Наши посетители
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 февраля 2019 г. размещены материалы: архивная опись ЦАНО. Ф. 2. Канцелярия Нижегородского Губернатора. Оп. № 1. За 1895 г., роман Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ".


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Народная одежда

 Народная одежда
Размер шрифта: распечатать




В. Васина, Т. Гусарова. Порты, штаны, брюки (3.82 Kb)

 
Составной частью мужского народного костюма была поясная набедренная одежда, носившая название порты. Это одна из древнейших форм мужской одежды, представлявшая собой узкие и короткие, примерно до середины икр, штаны, скроенные из домашнего холста – порти.
Порть – плотная льняная (реже из конопляного волокна) ткань полотняного переплетения, белая или в вертикальную полоску, чаще всего сине-белую, реже встречаются и другие сочетания: сине-красная, серо-синяя, черно-красная и т.д. Она применялась также для онуч (портянок) – полосы ткани, которой обматывалась нога при надевании лаптей.
Порты состояли из двух полос ткани шириной до 45 см, сложенных пополам по долевой нити (так называемые гачи или порточины) и соединяющей их мотни – полосы ткани, сложенной вдвое по уточной нити, длина и ширина которой определялась ростом и объемом бедер. На талии порты удерживались продернутым в кулиску гашником – крученым шнуром или тесемкой, завязывавшейся узлом. (Рис. I)
В крестьянском обиходе порты служили рабочей одеждой, а позднее стали использоваться почти исключительно как нижнее белье, в каковом качестве и просуществовали вплоть до конца XIX в., именуемые в просторечии «подштанниками». Название «портки» закрепилось за другим, более поздним видом мужской поясной набедренной одежды, которая  больше известна как «штаны». Разница между ними состояла преимущественно в крое, т.к. на рабочий, повседневный вариант использовалась всё та же домоткань, порть, пестрядь, реже – сукно домашней выработки; в праздничных вариантах – плотные ткани фабричного производства: полушерсть, трико, сукно, дамаст, коленкор, плис и пр. (Рис.II)
Порты и штаны носили с лаптями, обматывая нижнюю часть ноги от стопы до колена онучами, закрепляемыми поверх штанин оборами (лыковыми бечевками или тесемками), крест-накрест охватывавшими ногу, или заправленными в сапоги.
Шитьём штанов для мужиков обычно занимались сами крестьянки, этот вид одежды продержался  в Нижегородской области вплоть до середины XX в. как рабочая одежда, пока не был окончательно вытеснен брюками, хотя и использовался еще некоторое время представителями старшего поколения в качестве нижнего белья. В некоторых местностях фиксируется сохранение и даже возобновление этой традиционной формы одежды в качестве обрядовой («смёртная сряда» мужчины, т.е. одежда для похорон).
Брюки в крестьянском обиходе появляются во второй половине XIX в., как принадлежность городской культуры, и, следовательно, предмет щегольства. Их покупали готовыми на ярмарках или шили на заказ у портных, занимавшихся этим промыслом по деревням. Обычно шитье или покупка брюк была сопряжена со свадьбой или иным, не менее значимым событием в жизни и впоследствии они  являлись праздничной одеждой.
Брюки также носили заправленными в сапоги, с рубашкой навыпуск, подпоясанной тканым или ременным поясом.  
 
 
Рисунок I.    Порты.
а) прямые (вставка между порточинами прямоугольной формы).
б) кошеные (вставка между порточинами клиновидная).
 
 
 
 
Рисунок II.    Штаны.
 
 
 
 
размещено 19.02.2008

(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Васина В., Гусарова Т.
  • Размер: 3.82 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Васина В., Гусарова Т.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть I
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть II
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть III
Д. В. Карабельников. Некоторые аспекты бытования женского традиционного костюма мордвы-терюхан в хх веке
Народная одежда Сокольского района Нижегородской области (описание женской и мужской одежды, обуви, украшений, головных уборов)
О. Лебедева. Сборник. Село Чернуха Арзамасского района Нижегородской области. Из коллекции фольклорного ансамбля «Синий лен»
А. Саянова. Повойник (с. Ильинское Краснобаковского уезда Нижегородской области)
А. Саянова. Праздничный косоклинный сарафан. С. Лапшанга Краснобаковского района
Т.В. Гусарова. Эх, лапти мои, лапти липовые...
Т. Гусарова. Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района Нижегородской области
В. Васина, Т. Гусарова. Порты, штаны, брюки
В.Васина. Мужская праздничная рубаха Кстовский район Нижегородской области
Т. Гусарова. Праздничный сарафан – клинник
Т.Гусарова. Кокошник
Н.П. Грановская, П.Г. Грановская. Полуплатье
Т.В. Гусарова. Косоклинный сарафан и рубаха с. Арапово Богородского района Нижегородской области. Начало XX века.
Т.В. Гусарова. Мужская праздничная крестьянская рубаха. Шахунский район Нижегородской области (конец 19 – начало 20 вв.)
Т.В. Гусарова. Пояса крестьян Нижегородской губернии (конец XIX – начало XX вв.)
Т.В. Гусарова. Девичий костюм Уренского района Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Крестьянская одежда Нижегородской области (кон. ХІХ - нач. ХХ в.)
О. Лагеда. Пояс

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100