ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

16 декабря 2017 г. размещены статьи: О.Г. Гайдаш "«Аполлонов гусь» (опыт интерпретации символики некоторых акваорнитоморфных изображений)", А. Кандинский "«Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника)".


   Главная страница  /  Текст музея  /  Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций

 Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
Размер шрифта: распечатать




1. Понятийный аппарат (8.63 Kb)

 

Ансамбль памятников – группа памятников (здания, инженерные сооружения, произведения монументальной живописи и скульптуры, ландшафтное окружение), связанных композиционно, стилистически, тематически или исторически. Создаётся по единому плану или формируется с течением времени на конкретной территории. Различаются ансамбли садово-парковые, храмовые, ансамбли площадей, улиц, сельских построек, городских кварталов и т.д.

Бог – понятие, рассматриваемое с разных позиций. 1 – в религиозных верованиях сверхъестественное существо, породившее мир и законы мироздания. Поскольку в мире сформировалось несколько религий, то для каждой из них существует свой Бог. 2 – в мифологический представлениях политеизма (многобожия) каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мироздания: Перун – бог неба, Велес – бог животного мира, Макошь – богиня всего животворящего и т.д. 3 – в теизме (однобожии) единому богу принадлежит абсолютная власть  над всем миром, поэтому бог олицетворяет всемогущество. Вера в бога – основа всякой религии. В античной мифологии боги выступаю в человеческом обличье. Они повелевают силами природы и людьми, но образ их жизни такой же, как у человека. Боги дружат и ссорятся между собой, влюбляются и ревнуют, женятся и расходятся, вступают в брак с людьми, наделяя их полубожественной силой. В славянской мифологии боги олицетворяют силы природы. Между собой они не конфликтуют. Под влиянием христианства многие функции славянских богов перешли в ведение православных святых или домашних духов.

Былинный эпос – эпос как таковой это повествование о событиях прошлого в представлении повествователей. Повествования передаются из уст в уста с дописьменных времён, поэтому иногда называются народным эпосом. Былинный эпос, или просто былины (старины), ‑ это народные эпические песни-сказания о богатырях – защитниках земли русской. В них отражаются нравственные идеалы русского народа. Исполняются одноголосно как напевы декламационно-повествовательного склада.

Дохристианская славянская культура – культура славянских племён, объединённых общностью языка, территории, нравов и обычаев. Учёные и общественные деятели, стоящие на позициях православия, называют её языческой, внося в это понятие негативный элемент отсталости и неразвитости. На самом деле это далеко не так. Понятие язычества происходит от понятия «языцы», т.е. народы. По сути дела, это народная культура, складывавшаяся веками задолго до христианства.

Духи – в народных представления, сверхъестественные существа, окружающие человека в его повседневной жизни. Духи могут быть добрыми и злыми. Злые духи вредят человеку постоянно. Добрые духи охраняют человека, создают ему благоприятные условия, помогают в быту и хозяйственных работах. Но они могут и наказать нерадивого человека.

Историко-культурное наследие – многоёмкое понятие, включающее в себя комплекс разнообразных памятников истории и культуры, а также нравственных ценностей (обычаев, обрядов, технологий), складывающихся в процессе человеческой деятельности.

Крещение – обряд принятие христианства. Одно из главных христианских таинств, олицетворяющих приобщение к церкви. Сопровождается погружением в водяную купель (обливанием или окроплением водой). Принявший крещение обязан следовать заповедям Христа и носить крестик в качестве оберега.

Материальная культура – свод памятников истории и культуры и заключённой в них информации о их происхождении, способе производства и употреблении в быту и производстве.

Мифология – понятие, имеющее два значения, 1 – совокупность мифов (сказаний, рассказов, повествований, преданий о богах, героях, демонах, духах и т.д.), отражающих фантастические представления людей (их мировоззрение) о мировом пространстве, человеке, природе и их взаимосвязях. 2 – наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, распространение.

Национально достояние – с одной стороны, является синонимом понятия «историко-культурное наследие». С другой, совокупность историко-культурных ценностей  и природных богатств государства.

Нематериальная культура – духовная культура народа, отражающая его мировоззрение, традиции, верования, обряды, нравы, обычаи. Материального выражения не имеет, но сопровождается соответствующими атрибутами. Например, домашнее застолье, свадебный обычай, церковный обряд и т.д. происходят в материальной среде в окружении материальных предметов.

Нечистая сила – злые духи, сопровождающие человека в его повседневной жизни – черти, ведьмы, лихоманки, вурдалаки и прочие, которые иногда определяются как «нечисть».

Оберег – по славянским представлениям, предмет, оберегающий человека от несчастий (амулет) или произносимое заклинание для обережения от злых духов.

Ономастика – область изучения наименований. 1 – собственные имена разных типов; 2 – раздел языкознания, изучающий собственные имена.

Православная культура – область культуры, связанной с православными традициями. Термин может употребляться в двух значениях. 1 – культура как выражение традиций православной церкви, включая всякого рода церковные обряды. 2 – культура православного народа. Само православие  (право славить Бога, правое или правдивое славление, правдивость славословия) – одно из главнейших направлений в христианстве. Возникло  в 395 году в связи с разделением Римской империи на Восточную и Западную. Богословские основы православия сложились  в Византии в IX-XI веках. Как самостоятельная православная церковь сложилась в 1054 году. Постепенно разделилась на несколько автокефальный церквей. На Руси православие распространялось изначально с появлением христианства. Формально как государственная религия установилась  в конце Х века с официальным Крещением Руси при великом князе Владимире. С 1448 года носит название Русская православная церковь (РПЦ).

Славянская культура – термин предполагает, с одной стороны, культуру славян дохристианского периода (языческую), с другой – общеславянскую культуру всех славянских народов. В XIX веке получило распространение учение панславянизма, предполагающее объединение всех славянских стран. Среди историков и общественных деятелей в противоположность «западникам» активную деятельность проявляли славянофилы. Идеологами славянофильства были И. С. и К. С. Аксаковы, Д. И. Иловайский, И. В. и П. В, Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. они издавали журналы «Русская беседа», «Сельское благоустройство» и др.

Традиционная культура – культура сохранения выработанного веками мировоззрения, установившихся издревле норм, понятий, обычаев, обрядов, правил поведения. Традиция заключается в передаче от поколения к поколению социального и культурного наследия.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуе6мых сообществ между собой и с окружающей средой. В ХХ веке в связи с загрязнением окружающей среды и усилением воздействия человека на природу экология приобрела особое значение, что выразилось в понятии экология человека, изучающая общих закономерностей взаимоотношений природы и общества.

Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий в противоположность от теизма. В науке употребляется термин «политеизм» ‑ многобожие. Языческая культура в религиозном смысле предполагает поклонение разным богам, олицетворяющим разные силы природы.

Публикуется впервые


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 15.01.2017
  • Автор: Решетников Н.И.
  • Ключевые слова: Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия
  • Размер: 8.63 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Решетников Н.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Содержание
1. Понятийный аппарат
2. Методологические принципы изучения историко-культурного и природного наследия
3. К вопросу об изучении историко-культурного и природного наследия России
4. Мифология в контексте культуры. 4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние
4. Мифология в контексте культуры. 4.2. Русский народный эпос
5. Музей в контексте культуры. 5.1. Музей и сохранение ядра культуры
5. Музей в контексте культуры. 5.2. Музей и проблемы краеведения
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.1 Русские имена как носители историко-культурной информации
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.2. Научные общества и музейное дело России
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.3. Краткие сведения о лицах, внёсших вклад в развитие музейного дела России (в хронологическом порядке)
7. Хронология событий в культурной жизни России
8. Нормативные правовые акты и документы по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия России. Список сокращений
9. Источники и литература (рекомендация для магистрантов)

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100