museum/mus&met/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций

 Н.И. Решетников. Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия: Материалы к курсу лекций
Размер шрифта: распечатать




4. Мифология в контексте культуры. 4.2. Русский народный эпос (22.5 Kb)

 

4.2. Русский народный эпос

 

Русский народный эпос включает в себя различные эпические сказания, передающиеся из поколения в поколение как устное народное творчество. Это различного рода сказания, старины, былины, сказки, песни, былички, пословицы, частушки, поговорки, загадки, заговоры, приметы. Эпос устойчив в своей основе. Но в деталях он видоизменяется в связи с изменяющимися историческими событиями и социо-культурными условиями. Некоторые исследователи устного народного творчества, в частности, былиноведы полагают, что некогда существовал единый героический эпос. Но передаваемый изустно, не зафиксированный в письменной форме, он распался на отдельные песни-сказания, которые в разных частях страны предавался в различных вариациях. Единой можно считать «Книгу Велеса»[1], тексты которой были в древности зафиксированы на деревянных дощечках и скопированы на бумагу в более позднее время. Книга эта, написанная волхвом Ягайло Ганом, входила в состав знаменитой Румянцевской библиотеки, сгоревшей во время московского великого пожара 1812 года. Однако снятая копия книги многими исследователями не признаётся как список с оригинала. Ныне это литературный памятник, требующий всестороннего исследования.

Песенные напевы.

Как происходит трансформация устного творчества, проявляется на примере песенного творчества. В древности это были исторические напевы, постепенно перешедшие в бытовые, затем лирические повествования с обязательным сюжетом. Песенные исполнения перешли в основу оперных и опереточных исполнений. Песни были непременным условием застолий, как в былинные времена, так и в ХХ веке. Затем появилась эстрадная песня, ныне ставшая непременным атрибутом порой совершенно бессодержательного  шоубизнеса.

Былины.

По классификации былины можно отнести к Киевскому (их большинство) и Новгородскому (Садко и Василий Буслаев) циклам.

Былины можно разделить также на три периода: 1 ‑ догосударственный эпос времён родового строя, олицетворяющий богов и силы природы – могучие и часто разрушительные (богатыри исполины – старшие богатыри).; 2 – героический эпос в лице младших богатырей, защищающих Русь от внешних врагов (младшие богатыри); 3 – былины последующего времени после распада Киевской Руси вплоть до нашего времени

Былины можно классифицировать и по персоналиям. Богатырями-исполинами являются Святогор, Микула, Вольга и Волхв. Главными былинными богатырями героического эпоса являются Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. По предположению исследователей, каждый из них имеет свой исторический прототип. Образ Ильи Муромца мог трансформироваться на основе подвижнического подвига монаха Киево-Печерской лавры Ильи Муромца. Добрыня во главе княжеской дружины по велению великого князя Владимира проводил  обряд крещения в Новгороде. Алёша Попович был сыном суздальского священника. О них и других были сложены былины, которые дошли до нас в разных вариантах. Рассмотрим основные былины.

Былины переходного периода от эпического дохристианского к героическому:

Святогор и тяга земная, Cвятогор и Илья Муромец, Микула Селянинович и Святогор, Вольга и Микула, Волх Всеславьевич, Михайло Потык.

Былины героического эпоса:

об Илье Муромце: Исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Святогор, Илья Муромец и Соловей-Разбойник, Илья Муромец и голи кабацкиеИлья Муромец и Идолище в Киеве, Илья Муромец и Идолище в Царь-граде, Илья Муромец в ссоре с князем ВладимиромИлья Муромец и Калин-царь, Бой Ильи Муромца с сыном, Богатыри на Соколе-корабле, Три поездки Ильи Муромца, Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича;

о Добрыне Никитиче: Добрыня и змейПоединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича, Добрыня и Василий Казимирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру, Добрыня и МаринкаЖенитьба ДобрыниДобрыня Никитич и Алеша Попович;

об Алёше Поповиче: Алеша Попович едет в Киев, Алеша Попович и Тугарин Змеевич, Алеша Попович и сестра братьев Петровичей, Алеша Попович и Добрыня Никитич;

о других богатырях: Булат Еремеевич, Бутман Колыбанович, Бой Василия Буслаева с новгородцами, Смерть Василия Буслаева, Василий Игнатьевич и Батыга, Глеб Володьевич, Данило Ловчанин, Бой Дуная и Добрыни, Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру, Иван Годинович, Иван Гостиный сын, Идолище сватает племянницу князя Владимира, Калика-богатырь, Князь Роман и братья Ливики, Князь Роман и Марья Юрьвена, Королевичи из Крякова, Мамаево побоище, Михайло Данилович, Михайло Казаренин, Михайло Потык, Рахта Рагнозерский, Рождение богатыря, Садко, Садков корабль стал на море, Соловей Будимирович, Сорок калик, Ставр Годинович, Сухмантий, Хотен Блудович, Царь Саул Леванидович и его сын, Царь Соломан и Василий Окулович, Чурило Пленкович у князя Владимира, Дюк Степанович и Чурило Пленкович, Чурило и Катерина.

Былины последующего времени.

С одной стороны, в текстах былин прослеживаются отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Исследователь Ф. М. Селиванов пишет: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

С другой стороны, былины распевают и в настоящее время, посвящая их либо знаменательным событиям, либо выдающимся личностям. Складываются былины о Гражданской и Великой Отечественной войнах, о Ленине, Сталине и Хрущёве.

Собирателями и издателями русских былин были Кирша Данилов (1804), П. В. Киреевский (1848), П. Н. Рыбников (1861), а также А. Ф. Гильфердинг, Е. В. Барсов, А. Д. Григорьев, А. В. Марков, Н. Е. Онучков, А. М. Астахова, братья Соколовы и др. К 1980 году исследователями по М. Ф. Селиванову зафиксировано более трёх тысяч былинных текстов на 80 сюжетов. К сожалению, к нашему времени былины почти исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Но о них можно узнать, благодаря нашим исследователям былинного эпоса[3]. Более всего сохранилось былин на Русском Севере, который в научном мире фольклористов называют Исландией русского эпоса.

Духовные стихи.

Неотъемлемой частью русского эпоса являются духовные стихи. Впервые они были изданы П. В. Киреевским в 1849 году. Героями духовных стихов выступают Аника-воин, Егорий Храбрый, Дмитрий Солунский, Фёдор Тирон, Кирик-младенец, Алексей человек божий. Они представлялись духовными богатырями, сражаясь с врагами силой духа. Это был своеобразный устный вариант древнерусской письменной литературы в христианскую эпоху. Создателями духовных стихов были калики перехожие. Они являются среди людей в виде людей, просящих милостыню, но при этом совершающие подвиги, равные богатырям, а иногда и выше богатырских. Именно калики перехожие подняли на ноги и вдохнули силу богатырскую в Илью Муромца. С каликой меняется одеждой Алёша Попович, выходя на бой с Тугарином. Калики – традиционные эпические вестники. Они находятся всегда в пути, дают добрым людям добрые советы, предупреждают богатырей о грозящей опасности, а при необходимости сами победоносно сражаются с врагами. Калика-богатырь побивает силушку всесильную на поле на Кулúковом. В былине «Сорок каликов со каликою» воспевается каличий атаман Касьян. А с могучим каликою Иванищем не решается вступит в бой сам Илья Муромец.

К духовным стихам относят и устный апокриф. Это так называемая «Голубиная книга» (то есть мудрая), в которой заключены устные предания на основе трёх письменных апокрифов («Свиток божественных книг», «Вопросы Иоанна Богослова» и Беседа трёх святителей»). «Голубиная книга» ‑ своеобразная народная энциклопедия, в которой выражались представления о мире, мироздании, миропорядке.

Духовные стихи хорошо знали исполнители былин. Если в дохристианскую эпоху народный эпос передавали из уст в уста бояны (баяны) и гусляры, имена которых забыты, то имена народных сказителей, благодаря нашим бытописателям и народоведам, стали известны. Это Т. Г. Рябинин, А. П. Сорокин, К. И. Романов, П. Л. Калинин, В. П. Щеголёнок, А. М. Крюкова, И. А. Федосова, М. Д. Кривополенова.

Народный эпос многоплановый. Как отмечает В. И. Калугин, «единый в своём разнообразии»[4]. В нём заключается монументализм, гротеск, сказочность, драматизм, юмор, сатира. Это с одной стороны. А с другой, в нём выражается вековечная стремление к воле, независимости, самостоятельности и всеобъемлющей любви к отечеству. Эпические герои совершают подвиги во имя защиты своей земли от враждебных сил. Защита своего народа выше всевозможных социальных противоречий. Богатыри русские не князя защищают, не за власть киевскую идут на врага. У князя в стольном граде они только пируют да время от времени в «поруб» (в заключение) попадают. А на поле брани они Русскую Землю защищают. В этом и заключается патриотизм народного эпоса. В исторической ретроспективе князья-рюриковичи между собой воюют, за великокняжеский стол друг друга побивают, а эпические произведения, как и православная церковь, к единению призывают. И в этом их бессмертие.

По содержанию русский народный эпос можно классифицировать по схеме, предложенной В. И. Калугиным[5]:

Древнейшие былинные образы. Святогор и Илья Муромец, Святогор и тяга земная, Погребение Святогора, Волх Всеславьевич, Михайло Потык, Вольга, Вольга и Микула.

Главные герои русского эпоса. Исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник, Илья Муромец на заставе богатырской, Илья Муромец и его дочь,  Илья Муромец и Идолище, Илья Муромец в ссоре с Владимиром, Илья Муромец и Калин-царь, Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле, Илья Муромец и татарчёнок, Добрыня и змей, Бой Добрыни с Ильёй Муромцем, Бой Добрыни с Дунаем, Три года Добрынюшка стольничел, Алёша Попович и Тугарин, Алёша Попович и Еким Иванович, Добрыня Никитич и Алёша Попович, Алёша Попович и сестра Петровичей.

Богатыри киевского цикла. Дунай, Соловей Будимирович, Дюк Степанович, Чурила Пленкович, Иван Гостиный сын, Данило Ловчанин, Ставр Годинович, Иван Годинович, Глеб Володьевич, Идойло сватает племянницу князя Владимира (Про Василия Турецкого), Сорок калик со каликою.

Богатыри Новгородского цикла. Садко, Василий Буслаев и мужики новгородские, Василий Буслаев молиться ездил, Хотен Блудович.

Богатыри героического цикла. Богатырское слово, Василий Казимирович отвозит дани Батею Батеевичу, Василий Игнатьевич и Батыга, Суровен Суздалец,  Сухматый (Сухман), Королевич из Крякова, Братья Дородовичи, Данило Игнатьевич, Савул Леванидович, Михайло Петрович (Козарин), Калика-богатырь, Авдотья Рязаночка.

Былины-сказки, апокрифы, баллады, легенды. Соломон и Василий Окулович, Аника-воин, Егорий Храбрый, Рахта Рагнозерский.

Скоморошины. Кострюк, Агафонушка, Вавило и скоморохи.

Небылицы. Илья Муромец и Идолище, Небылицы про льдину.

 

Для ознакомления с былинным эпосом можно рекомендовать Записи народного эпоса.

Агренева-Славянская О. Х. Описание русской крестьянской свадьбы. Тверь, 1889.

Астахова А. М. Былины Севера. М.; Л., 1938.

Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1861.

Былины в записях и пересказах XVII-XVIII веков. М.; Л. 1960.

Былины и песни Южной Сибири. Собрание С. И. Гуляева. Новосибирск, 1952.

Былины Печоры и Зимнего берега. Новые записи. М.; Л., 1961.

Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. С. 11-12.

Былины / Сост., вступ. статья, вводные тексты В. И. Калугина. М.: Современник, 1991.

Гильфердинг А. Ф. Онежские былины. 4-е изд. М.; Л. 1949.

Григорьев А. Д. Архангельские былины. М., 1904.

Ковпик В., Калугина А.. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемирной литературы). М., 2008.

Илья Муромец. Серия «Литературные памятники». М.; Л., 1958.

Марков А. В. Беломорские былины. М., 1901.

Озаровская О. Э. Бабушкины старины. М., 1922.

Ончуков Н. Е. Печорские былины. СПб, 1904.

Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. 2-е изд. М., 1909.

Сборник Кирши Данилова. Серия «Литературные памятники». М., 1977.

Собрание народных песен П. В. Киреевского. Л., 1977.

 

Публикуется впервые

[1] О ней см.: Свято-Русские веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А. И. Асова. 3-е изд., испр. и дополн. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005; 

[2] Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. С. 11-12.

[3] Песни, собранные П.  Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX; Ковпик В., Калугина А.. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемирной литературы). М., 2008.

[4] Былины / Сост., вступ. статья, вводные тексты В. И. Калугина. М.: Современник, 1991. С. 14.

[5] Там же. С. 764-767.

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 19.04.2017
  • Автор: Решетников Н.И.
  • Ключевые слова: Музей и методика изучения историко-культурного и природного наследия
  • Размер: 22.5 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Решетников Н.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Содержание
1. Понятийный аппарат
2. Методологические принципы изучения историко-культурного и природного наследия
3. К вопросу об изучении историко-культурного и природного наследия России
4. Мифология в контексте культуры. 4.1. Славянская мифология как памятник культуры и общекультурное достояние
4. Мифология в контексте культуры. 4.2. Русский народный эпос
5. Музей в контексте культуры. 5.1. Музей и сохранение ядра культуры
5. Музей в контексте культуры. 5.2. Музей и проблемы краеведения
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.1 Русские имена как носители историко-культурной информации
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.2. Научные общества и музейное дело России
6. Именослов и общественные деятели в контексте культуры. 6.3. Краткие сведения о лицах, внёсших вклад в развитие музейного дела России (в хронологическом порядке)
7. Хронология событий в культурной жизни России
8. Нормативные правовые акты и документы по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия России. Список сокращений
9. Источники и литература (рекомендация для магистрантов)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100