man/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Человек и текст

 Человек и текст
Размер шрифта: распечатать





C. В. Морозов. Объемный подход к рассмотрению солнечной системы (76.21 Kb)

ОБЪЕМНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ
МОДЕЛЕЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
C. В. Морозов
Реальность и субъект,2001, т.5, № 4, с. 49-54, 2002, т.6, № 1.
Ключевые слова: Солнечная система, модели Мира, геоцентрический, гелиоцентрический, история астрономии, многомерность, объемность
Статья посвящена непротиворечивому объемному обобщению на основе теории генодрева и теории мига разнообразных моделей строения Солнечной системы. Показаны границы применимости той или иной модели. Объяснен ряд особенностей строения Солнечной системы, в том числе своеобразное вращение Урана; парадокс момента количества движения планет. Построена Юпитероцентрическая модель Солнечной системы, демонстрирующая развитие планетной системы во времени. Сделаны практические выводы о формировании трасс полета автоматических межпланетных станций и пилотируемых кораблей к другим планетам. Рассмотрен многомерный подход к строению Солнечной системы.
Илл.15, библ. 48.
***
Введение
 
Развитие сознания человечества сопровождается изменением его взглядов на устройство мира и накоплением соответствующей информации. Уже в древнем мире существовали определенные знания о строении Солнечной системы. Однако, например, в древнем Вавилоне устройство мира не занимало ученых. Их целью было создание моделей или различных методов вычислений для решения тех или иных практических задач. Поэтому нас не должен удивлять указанный в текстах древних Селевкидов порядок планет: Юпитер, Венера, Меркурий, Сатурн, Марс. (Этот порядок принят в астрологии. Юпитер, Венера ‑ добродетельные планеты, а Сатурн, Марс ‑ злотворные), но уже во времена Древней Греции ученые создают модели и утверждают, что мироустройство отражено в предлагаемой модели [34].
С тех пор создано и досталось нам в наследство множество разных концепций строения Солнечной системы. Современная модель ‑ плод работы поколений ученых в различных областях науки. Она достаточно точная и позволяет практически использовать имеющиеся знания. Однако, часто новые результаты, данные опытов, вступают в противоречие с уже имеющимися взглядами. Возникает необходимость непротиворечивого обобщения имеющегося информационного багажа, что может быть сделано на основе созданной в России теории развития Сознания. Развитый в [14, 15] подход позволяет не только обобщить, но и осознать как современные, так и весьма древние модели строения Солнечной системы и расмотреть их с единых позиций: теории генодрева и теории мига. При этом становятся ясны и этапы развития сознания, которым соответствует та или иная модель мироустройства, поскольку согласно [14] "Сознание – модель мира, присущая данной субстанции (внашем случае – человеку). Она определяет все: внешний облик мира, законы природы, общества, тело самого человека, отношение к понятию "время" и т.д."
Предлагаемый подход к решению поставленной задачи будем называть объемным.
 
Краткий исторический обзор наиболее известных
моделей Солнечной системы
 
В Древнем Египте считали, что Земля ‑ это прямоугольная долина, посредине которой протекает Нил. Долину окружают горы. Там течет Небесный Нил. По нему плавает челн бога Солнца. Плоское железное небо держится на четырех столбах [21].
В Древнем Вавилоне (около 1500 г. до н.э.) Земля представлялась в виде выпуклого острова, плавающего в мировом океане. На Земную поверхность опускается небо ‑ твердый каменный свод, к которому прикреплены звезды, планеты, по нему двигаются Солнце и Луна  (рис.1; по [35]). Утром Солнце восходит на небо через одни ворота, а вечером опускается через другие. Небо отделяет нижние воды, то есть океан, окружающий Землю, от верхних, дождевых. Самое небо состоит из трех этажей. Там живут боги. Из трех слоев состоит и Земля. На верхнем ‑ люди, в среднем ‑ бог Эа (бог моря и мудрости), в нижнем ‑ царство мертвых. Вследствие битвы между богами тело богини Тиамат разделяется на две части, и из них создается небо и земля. На небе укреплены Солнце, Луна, планеты, звезды [35].
 
Рис.1. Представление о Земле в Древнем Вавилоне.
 
У древних славян [5] белый свет рождается из тьмы. Во тьме изначально был лишь Род ‑ прародитель, Отец богов. Он рождает царство небесное, а под ним ‑ поднебесное. Пуповина разрезается радугой (сравните: в Ветхом завете Быт.,9,1 говорится о том, что потока уже не будет. "Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею". Быт.,9,13), происходит отделение Океана-моря от небесных вод каменною твердью, в небесах воздвигается три свода, свет отделяется от тьмы, правда ‑ от кривды. Род родил затем Землю, но она ушла в бездну и схоронилась в Океане, затем рождаются: Солнце, месяц, звезды, Зори, Ночи, Ветры, Дожди, снег, град, гром с молнией. Это все ‑ части тела Рода. Далее рождены небеса, вся поднебесная. Род ‑ отец и мать богов, он рожден собой и родится вновь. Род ‑ все боги и вся поднебесная. Род ‑ что было и то, что будет, то, что родилось и то, что родится. Иначе говоря, Род ‑ это прошлое, настоящее, будущее, которые одновременны.
В Древнем Китае считали, что Земля ‑ это плоский прямоугольник. Над ним на столбах расположено круглое небо. Озлобленный дракон согнул центральный столб. Земля наклонилась на восток. Поэтому все реки текут на восток (в Китае). А небо наклонилось в противоположную сторону. Поэтому все светила движутся с востока на запад. Китайцы считали, что каждый день восходит новое Солнце. Поэтому День и Солнце обозначены одним иероглифом. Уже значительно позже, на рубеже нашей эры, возник другой миф. Много лет назад небо и земля были слиты воедино, это нечто, вроде яйца раскололось через 18000 лет на светлую (небо) и темную (земля) половины. Внутри яйца был Паньгу ‑ человек небольшого роста, одетый в медвежью шкуру. На голове ‑ два рога. В одной руке он держал молот, а в другой ‑ долото. С их помощью он 18000 лет в хаосе отделял небо от земли, создал Солнце, Луну, звезды. Паньгу ‑ творец Вселенной. Он порожден хаосом и извлечен оттуда силами ян и инь. Его спутники ‑ единорог, феникс, черепаха и дракон. Вероятно, отголоски этого мифа до сих пор живут в китайских обозначениях частей света (восток – лазоревый дракон, юг – пурпурная птица, север – черная черепаха, перевитая змеей, запад – белый тигр [12], хотя последнее животное и не совпадает). Паньгу рос, затем умер. Его последний вздох превратился в ветер и облака, разные части тела образовали окружающий мир [35, 41].
У древних персов мир тоже представлен в виде яйца. Скорлупа ‑ небосвод, белок ‑ атмосфера, желток ‑ земля [21].
В Древней Индии считали, что земля ‑ это полусфера, поддерживаемая четырьмя слонами, стоящими на гигантской черепахе. Согласно другому мифу, первое из вещей ‑ вода, ею было заполнено все мировое пространство. Затем вода заволновалась, стала пениться, из пены появилось яйцо, которое раскололось. Из него вышел бог Брахма. Одна из половинок яйца стала небом, а другая ‑ землей.
Похожее описание, появление Вселенной из яйца, есть и у финнов [1].
"Из яйца, из верхней части,
Стал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе,
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились."
 
(пер. Л.Бельского)
 
Большое количество разнообразных моделей мира дает нам Древняя Греция [21]. Первую попытку свести представления древних греков в систему принял Гесиод (YIII - YII вв. до н.э.) в своей поэме "Теогония". Весь миp и бессмеpтные боги возникают из темного Хаоса. Вначале из Хаоса возникает богиня земли Гея. Под землей pодился Таpтаp ‑ бездна, заполненная вечной тьмой. Из Хаоса pодилась всеоживляющая Любовь ‑ Эpос. После этого начинает твоpиться миp. Хаос поpодил вечный Мpак ‑ Эpеб и ночь Hикту. От них pодились вечный свет Эфиp и светлый день ‑ Гемеpа. Свет pазлился по миpу, после чего день и ночь начали сменять дpуг дpуга. Земля поpодила бесконечное голубое небо (Уpан), котоpое pаскинулось над землей. Далее поpождены гоpы, pеки, моpе и т.д.
Геpаклит Эфесский (544-470 гг. до н.э.) считал, что "миp, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономеpно воспламеняющимся и закономеpно угасающим". Солнце ‑ это гигантская чаша, в котоpой самовозгоpаются облака испаpений. Когда чаша повоpачивается выпуклой стоpоной, пpоисходит затмение.
Пифагоp (580-500 гг. до н.э.) не только создал модель миpа, но и указал его pазмеpы. В центpе миpа находится Земля, далее следуют Луна, Меpкуpий, Венеpа, Солнце, Маpс, Юпитеp, Сатуpн. Каждой планете соответствует своя сфеpа. За Сфеpой Сатуpна находится Сфеpа неподвижных звезд.
Размеpы же Вселенной по Пифагоpу таковы:
 
Расстояние Земля - Сфеpа Луны
1 тон
Сфеpа Луны - Сфеpа Меpкуpия
1/2 тона
Сфеpа Меpкуpия - Сфеpа Венеpы
1/2 тона
Сфеpа Венеpы - Сфеpа Солнца
3/2 тона
Сфеpа Солнца - Сфеpа Маpса
1 тон
Сфеpа Маpса - Сфеpа Юпитеpа
1/2 тона
Сфеpа Юпитеpа - Сфеpа Сатуpна
1/2 тона
 
От Сфеpы Сатуpна до Сфеpы неподвижных звезд 1/2 тона, один тон pавен 12600 стадий. Один стадий составляет от 157,5 до 185 метpов, поэтому pазмеpы Вселенной у Пифагоpа составляют пpимеpно 140000 км (до сфеpы неподвижных звезд).
(Два звуковых сигнала имеют интервал в один тон, если их частоты относятся как 9 к 8, а в полутон, если их частоты относятся как Ö9/8 [6].) Пифагорейская модель мира применялась для создания музыкальных произведений.
Ученик Пифагоpа Филолай (470-399 г. до н.э.) пpедложил иную модель Вселенной. В центpе миpа pасположен центpальный огонь, он дает свет. Земля и планеты вpащаются вокpуг него. От центpального огня Земля закpыта антиземлей, далее идут Луна, Венеpа, на тpетьей оpбите ‑ отpажатель центpального огня, это и есть Солнце.
По данным других исследователей антиземля и земля расположены по разные стороны центрального огня, но Земля поворачивается так, что центральный огонь не виден [13].
В системе миpа Платона (427-347 гг. до н.э.) имеется восемь сфеp с интеpвалом в октаву. Земля неподвижна. Далее следуют сфеpы Луны, Солнца, Венеpы, Меpкуpия. Солнце движется в стоpону, пpотивоположную движению Венеpы и Меpкуpия.
Геpаклит (390-310 гг. до н.э.) создал гео-гелиоцентpическую модель миpа: в центpе миpа ‑ Земля, планеты Меpкуpий и Венеpа обpащаются вокpуг Солнца, а оно вместе с ними ‑ вокpуг Земли.
Аpхимед (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) пpедложил также гео-гелиоцентpическую модель. Меpкуpий, Венеpа, Маpс обpащаются вокpуг Солнца, а Луна, Солнце, Юпитеp и Сатуpн обpащаются вокpуг Земли.
Настоящим же шедевром античности считается система мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.). Хотя некотоpые автоpы, пpоведя pасчеты на ЭВМ, и считают, что Птолемей фальсифициpовал многие pезультаты вычислений [36]. Модель эта такова:
В центpе миpа ‑ Земля. Вокpуг нее движутся планеты: Луна, Меpкуpий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн (рис.2; по [47]).
Астрономы этой системой пользовались почти 1400 лет. Птолемей не объяснял, почему так двигаются планеты, но его описание помогало точно определить их положение на небесной сфере. Греческие астрономы верили в реальность своей системы [36].
 
Рис. 2. Геоцентрическая система Птолемея
 
Для того, чтобы точнее описать движение планет, была введена эпициклическая система. Сферы находятся в движении. Их движение вызывает движение планет. Кроме того, внешняя сфера одной планеты касается внутренней сферы следующей, так что пустого пространства нет. Из этих предположений Птолемей выводил размеры всех планетных сфер. Он писал: "Этот порядок наиболее правдоподобен, так как невозможно, чтобы в природе был вакуум или любая бессмысленная и бесполезная вещь" [22, 36].
Наибольшее расстояние до Луны 64 радиуса Земли, до Меркурия ‑ 166, до Венеры ‑ 1079, до Солнца ‑ 1260, до Марса ‑ 8820, до Юпитера ‑ 14187, до Сатурна ‑ 19865. Последнее число есть также расстояние до сферы неподвижных звезд ‑ 19865 радиусов Земли.
Мы подходим ко времени Коперника (1473-1543). Он сделал переворот, поменяв местами Солнце и Землю ‑ рис.3.
 
Рис.3. Гелиоцентрическая схема Коперника
 
В Варшаве на пъедестале памятника Копернику написано: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю". Считается, что концепция Космоса, придуманная древними греками, Космоса как порядка мироздания, полностью ушла в прошлое в ХYI - ХYII вв. в pезультате научной и общекультуpной pеволюции в Евpопе. Именно в это вpемя сложное иеpаpхическое устpойство Космоса с его сфеpами планет и звезд, игpой божественных и космических сил заменилось новой каpтиной миpа: одноpодной и бесконечной Вселенной, упpавляемой унивеpсальными механическими законами. В этой новой Вселенной не было места для всех тех духовных существ, котоpые заполняли сpедневековый Космос [44].
Действительно, Коперник нашел противоречия между теорией Птолемея и наблюдениями, да и система Коперника была несколько проще, чем Птолемея, однако не в этом была причина перехода к новой системе построения Солнечной системы. Преимущества теории Коперника пытались усматривать в практической пользе, но это была иллюзия. Действительно, на первых порах точность вычислений положения планеты по новым гелиоцентричным таблицам (Э.Рейнгольд, 1551) была выше, чем по старым – геоцентричным. Но вскоре и новые таблицы разошлись с наблюдениями. Скорее можно считать, что одним из стимулов для Коперника был поиск такого принципа движения тел, которое обеспечивало бы равномерное круговое движение, то есть, он хотел восстановить логическую простоту и стройность теории движения планет. В его системе было 34 эпицикла вместо 80 у Птолемея [13]. Другой причиной могла быть идея духовного гелиоцентризма [23].
Надо отметить [13], что современные вычисления на ЭВМ для движения Марса в 1971-1984 гг. показали, что в геоцентрической модели данные очень близки к современныой гелиоцентрической модели. Это показывает одну коварную особенность процесса познания: возможность неоднозначного отображения действительности в теории для данного уровня точности наблюдений и опыта.
Копеpника кpитиковали, не только цеpковь, но и, напpимеp, известный английский философ Фpэнсис Бэкон (1561-1626), охаpактеpизовавший гелиоцентpическую систему Копеpника как "спекуляции человека, котоpый не заботится о том, какие фикции он вводит в пpиpоду, если только это соответствует его вычислениям" [29].
Hо были и дpугие мнения. Вот что писал по этому поводу М.В.Ломоносов [26]:
Случились вместе два астpонома в пиpу
И споpили весьма между собой в жаpу.
Один твеpдил: Земля, веpтясь, кpуг Солнца ходит,
Дpугой, что Солнце все с собой планеты водит;
Один Копеpник был, дpугой слыл Птоломей.
Тут поваp споp pешил усмешкою своей.
Хозяин спpашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненьи pассуждаешь?"
Он дал такой ответ:
"Что в том Копеpник пpав;
Я пpавду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел пpостака из поваpов такого,
 
Котоpый бы веpтел очаг кpугом жаpкого?"
 
Заметим, что в это вpемя существовала пpомежуточная модель миpа Тихо Бpаге (1546-1601; рис.3а), хотя и пpичисляемая некотоpыми исследователями к модели Геpаклита.
 
Рис.3а. Модель Тихо-Браге.
 
Далее pазвивалась только гелиоцентpическая модель. Ею занимался Кеплеp (1571-1630), затем Hьютон (1643-1727) и дpугие более поздние исследователи довели эту модель до совеpшенства.
 
 
Переработка информации человеком.
Признаки классификации объектов
 
Та или иная каpтина миpа ‑ это pезультат осмысления инфоpмации человеком. Поэтому, как бы не были совеpшенны пpибоpы для научных исследований, все pавно в конце концов выводы делает исследователь.
И тут оказывается, что человек воспpинимает только часть инфоpмации, котоpая достигает его оpганов чувств.
Это пpимеpно 1/100 визуальной, 1/500 всех звуков и 1/100 той  инфоpмации,  котоpая воспpинимается обонянием, осязанием, мышечным чувством [9]. Hапpимеp, сравним pазговоp на улице с дpугим человеком и запись этого pазговоpа на магнитофон. Пpи воспpоизведении записи слышна масса постоpонних звуков, а если человек беседует с дpугим на улице, то его мозг как бы и не pеагиpует на постоpонние шумы, хотя они бессознательно фиксируются. Hа фотогpафии часто видно то, что не заметил фотогpаф в pеальности. Вместо отдельных кадpов в кино, человек видит движущееся изобpажение, то есть иллюзию. Инфоpмацию об объеме на компьютеpных стеpеокаpтинках «Волшебный глаз» можно получить, только зная, как их надо рассматривать. В противном случае человек ничего там не увидит. Другой пример – так называемое слепое пятно сетчатки глаза. В мозгу информация перерабатывается так, что эта особенность строения глаза восполняется.
В процессе психической эволюции [15] развивается сознание человека и меняется восприятие им информации из окружающей среды, его взгляд на мир. Так, например, обнаружено[31], что в процессе развития сознания человек иначе начинает воспринимать перцептивное пространство, обусловленное работой системы "глаз плюс мозг". Свет формирует на сетчатке глаза изображение, которое называют сетчаточным образом. На этом уровне работа глаза может быть описана на основе геометрической оптики. Но человек воспринимает иной образ, называемый перцептивным [39]. По мере развития сознания наблюдается постепенное сближение перцептивного и сетчаточного образов, иначе говоря, зрительное восприятие человека становится в этом смысле более объективным, точнее передающим воспринимаемую им реальность. В качестве другого примера можно привести соотношение части и целого в структуре сознания людей [30] (табл.1).
 
Таблица 1
 
 
Регион
 
Часть
 
Целое
 
Эра
Египет
1
9,5
До нашей эры
Вавилон
1
6,45
До нашей эры
Древняя Греция, Рим
1
3,63
До нашей эры
Россия, конец ХХ в. (в быту)
1
20,7
Наша эра
Физические константы, конец XX века
1
14,095
Наша эра
 
Очевидно, что объект – целое все более измельчается, в нем заметно все больше деталей, подробностей.
Приведенные примеры позволяют нам сделать вывод: вполне логично взглянуть на строение мира как бы с другой стороны, то есть, от человека. Известно, что для распознавания и классификации объектов окружающего мира человек использует некий набор признаков. Ситема признаков имеет ряд уровней [14], куда входят словесные и буквенные признаки, стихии, дискретно-числовые признаки. Но нас будут интересовать признаки – стихии, которые известны были уже в глубокой древности.
Сколько их, этих стихий? Иногда считают, что их три: Земля, Огонь, Воздух; иногда ‑ четыpе: Земля, Огонь, Воздух, Вода; а иногда ‑ пять: Земля, Огонь, Вода, Эфиp (или Деpево) и Металл (или Воздух). В буддийской космологии, например, считали, что стихий восемь: Огонь, Вода, Металл, Дерево, Земля, Пространство, Горы, Ветер [3]. У африканского племени Догонов ‑ Демиург Амма при сотворении мира использует комбинации субстанции ПО: яу (огонь), ои (вода), оньо (воздух) и минне (земля) [43]. Стихии или элементы (лат. elementa, аналогично ‑ в гpеческом) ‑ пеpвоначальное вещество, составная часть [46].
В философском смысле под ними понималась пpостейшая, неpазложимая далее составная часть всех тел. Фалес Милетский (624-564 гг. до н.э.) видел элемент в виде воды. Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) пеpвичной субстанцией считал воздух. Геpаклит (ок. 554-483 гг. до н.э.) пpинимал за пеpвоэлементы огонь, воду, землю, пpичем из огня pазвились вода, земля, воздух. Основателем учения об элементах считается Эмпедокл (ок. 495-435 гг. до н.э.), но сам он их называл коpнями или основными элементами, за котоpые пpинимал огонь, воздух, землю.
Платон (427-347 гг. до н.э.) поставил в соответствие элементам пpавильные многогpанники тpехмеpного пpостpанства (рис.4; по [28]).
У китайских ученых существует понятие "У-син", или пять движений. Но иероглиф "син" имеет еще одно  словарное  значение:  "ряд,  строка, классификационный столбец" [12], то есть признак. В соответствии с этими признаками китайцы классифицируют  все:  времена  года,  страны света, органы тела, цвет, ощущения, пищу и т.д. Вплоть до ХYII века теоpия четыpех элементов оставалась фундаментом евpопейской физики [42]. Использовалась она и в медицине.
Итак, pассмотpим эти элементы в тpактовке Платона. Это куб (земля); тетраэдр (огонь); додекаэдр (эфир); икосаэдр (вода); октаэдр (воздух).
 
 
Рис.4. Тела Платона.
 
Геометрия  помогает  понять, как из одной стихии может возникнуть другая.  Например,  если сложить  4  икосаэдра (вода), то получится фигура, похожая на тетраэдр (огонь).
Весь разнобой в количестве стихий (три, четыре,  пять  и  т.д.)  свидетельствует  о  разных  этапах   развития сознания человека.
В  мире же трех измерений стихий 5 ‑ столько же,  сколько и многогранников.
Даже на уровне формы клеток есть геометрические подобия стихиям. Так, в мозгу человека есть пирамидальные клетки, очень похожие на тетраэдры [33]. Известно, что древние живые существа – радиолярии, жившие в океане, имели форму тела в виде икосаэдра, соответствующего стихии "вода" [20].
 
 
 
 
 
 
 
Зависимость осознаваемой картины мира от набора
признаков, присутствующих в сознании человек
 
Основываясь на стихиях как признаках для распознавания человеком образов, рассмотрим особенности гелио- и геоцентрических моделей Солнечной системы.
В 1596 году Иоганн Кеплер приводит следующую модель мира в своей книге "Космографическая тайна". Он дает новую  интерпретацию правильных многогранников (Платоновых тел) [19].
Считая Землю (сферу орбиты Земли) мерой всех других планетных сфер, он предложил описать вокруг нее додекаэдр, тогда окружающая его сфера будет сферой Марса; если вокpуг этой сфеpы описать тетpаэдp, то окpужающая его сфеpа будет сфеpой Юпитеpа, а если описать куб вокpуг этой сфеpы Юпитеpа, то описанная вокpуг него сфеpа будет сфеpой Сатуpна.
Если поместить внутpь сфеpы Земли икосаэдp, то вписанная в него сфера будет сферой Венеры, если поместить октаэдр внутри сферы Венеры, то вписанная в него сфеpа окажется сфеpой Меpкуpия. Опубликованные еще в 1596 г., эти выводы не были достаточно осмыслены позже. Указанное же постpоение возможно, так как вокруг любого пpавильного многогpанника можно описать, а внутpь ‑ вписать сфеpу (рис.5а; рис.5б табл.2).
 
Рис. 5а. Космический кубок Кеплера [19]
Рис. 5б. Схема построения кубка Кеплера [14]
 
Таблица 2
 
Таблица pазмеpов оpбит [2]
 
 
Планета
Мерку-рий
Венера
Земля
Марс
Юпитер
Сатурн
по Кеплеру
0.419
0.762
1.000
1.440
5.261
9.163
Совре­менные данные
0.387
0.723
1.000
1.524
5.203
9.554
 
 
Развитие сознания сопровождается появлением нового признака. Это происходит всегда скачком [14] ‑  отсюда, кстати, и скачкообразность в наблюдаемых живых формах существ, которые живут, либо жили раньше.
Мир реален, но и иллюзорен одновременно. Все зависит от того набора признаков, который присутствует в сознании человека.
Что же нужно, чтобы осознать, скажем, миp четыpех измеpений? Он существует, но человеком понимается с позиции пяти стихий. Чтобы понять его как четыpехмеpный, надо сфоpмиpовать у себя новый пpизнак, котоpый соответствует четвеpтому измеpению [14].
Будем pассуждать по аналогии с пятью стихиями. Пять стихий имеют соответствие в виде пяти пpавильных многогpанников. А есть ли аналогии пpавильным многогpанникам в миpе четыpех измеpений? Есть [8].
В пpостpанстве  четыpех измеpений таких тел, их  называют пpавильными ячейками,  шесть. На pис. 6 пpиведены тpехмеpные пpоекции четыpех из них.
 
Рис. 6. Проекции некоторых ячеек четырехмерного пространства (по [8]); a- 5-ячейки, б- 8-ячейки, в- 16-ячейки, г- 24-ячейки; вариант развертки 8-ячейки.
 
Таблица 3
 Пpавильные ячейки четыpехмеpного пpостpанства
 
Hазвание
Количество и вид тpехмеpных тел, огpаничивающих ячейку
Число веpшин
5-ячейка
5 тетpаэдpов
5
8-ячейка
8 кубов
16
16-ячейка
16 тетpаэдpов
8
24-ячейка
24 октаэдpа
24
120-ячейка
120 додекаэдpов
600
600-ячейка
600 тетpаэдpов
120
 
Пpедставить тело четыpех измеpений мы не можем. Можно только изучать его пpоекцию в миp тpех измеpений, либо трехмерную развертку этого тела. Так, пpоекция 5-ячейки соответствует кpисталлической pешетке алмаза. Возможно, поэтому алмаз так притягателен для человека и считается драгоценным камнем. На рис.6 д изображен один из вариантов трехмерной развертки 8-ячейки. Каждое следующее пространственное измеpение добавляет только тpи пpавильных тела.
Но, раз воспринимаемый мир таков, каким его видит, понимает человек, то, значит, его можно менять, усовершенствуя признаки для распознавания образов, работая с собой и изменяя свое восприятие [14]. Можно формировать свой мир, свое время, свою Вселенную и жить в этом мире, что и происходит по мере развития сознания [14, 15, 16, 17].
 
Модели Солнечной системы. Рассмотрение
с точки зрения многомерного пространства
 
Теперь можно с позиций ячеек многомерного пространства объяснить древние модели строения Солнечной системы и Вселенной [14].
Рассмотрим вновь систему Птолемея. В этой системе 7 планет, включая Луну. Расположим планетные сферы в ячейки четырехмерного пространства между ними.
 
Рис. 7. Схема планетарных сфер Птолемея с ячейками трех- и четырехмерного пространства (по [14]).
 
Как видно из схемы, планетные сферы Птолемея образуют мир четырех измерений. Но на этом схема Птолемея не окончена. Далее идут Зодиак, Перводвигатель и Вселенная или Эмпирей [47] (иногда эти три сферы изображают в виде трех разных зодиаков).
Поэтому, рассуждая аналогично, можно продолжить рассмотрение в пятимерном пространстве. Здесь соответствующих стихий три. В терминологии, предложенной в [8], соответствующие многогранники называются 6-ячейкой, 10-ячейкой и 32-ячейкой.
 
Рис. 7а. Схема Птолемея в пятимерном пространстве.
 
Так что вся система Птолемея – это система мира, представленная в многомерном пространстве 4 и 5 измерений (рис.7а; по [14]).
В древних философских концепциях можно встретить дальнейшее развитие этой модели [14]. Считается, что Мировое древо состоит из четырех деревьев (рис.7б; по [14]). Это позволяет продолжить построение схемы в шестимерном пространстве. Можно ввести еще три стихии, которым соответсвуют 7-, 12-, 64-ячейки.
 
Рис.7б. Схема Мира в шестимерном пространстве.
 
Итак, древние схемы мира не являются наивными или примитивными. Напротив, они отражают строение мира, не менее полно, чем модель, которая существует сейчас. Все схемы правильны, надо только знать, где какую  применять. У природы нет тайн. Все зависит от сознания человека, совершенства или несовершенства человеческого восприятия. Об этом в свое время очень хорошо написал Ф.Тютчев:
Природа ‑ сфинкс, и тем она верней
своим искусом губит человека,
что, может статься, никакой от века
загадки нет и не было у ней.
 
Полученные данные имеют практические применение.Так, теперь можно легко объяснить неудачные запуски станций к Марсу. Известно, что из всех полетов автоматических станций на Марс удачными оказались только 50%, в то время как на Венеру 87% полетов удачны (данные на 1994 г. по [25]). Более поздние запуски показали, что тенденция сохраняется. Необъяснимая с точки зрения гелиоцентрической схемы строения Солнечной системы закономерность, элементарно объясняется на основе геоцентрической: в четырехмерном пространстве до Марса дальше, чем до Венеры.
Как уже указывалось, Каждой планете, движущейся вокруг Земли, было поставлено в соответствие несколько небесных сфер. Для более точного описания движения планет была введена эпициклическая система.
Что такое эпицикл? В простейшем случае это воображаемый круг, по которому перемещается планета. Центр эпицикла движется по другому кругу, называемому деферентом. Наблюдатель расположен в центре деферента, на поверхности Земли. Полагали при этом, что эпицикл – экватор маленькой сферы, заключенный между двумя другими. У одной из этих сфер радиус равен радиусу деферента минус радиус эпицикла, а у другой – радиусу деферента плюс радиус эпицикла.
 
Вращение этих двух сфер заставит вращаться между ними эпициклическую сферу (вся конструкция чем-то напоминает шари­копод­шипник (рис.8).

Наблюдатель
Центр
эпицикла
Деферент
Планета
Эпицикл
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.8. Эпицикл.
 
Рассмотрим понятие "эпицикл" на основе модели, соответствующей многомерному пространству[48].
Как может меняться восприятие окружающей среды при осознании человеком себя в пространстве другой мерности. Рассмотрим пример: каково будет поведение "двумерного" жителя, живущего на плоскости, ограниченной окружностью радиуса r (эдакая плоская блинообразная планета). Такому "жителю" была бы доступна площадь, равная Sокр = πr2. Если же в силу стечения некоторых обстоятельств он окажется в мире трехмерном, т.е. на поверхности сферы (имеется в виду, конечно, что размеры "планеты" во много раз больше "жителя"), то, воспринимая ее по-прежнему как плоскую поверхность, он, однако, обнаружит, что неизвестно откуда места стало больше, появилось "лишнее" пространство, т.к. площадь поверхности сферы Sсф = 4πr2. Поскольку сознание работает еще по старой схеме, оно переведет это увеличение площади в увеличение размера радиуса. Иными словами, "двумерному" жителю при таком переходе от одного пространственного измерения к другому показалось бы, что его плоская планета стала больше, т.е. r¢ = 2r. Конечно, потом были бы обнаружены и другие отличия, которые привели бы к осознанию себя в трехмерном мире, и все стало бы на свои места. Вновь радиус "планеты" стал бы равен r.
Если же такой переход осуществить из трехмерного мира на поверхность четырехмерной сферы, то радиус "увеличится" примерно в 1,676 раза.
Действительно, объем шара равен VЗ = 4/3πr3. Поверхность четырехмерной сферы трехмерна, S4 = 2π2r3 [40]. При одинаковом радиусе трех- и четырехмерной сферы на поверхности четырехмерной сферы "разместится" S4/VЗ =3/2π трехмерных сфер. Такое изменение объема покажется изменением радиуса трехмерной сферы  r¢ = r3Ö(3/2π) » 1,676r, где r – изначальный размер радиуса трехмерной сферы. Если надо рассчитать переход с поверхности трехмерной сферы на поверхность пятимерной, то следует учесть еще один переход от V4 на S5.
S5 = 8/3π2r4; V4 = π2r4/2; S5/V4 =16/3. Общее изменение объема составит
S4/VЗ ´ S5/V4 = 3/2π ´ 16/3, а изменение радиуса r = r3Ö(3/2π ´ 16/3) » 2,93r.
Рассуждения в этом направлении можно продолжать и далее. Используя изложенный выше алгоритм, составим на его базе таблицу многомерных "переходов" от пространств одной мерности к пространствам других мерностей и сравним со схемой строения Солнечной системы. Оказалось, что изменения размеров после таких "переходов" достаточно близки к изменениям размеров планетных орбит (табл.4).
 
Таблица 4
 
Планета
Расстояние от Солнца,
астр. ед.
Размерность пространства, к которому происходит переход от трехмерного
Эквивалент­ное расширение трехмерного
пространства
Земля
1,0
3
1,0
Марс
1,5
4
1,7
Астероиды
(Церера)
2,8
5
2,9
Юпитер
5,2
6
5,3
Сатурн
9,6
7
9,8
Уран
19,2
8
18,7
Нептун
30,1
9
36,2
Плутон
39,5
 
 
Возникает резонный вопрос, а есть ли конец в череде многомерных пространств?
Бесконечность обычно раздражает, побуждает что-то исследовать, выдвигать новые гипотезы, строить новые приспособления для исследований. А в случае многомерности? Что будет, если, развиваясь, человек будет познавать 4, 5, 6 и т.д. n-мерный мир? Это тоже бесконечность. С одной стороны ‑ да. Но с другой, при увеличении размерности пространства происходит следующее явление ‑ весь объем многомерной сферы сосредоточивается у ее поверхности [37].
 Действительно, объем n-меpной сфеpы Vсф = A (r)n, где A ‑ некий коэффициент. Вычислим объем n-меpной сфеpы в два раза меньшего pадиуса: Wсф= A (r/2)n.
Определим, какую часть W cоставляет от Vсф: Wсф / Vсф = 1/2n
Пpи n,  стpемящемся к бесконечности, Wсф /V стpемится к нулю, то есть весь объем сферы сосредоточивается у ее поверхности. Пpимеp ‑ планета Земля. Вся многомеpность, все многообpазие фоpм жизни занимает весьма тонкий слой по сравнению с величиной радиуса планеты.
С другой стороны, есть, вероятно, некая оптимальная размерность пространства. Действительно, если вычислить значения объема и площади поверхности многомерной сферы единичного радиуса [40], то мы обнаружим, что пятимерная сфера имеет при заданном размере радиуса максимальный объем. Пятимерному пространству соответствует схема Мира Птолемея. А вот в семимерном пространстве, наоборот, максимальна площадь поверхности. Поэтому, вероятнее всего, наш Мир тяготеет к пяти- семимерной организации пространства [14].
 
Таблица 5
 
Объемы V и площади поверхности S многомерной
сферы единичного радиуса (в условных единицах).
 
 
Пока­затель
Размерность пространства
 
2
3
4
5
6
7
8
V
3,14
4,19
4,9
5,26(max)
5,17
4,72
4,06
S
6,28
12,6
19,7
26,3
31,0
33,1 (max)
32,5
SV
31,0
52,8
96,5
138,3
160,3 (max)
156,2
131,8
 
 
Поэтому расчет для Урана, Нептуна и Плутона в табл.4 носит просто иллюстративный характер.
Теперь вернемся к эпициклам и сравним кинема­тические характеристики модели Птолемея, приведенные в [22], с теми изменениями гео­метрических размеров, которые возникают при переходе от пространства одного количества измерений к про­странству другого количества измерений (табл.6).
 
Таблица 6
 
Планета
Отношение радиуса деферента к радиусу эпицикла
Переход от мерности n1 к мерности n2
Изменение геометри­ческих размеров
Меркурий
2,6590
4®6
2,620
Венера
1,3890
6®7
1,360
Марс
1,5197
4®5
1,519671
Юпитер
5,2080
3®6
5,290
Сатурн
9,2590
3®7
9,820
 
Итак, можно объяснить физический смысл эпициклов на основе модели многомерного пространства: эпициклическая сфера – это сфера пространства одного измерения, расположенная на поверхности другой многомерной сферы. Для Марса, например (см. табл.6), это – четырехмерная сфера, лежащая на поверхности пятимерной.
Рассмотренный многомерный подход к строению Солнечной системы позволяет обобщить древние модели. Первоначальное состояние, которому соответствует многомерная сфера, символизируется чаще всего яйцом. Далее начинается ее развертка.
Размерность пространства уменьшается, а размеры его увеличиваются [15]. При этом можно выделить три основные модели мира:
1)                 геоцентрические,
2)                 гео-гелиоцентрические,
3)                 гелиоцентрические.
Гео-гелиоцентрическая модель описывает сам момент такого развертывания пространства, обозначенный в [15] как повтор-переворот. К рассмотрению повторов мы теперь и перейдем.
 
 
Повторы в Солнечной системы
 
Солнечная система в настоящее время благодаря усилиям астрономов и запускам автоматических межпланетных станций изучена относительно неплохо. Тем не менее, в ее строении есть ряд до сих пор недостаточно хорошо объясненных  особенностей. Это касается, в первую очередь, характеристик вращения планет. Установлено [24], что Меркурий обладает резонансным вращением в отношении 3 : 2; за время трех оборотов вокруг оси он дважды обходит Солнце. Венера вращается вокруг своей оси в направлении, противоположном направлению обращения вокруг Солнца, причем, ее движение находится в резонансе с Землей. Будучи расположенной в наименьшем расстоянии от Земли, Венера оказывается обращена к Земле одной и то й же стороной поверхности. Очень своеобразно вращение Урана. Его экватор наклонен к плоскости орбиты на 98°, а направление вращения – обратное. В табл.7 представлены данные, характеризующие особенности вращения планет Солнечной системы.
 
Таблица 7
Оси вращения планет Солнечной системы
 
Меркурий
3°04¢
Сатурн
26°44¢
Венера
178°
Уран
97°59¢
Земля
23°27¢
Нептун
28°48¢
Марс
25°24¢
Плутон
118°?
Юпитер
3°07¢
 
 
 
Попробуем объяснить эти особенности вращения планет, используя теорию генодрева и теорию мига [14, 15]. В ряде чисел, выражающих среднее расстояние от Солнца до планет, есть некоторая закономерность, подмеченная еще в XVIII веке. Она называется правилом Тициуса-Боде и записывается в виде формулы:
а = 0,1 ´ ( 3 ´ 2n + 4) а.е., где n = –¥ для Меркурия, 0 – для Венеры, 1 – для Земли и т.д., а – среднее расстояние от Солнца до планеты в астрономических единицах.
Сравнение вычисленных расстояний с истинными показывает, что вплоть до Урана формула дает вполне удовлетворительный результат. Для нас важным является то, что формула использует закон удвоения (2n) – основной закон строения генодрева [14].
Это позволяет построить генодрево Солнечной системы. Построение генодрева будем производить с учетом понятий "стихии" и модели, предложенной в 1596 г. И.Кеплером.
Будем строить генодрево Солнечной системы вначале только для планет, видимых невооруженным глазом. С чего начать? Самая простая стихия – «огонь», ей соответствует геометрическое тело – тетраэдр, имеющий 4 вершины. Выберем его в качестве начального элемента генодрева. Поскольку действует закон удвоения, то следующий объект должен иметь 8 вершин – хорошо подходит куб. Следующее удвоение должно дать геометрическое тело с 16 вершинами, но поскольку мы рассматриваем построение генодрева в трехмерном пространстве, для которого критический миг равен 13 объектам [14], а правильного многогранника с таким количеством вершин нет, то придется рассмотреть другой вариант: повтор – переход многогранника в дуальный. В данном случае куб переходит в октаэдр, который имеет 6 вершин. Теперь вновь возможен рост и удвоение генодрева. Икосаэдр имеет 12 вершин. Следующее удвоение невозможно по вышеописанным причинам, поэтому вновь следует повтор, и икосаэдр переходит в дуальный многогранник – додекаэдр. Схема генодрева приведена на рис.9.
 
 
Рис. 9. Схема роста генодрева. Знак символизирует повтор – переворот
 
В результате закон построения генодрева – это удвоение, переворот, удвоение, переворот… Интересно отметить, что точно такая же схема строения генодрева заложена в астрологии во взаимном соответствии знаков Зодиака и стихий, и в древнекитайской философии, где известен порядок взаимопорождения стихий "дерево", "огонь", "почва", "металл", "вода" (рис.9а).
 
 
Рис. 9а. Схема взаимопорождения стихий
 
Теперь соотнесем эту схему со схемой строения Солнечной системы, с учетом модели Кеплера (рис.10). Получается, что вначале генодрево растет как бы наружу, в направлении от Солнца, а потом поворачивает к Солнцу и вновь растет в направлении от Солнца. С этой точки зрения, Солнечная система замкнута сама на себя, а значит и вечна! [18].
 
Рис. 10. Схема строения Солнечной системы
 
Такую схему строения Солнечной системы будем называть Юпитероцентрической (рис.11; напомним, что у древних греков Зевс (Юпитер) – глава Богов-олимпийцев).
 
Рис. 11. Юпитероцентрическая схема Солнечной системы
 
Еще Кеплер, изучая законы гармонии, увидел ее в закономерностях планетарных движений. Он писал, что две основные идеи лежат в основе строения мира: геометрическая, определяющая число планет и расстояния между ними (она связана с пятью правильными многогранниками), и гармоническая, управляющая эксцентриситетами и периодами обращения планет. Оба принципа дополняют друг друга. Гармонические пропорции, по Кеплеру, отражены в отношениях угловых скоростей планет в афелии и перигелии. “Солнце гармонии засияло во всем блеске”, – писал Кеплер.
Небесные движения, по Кеплеру, есть ни что иное, как ни на миг не прекращающаяся многоголосная музыка. [2].
На основе существующих сейчас данных можно вычислить среднюю скорость движения планеты по орбите [7]. Действительно, оказалось, что средние скорости движения планет связаны друг с другом очень простыми соотношениями. При вычислениях за единицу была взята в одном случае средняя скорость движения Меркурия, а в другом – Юпитера. Результаты приведены в  таблице 8.
 
Таблица 8
Планета
Дробь, близкая к соотно­шению скоро­стей
Отличие от расчетно­го соотно­шения,
%
Дробь, близкая к соотно­шению скоро­стей
Отличие от расчетно­го соотно­шения,
%
Мерку­рий
1
0
8/2
11,0 %
Венера
6/8
1,40 %
8/3
0,6 %
Земля
5/8
0,60 %
7/3
2,3 %
Марс
4/8
1,70 %
7/4;
8/4
5,4 %;
8,4 %
Пояс астеро­идов. (Асте­роид Церера)
3/8
0,70 %
8/6
2,7 %
Юпитер
3/11;
2/8
1,08 %;
11,00 %
1
  0
Сатурн
1/5
1,90 %
6/8
1,4 %
Уран
1/7
0,44 %
4/8
4,1 %
Нептун
1/9
3,20 %
3/7
3,0 %
Плутон
1/10
1,40 %
3/8
4,8 %
 
Графа "Процент отличия" показывает, насколько вычисленное значение скорости планеты отличается по абсолютной величине от значения, представленного в виде дроби.
Явно видно изменение характера распределения скоростей движения планет до и после орбиты Юпитера.
Все планеты, находящиеся за орбитой Сатурна, и невидимые невооруженным глазом, можно рассматривать как повторы этого объекта (т.е. Солнечной системы с планетами от Меркурия до Сатурна). В том числе, и не открытые еще Трансплутоны. Учитывая постулат повторов, можно предположить, что плоскости их орбит могут составлять значительный угол с плоскостью эклиптики. Целый ряд факторов подтверждает это положение: 1) различия в химическом составе: Юпитер и Сатурн характеризуются преобладанием водорода (до 90%), в то время как в составе периферических планет (Уран, Нептун и, возможно, Плутон) преобладает вода [27]; 2) различия проявляются и как аномалии вращения. Экватор Урана наклонен почти на 90° к плоскости орбиты, Нептун, который можно рассматривать как повтор повтора, вновь имеет нормальное вращение. Плутон – вновь повтор – имеет, по предварительным данным, наклон плоскости экватора к плоскости орбиты порядка 118° (табл.9).
 
Таблица 9
Дальние планеты и повторы
 
Характер­истика
Объект
Повтор
Повтор повтора = "объект"
"Повтор"
Планеты
Солнеч­ная система до орбиты Сатурна включи­тельно
Уран
Нептун
Плутон
Угол наклона к плоскости орбиты
-
97°59´
28°48´
118°?
Условное обозна­чение повтора-перево­рота
­
®
­
®
В соответствии с повторами меняются закономерности в распределении момента количества движения планет, что хорошо видно из табл.10. Всякий раз, когда мы проходим повтор-переворот, меняется закономерность распределения количества движения. Оно то увеличивается, то убывает.
Таблица 10
Повторы в Солнечной системе и распределение момента количества движения (Юпитероцентрическая система)
 
Планета
Момент количества движения
Повторы
Закономерность (рост или убыль)
Марс
0,13
 
+
Земля
1
Повтор-переворот
 
Венера
0,07
 
-
Меркурий
0,02
 
-
Солнце
20
Повтор-переворот
 
Сатурн
293
 
+
Юпитер
722
 
+
 
 
Повтор-переворот
 
Уран
64
 
-
 
 
Повтор-переворот
 
Нептун
94
 
+
 
 
Повтор-переворот
 
Плутон
1,2
 
-

Как взаимные повторы можно рассматривать отдельные планеты. Так, если сравнить приближенную реконструкцию поверхности Земли, которую она имела 60-70 миллионов лет назад, с условной реконструкцией полушарий Марса на основе современных данных, то некоторое сходство будет наблюдаться в том случае, если Марс как бы "повернуть" на 90° (рис.12а) [38].
 
 

Рис. 12а. Марс и Земля. Взаимный повтор с поворотом на 90°.
 
На основе повторов можно также объяснить особенности деталей альбедо поверхности Марса. До полетов автоматических станций астрономы составили карту так называемых деталей альбедо, которые характеризуют темные и светлые участки поверхности Марса (рис.12б).
 
Рис. 12б. Схема Марса с номенклатурными деталями альбедо (по [4])
 
Изучение карты деталей альбедо поверхности Марса позволяет высказать гипотезу, что в виде "каналов" может проявляться мировая глобальная сеть.
Действительно, если соединить точки основных фигур каркаса глобальной сети Земли, то окажется, что эти линии совпадают с океаническими хребтами, планетарными разломами, зонами активных подъемов и опусканий земной коры. Кроме того, есть связь между видимым расположением звезд на небосводе и узлами глобальной сети [11]. Возможно, что по этому принципу людьми сформированы фигуры созвездий.
Ясно, что тут нужны дополнительные исследования. Вероятно, для Марса надо рассматривать иные, чем для Земли, комбинации многогранников, положенных в основу строения мировой глобальной сети. Например, это могут быть, исходя из схемы космического кубка Кеплера, додекаэдр и тетраэдр. Но даже простейшее компьютерное моделирование позволяет сделать вывод о том, что детали альбедо Марса выглядят как повтор глобальной сети Земли (рис.12в, г).
 
Рис.12в, г. Возможные проявления мировой глобальной сети на поверхности Марса; в- схема мировой глобальной сети на поверхности Земли (по [11]); г- размытие по Гауссу рисунка12 в
 
Осталось объяснить и аномальное вращение Венеры. Для этого построим еще один вариант генодрева с выделением критического мига, равного трем [14] (рис.13). Как видно из рисунка, критическому мигу соответствует Солнце, Венера с ее аномальным вращением и пояс астероидов – дальнейшее дробление, деление мигов. Но в схеме присутствует гипотетическая планета – Вулкан. Находиться она должна внутри орбиты Меркурия.
 
Следы какого-то объекта в виде тени, скользящей по диску Солнца, сравнительно недавно были обнаружены американским астрономом Кортеном [45].
 
Рис. 13. Схема генодрева с выделением критического мига, равного трем. W – гипотетическая планета Вулкан
 
Заключение
 
Генодрево в своем росте сохраняет информацию о предыдущих ступенях развития; всю планетную систему Cолнца можно рассмотреть как комплекс мигов, каждый из которых иллюстрирует некое мгновение, фазу в процессе развития Солнечной системы, наблюдаемых людьми из нынешнего настоящего времени.
С точки зрения роста генодрева вся цепочка планет от Юпитера до Венеры, включая и Солнце, является как бы прошлым Земли, а Марс – будущим, наблюдаемым из нашего настоящего.
Отсюда вытекает необходимость при полете на Марс сначала двигаться в "прошлое" [14], то есть, к Венере и даже Меркурию, и только потом – в "будущее", то есть к Марсу (сравните с геоцентрической схемой мира).
В противном случае полет может быть неудачным. Впрочем, такую схему задают и энергетические параметры. Для достижения далеких планет при минимальном расходе топлива как раз и используют подобные трассы полетов (рис.14).
 
Рис.14. Схема траектории полета американского зонда «Кассини» («Комс. правда», 1997, 15 октября).
 
При изучении планет и их спутников целесообразно исследовать схемы строения генодрева, основываясь на характеристиках планетных орбит, их размеров и соответствий правильным многогранникам трехмерного пространства.
 
При дальнейшем росте генодрево (рис.13) приходит вновь к критическому мигу, и мы наблюдаем распад планеты в далеком будущем на части. С этой точки зрения гипотетическая планета Фаэтон – это будущее Марса, но в трехмерном пространстве она вряд ли существовала.
 
 
Выводы:
1. Наряду с гео- и гелио-центрическими моделями  строения Солнечной системы, можно предложить Юпитероцентрическую.
2. Юпитероцентрическая модель отражает процессы эволюции в Солнечной системе.
3. Показано, что Юпитероцентрическая система замкнута, а потому Солнечная система с этой точки зрения согласно [18] вечна.
4. С помощью предложенной системы удается непротиворечиво объяснить ряд особенностей строения Солнечной системы, в частности, распределение момента количества движения планет.
5. Юпитероцентрическая система предполагает наличие новой планеты внутри орбиты Меркурия.
6. Юпитероцентрическая система является одномерной моделью Солнечной системы.
7. Будущим космонавтам придется преодолевать повторы в Солнечной системе, поэтому при конструировании корабля и отборе экипажа надо будет учитывать особенности строения генодрева.
8. Теперь можно построить генодрево концепций строения Солнечной системы, которое и дает ее объемное рассмотрение:
8.1) Нуль-мерная, она же семимерная. Модель, представленная в книге 1 "Учебника развития сознания" [14].
8.2) Многомерная (шести-пяти-четырехмерная) модель – геоцентрическая модель мира К.Птолемея.
8.3) Трехмерная модель – "Космический кубок Кеплера".
8.4) Двумерная модель – гелиоцентрическая модель, наиболее активно использующаяся в настоящее время.
8.5) Одномерная модель – Юпитероцентрическая, рассмотренная в данной статье.
Объемное рассмотрение возникает в том случае, если мы изучаем не только объект, но и его повтор. Вышеперечисленные модели являются взаимными повторами друг друга.
9. При поисках внеземной жизни в какой-либо планетарной системе следует учитывать и своеобразие распределения повторов в ней.
10. В данной статье мы оперировали в основном понятием «пространство» и почти не упоминали понятие «время». Рассмотрение процессов во временном аспекте с учетом коллинеарных и наклонных векторов времени, вращения временных векторов дано [15, 16]. В частности, следует учитывать роль сознания как координаты, дополнительной к пространственно-временным [18].
Кроме того, выше было сказано, что пространственная организация мира тяготеет к пяти- семимерию (см. табл.5). Учет возможной многомерности времени подкрепляет эту точку зрения.
 
Литература
 
1. Арренiус С. Представление о строении Вселенной. М., 1914, 145 с.
2. Белый Ю.А. Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.). М., 1971, 295 с.
3. Буддийская космология. "Буддизм", 1993, № 1, с.37.
4. Бурба Г.Н. Номенклатура деталей рельефа Марса. М., 1981, 85 с.
5. Веденькина Л. Русские веды: Любовь и смерть. "Наука и религия", 1994, № 1, с.38.
6. Волошинов А.В. Пифагор. М., 1993, 224 с.
7. Гармония планетных движений. Сознание, 1998/1999, в.4, с.99-101.
8. Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М., 1981, 344 с.
9. Гришин А. Чти 8 заповедей. "Техника - молодежи", 1993, № 7.
10. Данилов Ю.А. От Мистерии до Гармонии. "Успехи физических наук", Т.109, 1973, в.1., с.175-209.
11. Дубров А.П. Излучение и здоровье человека. М., 1993, с.13.
12. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. М., 1994, 384 с.
13. Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История астрономии. М., 1989, 384 с.
14. Заикин Н.И., Заикина Н.Е. Генодрево. Теория. Учебник развития сознания. Книга 1. СПб., 1998, 288 с.
15. Заикин Н.И., Заикина Н.Е. Теория мига. Введение. Учебник развития сознания. Книга 3. СПб., 1999, 278 с.
16 Заикин Н.И., Заикина Н.Е. Теория мига. Взаимосвязи и зависимости. Учебник развития сознания. Книга 4. СПб., 1999, 343 с.
17. Заикин Н.И., Заикина Н.Е. Практика работы с мигами. Учебник развития сознания. Книга 5. СПб., 1999, 296 с.
18. Заикин Н.И., Заикина Н.Е. К состоянию через осознание. Учебник развития сознания. Книга 6. СПб., 2000, 294 с.
19. Кеплер И. Предвестник космографических исследований, содержащий космографическую тайну (Кepler I. Prodromos Dissertationum Cosmographicarum, Conteins Mysterium Cosmographicum, 1596, 137 p.).
20. Клейн Ф. Лекции об икосаэдре. М.: Наука, 1989, 335 с.
21. Климишин И.А. Открытие Вселенной. М., 1987, 317 с.
22. Климишин И.А. Элементарная астрономия. М., 1993, 461 с.
23. Косарева Л.М. Коперниканская революция. Социо-культурные истоки. Научно-аналитический отчет. М., 1991, 33 с.
24. Куликов К.А. Вращение Земли. М.: Недра, 1985, 159 с.
25. Лещев В. Негостеприимный Марс. "Свет", 1994, № 5, с.46-47.
26. Ломоносов М.В. Стихотворения. М., 1948, с.150.
27. Маракушев А.А. Происхождение и эволюция Земли и других планет Солнечной системы. М.: Наука, 1992, 204 с.
28. Математический энциклопедический словарь. М.,. 1988, 847 с.
29. Морозов С. А если Эйнштейн не прав? "Знание - сила", 1994, № 1, .с.55-62.
30. Морозов С.В. О структуре нашего сознания. Сознание, 1996, № 1, с.66-79.
31. Морозов С.В. Изменения в восприятии окружающей среды в процессе развития сознания. Сознание, 1997, № 1, с.7-11.
32. Морозов С.В. Повторы в Солнечной системе. Сознание, 1999/2000, в. 5, с.69-75.
33. Морфология нервной системы. Л., 1985, 161 с.
34. Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968, 224 с.
35. Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. М., 1991, 297 с.
36. Ньютон Роберт Р. Преступление Клавдия Птолемея. М., 1985, 384 с.
37. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М., 1977, 334 с.
38. Проблема жизни вне Земли в Солнечной системе. Сознание, 1998/1999, в.4, с.4-27.
39. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980, с.244-255.
40. Розенфельд Б.А. Многомерные пространства. М., 1966, 647 с.
41. Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978, 384 с.
42. Словарь античности. М., 1994, 704 с.
43. Снисаренко А.Б. Третий пояс мудрости. Л., 1989, 283 с.
44. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба. "Вопросы философии", 1994, № 2, с.3-12.
 
45. Филиппов Е.М. Вселенная, Земля, жизнь. Киев, 1983, 238 с.
46. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, 815 с.
47. Фламмарион К. История Неба. М., 1994, 449 с.
48. Что такое эпицикл. СПб., "Сознание", № 4, 2000, с.102-104.
 

(1.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Морозов С.В.
  • Размер: 76.21 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Морозов С.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Абэ Кобо. Женщина в песках
Августин Аврелий. Исповедь
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Чингиз Торекулович Айтматов. И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)
Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Аксенов Василий. Ленд‑лизовские. Lend‑leasing
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Акутагава Рюноскэ. Табак и дьявол
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Аполлинер Гийом. Стихи 1911-1918 гг. из посмертных сборников
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Аристотель. Политика
Арсеньев В.К. Дерсу Узала
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Бакли Кристофер. Здесь Курят!
Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис-Зингер Исаак. Люблинский штукарь
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине
Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии)
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Безумный день или женитьба Фигаро
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Севильский цирюльник или тщетная предосторожность
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Брэдбери Рэй Дуглас. 451 градус по Фаренгейту
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Быков Василь. Альпийская баллада
Быков Василь. Сотников
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бунин Иван. Легкое дыхание
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Виан Борис. Сердцедер
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Волошенинов А.В. Математика и искусство
Вольтер. Кандид, или оптимизм
Воннегут Курт. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Пляска со смертью по долгу службы)
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Гамсун Кнут. Соки земли
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
ГАРИ Ромен. Повинная голова
Гари Роман. Обещание на рассвете
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ