ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 августа 2017 г. размещены материалы: статья С.Н. Валка "Регесты в их прошлом и настоящем" и труд В.В.Налимова "Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности".

Вышел третий выпуск первого тома исследования П.С. Рейфмана «Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России»

В основу всей книги лег спецкурс, прочитанный П.С. Рейфманом в 2001–2003 гг. в Тартуском университете (Эстония). Публикуем информацию об издании.

   Главная страница  /  Текст музея  /  Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций

 Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
Размер шрифта: распечатать




7. Хронология событий в культурной жизни России (25.23 Kb)

 

7. Хронология событий в культурной жизни России

 

До Х века

Славянская культура. Культ славянских (языческих) богов, олицетворяющих силы природы.

Х-XI века

Крещение Руси. Официальное признание христианства. Строительство первых церквей. Былинный эпос.

XII-XIII века

Летописание. Древнерусская литература.

XIV век

Культурные сады в Москве.

Оружейная палата в Москве известна с XIV в. из завещания Ивана Калиты. Кроме Оружейной в Москве были Золотая, Серебряная, Образная, Царицына и Государева мастерские палаты.

XV век

Аптекарские огороды, предшественники ботанических садов и музеев живой природы.

XVI век

Частные зверинцы (зоопарки).

Первые известные частные коллекции Б.Ф. Годунова, Ф.С. Милославского, Б.М. Хитрово и др.

Первые протомузейные образования.

Формируются частные коллекции

В Писцовые книги вносятся описи имущества, построек, церквей, монастырей и пр.

Создаётся Летописный свод Ивана Грозного

Сформирована Библиотека Ивана Грозного. Сама библиотека утрачена, но сохранились каталожные списки, свидетельствующие о её уникальности.

Отмечена активность так называемых «бугровщиков», занимающихся грабительскими раскопками памятников археологии.

1627 год. «Книга Большому чертежу» отмечает оборонительные сооружения и храмы.

1702 год. Петр I повелевает переяславскому воеводе о Потешной флотилии – поднять с реки Трубеж три судна и поставить в удобных местах. Затем надлежало их осмотреть и описать подробно, а описные книги подать в Разряд

1708 год. Издаётся распоряжение Петра I о написании русской истории и последующий сбор источников.

Принимается ряд законодательных актов по охране памятников для сохранения их для будущих поколений

Открывается Модель-камера (24 января), где выставляются модели и чертежи кораблей. Первоначально располагается в Зимних хоромах царя, затем в здании Главного адмиралтейства. Является прообразом современного Центрального военно-морского музея.

1709 год. Указ о сооружении монастыря на месте Полтавской битвы.

1714 год. Открывается Кунсткамера для хранения коллекций редкостей и достопамятных предметов. Предписание Петра I о передаче в Кунсткамеру на «предбудущее время» медного пушечного ядра и серебряного ключа от г. Дербента. Кунсткамера открыта для обозрения в 1719, с 1724 – в составе Академии наук. От создания Кунсткамеры начинается планомерное собирание и сохранение памятников культурного и природного наследия.

1716 год. Указ о сборе «куриозных» (вещевых) предметов и присылке их в Петербург

1717-1724 годы. Указы Петра I о собирании и хранении отечественных древностей.

1718 год. Указ комендантам о сборе старинных редкостей, в том числе найденных в земле или воде. Затем последовало распоряжение об уточнении размера вознаграждения и необходимости делать описание условий находок.

1722 год. Вышел в свет «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи». В его пункте 25 главы 20 указано: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по пуске корабля, отдать в Коллегию адмиралтейскую».

Пётр I подписал указ переяславским воеводам о сохранении Потешной флотилии (1688-1692) на Плещеевом озере. В нём говорится: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер. А буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ» (ПСРЛ. СОБР. 1. СПб., 1830).

После пожара 1783 г. уцелел лишь бот «Фортуна», для хранения которого в 1803 г. построен музей, существующий поныне.

1724 год. По указу Петра I стали торжественно выводить на воду петровский ботик, хранящийся при Александро-Невской лавре.

Указ Петра I о рассылке по всей империи вопросника для составления географического описания России.

Учреждена Академии наук. Начало планомерного исследования России, выявления и описания памятников древности.

С этой целью организуются экспедиции.

В. Н. Татищев подготовил «Предложения о сочинении истории и географии Российской» ‑ анкета из 198 вопросов

Целенаправленные путешествия исследователей: Д. Г. Мессершмидт (1720-1727),  Г.Ф. Миллер (1733-1743), П.С. Паллас (1768-1774). Изучение иностранного опыта по сохранению историко-культурного наследия.

Вторая половина XVIII века

Создание кабинетов и галерей

Размах частного коллекционирования.

1754-1762 годы. Повелением императрицы Елизаветы Петровны по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли построен Эрмитаж – Зимний дворец, главная резиденция российских императоров.

1760-е годы. Подготовлены документы генерального межевания и Топографические описания губерний. Многие остались в рукописи.

В Указах Елизаветы Петровны о починке казённых строений ставились задачи по реставрации памятников. Предписывалось старые здания ломать и строить такие же без изменений. Для этого производились обмеры, зарисовки, описи.

1764-1775 годы. Повелением императрицы Екатерины II построен Малый Эрмитаж по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена.

1765 год. Образовано Вольное экономическое общество России, или Императорское Вольное экономическое общество (ВЭО) — одно из старейших научных обществ России, самая первая общественная организация в Российской империи формально независимая от правительственных ведомств. Учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещённого абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием "Трудов ВЭО" (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним.

1786 год. Вышло Определение Синода о финансировании Успенского собора в Дмитрове.

При Александре I началась Государственная политика по созданию системы охраны памятников.

1805 год. На основе Модель-камеры 1708 года создаётся Музеум государственного Адмиралтейского департамента. Он комплектуется моделями, чертежами, оружием, навигационными инструментами, книгами, морскими картами и атласами, документами, памятными медалями, живописными полотнами и др.

1805-1816 годы. В Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова построено здание Биржи по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. С 1939 г. здесь располагается Центральный военно-морской музей.

1812 год. При Министерстве внутренних дел создаётся Строительный комитет. Церковное строительство в ведении Синода. Крепости – в ведении Военного департамента.

Проблемами изучения и охраны памятников занимаются исследователи, научные общества и музеи.

Открыт памятник Минину и Пожарскому в Москве.

Осуществляется сбор средств на сооружение колонны на Куликовом поле.

В литературе разгорается полемика по охране памятников. Выражаются негативные мнения по отношению к памятникам прошедшей эпохи.

1814 год. Создан Комитет по оказанию помощи раненым воинам.

1817 год. Н. М. Карамзин публикует «Записку о достопамятностях Москвы». Игнорирует Коломенское, нелестно отзывается о Царицыно.

1818 год. Обсуждается предложение о разрушении Ростовского кремля и строительстве на его месте Торговых рядов. Не реализовано, но нанесло вред.

1826 год. В. И. Григорович утверждает, что «Художества в России водворены Петром I», а ранее никакого искусства якобы и не было.

В рамках политики «официальной народности» при Николае I охрана памятников становится на государственном уровне.

Гражданским губернаторам предписывается доставлять сведения о наличии и состоянии древних зданий, запрещается их разрушать.

Намечалась программа выявления и обследования памятников архитектуры. Публикация материалов в «Журнале МВД».

1827 год. Издаётся циркуляр гражданским губернаторам о присылке в МВД сведений о памятниках, их состоянии и необходимых средств на восстановление и охрану.

1830 год. В Нижнем Новгороде разобран кремлёвский Спасо-Преображенский собор XIII-XVII в., где был захоронен прах К. Минина. Через 5 лет на этом месте построен новодел, выдававшийся за древний.

1832 год. Принят Устав строительный, по которому запрещаются разрушения древних зданий и крепостей.

1834 год. В Воронеже создан Комитет о сооружении памятника Петру I, сохранении и сбережении дома, в котором останавливался монарх во время Азовских походов.

1837 год. Заложен памятник на Бородинском поле. Открыт в 1939 г. Там же захоронен прах П. И. Багратиона. Охранялся инвалидным домиком.

1837-1837 годы. Зафиксированы утраты при реставрации Дмитровского собора во Владимире. Церковные перестройки и строительство приделов лишали облик храмов.

1838-1849 годы. При очередном строительстве Большого кремлёвского дворца разрушены все здания, кроме Теремного дворца, Грановитой и Малой (Царицыной) палат.

1839-1841 годы. А. Г. Глаголев опубликовал «Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников». 1 часть – описание оборонительных сооружений по 24 губерниям. 2 часть – о памятниках культового зодчества. Первый список памятников архитектуры. Их состояние и определение ремонтно-реставрационных работ.

1841 год. Принят Устав духовных консисторий о сохранении и бережении древних храмов.

1842 год. В Строительный устав включены «Особые правила о сохранении и починках древних зданий». В 1857 г. положения устава вошли в Свод законов Российской империи. Строго запрещалось разрушать остатки древних замков, крепостей и других памятников. Устанавливалась ответственность за нарушение Устава. Это передавалось Главному управлению путей сообщения, которое должно было взаимодействовать с МВД. Создавалась сеть органов на местах для соблюдения Устава по части охраны памятников.

1842 год. Указ Синода предписывал: при необходимости ремонта храмов представлять в Синод обоснования, описания и предложения по сохранению (планы, чертежи, описания).

1843 год. Указ Синода запрещал возобновления и изменения росписей в храмах.

1859 год. Создана Императорская археологическая комиссия. Первое государственное учреждение, специально занимающееся вопросами охраны памятников. Разработка комплекса специальных мер по охране и сохранению древних памятников. Активное участие в этом принимало Московское археологическое (МАО).

1867 год. Музеум Государственного Адмиралтейского департамента стал называться Морским музеем, превратившийся в научный центр по изучению истории русского флота.

1869 год. Первый археологический съезд принял «Проект мер по охранению памятников старины». Ставилась задача составления списка памятников как основы для организации их охраны.

1871 год. Второй археологический съезд доработал «Проект мер». Комиссия А. Б. Лобанова-Ростовского разработала «Проект правил о сохранении исторических памятников». Предполагалось создание Императорской комиссии о сохранении исторических памятников, учреждаемой при министерстве народного просвещения. Проект отклонён, так как требовал государственного финансирования.

1889 год. По указу Александра III императорская археологическая комиссия получила исключительное право на разрешение и проведение археологических раскопок и согласование на реставрацию памятников древности.

1892 год. П. М. Третьяков передал в дар Москве 1297 произведений живописи, 518 графических работ и 9 скульптур, а также часть особняка и капитал для создания художественной галереи. Ныне – Государственная Третьяковская галерея.

1895 год. Указ императора Николая II об учреждении в Михайловском дворце Русского музея императора Александра III. Для посетителей музей открыт 7/19 марта 1898 г. Его называют Энциклопедией отечественного искусства.

1898 год. В Москве стараниями профессора Московского университета И. В. Цветаева заложен Музей изящных искусств, открытый для широкой публики в 1912 году. Ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

1901 год. Издан циркуляр МВД с предписанием губернаторам составить и представить в МВД списки памятников с подробным их описанием, планами и фотографиями. Сведения из 89 губерний и областей, 9 городов и о. Сахалина. Выявлено 4108 памятников (2456 – архитектуры). Их систематизация и составление таблиц. Но в МВД не сведены воедино. Не определены критерии ценности памятников.

1902 год. Вышло Постановление Государственного совета о необходимости установить порядок отнесения памятников старины к той или другой категории. Предписано министру внутренних дел «… подвергнуть пересмотру действующие постановления относительно древних памятников и зданий и свои по сему предмету предположения внести … на законодательное разрешение»[1].

1904 год. На основании этого постановления в МВД создана специальная комиссия для разработки законодательных норм. Комиссия провела 5 заседаний.

1905 год. Комиссией для разработки законодательных норм разработаны «Основные положения… по пересмотру действующих постановлений об охране древних памятников и зданий».

«Основные положения…» распространялись на памятники движимые и недвижимые. Органам охраны памятников предписывалось составить общий поимённый список всех памятников древности. Определялось, что к памятникам древности относятся все памятники, которым насчитывает 150 и более лет. Памятники древности разделялись на 2 группы:

1 – памятники, имеющие археологическое, историческое и художественное значение как предмет особой заботы государства и

2 – все остальные памятники, подлежащие охране.

В соответствии с порядком финансирования памятники делились также на 2 группы:

1 – памятники, находящиеся в пользовании различных ведомств и учреждений,  за их счёт;

2 – остальные памятники поддерживаются средствами охранительных органов.

Предполагалось разделение России на 15 археологических округов. Ответственность за их охрану возлагалась на научные общества и организации, занимающиеся изучением и охраной памятников.

Не решены вопросы об охране памятников, находящихся в частной собственности; создании новых местных органов по охране памятников; запрещении вывоза памятников за границу; установлении ответственности за нарушение «Правил…», имеющих силу закона.

1908 год. В МВД поступили отзывы на выработанный Особой комиссией законопроект от 40 обществ и учреждений. Заседания Комиссии для разработки законодательных норм были продолжены. Она выработала положения, которыми должны были руководствоваться её подкомиссии по разработке проекта закона об охране памятников истории и культуры:

1 – необходимость государственной охраны памятников древности.

2 – слияние в организации охраны памятников отдельных ведомственных интересов.

3 – учреждение центрального органа по охране памятников с включением в него представителей заинтересованных ведомств.

4 – право приоритета государства при отчуждении древностей от частных собственников.

1909 год. На основе этих положений разработан законопроект и направлен на рассмотрение министерств и ведомств. Последовали его острые обсуждения.

Синод противился включению храмов в сферу действия закона. Общегосударственные интересы по охране памятников ограничивали деятельность церкви по их реставрации. Епархиальные власти уже не могли самостоятельно решать вопросы перестроек и строительства приделов, что изменяло облик архитектурных памятников.

1911 год. Проект «Положения об охране древностей» внесён на рассмотрение Государственной думы министром внутренних дел А. А. Макаровым. Одно из основных положений – включение памятников, требующих охраны государства, в особый реестр, имеющий значение юридического акта.

Организация охраны памятников возлагалась на Комитет по охране древностей в структуре МВД. В составе Комитета – председатель, три представителя от ведомства православного исповедания, по 2 – от министерства народного просвещения и Императорской АХ, по одному – от Имп. АН, Имп. Археологической комиссии, Имп. Археографической комиссии, Комитета попечительства о русской иконописи, технико-строительного комитета при МВД, Министерств Имп. Двора, внутренних дел, военного, юстиции. Финансов и Государственного контроля. Предполагалось ввести одного члена по избранию Всероссийского археологического съезда, одного – по избранию областного археологического съезда, пятерых – по назначению министра МВД, двоих – по назначению Синода.

Основные задачи Комитета:

- объединить дела охраны древностей на всём пространстве Империи, объединить деятельность местных органов;

- распределить между местными органами денежные пособия для развития их деятельности по охране памятников;

- слить отдельные ведомственные интересы;

- образовать орган охраняющей власти;

- наблюдать за точным исполнением закона об охране древностей[2].

К ответственности привлекались за действия:

- умышленное повреждение или истребление древностей;

- незаконное изъятие предметов из собраний правительственных мест и музеев;

- вывоз древностей за границу без надлежащего разрешения;

- производство раскопок с нарушением установленных правил и кладоискательство;

- утайка случайно найденных древностей.

Законопроект критически обсуждался на Всероссийском съезде художников.

Финансовые вопросы законопроекта и состав Комиссии вызвали протест АХ, потребовавшей его доработки.

В Думе законопроект рассматривала специально созданная Комиссия, которая внесла ряд ограничений в сферу деятельности будущего закона. Комиссия усмотрела ущемление прав частной собственности и возражала против запрета вывоза памятников за границу.

1913 год. Проект законодательства передан Думой в Комиссию по направлению законодательных предположений, где и выработан окончательный вариант «Положения об охране древностей».

Предполагалось разделение памятников на государственные и местного значения.

Для организации охраны памятников планировалось создание центрального и окружных археологических комитетов.

Итоговый вариант законопроекта выгодно отличался от проекта 1911 г.  Но в результате возражений в Думе не был утверждён, а с началом войны отложен.

1916 год. Обращение к министру МВД членов госсовета о необходимости переработки законопроекта в связи с участившейся утратой памятников в условиях войны.

Подготовлено письмо МВД в Госдуму с ходатайством о возвращении министерству законопроекта для пересмотра и письмо в Археологическую комиссию с предложением создания Комиссии для переработки «Положения об охране древностей».

Но вопрос не решён и законодательство не принято в связи со свержением самодержавия.

В начале ХХ века сложилось научное понимание основных вопросов охраны памятников, наметились основные пути улучшения их охраны в государственном масштабе, подготовлены условия разработки соответствующих документов в условиях советской власти.

Публикуется впервые


[1] РГИА. Ф. 1284. Оп. 186. 5 отд. 2 ст. по археологии. Д. 11. Ч. 1. Л. 22

[2] Охрана памятников истории и культуры в России… № 86. С. 229.

 


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 06.06.2017
  • Автор: Решетников Н.И.
  • Ключевые слова: Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
  • Размер: 25.23 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Решетников Н.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Содержание
1. Понятийный аппарат
2. Методологические принципы изучения историко-культурного и природного наследия
3. К вопросу об изучении историко-культурного и природного наследия России
4. Мифология в контексте культуры. 4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние
4. Мифология в контексте культуры. 4.2. Русский народный эпос
5. Музей в контексте культуры. 5.1. Музей и сохранение ядра культуры
5. Музей в контексте культуры. 5.2. Музей и проблемы краеведения
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.1 Русские имена как носители историко-культурной информации
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.2. Научные общества и музейное дело России
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.3. Краткие сведения о лицах, внёсших вклад в развитие музейного дела России (в хронологическом порядке)
7. Хронология событий в культурной жизни России
8. Нормативные правовые акты и документы по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия России. Список сокращений
9. Источники и литература (рекомендация для магистрантов)

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100