ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

16 декабря 2017 г. размещены статьи: О.Г. Гайдаш "«Аполлонов гусь» (опыт интерпретации символики некоторых акваорнитоморфных изображений)", А. Кандинский "«Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника)".


   Главная страница  /  Текст музея  /  Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций

 Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
Размер шрифта: распечатать




6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.3. Краткие сведения о лицах, внёсших вклад в развитие музейного дела России (в хронологическом порядке) (52.3 Kb)

 

6.3. Краткие сведения о лицах,

внёсших вклад в развитие музейного дела России

(в хронологическом порядке)

 

Кологривов Юрий Иванович (1680-е‑1754)

Архитектор, коллекционер, автор книг по архитектуре, скульптуре и живописи. Камергер (1718). Находился в свите Петра I в заграничном путешествии 1716-1717 гг. Агент по закупке художественных произведений (1716-1719). Архитектор в усадьбе П. В. Шереметева Кусково. Создатель скульптурной галереи в Санкт-Петербурге – впервые решил концептуально не как украшение для дворцов, а как самостоятельное произведение искусства, хотя полностью не реализовано, часть скульптур установлено в Летнем саду.

Мессершмидт Даниил Готлиб (1685-1735)

Естествоиспытатель, врач. Исследователь Сибири (1720-1727). Автор дневниковых записей. Собиратель древностей. Пополнил коллекции Кунсткамеры.

Татищев Василий Никитич (1686-1750)

Государственный деятель, основатель промышленности на Урале, историк. Автор «Истории Российской с самых древнейших времён» (т. 1-5, 1768-1848). Собиратель летописей. Подготовил публикацию исторических источников, ввёл в научный оборот тексты «Русской правды» и судебника 1550 г. Составил первый отечественный энциклопедический словарь «Лексикон Российский». При нём разработана программа изучения России «Предложения о сочинении истории и географии Российской» (1737).

Шумахер Иоганн Даниэль (1690-1761)

Библиотекарь Санкт-Петербургской Академии наук (АН). На русской службе с 1714 г. Направлен в Европу для освоения опыта сохранения культурного наследия. Секретарь Медицинской канцелярии. Секретарь президента АН Блюментроста. Заведующий делами АН (1728-1730). Составил описание Палат АН, Кунсткамеры и библиотеки АН. Составил первый отечественный музейный каталог Кунсткамеры (1723-1727).

Миллер Герард Фридрих (1705-1783)

Историк, археограф. На русской службе с 1725 г. Преподаватель АН, помощник библиотекаря. Обрабатывал архив АН. Автор идеи централизации архивов. Академик АН (1748). В ходе экспедиции АН обследовал и описал архивы более 20 городов Сибири. Собрал коллекцию копий документов по русской истории. Издал  книги «История Сибири», «Степенная книга», «Происхождение народа и имени российского». Автор норманнской теории, против которой выступали М. В. Ломоносов и С. П. Крашенинников. Составитель 1-го русского географического словаря. Автор программы собирания и изучения памятников (анкеты, инструкции). Подготовил инструкции для С. П. Крашенинникова и других путешественников-исследователей. Разработал программу полевых географических, исторических, археологических исследований.

Штелин Якоб (1709-1785)

На русской службе с 1735 г. Литератор, знаток искусства, профессор красноречия и поэзии АН (1737). Заведующий Гравировальной палатой АН (1738). Воспитатель и библиотекарь великого князя Петра Фёдоровича (Петра III). Член Вольного экономического общества (1766). Составитель каталога библиотеки АН. Описал архив АН. Собрал коллекции картин, монет, медалей. Автор первой Истории русского искусства в коллекциях. Автор Записок об отечественной истории музейного дела (1754-1781).

Аргамаков Алексей Михайлович (1711-1757)

Член комиссии по пересмотру законов Российской империи. Первый директор Московского университета (1755-1757). Автор проекта преобразования Оружейной палаты в музей (1755), реализованного в 1806 г.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Выдающийся русский учёный-энциклопедист. Автор фундаментального проекта исследования минеральных ресурсов (1763). Автор программ по исследованию края, основатель отечественного краеведения. Основатель Московского университета (1755). Возродил искусство мозаики и производство смальты. Член Академии художеств (1763).

Кличка Франц Николаевич (1730-1786/89)

Иркутский гражданский губернатор. Автор 2-го музейного проекта Музея в Иркутске (1782) – «Предуведомление» и «Правила, по коим смотритель над книгохранительницею и желающия сограждане пользоваться чтением книг поступать непременно обязаны» для посетителей о приёмах работы с публикой.

Строганов Александр Сергеевич (1733-1811)

Граф, государственный деятель. Коллекционер, сын коллекционера барокко С. Г. Строганова. Директор Императорской библиотеки. Президент Академии художеств (1801). Основатель одной из крупнейших картинных галерей, для которой было построено специальное здание. Ныне коллекции в Эрмитаже и ГМИИ. Издатель первого печатного Каталога художественных коллекций (1793).

Паллас Пётр Симон (1741-1811)

Естествоиспытатель и путешественник. Профессор натуральной истории АН (1767). Участник Оренбургской экспедиции И. А. Лепехина (1768-1772). Организатор  экспедиций Петербургской АН (1768-1774) в центральные области России, районы Нижнего Поволжья, Прикаспия, Южной Сибири. Автор книги «Путешествие по различным провинциям Российского государства» в 3-х т. (1773-1778), а также работ по зоологии и палеонтологии. Автор каталога растений ботанического сада П. А. Демидова в Москве (1781). Совместно с С. Г. Гмелиным (на основе дневников Д. Г. Мессершмидта и инструкций Г. Ф. Миллера) разработал программу исследований «Дорожные планы» (1767-1768).

Румянцев Николай Петрович (1754-1820)

Граф, государственный деятель, просветитель. Служил при дворе Екатерины II, затем на дипломатической службе. Сенатор (1801), член Государственного совета и его председатель (1810-1812). Директор водных коммуникаций и министр коммерции. Министр иностранных дел (1808-1814). Канцлер (с 1809). Финансировал кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского и несколько других экспедиций. Организатор Комиссии для издания документов по внутренней и внешней политике России (1811). Собиратель и издатель на собственные средства исторических сочинений (более 30). Почётный член  Московского, Виленского, Краковского, Казанского университетов, Московского ОИДР, Петербургской АН. Содействовал археологическим изысканиям. Его коллекции составили основу Румянцевского музея.

Аделунг  Фёдор (Фридрих) Павлович (1768-1843)

Историк, библиограф. С 1794 в России. Цензор и директор немецкого театра в Петербурге (1800), член-кор. Петербургской АН (1809). Директор Института восточных языков при МИД (1824). Автор работ по археологии и истории России. Принимал участие в создании Румянцевского музея. В 1817 г. подготовил «Предложение об учреждении Русского Национального Музея». Музей, по его мысли, должен был содействовать сохранению и изучению памятников отечественной истории и способствовать просвещению. Предполагалось разделение предметов на 4 класса – группировка их по профильным группам: Литература и искусство, Памятники, Этнографические собрания, Произведения Природы и искусства. К памятникам отнесены оружие, археология, нумизматика, ранее считавшиеся древностями. Разработал:  Средства для составления музея, Управление Музея, Помещение Музея и Употребление Музея.

Блудов Дмитрий Николаевич (1785-1864)

Граф, государственный деятель, литератор. Племянник Г. Р. Державина. С 1800 г. служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел. С 1807 г. – дипломат в Европе. Один из учредителей литературного общества «Арзамас». Собиратель и переводчик источников по истории дипломатических отношений. Руководитель издания Свода законов (1842 и 1857). В 1862-1864 – председатель Государственного совета и Кабинета министров. Автор «Общего плана губернских выставок» (1836)

Вихман Бурхард Генрих (1786-1822)

Историк, коллекционер. Секретарь и библиотекарь графа Н. П. Румянцева, член Румянцевского кружка. Составил значительную коллекцию книг и рукописей по истории России (предполагалась для Российского Отечественного музея, передана в библиотеку Главного Штаба). Его проект Российского Отечественного музея опубликован сначала на немецком языке (1820), затем на русском в «Сыне Отечества» (1821). Это был проект комплексного национального музея. Предполагалось 2 главных отдела: предуведомительный (рукописи, исторические документы, национальная библиотека, исторические памятники) и действующий (прообраз современного научного отдела – сохранение, собирание, изучение, распространение знаний). Музей предполагалось дополнить портретной галереей исторических деятелей и галереей русских икон.

Свиньин Павел Петрович (1787-1839)

Литератор, художник, коллекционер. Один из первых краеведов России и основателей Общества поощрения художников в Петербурге (1820). Академик АХ (1811). Путешествовал по Америке и России, оставил описание событий, воспоминания, собирал статистические и исторические сведения, делал зарисовки. Автор очерков о российских памятниках и достопримечательностях. Издатель журнала «Отечественные записки» (1818-1830). Сформировал собственную коллекцию произведений искусства, рукописей, исторических документов, нумизматики, составившую позднее «Русский музеум» Павла Свиньина. Автор не реализованного проекта Отечественного музея в Петербурге. Составил «Краткую опись предметам, составляющим русский музеум Павла Свиньина».

Стевен Христиан Христианович (1787-1863)

Учёный-ботаник, коллекционер, доктор медицины, инспектор шелководства на Кавказе (1800-1807). Составил гербарии с коллекциями бабочек и жуков. Главный инспектор шелководства (1826-1851) (с 1846 – сельского хозяйства) Юга России. Почётный член АН и всех университетов, член Российского общества испытателей природы. В 1822 г. энтомологические коллекции передал Московскому университету. Дублеты его гербариев хранятся во многих европейских музеях. Автор «Плана Экономо-Ботаническому саду на южном берегу Тавриды под деревнею Никитою» (1813), утверждённого губернатором Ришелье. Его проект предвосхитил  тип ботанических садов. Создал первый в России акклиматизационный Ботанический сад в (1820) (южный берег Тавриды).

Стемпковский Иван Алексеевич (1789-1832)

Археолог, исследователь Крыма, коллекционер. Керченский градоначальник (1829-1832). Участник экспедиций (организованных Э. О. Ришелье) по систематическому изучению памятников Северного Причерноморья. Организатор музеев в Одессе (1825) и Керчи (1826). Собрал значительную нумизматическую коллекцию (находится в Эрмитаже). Сделал ряд археологических открытий. Автор работ по археологии и древностям Крыма, в т. ч. «Мысли относительно изыскания древностей в Новороссийском крае».

Волконская Зинаида Александровна (1792-1862)

Княгиня, писательница, коллекционер. В 1824 г. открыла салон З. А. Волконской в Москве, ставший интеллектуальным центр столицы, который посещали В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырёв и др. Автор музыкальных и литературных сочинений. Инициатор создания русского общества для устройства национального музея. в её «Проэкте эстетическаго музея при Императорском Московском университете» предполагалось 8 отделений в соответствии с историческим порядком. Девятое отделение – модели знаменитых архитектурных памятников древности. 1- Египет и Этруски, 2 - Греческое искусство, 3- Олимп, 4 – Скульптура, 5 – Портреты и бюсты, 6 – Христианское искусство, 7 – Насильственные, искривлённые формы, век Бернини, 8 – Возрождение, 9. – архитектурные модели.

Бэр Карл Максимович (1792-1876)

Биолог, основатель антропологии и современной эмбриологии в России. Академик Петербургской АН. Систематизировал библиотеку АН в соответствии с разработанной им научной классификацией. Участник экспедиций на Новую Землю, в Лапландию, на Каспийское, Балтийское и Азовское моря. Один из основателей Этнографического отделения Географического общества (1845). Инициатор и руководитель кабинета и музея по сравнительной анатомии АН (1846). Автор проекта организации археологических и этнографических экспедиций и инструкций для них (1864). Автор работ: «Нечто об изучении естественных произведений своего отечества. Музей в Астрахани» и «О собирании доисторических древностей России для этнографического музея» (совм. с А. А. Шифнером).

Строганов Сергей Григорьевич (1794-1882)

Граф, государственный деятель. Председатель Московского общества истории и древностей российских (1837-1874) и Археологической комиссии (1859). Основатель Строгановского училища в Москве (1825). Коллекционер русских монет и икон.

Строганов Александр Григорьевич (1795-1891)

Граф, государственный деятель. Будучи губернатором Новороссии, способствовал развитию Одессы и других городов края. Президент Одесского общества истории и древностей. Пожертвовал несколько десятков тысяч томов семейной библиотеки Томскому университету.

Тюрин Евграф Дмитриевич (1795/96-1875)

Архитектор, коллекционер. Участник восстановления Московского кремля после пожара 1812 г. Занимался перестройкой здания Московского университета. Автор проектов нового Коломенского дворца, Богоявленского собора в Елохове. Автор каталога его коллекции с 415 произведениями живописи (1856). В 1840 г. выступил инициатором книги отзывов посетителей галереи. Автор отклонённого проекта создания на основе его коллекции Музея изящных искусств в Москве: «Объяснение для обоснования публичной картинной галереи в Москве». Для размещения галереи спроектировал и построил дом на Знаменке. Его картины хранятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.

Зан Тамаш (Фома) Карлович (1796-1855)

Писатель, просветитель, коллекционер. Устроитель музеума при Неплюевском военном училище в Оренбурге (1831). Собиратель естественно-научных и нумизматических коллекций. Автор сочинений «О минералогическом и растительном богатстве Южного Урала», «О методах и способах создания предполагаемого музеума в Оренбурге».

Солдатенков Козьма Терентьевич (1818-1901)

Московский предприниматель, текстильный фабрикант и крупный книгоиздатель. Владелец художественной галереи и старинного нарышкинского имения «Кунцево». Собрание книг К. Т. Солдатенкова после его смерти в 1901 г. было передано в Румянцевский музей (ныне РГБ) в количестве 8000 экз. книг и 5000 экз. журналов. Тематика собрания самая разнообразная: литература, история, социология, право; редкие экземпляры книг, уничтоженных цензурой, экземпляры книг без цензурных изъятий; комплекты журналов «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник» и др.

Алабин Пётр Владимирович (1824-1896)

Государственный, общественный и музейный деятель, археолог, историк, писатель, просветитель. Инициатор создания городского музея в Вятке (1866) и Самаре (1886), музея Севастопольской обороны (1869) в доме генерала Э. И. Тотлебена (с 1895 г. специальное здание, ныне «Военно-исторический музей Черноморского флота в Севастополе»). Основатель Вятской, Самарской и Софийской библиотек. Автор трудов по археологии, истории, ботанике, музейному и библиотечному делу.

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896)

Коллекционер, музейный деятель, живописец. Пенсионер АХ в Европе (1854-1860), затем профессор АХ, давал уроки живописи членам царской семьи. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1873). Основатель общедоступного художественно-промышленного музея в Саратове (открыт в 1885 г.), в основе музея его личное собрание. Разработал проект создания сети провинциальных художественно-промышленных музеев (1881). Министерством Императорского двора не одобрен.

Фёдоров Николай Фёдорович (1829-1903)

Религиозный мыслитель-утопист, один из основателей русского космизма. Библиотекарь Румянцевского музея (1874-1898). Автор «Философии общего дела» и статей «Музей, его смысл и назначение» (1880-1980- гг.) «Выставка 1889 г.». Один из основоположников музееведческой мысли. Разработал теорию музея как собора лиц.

Докучаев Василий Васильевич (1846-1903)

Естествоиспытатель, основатель генетического почвоведения и зональной агрономии, музейный деятель. Разработал ряд проектов научных учреждений, на которых можно было бы возложить организацию исследований почв России и популяризацию знаний о них среди населения. Разработал проект устава для земского естественно-исторического музея в Нижнем Новгороде (1882). Деятельность музея одобрена и рекомендована к распространению его опыта работы. Такие музеи были созданы в Полтаве, Кишинёве и др. В 1880-е годы при Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей создана особая комиссия по выработке программ и устава провинциальных естественно-научных музеев. Разработана и разослана на места программа для наблюдения и собирания коллекций по геологии, почвоведению, ботанике, зоологии и др. 1889 на Всемирной выставке в Париже вручена золотая медаль за коллекции русских почв и труды Докучаева. Выдвинул идею создания центрального почвенного музея и почвенного института. Ныне – Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева.

Цветаев Иван Владимирович (1847-1913)

Искусствовед, филолог, музейный деятель, профессор кафедры теории и истории изящных искусств Московского университета. Заведующий кабинетом (музеем) изящных искусств и древностей Московского университета. Организатор Музея изящных искусств им. Императора Александра III (1912), ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Макшеев Захар Андреевич (1858-1935)

Военный педагог, генерал-лейтенант. Директор Александровского кадетского корпуса (1900-1906). В 1906-1917 гг. возглавлял Педагогический музей военно-учебных заведений (основан в 1864) – первый в мире самый крупный и влиятельный в России музей военного типа. Каждый из руководителей музея привносил в его развитие новое в расширении его деятельности. При З. А. Макшееве стали проводиться съезды учителей. Автор очерка «Пятидесятилетие педагогического музея военно-учебных заведений. Краткая историческая записка» (1914), где проводит анализ причин возникновения, эволюции и основ деятельности, что привело к созданию педагогических музеев в России и за рубежом.

Шехтель Федор Осипович (1859-1926)

Русский архитектор рубежа XIX и XX веков, автор московских особняков в стиле модерн. В одном из особняков, построенном в Москве для С. П. Рябушинского, располагается музей М. Горького.

Гревс Иван Михайлович (1860-1941)

Историк и педагог, специалист по истории культуры средневековой Европы. Разработал и реализовал метод исторических экскурсий как один из способов подготовки специалистов-историков. Его ученики: Н. П. Анциферов, В. В. Бахтин, А. А. Гизетти, Л. И. Карсавин. Один из создателей Петроградского научно-исследовательского экскурсионного института (1921-1924). Один из руководителей краеведческого движения в стране, теоретик его историко-культурного направления, пропагандист экскурсионного метода. Рассматривал «целокупный» культурологический подход в изучении города, призывал к изучению повседневной культуры, уделял внимание внедрению краеведения в школьное образование. Автор книги «Экскурсии в культуру. Методический сборник» (М., 1925).

Новорусский Михаил Васильевич (1861-1925)

Музейный деятель, специалист по естественно-научному и внешкольному образованию. Участник «Народной воли». 18 лет отбывал заключение в Шлиссельбургской тюрьме, где узнал о Петербургском передвижном музее наглядных пособий и начал со товарищи изготавливать для него предметы (ныне в музее Шлиссельбургской крепости). Возглавил Подвижной музей (1909). Автор книги «Музей и его образовательное значение» (1911) – первая попытка описания музейной сети России. В статье «Музейное дело» (1914), показал великую культурную ценность музея.

Марр Николай Яковлевич (1864-1934)

Востоковед, археолог и музейный деятель, создатель и председатель академии истории материальной культуры, член всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников.

Бахрушин Алексей Александрович (1965-1929)

Русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея. Популярными в театральных кругах Москвы были «Бахрушинские субботы», где бывали актёры А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, режиссёры К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и др. Свой музей А. А. Бахрушин называл литературно-театральным. В нём было три раздела — литературный, драматический и музыкальный. Ныне театральный музей им. А. А. Бахрушина, как и прежде, располагается в особняке, построенном в 1896 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса.

Романов Николай Ильич (1867-19480

Искусствовед и музейный деятель, хранитель отдела изящный искусств Румянцевского музея (1910-1923), автор работ по проблемам искусствознания (история искусства итальянского Возрождения), теории и истории музейного дела.

Могилянский Николай Михайлович (1871-1933)

Антрополог, этнограф, музейный деятель, сотрудник Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, возглавлял этнографический отдел Русского  музея (1910-1918), участник Предварительного музейного съезда, знаток зарубежного музейного опыта. Совершенствовал формы работы этнографических музеев. Автор работы «Областной ИМЛИ местный музей как тип культурного учреждения». Выступая в отделении этнографии Русского географического общества 24.03.1917 г. выразил представление о роли и предназначении музея как научного учреждения «высокого культурного значения».

Зеленко Александр Устинович (1871-1953)

Архитектор и педагог. Участник организации первого в России детского клуба. Занимался изучением детских музеев в США. В 1926 году предложил проект Детского музея-дворца, иной, чем у его современников (Н. Д. Бартрам – Музей игрушки в Москве, 1918, Ф. И. Шмит – музей детского творчества в Харькове, 1919). Организатор серии детских выставок с занятиями на интерактивной основе. Публикации: Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке. М., 1926; Он же. Детские музеи // Педагогическая энциклопедия / Под. ред. А.Г. Калашникова. М., 1928. Т. 2. С. 525-528.

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)

Живописец, искусствовед, глава Третьяковской галереи (1917), музейный деятель, основоположник научной реставрации памятников искусства, один из идеологов государственной политики в области музейного дела и инициаторов по созданию единого государственного органа по руководству музеями страны.

Адлер Бруно Фридрихович (1874-1942)

Этнограф и музеевед, сотрудник музея Антропологии и этнографии. Заведующий кафедрой географии, этнографии и антропологии Казанского университета (1911-1920). Директор Казанского городского музея. Провёл его реорганизацию (1919). Выдвинул идею создания музея народов Востока и воплотил её в 1921 г., но в 1922 г. его коллекции переданы в губернский музей.

Рябушинский Степан Павлович (1874-1943)

По его инициативе в 1913 г. открылась выставка древнерусского искусства. На выставке, посвященной 300-летию Дома Романовых, из 147 икон 54 были из собрания С. П. Рябушинского. Он же был автором научного описания первого отдела выставки, опубликовал несколько научных статей в журналах «Церковь» (1908 и 1909 гг.)  и «Русская икона» (1914 г.), на издание которых жертвовал немало средств. Особым источником могут служить также издания Археологических съездов и выставок, проводившихся в разных городах России.

Миллер Александр Александрович (1875-1935)

Этнограф и археолог, музейный деятель. Работал во Франции. Изучал опыт работы зарубежных музеев. Разрабатывал проект размещения этнографического этнографического отдела Русского музея. Директор Русского музея (1918-1921). Член Комиссии по делам охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР (с 1918), председатель президиума Всероссийской музейной конференции.

Шмит Фёдор Иванович (1877-1937)

Искусствовед, византолог, музеевед и музейный деятель. Работая в Харькове, занимался реорганизацией музейного дела на Украине (1917). При его участии создан «Музейный городок» Киево-Печерской лавры, был директором созданного в нём Центрального музея культов. Занимал пост директора Софийского и Лаврского музеев. Организовал в Харькове Музей детского творчества – центр художественных проявлений детей (1919). Его идеи изложены в книге «Почему и зачем дети рисуют» (1925). Подготовил пособие для музейных работников «Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела» (Харьков, 1919). Изложил теоретическое осмысление музейного опыта в процессе разработки основ музейной политики. Главную роль в музейном строительстве отводил государству. В 1924 году, будучи в Ленинграде, возглавил Государственный институт истории искусств, закрытый в 1930 г.  В книге «Музейное дело. Вопросы экспозиции» (Л., 1929) рассмотрел вопросы классификации и социальных функций музея, разделяя музеи на научные, учебные и публичные (общедоступные).

Рябушинский Николай Павлович (1877-1951)

Внёс заметный след в русской культуре. Издатель журнала «Золотое руно» и организатор выставок художников-символистов, коллекционер русской и западноевропейской живописи, антиквар, художник. Издатель художественного иллюстрированного журнала «Золотое руно» (1906-1909). После революции его художественное собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим галереям России. В 1922 г. Н. П. Рябушинский эмигрировал во Францию.

В Доме русского зарубежья сформирован его Фонд 051. В фонде находятся его черновые записи за 1930-1940 гг., а также документы семьи Рябушинских, многочисленные фотографии Н. П. Рябушинского и др. лиц, его домов и магазинов, предметов из коллекции, два альбома из семейного архива с фотографиями и различными документами за 1890-1930 гг., рисунки Н. П. Рябушинского и др. художников. Материалы биографического характера (анкеты, справки, удостоверения, декларации), многочисленная переписка, документы о его антикварной и торговой деятельности, афиши и каталоги выставок, каталоги картин и предметов искусства; материалы имущественно-бытового характера, материалы о культурной жизни во Франции в 1930-1940 гг., материалы о положении иностранцев за границей.

Передан в 2004 г. Национальным архивом Франции в составе архива Общества охранения русских культурных ценностей.

Котс Александр Фёдорович (1880-1964)

Зоолог, музейный деятель. Изучал деятельность естественно-научных музеев в Европе. Создал коллекцию чучел животных, на основе которой создал учебный музей на Высших женских курсах в Москве, где преподавал курс эволюционной теории. Основатель ныне существующего Дарвиновского музея в Москве (руководил им до 1964 г.). Автор книги «Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев» (1913).

Шнеерсон Натан Александрович (1881-1937)

Музейный деятель. Один из основателей (вместе с Е. С. Радченко) краеведческого музея, объединённого в 1922 г. с художественным музеем в Государственный художественно-исторический краевой музей (в бывшем Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Истре Московской области). Это была своеобразная экспериментальная площадка по созданию советских экспозиций. Организатор новой масштабной экспозиция «Социалистическое строительство в Московской области», в результате которой  Московский областной краеведческий музей стал методическим центром по руководству краеведческими музеями области (1935).

Присёлков Михаил Дмитриевич (1881-1941)

Историк, музеевед. Преподаватель Ленинградского университета (1917-1941), декан исторического факультета (1940-1941). Сотрудник историко-бытового отдела Русского музея (1921-1935). Автор работ по истории русского быта. Разработал концепцию историко-бытовых музеев. Отстаивал необходимость организации музеев быта, выявляя их отличия от художественных музеев. Отстаивал необходимость изучения бытовых вещей, позволяющих реконструировать картины быта разных слоёв населения в их последовательной смене. Обосновывал методы построения тематических выставок по истории быта. Отстаивал комплексный показ бытовых предметов, сохранение либо восстановление при музеефикации первоначального облика памятника, необходимость учёта при создании экспозиций уровня подготовки и особенностей восприятия и запросов массового посетителя. Автор книги: «Историко-бытовые музеи. Задачи, построение, экспозиция» (М., 1926).

Флоренский Павел Александрович  (1882-1937)

Богослов, математик, физик, искусствовед, музейный деятель. Издатель ж. «Богословский вестник» (1912-1917). Соредактор Технической энциклопедии (1917). Сотрудник Московского института историко-художественных изысканий и музееведения при Академии истории материальной культуры. Член комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, хранитель её ризницы (1917-1919). В его трудах описание памятников древнерусского и византийского искусства; исследование проблем построения пространства в религиозной живописи, духовное и историко-культурное наследие; проблемы сохранения и музеефикации православного историко-культурного наследия, необходимость комплексного подхода, сохранения его изначальных функций, вне которых произведения христианского искусства теряют свою значимость, смысл и «умерщвляются». В докладе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры «Храмовое искусство как синтез искусств» (1918), обосновал идею синтетичности интерьера культового здания и неразрывности соединения в нём не только, архитектуры, живописи, прикладного искусства, но и музыки, слова, обоняния, «искусства дыма», «искусство огня» и т.п. Каждое из произведений православного искусства должно восприниматься только в синтезе с остальными:  в музейной среде полноценная жизнь культового памятника невозможна.

Бакушинский Анатолий Васильевич (1883-1939)

Историк искусства, музеевед, музейный педагог. Преподавал теорию и историю искусства и работал в музеях Москвы (1917). Главный хранитель Цветковской галереи (1917-1926). Заведующий отделом графики Третьяковской галереи (1927-1939). Проводил исследования о традиционном народном и классическом искусстве. Внёс вклад в музейную педагогику, разрабатывая целостную систему художественного воспитания. В основе системы – задача пробуждения «творческой воли зрителя», который должен пройти путь, обратный тому, который проделывает художник. Выступал против чуждого искусству пассивного восприятия. Разработал метод творческого переживания и воплощения в образ по системе К. С. Станиславского. Автор книги «Художественные экскурсии систематического типа. Заметки по методологии и методике» // Методика и практика экскурсионного дела / Под. ред. Н. А. Гейнике. М., 1925.

Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945)

Учёный, геохимик и минералог, музейный деятель, старший хранитель минералогического отделения Геологического музея АН (с 1912), первый директор Минералогического музея (ныне его имени).

Малицкий Георгий Леонидович (1886-1952)

Музеевед и музейный деятель. Активный участник предварительного музейного съезда от Императорского Российского исторического музея. Заведующий отделом теоретического музееведения в ГИМ (1918).

Дружинин Николай Михайлович (1886-1986)

Историк и музейный деятель, лауреат государственной (1946) и Ленинской (1980) премий, академик АН СССР (1953). Учёный секретарь, затем зав. экспозиционным отделом ЦМР СССР (1926-1935). Автор теоретических и методологических работ по музееведению и музейному делу. Читал курс по музееведению на этнологическом факультете МГУ (1929-1932). Член учёного совета ГИМ. Опубликовал статью «Методы историко-революционной экспозиции» (Дружинин Н. М. Избранные труды. М., 1988. С. 242-253). Разработал классификацию предметов по типам источников, основу которых составляют вещественные реликвии, а также методику работы с экспонатом как с историческим источников. Провёл анализ достоинства и недостатков каждого типа экспоната. Предвосхитил понятия «мемориальный комплекс» и «мемориальное пространство». Подчёркивал важность художественного образа экспозиции. Сформулировал принципы и методику исторической экспозиции, которые легли в основу отечественного музееведения.

Машковцев Николай Георгиевич (1887-1962)

Историк искусства, педагог, музейный деятель. Заведующий подотделом провинциальных музеев музейного отдела Наркомпроса РСФСР (1918-1927), сотрудник Третьяковской галереи (1917-1930). С его участием заложены основы музейной сети страны. Отстаивал и обосновывал специфику художественных музеев, напрямую связывал многочисленность художественных центров с «интенсивностью жизни художественной культуры». Автор статьи «Принципы музейного строительства», в которой сормулировал принципы музейного строительства. Художественные музеи рассматривает как научные центры. Определяет уровень задач для местных, областных и центральных музеев. Определяет преемственность практики прошлого века по взаимодействию и сотрудничеству научных обществ с филиалами и корреспондентами в провинции. Автор книги «Из истории русской художественной культуры. Исследования, очерки, статьи» (М., 1982).

Брик Осип Михайлович (1888-1945)

Художник-авангардист, входил в состав изобразительного отдела Наркомпроса, участник (докладчик) Всероссийской музейной конференции 1919 г.

Анциферов Николай Павлович (1889-1958)

Историк и краевед. Сотрудник Петроградского научно-исследовательского экскурсионного института, ЦБК, возглавлял семинар по экскурсионному изучению города при обществе «Старый Петербург». Участник религиозно-философского  кружка. Сотрудник Коммунального музея (ныне музей Москвы). Сотрудник Литературного музея (1939-1956). Разработал основы градоведения (совместно с И. М. Гревсом). Первый в России теоретик и практик экскурсий. Автор диссертации «Проблема урбанизма в художественной литературе», а также книг: «Душа Петербурга» (Пг., 1922) и «О методах и типах историко-культурных экскурсий» (Пг., 1923).

Розенталь Лазарь Владимирович (1894-1990)

Искусствовед, музейный деятель. Директор Художественного музея в Нижнем Новгороде, преподаватель истории искусств (1919-1922). Сотрудник экскурсионной секции Московского отдела народного образования, преподаватель Пречистенского Практического института (1922). Научный сотрудник Третьяковской галереи (1925). В конце 1920-х годов проводил изучение музейного зрителя и издал сборник по материалам социологического исследования: «Изучение музейного зрителя» (Под ред. Л. В. Розенталя. М., 1928).

Завадовский Борис Михайлович (1895-1951)

Биолог, музейный деятель, академик ВАСХНИЛ (1951). Автор научных трудов по биологии и музееведению. Организатор лаборатории экспериментальной биологии. Основатель и директор Биологического музея им. К. А. Тимирязева (1922-1948). Представлял музей как живой естественнонаучный музей-лабораторию с максимально наглядной («самоговорящей») экспозицией и с продолжением экспозиций на улицах города.

Эфрос Абрам Маркович (1888-1954)

Художественный критик, историк искусства, театровед, исследователь рисунков А. С. Пушкина. В музейном деле в 1917-1929 гг. Сотрудник Музейного отдела Наркомпроса. Один из организаторов собирания и сохранения художественных ценностей. Вместе с И. Э. Грабарём разрабатывал новаторские методы экспонирования произведений искусства. Организатор художественных выставок. Хранитель и зав. отделом новейшей живописи в Третьяковской галерее, хранитель французской живописи и зам. директора по научной работе Музея изящных искусств.

Закс Анна Борисовна (1899-1996)

Историк, музеевед. Сотрудник ГИМ с 1933 г. Возглавляла отдел истории и теории музейного дела в НИИ краеведческой и музейной работы (с 1947). Разрабатывала теорию и методику создания экспозиции исторических музеев. Автор более 80 публикаций по музееведению.

Михайловская Анна Ивановна (1901-1992)

Историк, музеевед. Научный сотрудник Дмитровского краеведческого музей Московской области (1927). Научный сотрудник НИИ музейной и краеведческой работы (с 1944). Разрабатывала теорию и методику музейной экспозиции («Организация и техника музейной экспозиции» – 1951, «Музейная экспозиция» ‑ 1964). Обобщила опыт отечественных и зарубежных музеев.

Станюкович Светлана Владимировна (1916-1992)

Этнограф и музеевед. Сотрудник Ленинградского отделения восточных славян Института этнографии. Автор книг «Кунсткамера Петербургской Академии наук», «250 лет музея антропологии и этнографии», «Этнографическая наука и музеи». Рассматривает проблемы музеев под открытым небом, в т.ч. музейной коммуникации и нематериальной культуры.

Разгон Авраам Моисеевич (1920-1991)

Историк, музеевед. Сотрудник НИИ краеведческой и музейной работы и ГИМ. Организатор кафедры музейного дела во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры (ныне Академия переподготовки работников культуры, искусства и туризма). Автор статей в «Очерках истории музейного дела в России». Разрабатывал теоретические основы музееведения, принимал участие в разработке международного словаря музеологических терминов. С его именем связано становление музееведения как научной дисциплины. Автор работ «К вопросу о научном комплектовании фондов в музеях исторического и краеведческого профилей» (1982), «Место музееведения в системе наук» (1986).

Крейн Александр Зиновьевич (1920-2000)

Музейный деятель. Организатор и директор Государственного музея А. С. Пушкина, затем зав. рукописным отделом, ведущий научный сотрудник музея (1958-1983). Заслуженный работник культуры. Организатор и первый вице-президент Международного комитета литературных музеев ИКОМ. Лауреат Государственной премии РФ. Автор книг «Рождение музея» (1969), «Жизнь музея» (1979) и «Жизнь в музее» (2000).

Равикович Дина Акимовна (1922-1995)

Музеевед. Сотрудник НИИ краеведческой и музейной работы. Автор работ по истории и теории музейного дела и охраны памятников. Автор и составитель «Очерков истории музейного дела в СССР» (1957-1971). Вып. 1-7 и «Российской музейной энциклопедии». Участница социологического исследования «Музей и посетитель». Частница разработки музейной терминологии и социальных функций музея.

Музееведы постсоветского времени

Арзамасцев Валентин Павлович (организация музейного дела, проблемы литературных музеев)

Беловинский Леонид Васильевич (материальная культура, проблемы отражения повседневности в музейных коллекциях, автор учебных пособий)

Ванслова Елена Гавриловна (музейная педагогика, организация работы музеев с младшими школьниками)

Великовская Галина Викторовна (организация работы литературных музеев, музейная педагогика, организация работы со школьниками)

Газалова Клара Михайловна (экспозиционно-выставочная деятельность музеев)

Галкина Елена Львовна (изучение и комплектование этнографических коллекций, автор учебных пособий)

Гнедовский Михаил Борисович (музейная коммуникация, музейная терминология, музей в культурном и рыночном пространстве, разработчик научных концепций)

Григорян Гурген Григорьевич (организация деятельности технических музеев)

Дукельский Владимир Юрьевич (музейный сценарий, музейная терминология, краеведение, разработчик  научных концепций)

Зайцева Галина Алексеевна (разработка методик сохранения биологического режима в музейных хранилищах, экология культуры)

Казакова Сталúна Фёдоровна (экспозиционно-выставочная и научно-просветительная деятельность музеев)

Калита Светлана Павловна (теория и практика музейного экскурсоведения, автор учебных пособий)

Калугина Татьяна Павловна (образовательно-воспитательная деятельность музеев)

Каулен Мария Елисеевна (теоретические проблемы музееведения, взаимоотношения музея и церкви)

Ломунова Анна Константиновна (воспитание музейной культуры)

Лучкин Алексей Вячеславович (выставочная деятельность музеев)

Майстровская Мария Терентьевна (организация музейных экспозиций)

Медведева Елена Борисовна (музейная педагогика, современные проблемы музееведения, главный редактор ж. «Музей»)

Никишин Николай Алексеевич (музей и посетитель, современные проблемы музееведения, разработчик научных концепций музея)

Ноль Лев Яковлевич (компьютеризация музейных коллекций, автор учебных пособий)

Ольшевская Галина Константиновна (отражение проблем современности в музейных экспозициях, зав. лабораторией музееведения ГЦМСИР)

Пелевин Юрий Александрович (организация и деятельность художественных музеев)

Пиотровский Михаил Борисович (музей в культурном пространстве общества, философия музея, директор Государственного Эрмитажа)

Пищулин Юрий Петрович (теоретические вопросы музееведения, главный редактор ж. «Советский музей» ‑ «Мир музея»)

Поляков Тарас Пантелеймонович (проектирование музейной экспозиции, дизайнерские проекты, автор учебных пособий)

Полунина Надежда Михайловна (исследователь деятельности коллекционеров и музейных практиков)

Потапова Наталья Владимировна (специалист в области музейной педагогики, разработчик программ по работе с посетителями с ограниченными возможностями, директор музея «Огни Москвы»)

Сафразьян Леон Тигранович (исследователь деятельности мемориальных музеев)

Самарина Наталья Гурьевна (теоретик музейного источниковедения и научных исследования музея, автор учебных пособий, зав. кафедры музееведения МГУКИ)

Скрипкина Любовь Ивановна (исследователь современных проблем музееведения, зав. научно-методическим отделом ГИМ)

Столяров Борис Андреевич (специалист в области музейной педагогики, разработчик программ сотрудничества с посетителями, автор учебных пособий на стыке музееведения и педагогики)

Суринов Вячеслав Михайлович (теоретик в области музейного источниковедения и свойств музейного предмета)

Фомин Владимир Николаевич (специалист в области компьютеризации музейных коллекций)

Фролов Александр Иванович (исследователь музейной сети и деятельности коллекционеров)

Хмельницкая Ирина Богдановна (история и теория музееведения, зав. отделением музееведения кафедры истории, истории культуры и музееведения МГИК)

Чумалова Татьяна Викторовна (специалист в области музейной педагогики)

Шляхтина Людмила Михайловна (специалист в области истории и теория музееведения, автор учебных пособий)

Шулепова Элеонора Александровна (специалист в области истории и теории музееведения, автор учебных пособий)

Юренева Тамара Юрьевна (специалист в области истории и теории музееведения, автор учебных пособий)

Юхневич Марина Юрьевна (теоретик музейной педагогики, автор учебных пособий)

Публикуется впервые


(1.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.07.2017
  • Автор: Решетников Н.И.
  • Ключевые слова: Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
  • Размер: 52.3 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Решетников Н.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Содержание
1. Понятийный аппарат
2. Методологические принципы изучения историко-культурного и природного наследия
3. К вопросу об изучении историко-культурного и природного наследия России
4. Мифология в контексте культуры. 4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние
4. Мифология в контексте культуры. 4.2. Русский народный эпос
5. Музей в контексте культуры. 5.1. Музей и сохранение ядра культуры
5. Музей в контексте культуры. 5.2. Музей и проблемы краеведения
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.1 Русские имена как носители историко-культурной информации
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.2. Научные общества и музейное дело России
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.3. Краткие сведения о лицах, внёсших вклад в развитие музейного дела России (в хронологическом порядке)
7. Хронология событий в культурной жизни России
8. Нормативные правовые акты и документы по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия России. Список сокращений
9. Источники и литература (рекомендация для магистрантов)

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100