museum/nn/aetnolog/clothes/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Народная одежда

 Народная одежда
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусарова. Эх, лапти мои, лапти липовые... (21.59 Kb)

 
ЭХ,  ЛАПТИ  МОИ,  ЛАПТИ  ЛИПОВЫЕ…
 
Среди множества крестьянских промыслов и домашних производств Нижегородского региона изготовление лаптей занимало особое место. Лапти – самый распространенный вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Даже в зажиточном лесном Заволжье, жители которого утверждали, что они «лаптей не нашивали», лапти плели повсюду. Как правило, это было поздней осенью и зимой, когда у крестьянина появлялось достаточно свободного времени, чтобы заготовить обувь впрок для всей семьи, а нередко и на продажу. На сельских базарах и ярмарках им отводились целые ряды, торговля шла довольно бойко, доставляя одним возможность приобрести дешёвую обувь, другим – пополнить скудный семейный бюджет, поскольку основная крестьянская работа – обработка земли – часто не могла обеспечить достаток.. Развитию промысла способствовало наличие целого ряда других предпосылок: дешевое сырье – липовая или, в отдельных местностях, ивовая кора; доступность изготовления орудий: требовались только деревянные колодки, нож и кочедык (кодочиг) – вид толстого слегка изогнутого шила, вставленного в деревянную рукоятку, конец которого был расплющен и заострен; возможность организации производства непосредственно в жилой избе, с привлечением всех членов семьи, от мала до велика; относительная простота традиционной технологии и так далее. Отмечены факты, когда плетение лаптей в некоторых селах становилось основным занятием жителей, оттесняя земледелие на задний план.
Однако к концу XIX века отмечается постепенный упадок промысла, на что указывает М.А.Плотников: «В некоторых случаях естественное вздорожание материала ведет к неизбежной ликвидации промысла, так как материал становится слишком ценен, чтобы удовлетворять прежней потребности. Так происходит отчасти в производстве лаптей. В нашей полосе липа представляет настолько драгоценную породу, что при данной стоимости лыка, а, следовательно, лаптей, и принимая во внимание быстроту их носки, эта обувь не может, как прежде, конкурировать с валяным или кожаным сапогом. Дешевизна лаптей поддерживается искусственно на счет труда кустарей, за ту же цену (10-12 коп. в сутки) и из более дорогого материала работающих всей семьей от мала до велика часов по 17-18 в сутки».( Кустарные промыслы Нижегородской губернии. Н.Новгород, 1894. с.43).
Этот процесс не коснулся крестьянского домашнего производства; лапти в Нижегородском регионе изготовляли и носили, хотя и с перерывами,  вплоть до начала 50-х  годов XX века: в особенно трудные для народа 20-е и послевоенные сороковые лапти были рабочей, повседневной, а иной раз и праздничной обувью; не исчезла потребность в них и в настоящее время, поскольку они приобрели обрядовый характер: в ряде местностей Нижегородской области у старшего поколения возобновилась почти угасшая было к концу XX века традиция хоронить усопших обязательно в новых неношеных  лаптях.
*   *   *   *   *
Лапти в Нижегородской области плели повсеместно, однако они не были одинаковыми: были различия в плетении лаптей у разных народов, живших по соседству, но сохранявших свои этнические традиции. Русские лапти отличались округлым носком, очень низкими бортиками и высоким задником, в верхней части которой делалось отверстие для оборов – лыковой или льняной тонкой веревки, с помощью которой лапоть удерживался на ноге; подошва «проковыривалась» в два-три слоя, что придавало лаптю прочность. Выплетались лапти по одной колодке, но с различием правого и левого, для чего колодку просто перевертывали. Мордовские лапти по форме были близки русским, но имели более мелкое плетение и не различали правый и левый: будучи более пластичными, они сами в процессе носки «садились по ноге».  Марийские лапти, более глубокие в передней части и по бортикам, имели почти квадратный, коробообразный носок, отверстия для продевания оборов находились: одно на заднике, два других примерно посередине каждого бортика; подошва была обычно однослойной, в русских селах такие лапти называли «одноценочки». Еще более глубокими (высота бортика 5 -6 см,  задника – на 1-1,5 см выше), с такими же квадратными носками были чувашские лапти, которые также плелись на правую и левую ногу на разных колодках.
Лапти носили в любое время года, по снегу, грязи, песку, колючей стерне, в лесу… Различали лапти зимние – более плотные и глубокие, уверяли даже, что снег в них не набивался, так плотно подгонялись лычки; покосные – редкого плетения низкие лапти с «подковыренной» второй, более плотной подошвой; осенью к лаптю приплетали деревянную подошву, поперек которой были прибиты небольшие брусочки, приподнимавшие лапоть над землёй. Обували лапти на портянки: полосой холста или ряднины обматывали ногу от пальцев ступни до подколенной впадины и закрепляли оборами. В холодное время года и зимой портянки заменялись онучами – полосами домотканого сукна из овечьей шерсти.
Носили лапти и по праздникам. Их называли баские и крашонаи.. «Баские», т.е. красивые, лапти плели из разноцветных лычек, окрашенных анилиновыми красителями, иногда украшая их бусинками, цветными нитками, кисточками из разноцветной шерсти и т.п. «Крашонаи» лапти окрашивали уже готовыми, чаще всего фуксином или другими красителями, поэтому они были в один цвет, но украшались так же, как баские. Такие лапти носили либо с портянками из беленого или окрашенного полотна или сукна (например, в мордовской традиции нарядные портянки могли быть черными или красными), либо с чулками, сшитыми  из полотна. В южной части области нередко надевали вязаные шерстяные чулки, белые или цветные, узорные. Оборы для таких лаптей ткали специально, в виде цветной тесьмы.
Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок.
Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5 – 6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, т.е. быстро. Сноровистый мужик мог за день сплести, при необходимости, две пары лаптей
Сырьем для лаптей служило иногда покупное, а чаще даровое, заготовленное в ближнем лесу, липовое лыко; «лыки драли» весной и летом, их хранили до зимы на чердаке или в клети. Прежде, чем начать плести лапоть, полосы лыка распаривали в бане, скоблили ножом, очищая от грубых остатков коры и древесины и размягчая, расщепляли на узкие, около 2 см шириной, ленточки – лычки.
Заплетали лапти по-разному: в северной части области чаще с пятки, в южной - с носка, обычно в пять, шесть или семь лычек. Сначала вили оборник – соединенную в кольцо лыковую веревочку, на которую вешали лыки, из которых и заплетали, то есть начинали плести, лапоть. Длина ее соответствовала верхнему краю лаптя. Заплетенный лапоть надевали на колодку нужной длины и толщины и начинали плести при помощи кочедыка.
Готовые лапти хранили на чердаке, на повети, в сарае, стараясь уберечь их как от излишней влажности, так и от пересыхания. Следует заметить, что летом лапти обували только по необходимости – в лес, на пожню, в луга и т.п. В деревне и дома ходили босиком с ранней весны до поздней осени.
  
  
   
 
 
 
Рассказы жителей Нижегородской области
 
КАК ДЕЛАЮТ ЛАПТИ
 
Собираем в лесу лыко, приносим его домой. Начинаем, значит, работу. Режем полусинки на шесть штук и заплетаем лапоть. Заплетаем, ставим его на колодку и по каждому рядышку кадычок, и подбиваем им, и выходит лапоток.
Вьем веревочку из мочал, убуваем портяночки, надеваем лапоть на ногу, обвертываем, значит, веревочкой и идем в лес, на работу, в поле.
Записано от Бутусова Я.С., 1921 г.р.
с. Наумовка Арзамасского р-на 10.07.1987 г. 
Синицыной Н., Борискиной И.
                                           
  Раньше лапти плели те, кто не хотел работать или мастерства в руках не было. Я плести начал с восьми лет, а почему? Дед был кулак –все отобрали, даже лапти, что под потолком висели уже приготовленные. Тогда ведь все в лаптях ходили. Ничего не оставили. Могли и в Сибирь сослать, но не сослали потому только, что у них наемных работников не было, все своей семьей.
Я лапти начал плести еще как раскулачили. Отцу некогда, а лаптей надо, он говорит: «Плети сам.»  Я и начал. Плел такие, как в Шахунье плетут.
Дальнейший рассказ дается в изложении интервьюера.
Лапти косого плетения, изготовляются на правую и левую ногу по одной колодке, которая переворачивается на нужную сторону. Материал – липовое лыко, нарезаются шесть полосок шириной  2 – 4 см в зависимости от размера лаптя. Лыко заготавливается весной во время сокодвижения: срезается  ствол молодой липы 5-8 см в диаметре–«лутошка», при этом оставляется пенек, от которого в дальнейшем пойдут новые побеги. С лутошки снимается слой лыка  и хранится до использования на чердаке, в сарае. В случае пересыхания замачивается перед плетением.
Лапоть заплетается с пятки, плетется до носка, оформляется нос с учетом правой или левой ноги, выплетается «ушник»(бортик лаптя), в край которого вплетается веревка. Лапоть надевается на колодку, веревка стягивается, оформляя верх лаптя по ноге, затем кодочигом «ковыряют» подошву, т.е.выплетают еще два слоя для прочности при носке.
Лапти носили круглый год при любой погоде, меняя лишь онучи – холщевые, с шерстяной ниткой, суконные . Весной и осенью в сырость и грязь поверх лаптей надевали бахилы (род чулка) из выделанной овчины.
Записано от Смирнова Сергея Тихоновича,1920 г.р,
г. Урень, 26.09.2006 г. Гусаровой Т.В.
 
Черемисские (марийские) – другие лапти У нас так вот красиво, а у них одноценочки, подошва только раз проковыряна. А наши два да три раза проковыряют.
                 Вспоминай, родная мама,
                 Что в письме я напишу:
                 Свои лапти износила,
                 Черемисские ношу.
Записано от Воробьевой З.С.,1922 г.р.,
г.Шахунья, 10.01.06, Гусаровой Т.В..
   
…Лапотна наша деревня была…Вся наша деревня Петриха лапти плела. В Рубским не плели лапти, в Рубским шапки шили из лоскутов.
Вот сходим в лес, надерем лутошек с липы и вот наплетем лаптей. Там пар 10 или как… Пойдем в Кяинно (Княгинино), продадим. Заходим на мельницу, беленькой мучки покупаешь, детей ведь надо кормить, а тогда плохо было хлебом-то. Вот, бывало, возьмем полпуда, пуд ли. За десять пар лаптей пуд можно было купить, лапти были дорогие. А как дорогие? 10 копеек.
Недолго плести-то. Я не плела, я только ковыряла. Их заплётают, семь этих, дорожков, семь лык. А потом их ковыряют, продевают. Заплётают с носа, на колодку натянут, и уж на этой колодке ковыряют. Такой кочедык, одевают и протаскивают.
Записано от  Родионовой  Н.М., 1907 г.р., 
с. Леньково Лысковского р-на, 21.02.04
Гусаровой Т.В. 
 
Обычные лапти – из шести лык,шириной около 1,5 см каждая.Запасали лыки в июне-июле, плели много, 20-25 пар на семью в год.
   Лапти, сплетенные из семи лык, «семерчики», жених дарил невесте перед свадьбой. Другое их название – «ладанки», они помогали, по поверью, ладу в семье.
Лапти, повешенные на дверь, оберегали дом от лихого человека.
      
Информация получена от Приваловой Е.А., с. Дивеево, 2001 г.
 
Это оборник я делаю, оборник называтся. Каждая лычка скручивается отдельно и потом между собой.. Чтобы он хватал на колодку, да, кругом чтобы он хватал. Потому что все лыки будут держаться на нем.
Вверх полузиной, эт называется полузина. А ево надо вот перевернуть для того, чтобы он носился, вот соком, соком, вот так, соком. Это он будет носиться. А полузина – она не будет носиться (полузина – внешняя сторона лыка, с которой снята кора). Вот они так и пойдут все по очереди. Они так пойдут по очереди все, в свое место.
Это вот прямой лапоть, русский, а это вот чувашский.
Все работали. Зиму и лето. И ходили все в лаптях. И все плели. Как только станет ему 8-9 лет, он уже учится лапти плести, его учут. Потому что хоть и много работали лето, хлеба-то, но обувка-то была празднична только, валенки-те. Да, валенки в праздник… Всё время в лаптях, в лаптях. Онучи ткали… Овечью шерсть пряли и ткали , называлось сукно. Вот, значит, в лапти обували зимой онучи, а летом портянки, это изо льна были. Ряднина считалась. Холст из тонких ниток, тонкая пряжа была, женщины пряли, это на холст. А на ряднину – там покрупнее, погрубее она была, пряжа-то.
Лыки в лесу брали. Ищешь куст подходящий, срезашь под корень, , да. Срезашь под корень , а там уж от него пойдет. Но нельзя было. Ну как же, чай, лес охранялся, он всю жизнь охранятся, лес.  Нельзя никак. Отымали. Вот я пас свиней. Было, четырнадцать уже исполнилось. Я пас свиней колхозных. И … лык-то нет. Я залез на толстую - толстую липу, вот обхвата в два, и сучечков там нарезал. Один-то лапоть я сплел до обеда, а второй за полку (за полу), и иду, свиней гоню домой во двор колхознай, колхознах свиней. И объездчик, покойный, не дна бы ему, б… , ни крышек, ни покрышек… Вот догнал меня. Иду – у меня лапоть один готовый, привязан на спине на лыки. А этот иду, вот так ковыряю на ходу-то. Он догнал меня, сзади – здоровый был –сзади толк у меня! – лапоть схватил, я молчу. Он вынимат складник, взял у меня лапоть и изрезал. Вот я плакал! Ужасно я плакал. У меня убувать нечего, а дома-то еще четверо… пятеро, ну, один-т еще не носил лапти. А, вот я плакал, вот я плакал, о-ой. Ну, и после войны мы остались живы с нём, и он, и я остался жив, и вот он здесь пришел ко мне. Ну, выпили мы, выпивали, я подносил, всё подносил, потом мне в башку про него… Схватил, б…, ножик на столе, я, говорю: «Эх, сука, помнишь?» Он, я думал, башку себе разобьёт, как мыкнул.
 (Н.В.Носков плел чувашский лапоть)
Записано от Носкова Н.В.,1923 г.р.,
с.Крутец Бутурлинского р-на, 24.10.06,
Гусаровой Т.В.
 
Раньше обуем лапти, отец, или мать там, кричит: «Не больно по шороху-ту бегайте! А то лаптей-те не хватит на день вам!» - это когда уж заморозит.
Шорох – в посте, уже снег начинает таять и замерзнет, снег-от как ножом режет.
Я уж вот стала уж взрослая, в магазин-то мать пошлет – обувать нечего. «Обуешь лапти. Лапти обувай!» А я уж стала стесняться. Отойду там, пойду мимо бани, одни тут жили , магазин-т недалеко от их бани-те. Розуюсь тута, в бане-те, в передбаннике. Куплю там всё, о чём посылали, да, бозиком, и вот тут дойду, опять обуюсь и селом-то не пойду, а пойду опять где-нибудь проулком. Вот так.
Не носить бы их никогда, Господи. Не носить бы их никогда. В них мягко, ну уж токо роса вот – дойди вон туда и всё уж сырое, всё мокро. А что вот пастухи-то, бывало, только выдут – и всё, нога-то сырая
Записано от Носковой А.П.,1918 г.р.,
с.Крутец Бутурлинского р-на, 24.10.06,
Гусаровой Т.В.
 
Попросила я у тятеньки
Резиновых калош.
Он принес лаптей десяток –
Выбирай которы хошь.
Записано от Кузьминой А.В.,1944 г.р.,
с. Ст. Пустынь Арзамасского р-на, июль 1987 г.,
Гусаровой Т.В.
 
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей.
До субботы доживем,
Новы лапти наживем.
 
Лапти мои,
Носы выстрочены.
Не хотела я плясать –
Сами выскочили.
Записано от Морозовой А.Ф,1940 г.р.,
с. Красная поляна Арзамасского р-на, июль 1987 г.,
Гусаровой Т.В.
 
Полюбила я его
Вечером в потемках.
Думала, он в сапогах,
А он в лапотенках.
Записано от Мальковой А.А., 1923 г.р.,
с. Лидовка Арзамасского р-на, 1983  г.,
Гусаровой Т.В.
 
Моя милка маленька,
Чуть повыше валенка,
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
 
Ой, подружка дорогая,
Воры нас замучали:
Унесли мого залетку
С лаптями и с онучами.
Записано от Ваниной Е.Ф., 1914 г.р.,
д. Игнатово Балахнинского р-на, 1977 г.,
Гусаровой Т.В.
                  
 
У меня залетка был,
Звали его Вовка.
А теперя Вовка –
От лаптя веревка.
 
Нам не дороги часы,
Не нады колоши.
Лучше ходят все в лаптях –
Малы, да хороши.
Записано от Жуковой А.П., 1923 г.р.,
д..Ивашкино Вадского р-на, 1984 г.,
Гусаровой Т.В.
 
Пляши, Матвей,
Не жалей лаптей.
Близко к городу живешь,
Лапти новы заведешь.
 
Полюбила я его,
Зовут его Степою.
Он в ботинках, я в лаптях,
Так за ним и шлепаю.
Записано от Поповой Н.С., 1923 г.р.,
пос. им. Калинина Ветлужского р-на, 1976 г.
Гусаровой Т.В.
 
 
 
 
 
размещено 13.10.2008

(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 21.59 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть I
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть II
Лада Калинина. Традиционный костюм Вознесенского района Нижегородской области: понёвный комплекс. Часть III
Д. В. Карабельников. Некоторые аспекты бытования женского традиционного костюма мордвы-терюхан в хх веке
Народная одежда Сокольского района Нижегородской области (описание женской и мужской одежды, обуви, украшений, головных уборов)
О. Лебедева. Сборник. Село Чернуха Арзамасского района Нижегородской области. Из коллекции фольклорного ансамбля «Синий лен»
А. Саянова. Повойник (с. Ильинское Краснобаковского уезда Нижегородской области)
А. Саянова. Праздничный косоклинный сарафан. С. Лапшанга Краснобаковского района
Т.В. Гусарова. Эх, лапти мои, лапти липовые...
Т. Гусарова. Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района Нижегородской области
В. Васина, Т. Гусарова. Порты, штаны, брюки
В.Васина. Мужская праздничная рубаха Кстовский район Нижегородской области
Т. Гусарова. Праздничный сарафан – клинник
Т.Гусарова. Кокошник
Н.П. Грановская, П.Г. Грановская. Полуплатье
Т.В. Гусарова. Косоклинный сарафан и рубаха с. Арапово Богородского района Нижегородской области. Начало XX века.
Т.В. Гусарова. Мужская праздничная крестьянская рубаха. Шахунский район Нижегородской области (конец 19 – начало 20 вв.)
Т.В. Гусарова. Пояса крестьян Нижегородской губернии (конец XIX – начало XX вв.)
Т.В. Гусарова. Девичий костюм Уренского района Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Крестьянская одежда Нижегородской области (кон. ХІХ - нач. ХХ в.)
О. Лагеда. Пояс

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100