ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

27 июня 2017 г. опубликованы материалы: продолжение материалов к курсу лекций Н.И. Решетникова "Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия" и продолжение "Открытого текста Салтыкова-Щедрина", подготовленное Б.М. Пудаловым.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций

 Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
Размер шрифта: распечатать




2. Методологические принципы изучения историко-культурного и природного наследия (16.35 Kb)

 

Историко-культурное и природное наследие – обширное и всеобъемлющее понятие. Его изучение рассматривается с различных сторон и предполагает соблюдение методологических принципов. Их следует рассматривать не по отдельности, а в полной взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом важным является сочетание с общенаучными принципами

Историзм и хронологическая последовательность. Это общенаучный принцип, и он, естественно, применим в случае рассмотрения историко-культурного наследия. Историко-культурное (как и природное) наследие можно понять в их историческом развитии и хронологическом порядке. Каждая эпоха воздействует на миропонимание людей и формирует их новое историческое сознание в связи с изменяющимися экономическими, политическими и социокультурными изменениями. Одним из примеров изменения мировоззрения в связи с изменяющейся эпохой может служить процесс перерастания, перевоплощения образа славянского бога Сварога, (сотворившего мир и бывшего покровителем земледелия и кузнечного дела) в Перуна, а затем в христианских святых Козьму и Демьяна, которые на Украине ассоциировались с понятием Божий Коваль ‑ Сварог[1]. Перун стал главным богом при становлении государственности Рюриковичей и был покровителем князя и его дружины. Род и его сын Сварог стали отходить на второй план. С крещением Руси Перун был низвергнут и превратился, отчасти, в домового. Сварог, как покровитель кузнечного дела, постепенно вытеснился христианскими святыми Козьмой и Демьяном. Они не были связаны с кузнечным делом, но на Руси народ связал по звучанию имя Кузьма со словом кузнь, и Кузьма стал восприниматься кузнецом. Но кузнец всегда работает в паре как мастер с подручным. Поэтому брат Кузьмы Демьян тоже стал кузнецом. Под именем Кузьмы и Демьяна почитался Сварог и потому два имени Козьма и Демьян слились в одно – Козьмодемьян, который стал не просто святым, а божественным покровителем кузнечного дела и брачного союза. Козьмодемьяну стали приписывать все деяния Сварога, сотворившего, сварганившего мир. На этом примере мы видим, как исторически менялось мировоззрение, создавались новые понятия о культурном наследии.

Природа и общество развиваются эволюционно и имеют свои закономерности. Поэтому изначально следует определять исходные позиции, исходные точки отсчёта, а затем рассматривать изучаемую проблему в соответствии с эволюционным развитием. Естественно, что в этой эволюционности случаются революционные взрывы. Но на каждом этапе эти аномальные явления опять-таки соответствуют характеру определённого исторического периода. Классовая борьба существует всегда, с зарождением частной собственности и государства. Но восстания рабов существенно отличаются от крестьянских войн и пролетарских революций. Понять культурные процессы можно в случае изучения их закономерностей в развивающемся мире и последовательности происходящих событий.

Cвязь времён. Принцип хронлогической последовательности диктует необходимость изучения культуры во взаимосвязи времён. От того, насколько мы осведомлены об эпохах человеческого развития, зависит понимание происходящих процессов. Каждая эпоха, политический строй государств, их экономическое развитие создаются не сами по себе, а в соответствии с определёнными закономерностями. Они логически исходят одна из другой. Развитие производительных сил рабовладельческого общества привело к появлению новых производственных отношений. Феодализм сформировался на основе предшествующих социально-экономических отношений, капитализм – на основе феодальных. Связь времён существует всегда. И в этих взаимосвязанных эпохах формируются и развиваются новые социокультурные условия для формирования и развития историко-культурного наследия. Природа изменяется в меньшей степени. Но когда мы говорим о природном наследии, то имеем ввиду влияние человека на окружающую среду, влияние природы на человека, восприятие природы человеком и его поступки в связи с этим восприятием. В древности человек понимал себя частью природы. Такое восприятие природы изменилось в связи с техническим прогрессом, когда природа стала восприниматься мастерской, а человек стал в ней работником[2]. В стародавние времена не было ни заповедников, ни национальных парков, ни музеев под открытым небом. Они появились только в новые времена. И человек изучает закономерности развития природы не только в естественных условиях, но в специально создаваемых «резервациях». Это с одной стороны. А с другой, сам человек многое делает для уничтожения природы, своей окружающей среды. Поэтому важно изучать и понимать, почему происходят происходящие процессы в их взаимосвязи.

Эволюционный путь развития. Если природа и общество развиваются эволюционно, то и историко-культурное наследие соответствует этому эволюционному пути развития. Если в ходе эволюционного развития случаются катаклизмы, то и в среде историко-культурного наследия эти катаклизмы тоже происходят. Тем не менее, культура в целом развивается эволюционно. Письменность на Руси изначально существовала в виде рун, черт и резов. На смену им пришла кириллица. На смену рукописи пришёл печатный станок. На смену печатной механической техники пришла техника цифровая. Но всё это в культурном наследии относится к разряду письменности. В живописи наскальные рисунки сменились изображениями на основе природных красок, которые, в свою очередь, сменились красками синтетическими. Фотографические отпечатки сменились цифровыми изображениями. Те и другие мы относим к изобразительным источникам. Эволюционно развивается и язык, который становится всё более многообразным.

Взаимовлияние культур. Человек живёт в мировом сообществе. Поэтому культура каждого социума взаимосвязана с культурой соседей. И чем больше развиваются коммуникационные связи народов, тем в большей степени происходит взаимовлияние различных культур. Это наблюдается и в языке, когда у разных народов сохраняются многие однокоренные слова. Человек изначально общался с другими людьми с помощью жестов и звуков, которые постепенно сформировались в слова и предложения. С развитием общества в разных природных условиях сформировались разные национальные языки. Но их взаимосвязь и взаимовлияние имеют изначальные корни. Сегодня в национальный язык одного народа внедряются слова и понятия другого народа  и воспринимаются как коренные. Так в русском языке много слов тюркского происхождения, на что повлияло то немаловажное обстоятельство, что восточная часть Руси в течение двух с половиной веков входила в состав Золотой орды. Западная часть Руси находилась под влиянием западной культуры, прежде всего, католицизма. Отсюда и различие в мировоззрении, языке, архитектуре и т. д.  При рассмотрении проблемы взаимовлияния культур следует исходить именно из принципа взаимовлияния. У многих народов существуют легенды о своём происхождении, образовании государства и религии. Во многом эти легенды схожи, например, в призвании иных трёх правителей для управления. Наша летопись утверждает, что Русь образовалась в результате призвания Рюрика, Трувора и Синеуса. По другой версии славянское государство основали Кий, Щек и Хорив. Подобные версии существую и в других государствах. Какая легенда повлияла на другую подобную, установить практическим невозможно. Да и не следует этого делать, ибо разные культуры имеют общие корни и взаимовлияют друг на друга. Происходит процесс взаимовлияния, а не заимствования. Когда мы говорим о заимствовании элементов одной культуры из другой культуры, это означает, с одной стороны, возвеличивание одной культуры, с другой стороны, принижение (уничижение) другой культуры. Даже в процессе ассимиляции происходит, прежде всего, взаимовлияние, взаимоприобретение, а не простая механическая замена.

Общность культур в многонациональном государстве можно сравнить со звучанием оркестра. В составе оркестра много музыкантов. Каждый исполняет свою партию в соответствии с общей партитурой. Мàстерское исполнение музыкантами своих партий создаёт ансамбль звучания. Если кто сфальшивит, нарушается общий ансамбль. Так и в культуре. У каждой нации свои традиции, свои особенности культуры. Будучи вместе каждая нация исполняет свою партию во взаимосвязи и взаимосогласованности с другими. Тогда и получается звучание многонационального симфонического оркестра. Если какая-либо нация начинает выполнять свою партию, идущую в разрез с общей партитурой, ансамбль нарушается, что и приводит к социальным противоречиям и катаклизмам.

Экологическая взаимосвязь. Экология есть наука, изучающая закономерности взаимосвязи природы и человека (живых существ с окружающей средой). Поэтому важным условием изучения историко-культурного и природного наследия является изучение влияния природы на человека и человека на природу. Жители горной местности отличаются взрывным характером. Жители равнин более спокойные люди. Грузины танцуют лезгинку, славяне водят хороводы. Социокультурные особенности складываются, исходя их этих экологических условий. Понять эпос, музыку, литературу, живопись, культуру в целом, можно только при условии изучения сложившихся экологических закономерностей. В этих закономерностях складывается тот или иной этнос, характеристика которого зависит от многих природных, социальных, географических условий, о чём в своё время писал Л. Н. Гумилёв[3].

Взаимопонимание. Поскольку культуры развиваются во взаимосвязи и эволюционно, изучение их требует взаимопонимания. Следует отрешиться от того, нравится или не нравится нам та или иная культура, благоприятно или нет воспринимаются их особенности. Каждому народу присущи свои предпочтения. И их следует изучать и понимать. Славяне, говоря о красоте девушки, называют её волоокой. А жители Средней Азии свою красавицу величают верблюжеокою. И это надо понимать взаимно, чтобы в действительности полно и объёмно изучать и, следовательно, сохранять историко-культурное наследие и национальное достояние. Люди, лишённые чувства взаимопонимания, совершают варварские поступки, как это сделали талибы, разрушая памятники Будды. В результате человечество лишается своего историко-культурного наследия.

Деидеологизация. Изучение и сохранение памятников историко-культурного наследия возможно при отсутствии идеологических подходов. Всякая идеология, какой бы совершенной она ни казалась, вредит общему делу развития культуры. При введении христианства по всему миру разрушались языческие храмы и различного рода памятники. При советской власти разрушались православные храмы и культовые памятники. Новая либеральная идеология привела к разрушению, следовательно, и к забвению памятников советской эпохи. Всё это лишило человечество важных составляющих частей общечеловеческой культуры. Следовательно, изучить эту культуру, коли она разрушена, не представляется возможным в полной мере. Поэтому изучение памятников историко-культурного и природного наследия возможно при отсутствии идеологического подхода.

Всестороннее изучение. Само собой разумеется, что историко-культурное и природное наследие можно изучить и понять только при всестороннем изучении. Любой памятник культуры мы рассматриваем с разных позиций: его содержание, форма, материал, технологические приёмы, среда его бытования, способ производства, авторство, принадлежность, предназначение, свойства и прочее, и прочее. Изучая, например, предметы быта, мы рассматриваем не только его внешние формы, но и их функциональность в естественных условиях. Важно понимать, что положительного результата в познании культуры можно достигнуть лишь в сочетании изучения материальной и нематериальной (духовной) культуры. Такой подход является лейтмотивом в учебных пособиях Л. В. Беловинского (см. список литературы). По названию его книги о материальной культуре. Однако в содержании описывается не только материальная часть того или иного предмета, но и его предназначение, бытование, техника производства, особенности использования в обычаях, обрядах и т.д., то есть его повседневность, что и составляет нематериальную часть предмета. Закономерно, что его учебные пособия по материальной культуре, завершились трёхтомным изданием од названием «Жизнь русского обывателя»[4].

Полифункциональность культур. Всякая культура любого народа не только многообразна, но и полифункциональна. И изучение культурного наследия может быть полноценным, если мы будем его рассматривать с позиций полифункциональности культур. Одежда человеком изготавливается не только для тепла (как это было в первобытном обществе), но и для удобства ношения, красоты, привлекательности, приемлемости и предназначения в быту. Одна одежда изготавливается для работы в поле, другая ‑ для работы у станка на заводе, третья – для занятий в школе, четвёртая – для выхода в театр и т.д. и т.п. Каждый памятник культуры полифункционален, сам феномен культуры многогранен. Потому и историко-культурное наследие следует изучать, исходя из принципа полифункциональности

Объективность. Принцип объективности в какой-то мере связан с принципом деидеологизации. Но отличие здесь в том, что при изучении историко-культурного и природного наследия следует отрешиться от субъективного мнения, взгляда, суждения по поводу того или иного памятника, стиля, отрешиться от влияния общественного мнения. Любой памятник следует изучать, независимо от того, как он нами воспринимается, как он нами оценивается. Объективность предполагает принцип научного познания, а не субъективного толкования. Но и эти субъективные толкования подлежат объективному изучению, то есть  научному познанию, а не определению понятий по партийному или классовому принципу.

Руководствуясь этими методологическими принципами изучения историко-культурного и природного наследия в их совокупности, музей может более успешно выполнять своё предназначение. Миссия музея заключается в изучении, сохранении и трансляции будущим поколениям историко-культурного и природного наследия. Наследие – это социальный опыт поколений, иными словами, социальная память, которую музей хранит и передаёт из прошлого через настоящее в будущее.

Публикуется впервые


[1] Об этом популярно излагается в энциклопедических изданиях. См. Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2003. С. 306.

[2] Вспомним позицию Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

[3]  Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.

[4] Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: На шумных улицах градских. М., 2012; То же. Изба и хоромы; То же. От дворца до острога. См. его же. Культура русской повседневности: Учеб. пособие. М., 2008; Он же. История советской материальной культуры: Учебное пособие. М,: МГУКИ, 2002. Также см.: Байбурин А., Беловинский Л., Конт Ф. Полузабытые слова и значения: Словарь русской культуры XVIII-XIX веков / Ред. Н. И. Решетников. СПб.: «Европейский дом»; М.: «Знак», 2004.

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 27.01.2017
  • Автор: Решетников Н.И.
  • Ключевые слова: Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия
  • Размер: 16.35 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Решетников Н.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Содержание
1. Понятийный аппарат
2. Методологические принципы изучения историко-культурного и природного наследия
3. К вопросу об изучении историко-культурного и природного наследия России
4. Мифология в контексте культуры. 4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние
4. Мифология в контексте культуры. 4.2. Русский народный эпос
5. Музей в контексте культуры. 5.1. Музей и сохранение ядра культуры
5. Музей в контексте культуры. 5.2. Музей и проблемы краеведения
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.2. Научные общества и музейное дело России
7. Хронология событий в культурной жизни России
8. Нормативные правовые акты и документы по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия России. Список сокращений
9. Источники и литература (рекомендация для магистрантов)

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100