museum/nn/aetnolog/familisrite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Семейно-социальные праздники

 Семейно-социальные праздники
Размер шрифта: распечатать




Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы (8.73 Kb)

 
3. Село Зеленые горы.
 Запись произведена от Поздеевой П.В.,
1911 г. рождения. 1986 год.
 
Сватовство.
В избу к невесте приходят сваты, садятся под матицу и начинают сговор с родителями невесты словами:
- Нет ли у вас курочки?
- Есть.
- Нам не продадите ли?
- Да пожалуй, продадим.
- Нет ли у вас Аннушки?
В это время невеста уходит к соседям. Родители жениха продолжают:
- А у нас есть петушок. Давайте будем сватья.
- Давайте в столе договариваться.
Родня невесты требует от жениха полпуда солоду – закваска для браги, полпуда мяса, шубу и что-нибудь ещё. Если жених бедный и не может выполнить один из запросов невестиной родни, то они уходят ни с чем. А в народе говорят: «В столе не договорились».
Запой
Если обе стороны сошлись в договоре, то в этот же день жених с родней идет на запой в дом невесты. Запой – значит, договор запили. На запое договариваются о дне свадьбы. Свадьбу делать могли, в зависимости от обстоятельств, через месяц или больше, даже через год.
День перед свадьбой. За день перед свадьбой женихова мать печет большие пироги, которые раздает незамужним сестрам жениха и их подружкам в своей родне. Затем они идут в дом к невесте с пирогами. Невеста сидит у печи. Пришедшие отдают пироги её матери. Замужняя невестина сестра или крестная угощает родню жениха. Потом она же начинает дарить пришедшим подарки -  «холсты за деньги». Жениховой матери дарит самый длинный холст. Когда та выходит из избы, она пляшет, потрясая холстом, и выкрикивает:
 «Наша невеста не гусей пасла,
  А веретеном трясла!»
В этот же день подруги невесты идут к жениху за мылом. Девушки садятся вокруг стола. Товарищ жениха подносит одной из них вино или пиво. Она говорит:
Мы пришли не за вином, не за пивом,
а невесте за мылом!
Все подружки по очереди отказываются от вина, приговаривая:
Нам не пива, не вина,
Подайте ясна сокола!
или:
Руки-те в вине,
Подайте помилей!
Руки-те в керосине,
Подайте покрасивей!
Все девушки отказываются от угощения. Товарищ жениха уходит, выходит другой, но и ему отказывают, и так до тех пор, пока не выйдет жених. Он выходит, говорит: «Здравствуйте, барышни!» Все девушки встают. Одна из гостий говорит:
Мы пришли не за вином, не за пивом,
А невесте за мылом!
Тогда жених отдает ей мыло на тарелке. Иногда ради шутки подают картошку в обертке из-под мыла. Девушки видят подмену и требуют отдать то, за чем пришли. После этого жених по кругу обносит всех вином и целует всех подруг по кругу. Потом еще немного посидят, и девушки идут к невесте, приносят ей мыло. Их накормят, и все ложатся спать.
Утро перед венчанием.
Утром на следующий день невеста будит гостей плачем:
Размилые вы подруженьки,
Спалося ли вам темной ноченькой?
А мне не заснулося,
Заснула я на один часок,
На одну минуточку.
И приснился мне сон нерадостный:
Будто я была в божьей церкови,
Под златым венцом,
Впереди меня стоял поп-батюшка,
А сзади меня злые свахоньки.
По праву руку у меня друг-ясён сокол,
По леву руку у меня злые разлучницы.
Разлучить хотят с родным тятенькой,
Разлучить хотят с родной мамонькой.
После этого девушки уходят в дом жениха на девишник. На девишнике веселятся, поют. Потом идут через все село к невесте.
В это время невесту благословляют. Она становится на колени на кафтан, крестится, потом причитает:
Ох, ты мой родной милый тятенька,
Не покинь меня во чужих людях,
У чужого дяденьки, у чужой тетеньки.
Ой, ты родная мила матушка,
Не покинь меня во чужих людях,
У чужого дяденьки, у чужой тетеньки.
Родители ее благословляют. После этого невесте заплетают косу. Невеста при этом причитает:
Заплетите мне косу русую
Не во сто прядей, а во тысячу,
Посреди косы саблю острую,
На конце косы ленту алую.
Невесту умывают над западнёй тем мылом, которое подарил жених. После этого невеста уже не причитает. (Западня – отверстие в полу, спуск из избы в подполье, обычно закрытый крышкой из досок; при обряде умывания крышку откидывают. – Ред.)
Невесту наряжают: полушалок с кистями, платье розовое или сиреневое, или кремовое, но не белое, с оборками. Приходит жених с гостями. Он одет в рубаху из той же ткани, что и платье невесты.
Невесту продают жениху: на стул возле неё сажают девочку. Жених должен выкупить это место. Он дает деньги девочке, она уходит, а он садится на ее место возле невесты. Потом товарищи жениха «выкупают подушки»: забирают приданое невесты и постель. Подруги невесты не отдают приданое, торгуются, требуют выкуп. Товарищи жениха дают им деньги, конфетки, пряники. После этого дружка ведет жениха и невесту к лошадям. Жениха на первых, невесту на вторых лошадях везут в церковь для венчания. Позади везли приданое.
Венчал поп, дьячок пел. Свахи одевали на голову невесте венок, такой же венок давали в руки жениху. У обоих – у жениха и у невесты - в руках были свечки.
Пока проходило венчание, друзья жениха приносили приданое и постель в дом жениха. Девушки набивали матрацы сеном в сельнице, это сарай на усаде, где сено хранили. Иногда ради шутки в один матрац зашивали колючий куст крыжовника.
После церкви дружка ходит вокруг телеги с иконой три раза, потом сажает в нее молодых и везет в дом жениха. Здесь их встречают родители с хлебом-солью. Когда войдут в дом, жениху подают блюдо со стопкой блинов. Жениху нужно разрезать блины. Он кричит: «Матушка, руки жжёт!» Ему подают платок, он обертывает им нож, разрезает блины крест-накрест и втыкает нож в потолок. Товарищи жениха пробуют блины, а потом приглашают гостей.
После венчания садятся за стол. На стол подавалт приженцы треугольные (пирожки с луком), пшенник, драчёну, оладьи, огурцы, капусту, ну и другое, у кого что было.  За столом рядили курник – на куст репейника накручивли разноцветную бумагу, ленточки. Курник выкупают: тому, кто отламывает веточку курника и даёт за нее деньги, невеста подносит стакан вина.
Невестина мать дарит свёкру рубаху и штаны, сестрам жениха – полушалки. Женскую рубаху дарят и свекрови. Эта рубаха имела особый покрой, всегда один и тот же: розовые широкие рукава, белый стан.
Первую ночь молодые спали в амбаре. Сваха ведет молодых в амбар, запирает их. Утром, на второй день свадьбы, сваха их будит, ведет в дом. Сваха ставит на перевернутую вверх дном кринку стакан с вином, приговаривает:
Сколько на Серёже (это у нас речка) пеньков,
Столько народить вам пареньков,
Сколько на Серёже кочек,
Столько народить вам дочек.
Сваха выпивает вино. Жених оглядывает, не худая ли кринка. Если крепкая, то берет ее и ударяет об пол. Если худая –не берет ее, отдает свахе обратно. Гости бросали на пол мелкие деньги и заставляли невесту подметать веником пол, искать на полу иголку, чтобы проверить ее зоркость и умения.
Гуляли целую неделю, переходили из дома в дом, то к жениховой, то к невестиной родне.
Публикация Т. Гусаровой.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 19.12.2009

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В. (подгот.)
  • Размер: 8.73 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Свадьба в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть1
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 2
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 3
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 4
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 6
Свадьба в Сокольском районе Нижегородской области. Часть 7
Свадебный обряд в Ардатовском районе
Похоронные плачи в селе Большое Болдино
Родильно-крестильный обряд
Рекрутские обычаи в Сокольском районе Нижегородской области
Свадебные обычаи в селе Рожок Сосновского района
Свадебные обычаи села Сазоново Сосновского района Нижегородской области
Поседки
Е.В. Тихомирова. Таусень парню, которого забирают в солдаты
Свадьба в селе Сонино Навашинского р-на Нижегородской обл. (выкуп, дорога в церковь, пир, второй и третий дни)
Различают несколько видов смерти… Похоронный обряд с.Стрелка Вадского р-на Нижегородской области.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Выкуп. Пир. Второй, третий дни
Тихомирова Е.В. (подг. и публ.) Из личного архива Гусаровой Т.В. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского р-на Нижегородской (Горьковской) области. Баня. Утро свадебного дня.
Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой.
Ю.Букарева, Т.Колмогорова. Свадебные обычаи в Хвощевке и ее округе.
Причеты невесты в свадебном обряде нижегородской мордвы-эрзя (Село Кардавиль Шатковского района)
Свадебные обычаи в селе Фокино Воротынского района Нижегородской области (первая четверть XX века)
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Зеленые горы
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Болтино
Свадебные обычаи в селах Вадского района. Село Стрелка
Свадебные причеты южной части Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)
Т.В. Гусарова. Свадебные песни Сергачского района
Т.В. Гусарова. Обычаи проводов в армию в Нижегородской области
Ж.М. Поспелов. Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
Т.В. Гусарова. Свадебные обычаи Арзамасского района
Селезнева Н.Т. Свадьба в селе Липелей Ардатовского района Горьковской области (Публ. Гусаровой Т.В.).
П.А. Березин. Свадебные обряды северных районов /Нижегородской обл./ в междуречье Вятки и Ветлуги
Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100