 куска. Розовый кварц - 13 кусков и I прямоугольная заготовка. Халцедон - 2 куска, I полированная заготовка (бусины?). Шпинель - 5 кусков. Голубой кварц, иногда  называемый сапфирином - 41 кусок. Янтарь - 10 кусков, I полуфабрикат. Перламутр - I кусок морской раковины, I распиленная и отполированная раковина. Белемнит - распиленный (заготовка вставки?) -I. Коралл - 5 "веточек".
Большинство этих находок собрано на поверхности городища, но часть найдена при раскопках. Пока топография находок не позволяет локализовать мастерскую, однако не может быть никаких сомнений, что в городе было налажено производство украшений из привозных материалов. На Водянском городище найдена заготовка украшения из слюды.
На остальных городищах Нижней Волги следов обработки камней пока не найдено, но эти памятники хуже изучены. Лишь несколько крупных кусков янтаря есть в коллекциях из Увека и Нового Сарая; однако, янтарь использовался не только для обработки: его сжигали в качестве курений.
Техника обработки цветных камней изучена геологом Г.Г. Леммлейном. Им рассмотрены большие коллекции бус Кавказа и трактаты древних авторов на эту тему. На этом основании определена последовательность операций при изготовлении бус:
I) грубая формовка путем скалывания или распиливания; 2) шлифовка - выравнивание поверхности; 3) полировка - придание блеска и прозрачности; 4) просверливание отверстия.[1]
В отношении первой операции Бируни сообщает, что ее поручали самому опытному мастеру. Такие камни, которые трудно расколоть, например, нефрит из-за его вязкости, разрезали дисковой пилой. Шлифовка твердых камней - сердолика, кварца - производилась порошком наждака или корунда; мягких - таких, как бирюза, - напильником, смоченным маслом. Полировали изделия более мягкими порошками - например, пережженным ониксом или раковинами. Твердые камни, такие как шпинель, полировали железным колчеданом - пиритом. Существовал и более древний способ полировки - бусы складывали в кожаный мешок вместе с мокрым абразивным порошком и кусочками кожи и встряхивали в течение нескольких часов. Грани после такой полировки получались сглаженными
[105]
Существовали и описаны авторами научных трактатов способы улучшения цвета камня. Сердолик, например, прокаливали в жаровне. Оникс и агаты сначала варили день или два я меду, а потом нагревали - полосы этих камней имеют разную плотность и по-разному впитывали мед, а при прокаливании мед, обугливаясь давал разные оттенки коричневого цвета. Камни держали в масле для придания им блеска и прозрачности. М.И.Пыляев сообщал, что торговцы бирюзой в XIX в. вымачивали ее подолгу в воде для придания  ей лучшего вида: когда бирюза высыхала, она блекла.[2]
Существовали и другие способы изменения окраски камней - подкладывали фольгу под прозрачные камни, окрашивали канал бусины, опускали в краску хрустальную бусину, предварительно добившись, чтобы хрусталь растрескался. Чтобы добиться трещин, бусину погружали попеременно в кипящее масло и холодную воду. Подобная бусина и шахматная фигура есть в нашей коллекции. Для того, чтобы изменить цвет янтаря, его надо кипятить в растительном масле с добавлением красителя[3].  Многими из этих приемов пользовались до недавнего времени.

[106]
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге рассмотрим значение описанных находок из средневековых городов Поволжья - Болгара, Сарая, Нового Сарая, Увека. Большое число украшений из различных материалов - это свидетельство налаженных торговых связей Поволжья со странами Востока и Запада как в домонголъский, так и золотоордынский период истории. Месторождения многих цветных минералов, имеющиеся на Урале, в средние века, видимо, широко не разрабатывались, поэтому все рассмотренные вещи или сырье для них были доставлены издалека. Сокровищницей всего континента в течение нескольких тысячелетий являлись страны Передней и Юго-Восточной Азии - Иран, Афганистан, Индия, а также наши среднеазиатские области. Здесь добывались и расходились по всему тогдашнему миру бадахшанский лазурит, нишапурская бирюза, нефрит Куэнь-Луня. Средневековые разработки различных цветных камней открыты в горах Средней Азии. Лазурит и нефрит добывались, видимо, и в районе озера Байкал. С запада, с берегов Балтийского моря и, возможно, из Приднепровья шел янтарь.
Доказательство восточного происхождения большинства цветных камней, найденных в Поволжье, дает изучение форм украшений. Только происхождением из одного источника можно объяснить стандартность сердоликовых бус для всей Восточной Европы на определенных хронологических этапах. Попытка в свое время объяснить обилие сердоликовых бипирамидальных бус в древнерусских курганах их местным производством была оспорена в ходе дальнейших исследований. Одним из аргументов было совпадение ареала каменных бус на территории Древней Руси с ареалом восточных монет - дирхемов в Х-ХI вв. Другой довод состоит в наличии подобных форм бус в Индии, причем более древних, нежели на Руси.1 К этому можно добавить соображение о том, что наличие огромного числа каменных бус в курганах соседствует с их единичными находками в культурном слое городов. Именно города, как центры ремесла, должны были бы производить и, в основном, потреблять эти бусы и лишь часть их сбывать в сельские местности. Кроме того, такие бусы есть в более ранних памятниках Кавказа, Крыма, Прикамья и т.д. Все это не исключает возможности доработки изделий на месте - об этом говорит находка в киевской землянке
[107]
нач. ХIII в. массы хрустальных (1274 экз.) и сердоликовых (65 экз.) бус, среди которых были недосверленные, расколотые, т.е. бракованные2.

Отсутствие орудий обработки камня в этой полуземлянке, смущавшее М.К.Каргера, возможно объясняется предположением, что амфору с бусами только спрятали в этой землянке или подполье дома, ввиду надвигающегося штурма Киева татарами, а мастерская была в другом месте.
Снабжение Руси полудрагоценными камнями, видимо, шло через Волгу, т.е. через Болгар, а в золотоордынское время и через Сарай. На Волгу эти традиционные восточные товары поступали большей частью из Средней Азии.
Высказывается точка зрения, что сердоликовые украшения, попавшие по Волжскому пути на Север Европы, шли не только из Средней Азии, но и с Кавказа. В доказательство приводится сходство сердоликовых бус Старой Ладоги и скандинавских памятников с бусами северо-кавказских могильников этого же и более раннего времени3. Но все эти же формы бус присутствуют и в памятниках Средней Азии Х-ХV вв. и более раннего времени. Такие же бусы изготавливались в Индии и Иране в значительно более раннее Время. Призматические уплощенные и 14-тигранные сердоликовые бусы встречаются уже у сармат Поволжья.[4]  В.Б.Ковалевская относит к местному производству на Северном Кавказе лишь плохо обработанные бусы и подвески из сердолика низкого качества. Крупнейший знаток цветных камней, в том числе и археологических, Г.Г.Леммлейн считал, что изделия из твердых камней (в основном, бусы) играли существенную роль в торговле древней Индии, т.к. в обмен на них ввозились металлы, которыми Индия не богата. Именно этим Г.Г.Леммлейн объяснял обилие привозных каменных бус в памятниках Кавказа, богатого цветным металлом, приводя слова Плиния о том, что Индия не имеет ни меди, ни свинца, а выменивает их на свои драгоценные камни. Кавказ, по-видимому, не поставлял большого числа каменных бус в Восточную Европу, но мог служить связующим звеном в транзитной торговле Ирана с северо-европейскими странами. Наша находка в Волгаре скарабея из сердолика, очень похожего на скарабей из Агач-Калинского могильника и из Скандинавии как бы наглядно восстанавливает этот путь. Представляется маловероятным, чтобы эти сердоликовые скарабеи изготавливались на Кавказе, поскольку отсюда пока известна всего одна находка, т.е. меньше, чем из Швеции, конечного пункта
[108]
этого пути. Скорее всего, Агач-Кала - такой же промежуточный этап, как Болгар или Старая Ладога. Где же изготавливались сердоликовые скарабеи - поздняя реплика на древний египетский талисман - пока установить не удалость. Кочевнические лазуритовые подвески представляют собой, видимо, другую ветвь этой же традиции.
В связи с рассмотрением роли Кавказа, как источника поступления на Русь массы каменных украшений, можно вспомнить, что А.Е.Ферсман, знакомившийся с археологическими коллекциями наших музеев, отмечал редкое проникновение с Кавказа на Русь бус из обсидиана, гагата, мраморовидного оникса и бирюзы. По его словам, все самоцвете, которыми восторгались иноземцы, попадали на Русь из Византии и с Востока через посредство греческих и бухарских купцов, от кочующих народов Средней Азии и Китая, или с Запада от ганзейских купцов, а также через генуэзцев и венецианцев.[5]
Таким образом, полудрагоценные камни на Волгу шли, в основном, из Средней Азии или через Среднюю Азию. Караваны на такие огромные расстояния редко шли транзитом. [6] Обычно торговля велась поэтапно - груз доставляли в крупный торговый пункт, где он переходил в другие руки и откуда он, дополненный товарами этого рынка, следовал дальше. Такими пунктами, где могли пополняться и переформировываться грузы, были и Мера, и Бухара, и Самарканд, и Отрар, и Ургенч, т.к. все эти города стояли на известном еще в раннее средневековье торговом пути из Арабского халифата в Восточную Европу, к Волге. Этот путь шел через Иран и Афганистан, Среднюю Азию, плато Уст -Юрт, разделяющее Аральское и Каспийское моря, а дальше - или через Каспийское море в низовья Волги или севернее, посуху, на Среднюю Волгу к Болгару.[7]  Этим же путем через Кабул - Балх - Термез к городам Согда дел мощный поток индийских сердоликовых бус, наводнивших с сер.I по сер.П тыс. области Восточной Европы. Нужно полагать, что кораллы, перламутровые раковины, раковины каури были доставлены с побережья южных морей по этим же дорогам.
Нефритовые изделия шли из Китая. Их немного на Волге, все они относятся к золотоордынскому периоду и найдены в городах Золотой Орры. В Болгаре они почти не встречены, хотя китайский фарфор - селадон здесь довольно частая находка. Китайские товары поступали по пути, проходящем через Монголию - Семиречье -
[109]
Баласагун - Отрар и дальше по Сыр-Дарье до Аральского моря, до Каспия, до Волги. Находки в Болгаре и Сарае поясных нефритовых бляшек, такие же, как в могильниках близ Алма-Аты ж на Среднем Енисее, где они изготовлены из местного нефрита, говорит о том, что нефритовые изделия могли поступать не только из Китая, но и из восточных областей Средней Азии или из Забайкалья. Украшения из гагата могли доставляться с Кавказа, где в Западной Грузии били известны его залежи.
По Волге товары шли дальше в северные области Руси, в Скандинавию, или от Болгара сухопутным путем к Киеву. Все эти пути функционировали и в период Х - нач.ХШ вв., когда были нарушены татаро-монгольским завоеванием. С установлением Золотой Орды, когда Северный Хорезм стал ее частью, а забота о торговле - одной из государственных забот, были возобновлены караванные пути и поступление восточных товаров, в том числе цветных камней, на рынки Сарая, Болгара и других городов Поволжья продолжалось.
О восточном происхождении изделий из цветных камней  говорят их формы. Все они находят аналогии в Средней Азии, Индии. Таковы бусы из сердолика, хрусталя, бирюзы, аметиста и других камней. Например, форма и орнаментация сердоликовых бус с щелочным узором сходна с бусами Индии. В.Б.Ковалевская отмечает, что редкие находки орнаментированных сердоликовых бус в курганах Северной Руси имеют аналогии в Индии, в то время как орнаментация бус, найденных на Северном Кавказе, говорит об их иранском происхождении. Видимо, и Русь, и Волжская Болгария получали такие бусы из одного источника - из Индии, т.е. Русь получала их через Болгар и другие поволжские центры.
Формы подвесок, найденных в Поволжье, также обычны для среднеазиатских областей. В Поволжье и Прикамье подвески такой привычной формы изготавливали из янтаря - материала, пришедшего с Запада. Единичные находки таких янтарных подвесок в некоторых русских городах говорит не о том, что их делали на Руси и отвозили на восток[8]  - в Саркел и города Волжской Болгарии, а о том, что их форма была заимствована русскими у восточных соседей.
Интересен вопрос о хрустальных вставках, разнообразной формы и редкой красоты и сохранности. В домонгольский период они встречены буквально единицами в некоторых русских городах - Торопце, Изяславле, Муроме.[9]  В Новгороде в слоях вт.пол.ХШ-Х1У вв. найдена целая серия таких вставок. Они есть и во всех
[110]
крупных городах Золотой Орды, в могильнике Х1У в. на городище Верхний Джулат[10] в могильнике я Прииртышье этого же времени.[11] Подобная хрустальная вставка помещена на знаменитой золотой пекторали из Бухарского клада. Вставка состоит из двух половинок: "нижней округлой и верхней в виде удлиненного конуса со скошенной вершиной".[12] А.А.Спицын указывает, что эта вставка несколько более поздняя, чем сама пектораль, а в целом, клад датирован им ХШ-ХIV вв. Некоторые хрустальные вставки из Новгорода также состоят из двух линзочек хрусталя: розовое вещество, склеивающее их, видимо, тот самый "лак", о котором упоминают Бируни и Афанасий Никитин. Собиратель и знаток древностей Волжской Болгарии А.Ф.Лихачев писал: "Драгоценные камни были даже положительно редки и недостаток их восполнялся всякого рода подделками из стекла и горного хрусталя, из которых наилучшие сделаны в виде дублетов..."[13]
Хрустальные вставки в Новгороде отнесены С.Д.Аксентоном к западноевропейскому импорту.[14]   Действительно, залежи горного хрусталя известны в Альпах и других местах Европы. Казвини указывает, что горный хрусталь, наряду с Согдом и Индией, добывается "в северных странах и в царстве франков". Как считает А.М.Беленицкий, Казвини имеет в виду именно альпийские месторождения хрусталя[15]  Однако, техника обработки камней, вся культура их употребления пришли в Европу из Индии и других стран Востока. Находки в Сарае и Новом Сарае большого числа хрустальных вставок точно таких же форм, что и новгородские вт.пол.ХШ-ХIV вв., наличие таких украшений в средневековых памятниках Средней Азии - рее это позволяет утверждать, что в Новгороде они появились, как предает восточной торговли. В Сарае найдены следы производства хрустальных вставок: возможно, они поступали в Новгород, не только через Золотую Орду, но и из Золотой Орды.
Найденные в Болгаре (как домонгольского, так и золотоордынского периодов) и в городских центрах Золотой Орды украшения из цветных камней и других поделочных материалов позволяют судить не только об уборе жителей этих областей в средние века, но и о торговых связях Поволжья в Х-ХV вв., об уровне местного ремесла. Наличие большого числа бус и некоторых других украшений Х-ХI вв. э культурном слое Болгара подтверждает его значение, как крупного торгового центра этого периода. Находки в
[111]
Болгаре ХIV в..и в других крупных центрах Золотой Орда говорят о появлении здесь камнеобрабатыващего ремесла, носители которого, так же, как и сырье для изделий, доставлялись, в основном, из Средней Азии.
 
[112]
 
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АО                   - Археологические открытия
АС                   -  Археологический съезд
АСГЭ              - Археологический сборник Гос.Эрмитажа
ВО ИРАО        - Восточное отделение Российского археологического общества
ГИМ                - Гос.Исторический музей
ГМС                - Госмузей истории культуры и искусства народов Узбекистана в Самарканде
ИАК                - Известия Гос.Российской археологической комиссии
КСИА              -  Краткие сообщения Института археологии
МАД                - Материалы по археологии Дагестана
МИА                - Материалы и исследования
МАО                - Московское археологическое общество
СА                   - Советская археология
САИ                - Свод археологических источников
СМОМПК        - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа
ЮТАКЭ          - Южно-Туркменская археологическая комплексная экспедиция.
 
 
 
 
размещено 24.09.2007

[1] Леммлейн Г.Г. Минералогические сведения, собираемые в трактате Бируни // Ал-Бируни. Собрания сведений для познания драгоценностей. М., 1963. С.363
[2] Пыляев М.И. Драгоценные камни, их свойства, местонахождение и употребление. СПб., 1877. С.60
[3] Сребродольский Б.М. Янтарь. М., 1964. С.7
1 Фехнер М.В. К вопросу об экономических связях древнерусской деревни // Тр.ГИМ. Вып.33. М., 1959. С.152,154.
2 Каргер М.К. Древний Киев. Т.1. М.-Л., 1958. С. 473, 474.
3 Давидан О.И. Скарабей из Старой Ладоги. АСГЭ, 29. Л., 1988. С. 114.
[4] Дворниченко В.В., Федоров-Давыдов Г.А. Раскопки курганов в зоне строительства Калмыцко-Астраханской и Никольской рисовых оросительных систем // Сокровища сарматских  вождей и древние города Поволжья. М., 1969. Рис.7, 4,5,9
[5] Ферсман А.Е. Из истории культуры камня. К.-Л., 1946. С.21, 23.
[6] Даркевич В.П. Художественный металл Востока. М., 1976. С.150.
[7] Там же. С.152. Табл.50,1
[8] Розенфельдт Р.Л. Янтарь на Руси. С.206.
[9] Любезное сообщение Н.ФЗ. Чалых , М.А.Сабуровой.
[10] Милорадович О.В. Христианский могильник на городище Верхний Джулат. МИА. 114. М., 1963. С. 100 . Рис.8,13. Автор называет вставку стеклянной, но,судя по описанию и изображений она из горного хрусталя.
[11] Спицын А.А. Бухарский клад и Мономахова шапка. ИАК. Вып.29. СПб., 1909. С.76. Табл.Ш.
[12] Арсланова Ф.Х. Средневековый могильник из Прииртышья//Вып.Общественные науки.Вып.Ш Алма-Ата, 1963. С.289.
[13] Лихачев А.Ф. Бытовые памятники Волжской Болгарии. Тр.П АС. В.1. СПб., 1876. С.37.
[14] Аксентон Ю.Д. Дорогие камни в культуре Древней Руси (по памятникам прикладного искусства и литературы Х1-ХУ вв.). Автореферат канд.диссертации. М., 1974. С.
[15] Беленицкий А.М. Примечания к переводу книги Ал-Бируни "Собрание сведений для познания драгоценностей". (Минералогия). Л., 1963. С.460

(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Полубояринова М.Д.
  • Размер: 38.72 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Полубояринова М.Д.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100