Наши посетители
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 февраля 2019 г. размещены материалы: архивная опись ЦАНО. Ф. 2. Канцелярия Нижегородского Губернатора. Оп. № 1. За 1895 г., роман Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ".


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Промыслы и ремесла

 Промыслы и ремесла
Размер шрифта: распечатать




Е. Зайцева. Промыслы деревни Комарово (Павловский район Нижегородской области) (6.1 Kb)

  
Основным занятием жителей деревни всегда было сельское хозяйство: здесь имелись пахотные земли, сенокосные угодья, при каждом доме – огород и усад, где сажали овощи, картофель, капусту. У некоторых жителей были ульи. Держали коров, свиней, овец, а также домашнюю птицу – кур, гусей. Лошадей было немного, не в каждом дворе.
Дома ставили окнами на дорогу, оставляя после каждых четырех изб, по соображениям пожарной безопасности, свободное пространство шириной с усад, которое называется здесь заулком. Эти заулки служили для выезда с усадьбы  на дорогу или для выгона скота на пастбище.
Дома в деревне бревенчатые, пазы между бревнами проконопачены мхом или паклей. Попасть в дом можно было через тесовые сени, из которых было два выхода: во двор и в полутемную бревенчатую пристройку, которая служила кладовкой и мастерской. Из нее был ход в жилое помещение. По описанию старожила деревни, Сергея Ивановича Куренкова, 1921 года рождения, оно представляло собой одну большую комнату, при входе в которую слева от двери, занимая почти четвертую часть помещения,  располагалась большая русская печь, имевшая две топки: большую и малую. Большую топили ежедневно, каждое утро, зимой и летом. Здесь готовили пищу для семьи, варили корм для скотины. Малой топкой пользовались только зимой, для дополнительного обогрева помещения.
Стена, в которой была входная дверь, считалась задней, на ней была вешалка – обычная доска со вбитыми в нее гвоздями.. Пространство между печью, задней и левой боковой стенами избы называлось закуток, или упечь. Там стояли деревянные скамейки и стол. Остальная часть помещения, образованная задней и правой боковой стенами, делилась на две части: у двери находилась так называемая «задняя», дальше располагалась главная часть жилого помещения, которую здесь называют избой. Два маленьких окошка с двойными рамами освещали избу, третье – упечь. Пол и потолок дощатые, некрашеные. В задней под потолком находились полати – большая широкая полка из досок, которая служила для хранения одеял, подушек, войлоков, пологов; ночью здесь спали.
К матице – поперечному потолочному брусу, условно разделявшему заднюю и избу, подвешена на пружине люлька, которая представляла из себя деревянный короб, дно которого из плотного материала наподобие брезента было с наружной стороны прибито к коробу гвоздями. По мере износа ткань заменялась, поскольку  люлька служила не одному поколению семьи.
В избе, в правом переднем углу, самом дальнем от двери, на специальной полке стояли иконы, висела лампадка. За иконами держали  документы, хранили деньги. У стены между дверью и передним углом стоял комод или горка – небольшой напольный шкафчик с полочками и застекленной дверкой.
Под домом, считая и кладовку, был большой подвал высотой в рост человека. Обычно в таком помещении хранятся запасы картофеля, овощей, соленья и тому подобное. В Комарове подполы имели другое назначение: в них комаровские крестьяне, почти поголовно занимавшиеся кустарным промыслом, оборудовали себе рабочее место. Здесь стояли верстаки с тисками ., были разложены инструменты для обработки металла, заготовки и готовая продукция. Одни делали карманные ножи с одним или несколькими лезвиями, другие – ножницы, шила, напильники, щипчики разного назначения и многое другое.
Среди комаровских кустарей существовало разделение труда: одни выковывали эти предметы, другие делали плашки (т.е.обкладки для рукояток) и украшения к ним, третьи шлифовали окованные кузнецами наборы. В деревне славился шлифовальщик Федор Алексеевич Зайцев, который мог отшлифовать изделия до такого блеска, что они потом не поддавались ржавчине.
Шлифовка лезвий велась на шлифовальных кругах, которые здесь назывались чарками. До сих пор немало их в комаровских погребах, разного размера и назначения.
Шлифовка велась в определенном порядке, по десятилетиями отработанной технологии. Сначала шла обдирка заготовки, потом формирование профиля, затем предварительная и окончательная шлифовка и наконец – наведение блеска. Для каждой операции нужны были свои чарки. Мастер сам наносил на каждый чарок наждачный слой, который состоял из наждака разной зернистости, смешанного со столярным клеем. Эту работу ни в коем случае нельзя было никому доверить, только хорошо подготовленный чарок дает качественную шлифовку.
Чтобы ошлифовать заготовку, чарок должен вращаться, поэтому каждому мастеру нужен был помощник-подмастерье. В подполе на вертикальном станке было установлено вертикально большое, в рост человека, деревянное колесо, в крестовины которого с обеих сторон были вмонтированы железные ручки. Колесо ременным приводом связывалось с чарком. Роль помощника заключалась в том, чтобы часами, без остановок и перерывов вращать это колесо с постоянной скоростью. Это была тяжелая и изнурительная работа. К тому же при шлифовке образовывалась тончайшая наждачная и металлическая пыль, которой в непроветриваемом помещении  дышали и мастер, и подмастерье. Не удивительно, что  комаровские мужики не отличались особенно крепким здоровьем.
Были среди жителей Комарова и другие мастеровые: земли было мало, особым плодородием она не отличалась, урожаи давала скудные. Вот и искали люди дополнительных заработков. Плели отличные корзины из лозы, с узорами и украшениями. Помнят здесь хорошего мастера, который валял в своей бане отличные валенки, да еще и красил их в кубарь – черную краску, за что и получил прозвище Кубарялка. А по фамилии он тоже был Зайцев, здесь почти все коренные жители Зайцевы, только у каждого есть еще и уличные фамилии : Максимовы, Астафьевы, Жаровы, Оляевы, да еще и прозвища, по которым друг друга отличали. Так вот и жила деревня несколько веков.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 27.03.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зайцева Е.
  • Размер: 6.1 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зайцева Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
И.А. Макаров. Наперсточное производство в селе Лысково Нижегородской области
О производстве тканей в селе Черновское Большеболдинского района Нижегородской области
А.Лохова. Промыслы села Пурех
И.С. Богомолов. Кустарные промыслы Лукояновского уезда Нижегородской губернии
Е. Зайцева. Промыслы деревни Комарово (Павловский район Нижегородской области)
Т. Гусарова. Орнаментация русского полотенца. Конец XIX – первая половина XX века. Тонкинский район Нижегородской области
Т. Гусарова, Е. Шмелев. Гончарные промыслы Нижегородчины
А.Г. Лохова. О печи и печнике
Т.В.Гусарова. Медно-литейный промысел в селе Пурех Нижегородской губернии
А.Ю. Москвин, Д.В. Карабельников. Народная игровая кукла Нижегородской губернии и Верхнего Поволжья середины XIX — начала XX века: опыт интерпретации

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100