history/historiografy/historians/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Историография  /  Историки

 Историки
Размер шрифта: распечатать





Открытый текст Александра Зимина (11.58 Kb)

 
ЗИМИН Александр Александрович (1920-1980) – выдающийся советский историк, специалист по экономической, социальной и политической истории России X – нач. XVII вв. Доктор исторических наук (1959), профессор (1971), старший научный сотрудник Института истории АН СССР; преподавал в МГИАИ, МГПИ. Автор многих трудов по отечественной истории (в их числе - цикл из шести монографий по истории России XV – нач. XVII вв.), источниковедению, истории общественной мысли, специальным историческим дисциплинам.
         В архиве ученого сохранилась рукопись, озаглавленная «Недодуманные мысли», к настоящему времени частично опубликованная: Зимин А.А. О книгах, театре, кино и прочем // Отечественная история. М., 2002. № 1. С.6-40. Приводим по данной публикации (с.10-12, 21) отдельные фрагменты, в которых «недодуманные мысли» историка, размышлявшего о судьбах Отечества, звучат особенно злободневно.
 
ДВЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ РОССИИ
 
         Боже мой! С какой силой сейчас пишут. Все, кому не лень. Обо всем. И с какой безответственностью. Пишут и пророки, и обличители, и философы, и моралисты. Воздух мыслей пьянит. Кажется, что ты все можешь и все знаешь. А почему бы и нет? Девальвация слова во всех этих писаниях причудливо переплетается с проблесками провúдения. Но как разобрать, детский ли это писк или старческое блудословие? Нет только чувства ответственности за сказанное. Но раз так, то каково может быть у читающего доверие к этому потоку слов?
         Некогда для того, чтобы поучать людей, нужно было считать себя «боговдохновенным» пророком или обладающим запасом солидных знаний ученым. Теперь все это излишне. Нужно только одно - желание говорить.
         Предлагаются рецепты, как спасти человечество к такому-то году путем конвергенции «систем». Называются точные даты гибели России. Судорожно выдергиваются отдельные мысли и суждения из канувших в прошлое писателей или мыслителей конца XIX - начала XX в. Кумирами становятся Достоевский, Владимир Соловьев, «Вехи» и Бердяев. Появляются нац-мальчики, с трепетом произносящие изречения Матфея и Луки. Политики начинают толковать, что нужно народу - свобода или власть, «дорос» ли он для правового мироощущения или нет. Философы начинают снова размышлять об исторической миссии грядущей России. Снова мечутся громы и молнии в адрес загнивающего Запада, который, видите ли, не спешит на помощь своим братьям на Востоке (философия иждивенчества: «Спасите нас, а то сами мы не можем»). Реформаторы утверждают, что все дело в случайном сцеплении обстоятельств, а само Учение верно, надо лишь очистить его от напластований. Рецепты, рецепты, рецепты... А дают их недозрелые юнцы и перезрелые жители башен из слоновой кости. «Не будем лгать» - в этом спасение мира, рецепт № 1. Как будто в абстрактной внечеловеческой истине заключена суть дела. Как будто нет лжи во спасение, а мысль изреченная не несет в себе элемент неправды. «Будем соблюдать законы, и тогда спасемся», рецепт № 2. О, эти праволюбы и правоверы! Сколько раз во всех странах мира действительность заставляла сойти с рельсов тупого буквоедства, а они твердят все свое. «Нужно приблизиться к почве» - совет № 3. Но что есть почва? Березки и полуразрушенные храмы? Или железный кулак неофашистов? (с.21: Все начинается с березок и любви к поверженным храмам, а кончиться может нацистским сапогом (…) Русофильская молодежь, бездумная поклонница Бердяевых и Флоренских, не понимая их, практически может стать глашатаем смерти).
         Сколько же во всем этом неразборном хаосе обветшалых догм, обрывков чужих вероучений! Даже, если обратиться к пресловутому Ренессансу начала XX в., то вот ведь какую разницу можно заметить в суждениях. Тогда все было всерьез. И философия, и политика. Сейчас вроде как бы игра, развлечения. Тогда чувство ответственности, подкрепленное глубочайшими познаниями. Сейчас поток словес. Тогда - стремление познать истину, сейчас больше показать себя. Тогда - живое чувство. Сейчас - умствования. Тогда - спокойное созерцание, теперь - жадная торопливость, недержание речи.
         Нет, друзья, давайте учиться. Нужно задуматься еще раз над самыми основными понятиями, прежде чем превращаться в аптекарей, отпускающих капли здоровья.
         Решаясь приобщиться к голосам пророков, я сразу же хочу сказать, что отнюдь не уверен в справедливости хотя бы одной из высказанных ниже мыслей. Я даже не смогу их доказать, ибо понимаю свое в общем-то невежество во многих вопросах. Так стоит ли морочить голову читателям? И все же, думаю, что мои размышления могут быть чем-то интересными. Прежде всего тем, что они появились в результате долголетних раздумий по этим вопросам, внимания к мыслям предшественников и современников. Это в известной мере синтез моего отношения к историческим судьбам России в той форме, в которую он сейчас вылился.
         Находясь на стыке двух континентов, Россия не образует особого мира, если подходить с точки зрения основных категорий отношения человека к природе. Но все же мы можем говорить о некоем единстве, если иметь в виду специфическую форму взаимосвязи западной и ближневосточной культуры. Сложение государственности и идеологической среды происходило в ней в очень своеобразной этногеографической обстановке. Огромные просторы вос­точноевропейской равнины были почти не освоены. На юге, в степях появлялись и исчезали орды кочевников, на севере возникали разбросанные кое-где поселения финнов и других северных племен. Становление государственности происходило в условиях страны, только еще колонизующейся восточными славянами. Слой, образовавший государственную закваску, в этих условиях не явился естественным развитием этнографической массы. Она только еще формировалась в двух своих разновидностях: севернорусской (великорусской) и южнорусской (украинской). Правящий слой образовался как нанос на торговых путях (из Варяг в Греки и по Волге-Каспию). Его состав был вненационален. Варяги и эсты, славяне и печенеги, финны и хазары - все входили в состав княжеской дружины полукупцов-полувоинов. Изолированность от среды выражалась и в том, что Русь приобрела городовой характер (Гардарикия), и в том, что с местным населением столкновения происходили главным образом во время рейдов за по­людьем. И идеология была разной (византийское христианство и язычество), и уклад жизни не имел точек соприкосновения. Конечно, предприимчивые "изгои" проникали в правящую элиту, перевариваясь в ее котле. Но и только. Народ жил своей жизнью, элита - своею. Даже обслуживали элиту холопы, а не крестьяне, которые в силу необозримых просторов страны не могли стать объектом хозяйственного властвования. Эту своеобразную структуру Древней Руси подметил Ключевский. Наш античный мир - вот что такое Древняя Русь для России. Мир, не имеющий прямой преемственности с дальнейшим (сметен варварами-монголами), но оставшийся голубой легендой.
         Россия зачиналась при татарах. И здесь все повторялось. Княжеско-боярская элита резко выделялась из этнографической среды, формируясь из восточных элементов, выходцев из Литвы, а частью и из предприимчивых дружинников (генеалогические легенды знати имеют во многих случаях резон). Одежды этого правящего класса стали восточные. Только народ, не столь подвижный, как его господа, сохранил старые традиции - языческо-христианские. В дальнейшем восточный период русской истории с конца XV в. сменился византийским, а там и западным, утвердившимся в ходе реформ Петра. Народ же по-прежнему безмолвствовал. Спектакль разыгрывался артистами на сцене в присутствии многомиллионного зрителя. Правда, постепенно зритель начал приобщаться к действу, но в очень своеобразной форме. Завершение внутренней колонизации привело к концу XVI столетия к заре крепостного права и началу освоения беглецами от благодетелей Сибири, Севера, Юга и Востока.
         Постепенно складывались те черты психологии, которые позднее назовут русским национальным характером. Это - широта души (широка натура русская), лень (земля-то богата), несопротивляемость гнету (всегда есть возможность удрать), негосударственность (для этой затеи есть барин). На основе православного миросозерцания зарождалась вторая цивилизация в России - назовем ее крестьянской. В допетровской России ее противостояние господской, помещичьей не было столь определенно и ввиду незавершенности формирования сословий и их культурно-исторической близости. Петровские реформы, подкрепленные указом о вольности дворянской Екатерины II, разорвали окончательно связи между сословиями.
         Расхождение между цивилизациями в XVIII и XIX вв. было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своею жизнью. И ведь ненависть в народе часто накапливалась не по принципу господства и подчинения, а по культурно-исторической расчлененности. Фабриканты, купцы и прочие дельцы всегда были для крестьян своими, но только более удачливыми. А вот умники, дворянчики даже в лохмотьях всегда были чужаками.
         Отличия между этими цивилизациями порождены были разными историческими условиями жизни. Дворянская цивилизация основана была всегда на подневольном труде крестьян. Ее закат начался с падения крепостного права. Она могла создавать свои шедевры в усадьбах, парках и аллеях так же, как греческие философы творили за счет рабов, а американские писатели на плантациях, обслуживавшихся неграми. Крестьянская цивилизация порождена пóтом и кровью, повседневными заботами о хлебе насущном, о босоногих несчастных ребятах. Дворянская цивилизация была вскормлена учениями европейского происхождения. Она не имела реальных корней в российской действительности, была вненациональной. Крестьянская цивилизация – плоть от плоти порождение матери сырой земли. Она национальна. Первая находится в вечном движении, вторая – скорее в состоянии восточной недвижности. Дети дворянской цивилизации порождены веком Рационализма. Сыновья и дочери крестьян – верные чада православно-византийской церкви. Западное начало личности, а подчас и сверхличности, мечтающей спасти мир, противостоит восточной соборности, миру безликости русского крестьянства. Романтика чувств и мысли, этакое маниловское парение идей, характерна для дворянской культуры и заземленность идеалов – для крестьянской культуры. Вечный бунт личности и вековая покорность. Стремление к правовым основам устройства общества и покорность насилию (долгу). Мечта о вселенских идеалах справедливости – и любовь к ближнему. Чувство личной ответственности за мир, осознание виновности перед народом – и жизнь в повседневном быту, «по старине» и Божьим заповедям.
         Вот только некоторые из антиномий обеих цивилизаций.
 
 
Подгот. Б.М. Пудалов
 
 
 
 
материал размещен 17.06.2006

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Пудалов Б.М. (подгот.)
  • Размер: 11.58 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Пудалов Б.М. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Открытый текст Салтыкова-Щедрина
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 2)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 3)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 4)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 5)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 6)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 7)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 8)
Открытый текст Салтыкова-Щедрина (продолжение 9)
Открытый текст Марка Блока
Открытый текст Дмитрия Буланина
Открытый текст Дмитрия Буланина (продолжение)
Открытый текст Степана Веселовского
Открытый текст Александра Герцена
Открытый текст Александра Герцена (продолжение)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 2)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 3)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 4)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 5)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 6)
Открытый текст Александра Герцена (продолжение 7)
Открытый текст Александра Герцена (окончание)
Открытый текст Александра Зимина
Открытый текст Антуана Про
Открытый текст Джона Тоша
Открытый текст Джона Тоша (окончание)
Открытый текст Джона Тоша (продолжение)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100