history/archaeology/roundtable2015/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археология  /  Круглый стол с острыми углами-2015

 Круглый стол с острыми углами-2015
Размер шрифта: распечатать




Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Обсуждение (17.96 Kb)

 

 Н.Е. Соколова, Е.В. Чуйкина (г. Пермь)

           

Взгляд из музея

Вопросы взаимодействия всегда подразумевают участие и взаимное действие как минимум двух сторон. Поэтому к участию в нашей дискуссии о российских музеях и археологии в них я, Екатерина Владимировна Чуйкина, археолог, член Археологичского дискуссионного клуба пригласила профессионального музейщика, главного хранителя Пермского краеведческого музея, кандидата исторических наук, Наталью Евгеньевну Соколову и попросила ее ответить на несколько вопросов, касающихся поднятой проблемы.

 

Наталья Евгеньевна Соколова: Несомненно, что современные археологи, которые ведут раскопки и должны сдавать свои коллекции в музеи, поставлены в настоящее время в крайне сложные условия. Государственные музеи, учредителем которых является Министерство культуры, имеют свои совершенно конкретные цели и задачи, конкретные показатели действенности работы музея и свою отчетность. Исходя из требований, которые предъявляются учредителем к музеям, и появляются проблемы, связанные с комплектованием археологических коллекций.

Первым делом необходимо отметить, что в своей деятельности музей руководствуется Федеральным законом №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года, где обозначено, что музей создается для культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. Этим же законом было определено деление на государственную и негосударственную часть музейного фонда. Ко второй части, к сожалению, были отнесены муниципальные музеи.

Также музеи обязаны были заключить трехсторонние договора на право оперативного управления коллекциями, в результате чего в музеях имеются коллекции, находящиеся в краевой и федеральной собственности. Последние годы музеи подключаются к государственному музейному каталогу, с этого года он преобразован в государственный реестр.

Таким образом, также как и у археологов, требования к комплектованию и хранению в музеях все больше ужесточается, расширяется количество направлений публичной деятельности музеев.

Исходя из всех музейных требований, археологические коллекции для краеведческого музея любого уровня, стоят в общем ряду со всеми остальными коллекциями и не имеют абсолютно никакого преимущества. Т.е. каждый музей обязан комплектовать предметы, которые отражают жизнь края, далее музей обязан хранить эти предметы, т.е. обеспечить условия, необходимые для сохранности предметов. Все археологи понимают, что краеведческие музеи далеко не всегда в состоянии обеспечить условия сохранности некоторых категорий археологических предметов.

Ну и конечно третья задача музея – это экспозиционная и выставочная деятельность, предоставление доступа посетителей в фонды музея. Это направление деятельности нисколько не менее серьезно и не является вторичным по отношению к первым двум. Более того, в последние годы публичная деятельность музея все больше выходит на первый план. Существует обязательная к исполнению «дорожная карта», где указано, сколько процентов фондов музеи должны открыть для посетителя, идет процесс оцифровки коллекций, размещение изображений предметов на сайтах, информация о коллекциях передается в государственный каталог (реестр) и т.д.

 

Е.В: - По федеральному закону №73-ФЗ археологи обязаны передать все обнаруженные в ходе исследований предметы в Государственную часть Музейного фонда РФ. Расскажите, что такое Государственная часть Музейного фонда и какие музеи имеют право принимать археологические коллекции?

Н.Е.: - Разделение фондов на государственные и негосударственные было проведено Федеральным законом №54-ФЗ. По этому закону статус государственных музеев получили, как правило, музеи областные (краевые), а также ряд музеев, которые, имели особое значение для каждой конкретной территории. На территории Пермского края государственными музеями помимо нашего краеведческого музея являются Пермская художественная галерея и Коми-пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка. Еще несколько музеев получили статус государственных, например, музей Астафьева в Чусовом, музей истории политических репрессий «Пермь-36». Коллекции этих музеев вошли в состав Государственной части музейного фонда.

Коллекции всех муниципальных музеев Пермского края были отнесены к негосударственной части музейного фонда. Хотя, честно говоря, у меня нет понимания этой ситуации. Ведь многие муниципальные музеи, в том числе и в нашем крае, имеют давнюю историю, богатые и разнообразные коллекции.

Таким образом, получается, что даже если археологи хотят передать коллекцию из раскопок в районный музей для пополнения экспозиции, то не имеют право это делать.

 

Е.В.: -Какие инструкции действуют в настоящее время в музейной сфере по учету коллекций?

Н.Е.: - Музеи в своей работе до настоящего времени руководствуются Инструкцией 1985 года. В конце 2014 г. были подготовлены изменения в Федеральный закон о Музейном фонде, в этом году ожидается утверждение этих изменений, а к ноябрю 2015 г. можно ожидать выход доработанной Инструкции по учету и хранению коллекций. Не думаю, что стоит ожидать каких-либо глобальных изменений в требованиях к комплектованию, учету и хранению для археологических коллекций. Если Министерство культуры РФ возьмет на себя ответственность за то, чтобы все сотни и тысячи археологических предметов принимались музеями, то конечно оно должно взять на себя ответственность и озаботиться помещениями, дополнительным оборудованием и многим другим. Тем более что недостаток площадей это лишь часть проблемы. Для сохранения многих предметов необходимо специализированное оборудование, например, с климат контролем. Ни для кого из археологов не секрет, что часть предметов, извлеченных из земли, требуют немедленной реставрации и особых условий хранения. Пока прошли три года, отведенные археологам на передачу коллекций в музей, предметы находились в экспедициях, естественно за это время предметы разрушались и распадались, потому что находились в обычных комнатах, а преобладающее большинство предметов - без первичной консервации и реставрации. И попадая в музей, археологические предметы продолжают разрушаться, поскольку большинство музеев могут предоставить для хранения стандартные шкафы, стеллажи, лотки и коробки. Т.е. некоторую часть предметов, извлеченных из земли, ни один музей, может быть за исключением отдельных федеральных, в принципе не в состоянии сохранить. Для этого нужно весьма дорогостоящее оборудование и срочная реставрация и консервация. Причем, в некоторых случаях, консервация требуется уже в процессе раскопок и если она не была проведена, то предмет может развалиться на части уже через 3 года. Возникает естественный вопрос, а сколько археологических экспедиций могут позволить себе регулярное участие реставратора в процессе раскопок?

Вопрос реставрации археологических предметов и для музеев является весьма проблемным. Далеко не в каждом краеведческом музее среди реставраторов есть специалисты, которые имеют право допуска к реставрации археологического материала - это реставрация особой сложности и требует более высокой квалификации, закрепленной документально.

Фактически, если музей, не имея в штате необходимого специалиста-реставратора и специального оборудования, рискнет принять в фонды весь объем коллекции с какого-либо памятника, то это приведет с течением времени (не слишком продолжительного) к полному разрушению части коллекции. Последствия этого события для музея будут крайне неприятны.

 

Е.В.: -  Расскажите, пожалуйста, сколько археологических коллекций хранится в Пермском краеведческом музее?

Н.Е.: - Всего в Пермском краеведческом музее хранится более 623 тысяч единиц хранения, из них более 483 тысяч входит в состав основного фонда. Археологические коллекции, 99% которых также входят в состав основного фонда насчитывают более 320 тысяч единиц хранения.

Археологические коллекции в ПКМ хранятся целыми коллекциями, не разделенными по материалу. Единственное исключение, это выделение изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в коллекцию Спецхрана. В Спецхран с территории Прикамья попадают в основном изделия из серебра, чаще всего монеты и украшения. Система специального хранения для музеев не терпит никаких исключений, зато требует жестких условий хранения – специализированное помещение, сейфы, проведение опробирования, взвешивания, ведения дополнительных книг учета. Однако доступ в это хранилище возможен, просто требует более серьезного подхода.

В связи с суровыми требованиями Спецхрана музей не может принять и поставить на учет мелкие обломки изделий из серебра, полученных из археологических раскопок, потому что качество металла в наших соляных почвах очень низкое и эти фрагменты через несколько лет просто рассыпаются в порошок.

 

Е.В.:- Какие действия должен совершить археолог, чтобы сдать или хотя бы попробовать сдать коллекцию в музей? Какая процедура, какие нужны документы?

Н.Е.: - Чтобы передать археологическую коллекцию в музей, оформляется договор  передачи коллекции. Хотя нигде не оговорено, с кем должен этот договор быть заключен – с автором раскопок или с организацией, проводившей раскопки. В нашем музее после долгого обсуждения принято решение, что договор будет оформляться с организацией, при которой работает археологическая экспедиция. К договору обязательно прикладывается копия Открытого лица, выданного на конкретного автора работ. Разумеется, мы принимаем коллекцию с описью. Здесь тоже есть особый момент. Для нашего музея вполне подходит краткая полевая опись, т.к. в музее есть специалисты-археологи, которые могут практически любой предмет определить и правильно описать. Но для музеев, где нет таких специалистов, краткой описи не достаточно. Т.е. для государственного музея, готового принять археологическую коллекцию, но не имеющего специалиста-археолога, заинтересованным в сдаче коллекции археологам необходимо подготовить полную опись – точное название предмета, детальное описание, датировку и т.д. Тогда сотрудник музея сможет ввести в базу данных необходимую информацию о принятых предметах.

Обратите внимание, что музей имеет полное право принимать или не принимать предложенные ему предметы, археологические коллекции в данном случае не исключение. Ну и конечно музей не может не учитывать, что представляет коллекция. Например, коллекция, полученная в результате охранных работ на разграбленном средневековом могильнике. Для Прикамья это вполне актуально. Утверждать, что эта коллекция является комплексом, представляющим целиком историко-культурную ценность, нельзя. Это уже разрушенные погребения, неполный комплект материала, небольшое количество целых предметов. Т.е. изначально проводить реконструкцию погребального обряда на имеющихся фрагментах весьма проблематично. Но ведь в таких коллекциях находится огромное количество предметов вообще непонятного назначения. Археологи обычно пишут «обломок железного предмета», а что музей будет делать с этим обломком, а еще поставив на основной учет? Логично, что такие предметы музей принимать откажется. Кроме того, нередко в коллекцию включаются материалы позднего времени, если они были найдены в верхних слоях памятника, например, относящиеся к поселениям 19-20 вв., расположенным  поблизости от изучаемого памятника.

Я считаю, что археологи должны гораздо более жестко подходить к комплектованию коллекций, учитывая особенности и характер изучаемого памятника, часть предметов не включать в коллекционную опись изначально. Выделять часть сильно разрушенных предметов для последующих физико-химических анализов и т.д.

В любом случае, по всем инструкциям и на основании здравого смысла, музей не будет принимать предметы, которые не в состоянии сохранить.

Политика жесткого отбора предметов при поступлении в музеи в настоящее время проводится и Министерством культуры РФ, была озвучена на последних совещаниях главных хранителей (зональное в Екатеринбурге в 2013 году и общероссийское в Москве в ноябре 2014 года). Прежде всего, это конечно связано с отсутствием площадей для хранения экспонатов. Вопросы о каких-либо особенностях приема археологических коллекций на этих совещаниях не поднимались, потому что согласно закону 54-ФЗ археология стоит в одном ряду со всеми другими предметами и никакого предпочтения при приеме не имеет.

 

Е.В.:- Имеются ли какие-то регламентные сроки по постановке на учет коллекций после их приема? Как происходит процедура постановки на учет?

Н.Е.: - Жестких сроков постановки на учет в нашем  музее нет, и инструкциями это сурово не установлено. В последние годы мы настраиваем хранителей на то, что подготовку учетных документов на небольшие коллекции (10-20 предметов) они должны заканчивать в течение 2-3 месяца с момента сдачи предметов до заседания экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК). Коллекции археологии, да и другие коллекции, состоящие из нескольких сотен предметов, конечно требуют большего времени. Поэтому в конце каждого года на ЭФЗК музея утверждается план постановки на учет крупных коллекций, уже принятых по временным актам в музей. План этот составляется с учетом, что в течение следующего года обязательно будут небольшие поступления, которые необходимо будет оформить в течение 2-3 месяцев.

Все вопросы, касающиеся постановки на учет коллекций, рассматриваются и утверждаются экспертной фондово-закупочной комиссией музея. К заседанию ЭФЗК хранителем, ставящим коллекцию на учет, готовится пакет документов. Для археологических коллекций необходим Договор о передаче (о которым уже упоминалось). Готовятся несколько внутренний музейных документов (Акт временного приема на ФЗК, представление на ФЗК с краткой характеристикой коллекции и выводом о ее ценности), также прикладывается копия Открытого листа археолога, проводившего раскопки. Все документы должны к моменту заседания ЭФЗК быть подписаны всеми сторонами.

Если какие-то предметы из коллекции члены ЭФЗК решают не принимать в состав фонда, то на эти предметы оформляется акт возврата. Принятые в музей археологические коллекции, подчиняются абсолютно всем тем же требованиями, что и все остальные коллекции. Фактически далее об авторском праве речь не идет, потому что все, что принято в музей, поступает в государственную собственность (федеральную либо краевую). Конечно последние коллекции, поступившие в музей, пока относятся к краевой собственности, но мы обязаны ежегодно готовить пакет документов для передачи коллекций в федеральную собственность.

По требованиям к документам для включения экспонатов в федеральную собственность, музей представляет экспертное заключение, которое подписывается либо главным хранителем, либо заместителем директора музея по науке. В заключении по требованию Министерства культуры РФ должна быть включена фраза: «предметы были скомплектованы в соответствии с планом комплектования, широко используются в экспозиционной и выставочной деятельности музея». Понятно, что если на заседании ЭФЗК будет представлена коллекция из охранных раскопок, состоящая из битых черепков и обломков неустановленных предметов, то вряд ли кто-то возьмет на себя ответственность написать в заключение о широком использовании данных предметов в экспозиции.

 

Е.В.:-  Описанные Вами проблемы действительно серьезны. Какие Вы видите варианты их решения?

Н.Е.: - Честно говоря, я не вижу сейчас действенного решения проблемы на основании имеющихся законодательных актов. Фактически не прописан порядок взаимодействия между археологическими экспедициями (находящимися преимущественно под ведомством министерства образования) и музеями (находящимися в ведомстве министерства культуры). Поэтому проблема приема археологических коллекций в музеи будут решаться каждым музеем в зависимости от своих возможностей.

Е.В.: - Принимает ли Пермский музей археологические предметы от частных лиц?

Н.Е.: - Принимаем в дар, если это случайная находка. Министерство Культуры РФ рекомендует крайне осторожно относиться к данному вопросу, и я полностью с этим согласна. За последние два-три года в наш музей обратились два человека и передали безвозмездно археологические предметы, случайно ими обнаруженные. Все археологи прекрасно понимают, какие предметы можно найти случайно, а какие нет.

Беседу подготовила и записала Екатерина Чуйкина 


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 30.03.2015
  • Автор: Чуйкина Е. (подгот.) (katarina-ch@yandex.ru)
  • Ключевые слова: музей, археологические предметы, археология
  • Размер: 17.96 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Чуйкина Е. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Проблемная статья А.Л. Кряжевских
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Обсуждение
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Продолжение обсуждения
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Продолжение обсуждения
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Продолжение обсуждения
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Продолжение обсуждения
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Обсуждение
Круглый стол с острыми углами-2015: «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Завершение дискуссии
Круглый стол с острыми углами - 2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Порядок участия в дискуссии
Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Проблемная статья К.А. Руденко
Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Обсуждение
Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Взгляд из раскопа
Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Продолжение обсуждения
Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Завершение обсуждения
Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Завершение обсуждения
Круглый стол с острыми углами-2015: «Российские музеи и археология: аспекты взаимодействия». Итоги дискуссии

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100