history/histgeography/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Историческая география

 Историческая география
Размер шрифта: распечатать





И.В. Нестеров. О географии пробега по бездорожью Остапа Бендера (13.16 Kb)

 

Времена меняются, а интерес к романам Ильфа и Петрова остаётся. Остаются, хотя с годами уменьшаясь количественно, и загадки, с романами связанные. Сегодня на столе исследователя одна из них: Арбатов.

Посетим Интернет. Он безапелляционно заявляет: Арбатов – это Саратов! И лишь робко временами слышится: «Ярославль?»

Посмотрим на чьей стороне правда.

Сначала убедимся в реальности существования автопробега «Москва – Харьков – Москва», ведь именно в него, начиная с Арбатова, вклинились на своей «Антилопе-гну» Бендер со товарищи.

У Ильфа и Петрова указан год: 1930-й.

Из периодических изданий той поры прежде всего приходят на ум «Известия» - именно их держал в руках Остап, объявляя друзьям о новом автопробеговском статусе. Увы, несмотря на знакомые по роману заголовки («25-летие восстания на «Потёмкине», «Внимание автомобилизму и дорожному строительству», «Очерки Турксиба») нужной информации там нет. С «Комсомольской» дела обстоят лучше: за июнь-июль масса сообщений о всяких авто-мото-вело и прочих пробегах, посвящённых открывавшемуся тогда в Москве 16 съезду ВКП(б), и среди них: «Харьковский автодоровский актив выделил в эстафету 10 автомобилей … везущих в Москву рапорты о достижениях харьковских заводов». Похоже, хоть и маршрут движения обратный (т.е. Харьков – Москва – Харьков). К сожалению, это всё – автопробеги проходят один за другим, газета публикует их маршруты, проходит и сам съезд, а харьковский автопробег словно в Лету канул.

Специализированный журнал «За рулём» хоть и порадует поначалу родной ильф-и-петровской атмосферой («Шайтан-арба», «Борьба с бездорожьем в зерносовхозах», «Все в Автодор», подпись под статьёй «проф. Е.А. Чудаков» - чем не профессор Песочников?), но июнь-июльскими номерами тоже разочарует. Кажется – всё! И вот тут-то вступает в силу забытый человеческий фактор. Есть у редакторов дурная привычка публиковать часть материалов позднее, чем надо.

Хватило терпения в безнадёжной ситуации листать журнал дальше? Поздравляем! - №15 за август, с.5: «Всеукраинский пробег Харьков – Москва – Харьков в честь 16 съезда ВКП(б)», первая часть пробега (до Москвы): 29 июня – 3 июля.

После всего пережитого, авторская перемена мест старта и финиша покажется сущей мелочью. С лёгким сердцем можно будет броситься вдогонку за зелёной «Антилопой».

Определившись во времени, сориентируемся в пространстве.

Арбатов – Черноморск. Конечная точка путешествия завуалирована весьма прозрачно, и даже не зная названия родного города авторов, мы на страницах их романа обнаружим неоднократные соприкосновения с реальностью.  Некоторые из них всплывут позже (в частности, можно будет отмерить 1000 км от Удоева, когда мы узнаем, что скрывается за этим названием), а одна – уж прямо на поверхности: 1794 – год основания Черноморска… ну, и, естественно – Одессы, его реального двойника и прототипа.

Об Одессе – Черноморске написано много, нет необходимости вступать в дискуссию. (См.: Яновская Л.М. «Почему вы пишите смешно?» М., 1969, с.75).

С Арбатовым гораздо сложнее. Помимо версии созвучий (Арбатов – Ардатов?), в просмотренном перечне точек зрения Арбатов отождествляется с Ярославлем, или, если быть совсем точным – ярославского шофёра Сагассера с арбатовским Козлевичем (Яновская Л.М., ук. соч. с.74; Илья Ильф, Евгений Петров Собр.соч. т.5 М., 1961.с.174). К сожалению, ничто больше не роднит два упомянутых выше города (реальный и литературный). Ярославлю не соответствует ни внешний облик Арбатова, ни указанные названия его улиц (для сравнения мы пользовались справочником «Торговый Ярославль» 1925 года издания).

В дополнение к сказанному, не забудем, что маршрут автопробега никак не мог пролегать через Ярославль, находящийся в противоположном от столицы в направлении. Наша задача – найти Арбатов именно на трассе между Москвой и Харьковом. Говорить о Саратове в таком качестве просто смешно – достаточно взглянуть на атлас автодорог, или ещё что-то в этом роде.

Из Москвы в Харьков можно добираться несколькими путями. Правда, «карты автопробега, вырванной… из автомобильного журнала» нам так и не удалось найти , как, прочем, и статьи в «Известиях» - по-видимому, и то и другое – авторский вымысел. Некоторую помощь, однако, может оказать с таким трудом найденный нами статотчёт о пробеге. Автор заметки среди городов, лежащих на указанном маршруте, называет (в отсчёте от Харькова): Кромы, Орёл, Серпухов, а в октябрьском номере «За рулём» (2-я часть отчёта - №19-20 с.29 другого автора) прибавлены также Белгород, Обоянь, Курск. Таким образом, сравнительно небольшое «белое пятно» мы имеем только на участке Москва – Орёл, по которому можно добраться через Тульскую или (что гораздо менее вероятно) – через Калужскую область. (См., например: Атлас автомобильных дорог СССР М., 1984.с.42-43).

Теперь попробуем поискать дополнительную информацию на страницах романа. Об Арбатове там говорилось следующее:

а) город был невелик (кроме общего контекста, подтверждением может служить график прохождения московских поездов: «Скорые и курьерские… проходили станцию Арбатов без остановки… Смешанные поезда приходили только дважды в неделю»);

б) говорится о полутора десятках увиденных Остапом церквей.

Упоминаются также:

в) «белые башенные ворота провинциального кремля»;

г) «Храм Спаса на картошке»;

д) официальное здание (исполком);

е) бульвар Молодых Дарований.

Последние четыре пункта относились к одному району города и составляли его центр.

Как известно, Ильф и Петров не отказывали себе в возможности собирать города, в которых они помещали своих героев, «по кусочкам». Поэтому, не приняв Ярославль в качестве гипотетического Арбатова, мы всё же проверим его (и не только его) на сходство – если не внешнего облика – то хотя бы названий.

Увы, Ардатов (как и Васильсурск в случае с Васюками) может претендовать только на право быть авторским источником при возникновении имени города по созвучию. В качестве места действия он не подходит. С Тулой дела обстоят намного лучше: центр города действительно близок внешне к описываемому в романе: здесь есть кремль, а церквей – только имеющих историческую ценность – насчитывается 13. В числе их имеется и храм Спаса (справочник «Вся Тула и Тульская губерния, 1925г.) Кстати, в Ярославле храма с таким названием нет, нет и кремля. То же самое – в Калуге (См., например: Калуга. Путеводитель. Изд.: Тула, 1971), то же – в Саратове.

Двинемся дальше. Покинув Арбатов, антилоповцы начали своё знаменитое путешествие. О нём в романе сообщается следующее:

  1. отъезд состоялся во второй половине дня (через 2 часа после обеда молочных братьев);
  2. через полчаса пути машина свернула на Большой Новозайцевский тракт и въехала в село;
  3. в первый день ехали до темноты, продолжили путь на рассвете второго дня;
  4. вскоре проехали деревню, от которой до Удоева осталось 30 км;
  5. 30 км «Антилопа» пробежала за 1,5 часа (т.е. двигалась со скоростью в среднем 20 км/ч);
  6. от  Арбатова до Удоева расстояние от 50-60 до 80 км (на столько хватило бензинового запаса «Антилопы»); от Удоева до Одессы (Черноморска) – 1000 км;
  7. ещё несколько встреч в этот день;
  8. ночёвка;
  9. к утру третьего дня – уже сутки во главе автопробега;
  10. через некоторый (по-видимому – не очень большой) промежуток времени – встреча с иностранцами в 130 км от ближайшего окружного центра (вероятно – Арбатова) «в самой середине Европейской России»;
  11. к обеду въехали в Лучанск («город очень маленький»);
  12. примерно в 1 км от него оставалось 3 часа ходу (т.е., по нашим расчетам – 60 км) до Гряжского шоссе;
  13. городок с бревном, оставшийся безымянным;
  14. до Гряжского шоссе добрались «в наступившей темноте»;
  15. в 4 часу (утра) – «городок – торт».

Теперь попытаемся приложить имеющийся материал к участку автопробега на отрезке Москва – Орёл. По территории Тульской губернии проходят две крупные трассы. Мы помним, что через полчаса пути (не менее 10 км) «Антилопа» свернула на Большой Новозайцевский тракт. По существующей ныне автомагистрали общесоюзного значения (пользуемся терминологией 198 4 года) никаких поворотов нет. Зато уходящая на юго-запад от Тулы дорога республиканского  значения такой поворот действительно имеет (правда, чтобы достигнуть его за полчаса, «Антилопе» пришлось бы двигаться с несколько большей скоростью, чем на трассе автопробега). Как назывался указанный участок в 1930 году, мы не знаем (вероятно, в качестве Большого Новозайцевского тракта он не существовал), но неподалёку, согласно данным 1925г., находилось с. Зайцево.

Второе совпадение ещё более поразительно. Как мы помним, расстояние от Арбатова до Удоева составляло примерно 60-80 км. На указанной трассе практически в этом самом месте (если точнее – в 66 верстах) находится… город Одоев (!!). Кстати, расстояние от Одоева до Одессы также примерно соответствует нужным величинам.

Позднейшая встреча с иностранцами по километражу (с учётом пройденного «Антилопой» пути) также вполне вписывается в рамки повествования.

Из наиболее заметных – но не расшифрованных ещё – пунктов этого участка остаётся только Лучанск. Города с таким названием тут нет (из городов один Белев, а наиболее близкий по звучанию Луганск находится далеко к югу), что в начале принесёт некоторое разочарование. Но только  в начале! – Ведь, согласно используемому нами справочнику, в Белевском уезде был ЛУЧАНСКИЙ райисполком, получивший название от расположенного по соседству с. Лучки. Более удовлетворительную аналогию и не отыскать!

Дальнейшее уже менее важно, но если выйти на уровень предположений, то городок с бревном более всего соответствует г. Болхову, а Гряжское шоссе (очень приблизительно) – Брянскому, с возможным происхождением названия от лежащего неподалёку (в Рязанском губернии) г. Ряжска.

Настало время подводить итоги. Если попытаться сопоставить данные второго романа с первым (по Васюкам), то общий принцип «создания» Ильфом и Петровым новых городов на карте страны – соблюдается. В указанные сроки по намеченному в «Золотом телёнке»  маршруту проводился автопробег. Авторы не стали впрямую коверкать действительность и поместили своих героев на неописанный в официальном отчёте участок Москва – Орёл, где они могли дать полную волю своей фантазии, которая, впрочем, разыгралась не слишком: Арбатов оказался носителем облика вполне реальной Тулы. Большой Новозайцевский тракт получил, по-видимому, название от расположенного рядом с. Зайцева. Удоев стопроцентно сопоставляется с Одоевым, а Лучанск – с с.Лучки.

Что же касается названия г. Арбатова, вполне могло родиться оно в авторских головах на стыке слов «Арбат» и «Ардатов». Нечто похожее случилось ранее с Васильсурском – Васюками.

Публикуется впервые


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 03.01.2016
  • Автор: Нестеров И.В.
  • Ключевые слова: Илья Ильф, Евгений Петров, Золотой теленок, Остап Бендер, Саратов
  • Размер: 13.16 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Нестеров И.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Л.И.Рачков, Л.И.Чуистова. Историческая география СССР (до Великой Октябрьской социалистической революции).
В.Е. Ершов. Территория и землевладение Муромского уезда на правом берегу реки Оки по состоянию на конец 20-х годов XVII века
И.В. Нестеров. Непонятный Каспий
Д.А. Черненко, А.А. Голубинский, Д.А. Хитров. Город Шуя в межевых описаниях конца XVIII века: сведения о городском хозяйстве
Нестеров И. Об острове Тмутараканском
И.В. Нестеров. О географии пробега по бездорожью Остапа Бендера
П.В. Чеченков. Формирование Балахнинского уезда в XVI в.
М.А. Юрищев. Духовная грамота князя М.И. Воротынского как источник для датировок населённых пунктов Тульской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей
Д.А. Черненко, А.А. Голубинский, Д.А. Хитров. Города Нечерноземного региона России в материалах Генерального межевания
Д.А. Хитров, А.А. Голубинский, Д.А. Черненко. Нечерноземный Центр России в материалах Генерального межевания
П.В. Чеченков. Князья Горбатые и город Горбатов: происхождение топонимического мифа
В.Н. Нефедов. Село Уварово: фрагменты истории
Д.А. Черненко. Села Суздальского уезда по писцовой книге 1628 – 1630 гг.
М.А. Юрищев. Ранняя история Княгинина и Фокина в документах и фактах
И.Л. Мининзон. Дорога к острову Буяну
А. А. Давыдова, М. А. Юрищев. Кто и когда основал Воротынец? Документы и факты
А.А. Давыдова. Материалы писцового делопроизводства Нижегородского уезда как историко-географический источник и некоторые методы их анализа
А.А. Давыдова. Границы Нижегородского уезда в конце XVI – XVII вв. и их пространственные изменения. Внутренняя административно-территориальная структура
T. В. Гусева. Формирование исторической территории Балахны в XVI-XVII вв.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100