history/historiografy/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Историография

 Историография
Размер шрифта: распечатать





Резолюция И.В. Сталина на письме С.С. Дукельского о сценарии В.Б. Шкловского фильма «Минин и Пожарский» от 4 декабря 1938 г. (6.07 Kb)

 
Резолюция Сталина:
Т. Молотов!
Следовало бы обязательно просмотреть.
Вышло не плохо. И Ст.
Генеральному секретарю ЦК ВКП (б)
Тов. И. В. СТАЛИНУ.
В виду особого значения кинокартины «Минин и Пожарский», направляю Вам режиссерский сценарий. –
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СОЮЗА ССР
Дукельский
4 декабря 1938 г.
лс
Ф.558. Оп.11. Д.162. Л.1. Резолюция Сталина карандашом по машинописи.
Пометки:
В центре справа рукой Молотова Прочитал. Не плохая вещь. В.Молотов.
В центре слева №108/25.XII.38 г.
Снизу по центру Исх № 48 пп 4/XII 38
Комментарий:
Резолюция Сталина находится на сопроводительном письме Дукельского к сценарию картины «Минин и Пожарский», написанному В.Б.Шкловским. Пометок в самом сценарии нет. Фильм снят В.И.Пудовкиным и М.И.Доллером.
Повесть Виктора Шкловского «Русские в начале XVII века» была опубликована в журнале «Знамя». Вызванный к руководству Пудовкин получил заказ снять по этому произведению фильм (хотя собирался снимать «Анну Каренину»). Сценарий к фильму написал Шкловский. Юрий Тюрин в статье «Об одном сталинском зигзаге» очень доказательно показал смещение акцентов в трактовке фильма до и после подписания пакта Риббентроппа-Молотова в сентябре 1939 г. (См.: «День и ночь» // www.rksk.ru/din/arch/98-6/turin.htm). Этот же аспект темы раскрыл В.А.Токарев (см.: Токарев В.А. «Карá панам! Карá»: Польская тема в предвоенном кино (1939-1941 годы) // Отечественная история. 2003. №12. С.47-50). Дело в том, что после подписания германо-польского пакта 26 января 1934 г. отношения СССР и Польши стали резко ухудшаться. Мюнхенское соглашение 29 сентября 1938 г. (по которому были удовлетворены территориальные притязания Польши по отношению к Чехословакии) максимально обострило советско-польское противостояние. Польша рассматривалась Германией не только как абстрактный политический союзник, но как партнер в предполагаемом переделе мира. Советник английского посольства в Германии сообщал в декабре 1938 г.: «И в нацистских и в ненацистских кругах существует <...>мнение насчет того, что следующей целью <...> явится создание, при содействии Польши или без нее, независимой русской Украины под опекой Германии». (История внешней политики СССР. 1917-1945. м., 1986. С. 349). В ноябре 1938 г. под германским влиянием на территории принадлежащей Чехословакии было создано марионеточное государство «Карпатская Украина». Ее создание послужило поводом для широкой кампании, проводимой германской печатью, за присоединение к новому «независимому» государству Советской Украины. Естественно, что советская пропагандистская машина и связанная с ней кинематография и литература (да и историческая наука) развернула контрпропаганду. Необходимо было срочно создать образ хищного и подлого разбойника именно из поляков и немцев. Необходимо было показать единство русского народа против опасностью польско-германской интервенции. 5 декабря 1938 г. Пудовкин в статье «Крепить защиту Отечества», написанной перед съемками фильма, писал: «… картины, просто и убедительно рассказывающие зрителю о славном прошлом народов, населяющих наш Союз, о тяжких боях, которые они вели с многочисленными интервентами, и блестящих победах, одержанных над врагами, о настоящем нашей Родины, о могучей, непобедимой Красной Армии, о готовности советского народа защитить завоевания социализма, - такие картины сейчас исключительно важны». Далее режиссер уточнял, с кем воевала (и может воевать) наша Родина: «7 ноября 1612 года Московский Кремль, а затем и вся Русь были очищены от польских интервентов и немецких наемников» (см.: Всеволод Пудовкин Собр. Соч. в 3-х томах. Т.2. М., 1975. С.72, 73).
Однако, после подписания пакта Риббентропа-Молотова в августе 1939 г., ситуация с трактовкой темы изменилась. В октябре 1939 г., уже после начала второй мировой войны и оккупации Польши Германией, фильм вышел на экраны. Критика Германии стала неуместной, некорректной. В статье «Как создавался фильм» Пудовкин делился поисками сюжета: «Прежде всего нужно было отобрать главнейшие исторические события, выражающие сущность героической борьбы русского народа в XVII столетии. Автор сценария писатель-орденоносец В.Б.Шкловский нашел три таких события: сожжение Москвы поляками, выступление нижегородского гражданина Козьмы Минина перед народом и разгром Ходкевича под Москвой». (Там же. Т.2. С.80). Минин в фильме говорил: «Побили мы ляха не оружием одним, а добрым нашим согласием. Побили, а коли сунутся, и дале будем бить и не токмо на своей земле… Здесь мы волку хвост отрубили, а там и шкуру снимем!». И никаких немцев! Прогерманская переделка коснулась и текста повести «Минин и Пожарский», которую Шкловский закончил 12 сентября 1939 г. Один немецкий наемник превратился в англичанина, а другой был задвинут на задний план (Подробнее см.: Токарев В.А. Ук. ст. С.50).
Шкловский Виктор Борисович (1893-05.12.1984) – писатель, литературовед, драматург, киновед.
Опубл.: И.В. Сталин. Историческая идеология в СССР в 1920-1950-е годы: Переписка с историками, статьи и заметки по истории, стенограммы выступлений. Сборник документов и материалов. Часть 1. 1920-1930-е годы. / Сост. М.В.Зеленов.  СПб.: Наука-Питер, 2005. С.447 - 448.
 
© М.В.Зеленов
 
 
 
 
размещено 15.05.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В. (подгот.)
  • Размер: 6.07 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
К.В. Петров. Риски исторической науки в цифровую эпоху
И.В. Сталин. Об учебнике истории ВКП (б). Письмо составителям учебника истории ВКП (б)
А.С. Усачев. Третий Рим или Третий Киев? (Московское царство XVI в. в восприятии современников)
С. И. Архангельский. Из истории краеведческой идеи в Нижегородском крае (Мельников-Печерский — Гациский — Короленко)
А.М. Дубровский. От проблем исторического образования к новому облику исторической науки
Резолюция И.В. Сталина на письме С.С. Дукельского о сценарии В.Б. Шкловского фильма «Минин и Пожарский» от 4 декабря 1938 г.
Л. Каптерев. Страницы из нижегородской историографии
М.В. Зеленов. К вопросу об интерпретации одной сталинской вставки в «Краткий курс истории ВКП (б)»
М.П. Ирошников. О некоторых вопросах изучения генезиса и трансформации советской государственности в России

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100