man/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Человек и текст

 Человек и текст
Размер шрифта: распечатать





Шри Тилопа. МАХАМУДРА УПАДЕША (10.84 Kb)

МАХАМУДРА УПАДЕША
 
(Устное наставление в Махамудре, данное
Шри Тилопой Наропе на берегу Ганги. Переведено
с санскрита на тибетский язык Марпой)
 
Поклонение совозникшей мудрости![1]
 
 
Показать Махамудру невозможно. Но ты, преданный Гуру, овладевший
аскетической практикой, Терпеливый в страданиях, разумный Наропа,
Прими это в сердце, мой счастливый ученик!
 
 
Кье хо![2] Слушай же! Посмотри на природу мира, Она непостоянна, как
мираж или сон. Но даже мираж или сон не существуют.
Поэтому развивай отречение, оставь мирскую деятельность.
 
 
Откажись от слуг, родных - это причины страсти и агрессивности.
Медитируй в лесном уединении, в келье, в пустынных местах. Оставайся
в состоянии без медитации. Если достигнешь не-достижения, достигнешь и
Махамудры.
 
 
Мелка дхарма[3] сансары. Она вызывает страх и агрессивность. Созданные
нами вещи не обладают субстанцией, потому ищи субстанцию наивысшего.
Дхарма ума не способна увидеть смысл трасцендентного ума. Дхарма
действия не в состоянии открыть смысл неделания,
 
 
Если хочешь достичь постижения трасцендентного ума и неделания, Отсеки
корень ума; пусть сознание останется обнаженным. Пусть очистятся
грязные воды умственной деятельности. Не стремись остановить проекции,
пусть они успокоятся. Если не отвергать и не принимать, Ты освобожден
в махамудре.
 
 
На дереве растут листья и ветви; А если ты срубил корни, вянет
множество листьев и ветвей. Точно так же, если рассечешь корень ума,
Прекратятся его различные действия.
 
 
Один факел рассеет тьму, собравшуюся за тысячи кальп[4]. Так и мгновенное
переживание сияющего ума Растворит завесу кармической нечистоты.
 
 
Люди малого понимания, неспособные постичь эту истину, Сосредотачивайте
осознание, устремляйте его на дыхание; Пользуйтесь любыми практиками
сосредоточения и устремления глаз; Дисциплинируйте ум, пока он не
успокоится естественно.
 
 
Если ты воспринимаешь пространство, Растворяются устойчивые идеи центра
и окраин. Точно так же, если ум воспринимает ум, Прекращаются все виды
деятельности ума, Постигаешь высочайший разум бодхи[5].
 
 
Испарения земли становятся облаками, А затем исчезают на небесах,
Никто не знает, куда ушли облака, когда они растворились. Точно
так же волны мыслей, происшедшие от ума, Растворяются, когда ум
воспринимает ум.
 
 
У пространства нет ни цвета ни формы; Оно неизменно, не окрашено
черным или белым. Так и сияющий ум бесцветен и бесформен, Не
окрашен ни черным ни белым, ни добродетелью, ни пороком.
 
 
Как чистую и сияющую сущность солнца Невозможно закрыть тьмой,
которая длится тысячу кальп, Так и сияющую сущность ума Невозможно
затмить долгими кальпами сансары.
 
 
Хотя можно сказать, что пространство пусто, Описать его невозможно.
Точно так же, хотя хотя можно сказать, что ум лучезарен, Такое
название не подтверждает его существования. Пространство совершенно
не имеет местоположения, Так и ум махамудры не прибывает нигде.
 
 
Неизменным прибывай свободно в первоначальном состоянии, Несомненно,
твои узы ослабнут. Сущность ума подобна пространству, И потому
нет ничего, не охваченного умом.
 
 
Пусть движения тела станут мягкими и подлинными. Прекрати праздную
болтовню, пусть речь станет эхом. Не имей ума, но усмотри дхарму
прыжка.
 
 
Тело, как полый бамбук, не имеет субстанции; Ум подобен сущности
пространства, где нет места  для мыслей. Оставь свой ум свободным,
не удерживай его, но и не позволяй ему странствовать. Если ум не
имеет цели - то это махамудра. Достигнув ее, ты достигнешь
высочайшего просветления.
 
 
Светоносна природа ума, в ней нет объекта восприятия. Когда не
станет пути медитации, откроешь путь Будды. Медитируя об отсутствии
восприятия, достигнешь высочайшего бодхи[6].
 
 
Здесь царь всех мнений, за пределами неподвижности и удержания[7].
Этот царь медитаций - без блуждающего ума. Это царь
действий - без усилия. Когда нет надежды и нет страха - ты понял цель.
 
 
Нерожденная алайя[8] не имеет ни привычек, ни завес. Оставь ум в
нерожденной сущности, не делай различия между медитацией и
временем после нее. Когда проекции исчерпают дхарму ума, достигнешь
царя мнений, свободного от всех ограничений.
 
 
Безграничен и глубок верховный владыка медитации. Свободно от
усилий самосуществование - верховный владыка действий. Свободное от
надежд самосуществование есть верховный владыка осуществления.
 
 
В начале ум подобен бурлящей реке, В середине подобен Ганге,
медленно текущей, В конце подобен слиянию всех рек - встрече матери и
сына.
 
 
Последователи тантры праджня-парамита, Винайи[9], сутр и других
религий - Все они в своих текстах и философских догмах
Не увидят светоносной махамудры.
 
 
Не имея ума, свободный от желаний, Самоуспокоенный, самосущий,
Он подобен водяной волне. Лучезарность закрыта лишь возникновением
желания.
 
 
Истинный обет самайя[10] нарушается мышлением в понятиях заповедей.
Если ты никогда не пребываешь, не воспринимаешь, не
отходишь от конечного, Тогда твоя практика свята, тогда ты подобен
факелу во тьме.
 
 
Если у тебя нет желаний, если ты не пребываешь в крайностях,
ты узришь дхарму всех учений. Если будешь стремиться в этом
направлении, освободишься от тюрьмы сансары. Если будешь так
медитировать, сожжешь завесу нечистоты кармы. Поэтому тебя называют
"Факелом Учения".
 
 
Даже невежественных людей, не проявляющих преданности этому учению.
Ты можешь спасти от постоянного погружения в реку сансары.
 
 
Какая жалость! Живые существа претерпевают тяжкие страдания в низших
сферах! Желающим освобождения от страданий следует искать
мудрого гуру; Тогда ваш ум подвластный адхиштхана[11] будет освобожден.
 
 
Если ищешь карма-мудру[12], возникает мудрость союза радости с пустотой;
Союз искусных средств и знания приносит благословение. Осуществи его и
дай начало мандале, Пошли ее в нужные места, распространи ее по всему телу.
 
 
Если внутри нет никакого желания, возникает союз радости и пустоты;
Приобретаешь долгую жизнь без седых волос, будешь сиять подобно луне.
Станешь лучезарным, сила твоя будет совершенной. Быстро достигнешь
относительных сиддхи[13], а после них надо искать абсолютные. И да
останется это заостренное наставление о махамудре В сердцах всех
живых существ!
 
 
Источник: http://jnana.ru/classics/mahamudra.html#snos


[1] Первоначальная мудрость, рожденная одновременно с неведением, как и нирвана с сансарой, должны появиться одновременно.
[2] Kye-ho - "Слушай!" или "Прислушайся!".
[3] dharma - здесь - в значении "закон", "стереотип", "путь".
[4] kalpas, санскр. - соотв. понятию "эон".
[5] bodhi-citta, санскр. - пробужденный ум.
[6] boddhi, санскр. - состояние пробужденности.
[7] "Удержание", т.е. привязанность к своим проекциям.
[8] Алайя, санскр.  или дхармату - нерожденное первоначальное состояние, превыше бытия и небытия.
[9] Виная, санскр. - тантристский свод обетов, дисциплина.
[10] Самайя - писания, содержащие правила дисциплины хинаяны.
[11] Адхиштхана, санскр. - благословление, атмосфера созданная гуру.
[12] Карма-мудра, санскр. - сотоварищ по практике абхишекха, третьего посвящения.
[13] Сиддхи, санскр. - чудесные силы.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Шри Тилопа
  • Размер: 10.84 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Шри Тилопа
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Абэ Кобо. Женщина в песках
Августин Аврелий. Исповедь
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Чингиз Торекулович Айтматов. И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)
Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Аксенов Василий. Ленд‑лизовские. Lend‑leasing
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Акутагава Рюноскэ. Табак и дьявол
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Аполлинер Гийом. Стихи 1911-1918 гг. из посмертных сборников
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Аристотель. Политика
Арсеньев В.К. Дерсу Узала
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Бакли Кристофер. Здесь Курят!
Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис-Зингер Исаак. Люблинский штукарь
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине
Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии)
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Безумный день или женитьба Фигаро
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Севильский цирюльник или тщетная предосторожность
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Брэдбери Рэй Дуглас. 451 градус по Фаренгейту
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Быков Василь. Альпийская баллада
Быков Василь. Сотников
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бунин Иван. Легкое дыхание
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Виан Борис. Сердцедер
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Волошенинов А.В. Математика и искусство
Вольтер. Кандид, или оптимизм
Воннегут Курт. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Пляска со смертью по долгу службы)
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Гамсун Кнут. Соки земли
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
ГАРИ Ромен. Повинная голова
Гари Роман. Обещание на рассвете
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Яндекс.Метрика