museum/museum_of_anthropology/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Антропологический музей

 Антропологический музей
Размер шрифта: распечатать





Цзо Цянь. К проблеме исторической эргономики музыкального инструмента (3.33 Kb)

 

Сама по себе постановка вопроса об управляемой человеком части - «интерфейсе» - невероятно важна для исследования эргономики исторических и традиционных звуковых орудий в целом и музыкальных инструментов – в частности, и вопрос этот носит парадигмальный характер для фундаментальной органологии, однако методами самое органологии решен быть не может. Перед исследователем неизбежно встанут вопросы из других теоретических и прикладных областей знания, в частности – философии и антропологии, вопросы, связанные со сменами культурных и научных парадигм, эстетических предпочтений, связанные с трансформацией человеческого общества и, связанной с нею трансформацией рукотворного объектного мира.

При внимательном рассмотрении вопроса о культурных и теоретических основаниях управляемой человеком части музыкального инструмента становится очевидно, что «интерфейс» исторических музыкальных инструментов не является стремлением к фортепианной клавиатуре, клапанной системе саксофона или современной клавиатуре кнопочного аккордеона. «Интерфейс» не является проявлением ни стремления к следующему – более совершенному – этапу, ни невозможности или неспособности достичь его. Исторический «интерфейс» не иможет быть расценен, как компромисс между современным «интерфейсом» и историческими технологиями. Каждый «интерфейс» являлся достаточным для музыки своих времени и места. Движение от «несовершенного» к «совершенному» иллюзорно и вызвано, к сожалению, не всегда корректным перенесением эволюционной теории на рукотворные объекты и феномены человеческой культуры. Весьма популярная концепция поступательного движения и развития чаще всего не учитывает трансгрессии культурных и научных парадигм. В рамках любых, известных нам, научных и культурных парадигм существовавший тогда и там музыкальный инструментарий намного превосходит современный нам инструментарий в возможностях решения эстетических задач своего времени и места. В особенности это касается тех случаев, когда материально-техническая база времени и места позволяла трансформацию инструментария в сторону современного нам, но попыток изменения инструментария либо вовсе не зафиксировано, либо зафиксированы попытки трансформации инструментов в направлении, которое нам не вполне ясно и понятно, которое не имеет для нас логичного продолжения в современности, и именуется нами «тупиковым путем». При попытке выяснить причины и цели подобной трансформации инструментария мы чаще всего натыкаемся на несообразность, если не сказать – несостоятельность, концепции поступательного движения и развития. Нынешний же, насущный этап мы совершенно не в праве считать ни финальным, ни наиболее развитым, так как у нас нет ни малейшего основания полагать, что известный нам путь, пройденный музыкальным инструментарием за всю историю человечества, вёл именно к такому положению дел, и что наша ветвь трансгрессии не окажется впоследствии «тупиковым путём».

 

Цзо Цянь, СПбГУКИ

 

Ранее не публиковалось

 


(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 16.12.2012
  • Автор: Цянь Ц. (zuoqian@yandex.ru)
  • Ключевые слова: звуковое орудие, музыкальный инструмент, трансгрессия, «интерфейс» музыкального инструмента
  • Размер: 3.33 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Цянь Ц.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
В.Н. Мараев. Рецензия на Каталог выставки Фольклорно-этнографического центра «Гусли – русский народный музыкальный инструмент» Санкт-Петербург 2003 г.
Н.С. Бекмолдинов. Синтетический подход к исследованию традиционной культуры
Р.Ш. Зельницкая. Кризисные явления в сельском абхазском обществе в период коллективизации (на примере села Джгерда)
Цзо Цянь. К проблеме исторической эргономики музыкального инструмента
Цзо Цянь. Проблемы антропометрии и эргономики музыкального инструмента (звукового орудия)
И.В. Тынурист. Где во гусли звонили? (опыт картографирования народных музыкальных инструментов)
В. Мараев. Йоухи кантеле – йоухикко – лучковая лира
В.Н. Мараев. Эргологический аспект изучения традиционных хордофонов (на примере кантелевидных инструментов)
А.Ю. Акулов. Реконструкция представлений айну о мире на основе анализа фольклорных текстов
А.Д. Зельницкий. Популярные верования и социально-политическое взаимодействие в имперском Китае
Мишель Гютри. Исследование древностей России
В.Мараев. Структура истории материальной культуры
В. Мараев. Петь прошлое, которого не было

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100