museum/nn/aetnolog/clothes/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Народная одежда

 Народная одежда
Размер шрифта: распечатать




О. Лагеда. Пояс (7.05 Kb)

 
Неотъемлемым элементом русского костюма всегда был пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники.
На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста. Неслучайно «распоясаться» - значит, вести себя неприлично. Подпоясывали рубахи, сарафан, верхнюю одежду. Богатые люди носили кожаные пояса с металлическими бляшками, или пояса из дорогих тканей. Кожаные пояса носили только мужчины. Они подпоясывали ими рубаху или верхнюю одежду. Крестьяне носили более простые пояса. Они плели, ткали или вязали их из шерстяных, льняных, конопляных нитей и даже из лыка. Широкие пояса - кушаки изготавливались на кроснах или при помощи бердечка, ими обычно подпоясывали верхнюю одежду. Выкладные пояса со сложными узорами плели на дощечках. Узкие пояса (1-3см) - тельники делали вручную. Эти пояса носили прямо на теле, они не имеют никакого практического значения. Женские пояса, которые обычно длиннее мужских (до 5м)), нередко обертывали несколько раз вокруг фигуры. К поясу крепились предметы обихода. В свое время пояс служил для ношения оружия и орудий труда. Позже на мужском поясе закреплялся мешочек для денег, а девушки крепили гребень или  карман для подарков, который изготавливали из ткани и вышивали. В южновеликорусском поневном комплексе известны поясные подвески как украшения. Это махры, подмахорники, назадни. Они были парные или одиночные. Их изготавливали из ткани и лент и украшали вышивкой, блестками, иногда пуговицами. Носили у пояса сзади или по бокам.
     Нельзя, однако, относиться к поясу только как к элементу традиционного костюма. Он является не просто деталью одежды, а отражением миропонимания наших предков. Пояс - важный  магический объект и используется как оберег во многих культурах. В первую очередь это связано с его формой. Пояс охватывает тело человека, образуя замкнутый круг. Считалось, что в замкнутом круге человек недосягаем злым духам. Это объясняется тем, что человек делил все пространство на враждебное и благоприятное. Поэтому пояс - один из главных оберегов от нечисти. Обитателей потустороннего мира, принимающих человеческие черты (русалок, лихорадок и др.) выдает отсутствие пояса. Отрицательные герои многих сказок, которые имеют контакт с нечистой силой, тоже появляются без него. Пояс является обязательным атрибутом перехода. Стоит развязать пояс, и человек приобщается к силам природы, полным опасности и тайн. Роженица в родильных ритуалах распоясывалась, распускала волосы, снимала кольцо. Она размыкала себя для контакта с потусторонним миром. В ритуалах добывания цвета папоротника в купальскую ночь, во время исполнения обрядов против эпидемии и падежа скота, при поиске клада и некоторых гаданиях пояс снимали вместе с крестом. Следовательно, пояс является элементом принадлежности к миру людей. Не случайно в прошлом пояс носили с рождения до смерти. Нательный поясок надевали младенцу сразу после рождения, а позже - при крещении вместе с крестиком. Но если ребенок слаб и может умереть до крещения, то необходимо было дать ему имя и опоясать, так как человек не может уйти в мир иной, не пожив среди людей. Пояс один из главных предметов, символизирующих факт вхождения ребенка в социум.          
   Свадебный обряд тоже является обрядом перехода. Жених с невестой становятся молодоженами и получают новый социальный статус. Поэтому здесь пояс тоже играет важную роль. Сваты, приходя в дом невесты, раскладывали кругом на полу пояс, и если невеста впрыгивала в него, то это означало ее согласие на свадьбу. Если невеста дарила жениху пояс, то уже не могла ему отказать. Пояс клали на подножное полотенце в церкви, им обвязывали приданое невесты и рюмку жениха. Иногда  ноги молодых в первую брачную ночь тоже связывали поясом, чтобы жили в мире и согласии. Пояс как бы ограждал молодых от бед и привязывал их друг к другу. Одаривая поясами родственников мужа, молодая показывала свою принадлежность к их семье. Она бросала пояс на печь, входя в дом мужа.
  Пояс определяет границу между своим и чужим. Глава семьи проходил в новый дом первым, а затем втягивал за пояс всех остальных. Считалось, что при помощи пояса можно "привязать" и скотину ко двору. Новокупленную скотину проводят через опояску, постланную у ворот, приговаривая: "Забывай старого хозяина, привыкай к новому". При первом выгоне скота тоже расстилали в воротах пояс. Пояс привязывали к рогам коровы или клали пастухам в сумку.
   Провожая человека в "последний путь", тоже не обходились без пояса. Он был элементом смертной одежды. Его надевали на покойного, завязывая на один узел, или вообще не завязывая, в особенности, если муж или жена покойного надеялись повторно вступить в брак. В некоторых местах пояс покойного оставляли как оберег или отдавали нищим. Когда гроб выносили со двора, ворота завязывали поясом, чтобы оградить дом от повторных смертей. Лошадь, везущую гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс. С него начиналась жизнь, им и заканчивалась.
    Считалось, что пояс имеет прямую связь с пупом - центром тела, где была сосредоточена вся жизненная сила, данная извне. Пояс удерживал эту жизненную силу внутри человека. Он наделяется лечебными и оплодотворяющими свойствами. При лихорадке больному следовало пойти в лес, найти осину, поклониться ей и сказать: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу" и перевязать ее своим поясом. Бездетные женщины носят при себе кусок пояса священника, опоясываются травами на Юрьев день.  Пояс увеличивал и физическую силу мужчин. Отсюда следует, что пояс тесно связан с темой плодородия, о чем свидетельствует и орнамент, украшающий пояс. На поясах  можно встретить различные  виды ромбов, означающих женское плодородие и плодородие земли, свастик и других солярных и обережных знаков. Вообще, пояса украшались очень сложными узорами с определенным смысловым значением. Существовал обычай чтения узоров, где знающая пожилая женщина объясняла молодым девушкам значение этих узоров. Сейчас этот обычай забыт, и о символике орнамента поясов можно только догадываться. Орнамент, как и пояс, превращается в украшение.
   
 
                                                                            Ольга ЛАГЕДА
 
 
 
материал размещен 6.05.2006
 
 
 
 
 
 
 
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Лагеда О.
  • Размер: 7.05 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Лагеда О.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть I
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть II
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть III
Д. В. Карабельников. Некоторые аспекты бытования женского традиционного костюма мордвы-терюхан в хх веке
Народная одежда Сокольского района Нижегородской области (описание женской и мужской одежды, обуви, украшений, головных уборов)
О. Лебедева. Сборник. Село Чернуха Арзамасского района Нижегородской области. Из коллекции фольклорного ансамбля «Синий лен»
А. Саянова. Повойник (с. Ильинское Краснобаковского уезда Нижегородской области)
А. Саянова. Праздничный косоклинный сарафан. С. Лапшанга Краснобаковского района
Т.В. Гусарова. Эх, лапти мои, лапти липовые...
Т. Гусарова. Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района Нижегородской области
В. Васина, Т. Гусарова. Порты, штаны, брюки
В.Васина. Мужская праздничная рубаха Кстовский район Нижегородской области
Т. Гусарова. Праздничный сарафан – клинник
Т.Гусарова. Кокошник
Н.П. Грановская, П.Г. Грановская. Полуплатье
Т.В. Гусарова. Косоклинный сарафан и рубаха с. Арапово Богородского района Нижегородской области. Начало XX века.
Т.В. Гусарова. Мужская праздничная крестьянская рубаха. Шахунский район Нижегородской области (конец 19 – начало 20 вв.)
Т.В. Гусарова. Пояса крестьян Нижегородской губернии (конец XIX – начало XX вв.)
Т.В. Гусарова. Девичий костюм Уренского района Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Крестьянская одежда Нижегородской области (кон. ХІХ - нач. ХХ в.)
О. Лагеда. Пояс

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100