history/arkheography/metod/The_literature_13_15_centuries/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археография  /  Издание исторических источников  / 
   Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII-XV вв.

 Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII-XV вв.
Размер шрифта: распечатать




Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 9. Послание Ивана Грозного Василию Грязнову (8.16 Kb)

 

Иван Грозный для своего времени – человек образованный и публицист, несомненно, яркий. Именно в этой области как писатель он проявил себя в наибольшей степени. Даже в переписке с коронованными особами эмоциональная часть натуры Грозного (тут-то, казалось бы, совсем неуместная) берет своё. А в общении с подчиненными, уже ничем не сдержанная, прорывается бурным потоком.

Послание Василию Грязнову – воеводе, посланному против крымцев, удачный тому пример.

Повод, чтобы вывести государя из себя, придуман как нарочно – Василий Грязнов попал в плен. Мало того, находясь в лапах неприятеля, наболтал, что он самый близкий царю человек. Крымцы, не будь дураки, запросили за освобождение сто тысяч. «Сколько!?...» Иван Васильевич и так не отличался ангельским терпением, но отдавать годовой бюджет государства согласился бы только за самого себя.

Надо полагать, с такими думами он и схватился за перо.

Тому, что из-под этого пера вышло, позавидовали бы многие современные писатели-сатирики. Нерасторопному «Васюшке» (каково обращение!) он напоминает, что «великим человеком» тот стал только из-за репрессий высшего командного состава, когда взамен перебитых князей да бояр пришлось приближать к себе холопов. «И мы для (ради) приближенья твоего тысячи две рублев дадим, а доселева такие по пятидесяти рублев бывали…» – это о незабытом прошлом Василия («А помянул бы ты свое величество и отца своего в Алексине – … … ты в станице у (князя) Пенинского был мало что не в охотниках с собаками…»). Продолжая «добивать» проштрафившегося холопа, Грозный вспоминает альтернативное предложение татар – обмен Грязного на плененного русскими Дивея-мурзу: «…у Дивея и своих таких (слуг) полно было, как ты, Вася». Сразу вспоминается знакомое: «Я простого солдата на фельдмаршала нэ меняю».

Интересно, что Иван Грозный в своем отношении к военнопленным одинок – русская армейская традиция считать плен допустимым несчастьем ему совершенно чужда. В случившемся «Васюшка» виноват сам – нечего было «без пути средь крымских улусов… разъезжать; а уж как заехал, не надо было спать». Не на охоте.

В конце послания Грозный уже не гневлив. Он моралист и прагматик. Дивей, обменяй его, опять начнет воевать, и пленит куда больше народу, чем бездарный полководец Вася. А тому, после полученных ранений, еще и отлеживаться надо.

Дальнейшие аналогии с событиями второй четверти 20 века напрашиваются сами собой.

 

Текст «Послания Василию Грязнову» публикуется по изданию:

Памятники литературы древней Руси. Вторая половина XVI века. – М., 1986. – С. 170–173.

 

ОТ ЦАРЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕА РУСИИ

ВАСИЛЬЮ ГРИГОРЬЕВИЧЮ ГРЯЗНОМУ-ИЛЬИНУ

 

Что писалъ еси, что по грехомъ взяли тебя в полонъ; ино было, Васюшка, без путя середи крымскихъ улусовъ не заезжати, а уж заехано, ино было не по объезному спати; ты чаялъ, что в объездъ приехалъ с собаками за зайцы, ажно крымцы самого тебя в торокъ ввязали. Али ты чаялъ, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушеньемъ шутити? Крымцы такъ не спятъ, какъ вы, да васъ, дрочонъ, умеютъ ловити, да такъ не говорятъ, дошодши до чюжей земли: да пора домовъ! Толко б таковы крымъцы были, какъ вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве.

А что сказываешься великой человекъ — ино что по грехомъ моимъ учинилось и намъ того какъ утаити, что отца нашего и наши князи и бояре намъ учали изменяти, и мы и васъ, страдниковъ, приближали, хотячи от васъ службы и правды. А помянулъ бы ти свое величество и отца своего в Олексине — ино таковы и в станицахъ езживали, а ты в станице у Пенинъского былъ мало что не в охотникехъ с собаками, и прежние твои были у ростовъскихъ владыкъ служили. И мы того не запираемъся, что ты у насъ в приближенье былъ. И мы для приближенья твоего тысячи двъ рублевъ дадимъ, а доселева такие по пятидесятъ рублевъ бывали; а ста тысячъ опричъ государей ни на комъ окупу не емлютъ, а опричь государей такихъ окуповъ ни на комъ не даютъ. А коли бы ты сказывалъся молодой человекъ — ино б на тебе Дивея не просили. А Дивея, сказываетъ царь, что онъ молодой человекъ, а ста тысячь рублевъ не хочетъ на тебъ мимо Дивея: Дивей ему ста тысячь рублевъ лутчи, а за сына за Дивеева дочерь свою далъ; а нагайской князь и мурзы ему все братья; у Дивея и своихъ такихъ полно было, какъ ты, Вася. Опричь было князя Семена Пункова не на кого меняти Дивея; ано и князя Михаила Васильевича Глинъского нечто для присвоенья меняти было; а то в нынешнее время неково на Дивея меняти. Тебе, вышедчи и с полону, столко не привесть татаръ, ни поймать, сколко Дивей кристьян пленитъ. И тебя, ведь, на Дивея выменити не для кристьянства — на кристьянство: ты одинъ свободенъ будешь, да приехавъ по своему увечью лежать станешь, а Дивей приехавъ учнетъ воевати, да неколко сотъ кристьянъ лутчи тебя пленитъ. Что в томъ будетъ прибытокъ?

Коли ее и сулилъ мену не по себе и писалъ, и что не в меру, и то какъ дати? То кристьянъству не пособити — разорить кристьянъство, что неподобною мерою зделать. А что будетъ по твоей мере мена или окупъ, и мы тебя темъ пожалуемъ. А будетъ станишь за гордость на кристьянъство — ино Христосъ тебе противникъ!

 

ОТ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ

ВАСИЛЬЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ ГРЯЗНОМУ-ИЛЬИНУ

 

Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, не надо было спать, как при охотничьей поездке: ты думал, что в окольные места приехал с собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем? Крымцы так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят, дойдя до чужой земли: пора домой! Если бы крымцы были такими бабами, как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве.

Ты объявил себя великим человеком, так ведь это за грехи мои случилось (и нам это как утаить?), что князья и бояре наши и отца нашего стали нам изменять, и мы вас, холопов, приближали, желая от вас службы и правды. А вспомнил бы ты свое и отца своего величие в Алексине — такие там в станицах езжали, а ты в станице у Пенинского был чуть ли не в охотниках с собаками, а предки твои у ростовских архиепископов служили. И мы не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И ради приближенья твоего тысячи две рублей дадим, а до сих пор такие и по пятьдесят рублей бывали; а ста тысяч выкупа ни за кого, кроме государей, не берут и не дают такого выкупа ни за кого, кроме государей. А если б ты объявил себя маленьким человеком — за тебя бы в обмен Дивея не просили. Про Дивея хоть царь и говорит, что он человек маленький, да не хочет взять за тебя ста тысяч рублей вместо Дивея: Дивей ему ста тысячи рублей дороже; за сына Дивеева он дочь свою выдал; а ногайский князь и мурзы все ему братья; у Дивея своих таких полно было, как ты, Вася. Кроме как на князя Семена Пункова, не на кого было менять Дивея; разве что, если бы надо было доставать князя Михаила Васильевича Глинского, можно было его выменять; а в нынешнее время некого на Дивея менять. Тебе, выйдя из плена, столько не привести татар и не захватить, сколько Дивей христиан пленит. И тебя ведь на Дивея выменять не на пользу христианству — во вред христианству: ты один свободен будешь, да, приехав, лежать станешь из-за своего увечия, а Дивей, приехав, станет воевать да несколько сот христиан получше тебя пленит. Какая в том будет польза?

Если ты обещал не по себе и ценил себя выше меры, как же можно столько дать? Мерить такой неправильной мерой — значит не пособить христианству, а разорить христианство. А если будет мена или выкуп по твоей мере, и мы тебя тогда пожалуем. Если же из гордости ты станешь против христианства, то Христос тебе противник!


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 29.11.2011
  • Автор: Нестеров И.В. (подгот.)
  • Ключевые слова: Иван Грозный
  • Размер: 8.16 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Нестеров И.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Нестеров И. В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература 13–15 вв. Часть I. Летописная повесть о побоище на Калке
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть II. Летописная повесть о Батыевой рати
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть III. «Задонщина» Софония Рязанца
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть 4. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть V. Повесть о Тимофее Владимирском (Текст)
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть VI. Летописная повесть о стоянии на Угре
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XIII – XV вв. Часть 7. Повесть о мутьянском воеводе Дракуле
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 8. Повесть об Андрее Критском
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 9. Послание Ивана Грозного Василию Грязнову
Нестеров И.В. Круг чтения русского средневекового человека. Литература XVI века. Часть 10. Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100