ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

10 декабря 2018 г. размещены материалы: Гордон Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. «Гилельсовская «гармония мира», "Балахнинские частушки". Часть 21.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Фольклор

 Фольклор
Размер шрифта: распечатать




А. Гациский. Ярмарочные райки (8.58 Kb)

 
К числу увеселений той части  Нижегородской ярмарки, где устроены самокаты, относятся райки. Райками называются маленькие переносные панорамы с лубочными картинками. Хозяева райков, большею частию отставные солдаты, люди бывалые, видавшие на своем веку и «Одесту на прекрасном месте», и «Питер, бока повытер», и потому рассказывают они о многом, как очевидцы; это, однако, не мешает им трактовать и о том, чего им никогда не случалось видеть.
Картинки в райках, как сказано, принадлежат к числу лубочных. О лубочных картинках писал лет 30 назад г. Снегирев. Когда он, в 1824 году, прочитал сочинение свое о лубочных картинках в заседании московского Общества любителей российской словесности, то некоторые из членов его сомневались, можно ли им заниматься таким пошлым, площадным предметом… Однако решили принять статью г. Снегирева, только с изменением заглавия: вместо лубочных картин сказать простонародные изображения, Так и напечатана она в «Трудах» Общества.
Название лубочных картин, как говорит г. Снегирев, из книг которого заимствую я сведения об этих картинах, происходит от того, что лубами называются липовые доски, употребляемые для резьбы; хотя в настоящее время дерево в гравировании заменяется большею частью металлом и камнем, но название лубочных усвоилось и гравированным на меди простонародным изображениям. Местное предание в Москве говорит, что будто лубочные картинки, или так называемые листы, одолжены своим прозвищем улице Лубянке, где они будто вырезывались на лубках и печатались в станках печатниками, то есть типографщиками, в печатной слободе, бывшей у Сретенских ворот Белого города, а выставлялись на деревянной ограде церкви св. Троицы у Сретенских ворот Земляного города (Сухаревой башни), на том самом месте, где ныне у ограды щепетильные лавки. Достоверно неизвестно, когда именно началась тут такая выставка листов, но уже в 1782 году урочище церкви слыло на листах, как видно из подписи священника этой церкви Михаила Кубарева на сохранившейся ее летописи («Церковь св.Троицы на листах в Москве»).
Содержание лубочных картинок весьма разнообразно; первоначально для этого служили, кроме изустных преданий, рукописные сказания и повести. Издатели лубочных картинок заимствовали предметы из священной истории, из притчей соломоновых, сираховых и евангельских, из Апокалипсиса, из Четий-Миней, из рукописных и печатных Прологов, Патериков, Мирозрительного зерцала, из Лествичника, из летописей хронографов, сборников и так далее. Такое представление в лицах упрощенного рассказа делало его наглядным и особенно шло к тому способу учить картинками, который существовал в системе нашего старинного воспитания. Так учил царя Алексея Михайловича Морозов, так учил и Петра Великого Зотов. У раскольников лубочные картинки служили средством к распространению раскола: с этою целью они раздавали их в народе и привозили иногда на ярмарки.
Предметы содержания картин сводятся, по классификации г. Снегирева, к следующим главным группам:
1.     картинки духовно-религиозного содержания (здесь замечательны: известное изображение страшного суда, изображение борьбы светлых ангелов с темными духами и так далее);
2.     философского содержания (изображение бедственных случаев жизни человеческой, изображение забот супружеской жизни и так далее);
3.     юридического (суд премудрого Соломона, суд шемякин, притча о Ерше Ершовиче и так далее);
4.     исторического (ополчение и поход в 1380 году великого князя Дмитрия Иоанновича против злочестивого и безбожного царя татарского Мамая, взятие Казани Иоанном Васильевичем, убиение царевича Дмитрия в Угличе, разные сражения и так далее);
5.     символико-поэтического. Эта группа самая обширная и подразделяется на несколько отделов, к которым принадлежат картинки, заимствующие своё содержание из неоценимого богатства народных сказок волшебных, богатырских и житейских, из народных притч, побасок и сатир.
Не входя в одиночное описание содержания этого громадного количества картинок, приведу здесь записанный мною в 1862 году на Нижегородской ярмарке со слов одного хозяина райка, старого отставного солдата, его комментарий к картинкам.
Площадь перед самокатами вся залита народом; со всех сторон из балаганов слышится самая разнообразная музыка, раздаются громкие зазывания в «комедии», крики разносчиков, громкий говор толпы, остроты забубенной головушки-мастерового, и в числе том однообразно звучит рассказ служивого, от которого у публики животики подводит, а служивый-то сам и усом не поведет, и глазом не мигнет.
- Вот я буду вам первоначально рассказывать и показывать, - говорит он монотонным, всего на двух или трех нотах, голосом, - городов прекрасных; горда мои прекрасные, не пропадут денежки напрасно; города мои смотрите, а карманы берегите.
- Это, извольте смотреть, Москва-золотые маковки, Ивана Великого колокольня, Сухарева башня, Успенский собор – 600 вышины, а 900 ширины, а немножко поменьше; ежели не верите, то пошлите поверенного, пускай поверит да померит.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как на Хотинском поле из Петроського дворца сам Император Александр Николаевич выезжает в Москву на коронацию: антилерия, кавалерия по правую сторону, а пехота по левую.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как от францюського Наполеона бежат триста кораблев, полтораста галетов с дымом, с пылью, со свиными рогами, с заморским салом, дорогим товаром, а этот товар московского купца Лёвки, торгует ловко.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, город Париж, поглядишь – угоришь; а кто не был в Париже, так купите лыжи – завтра будете в Париже.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Александровский сад; там девушки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, в шляпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Царьград; из Царьграда выезжает сам салтан турецкий со своими турками, с мурзами и татарами-булгаметами и с своими пашами; и собирается в Рассею воевать, и трубку табаку курит, и себе нос коптит, потому что у нас в Рассее зимой бывают большие холода, а носу от того большая вреда, а копченый нос никогда не портится и на морозе не лопается.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как князь Меньшиков Сивостополь брал: турки палят всё мимо да мимо, а наши палят – всё в рыло да в рыло; а наших Бог помиловал: без головушек стоят, да трубочки курят, да табачок нюхают, да кверху брюхом лежат.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как в городе Одесте, на прекрасном месте, верст за двести, прапорщик Щеголев англичан угощает, калеными арбузами в зубы запущает.
- Это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, московский пожар; как пожарная команда скачет, по карманам пироги прячет, а Яшка-кривой сидит на бочке за трубой, да плачет, что мало выпил, да кричит: «Князя Голицына дом горит!»
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, нижегородская Макарьевская ярманка; как московские купцы на нижегородской ярманке торгуют; московский купец Лёвка торгует ловко, приезжал в Макарьевскую ярманку, лошадь одна пегая, со двора не бегает, а другая чала, головой качает; а приехал с форсу, с дымом, с пылью, с копотью, а домой-то приедет – неча лопати: барыша-то привез только три гроша; хотел было жене купить дом с крышкой, а привез глаз с шишкой…
Нужно ли прибавлять, что в числе картин в райках есть и такие, рассказ о которых, нельзя сказать, чтобы был удобен в печати. Такие картины, да еще не скрытые стенками нашего райка, а выставленные на глаза всякого проходящего и отделанные с большим искусством, с приспособлением к ним особого движущего механизма, можно видеть и в Париже.
 
Опубл.:  Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом. Т.  I. Нижний Новгород, 1867. С. 225-228.
 
 
 
 
размещено 19.07.2009

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гациский А.
  • Размер: 8.58 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гациский А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 1
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 2
Балахнинские частушки. Часть I
Балахнинские частушки. Часть II
Балахнинские частушки. Часть III
Балахнинские частушки. Часть IV
Балахнинские частушки. Часть V
Балахнинские частушки. Часть VI
Балахнинские частушки. Часть VII
Балахнинские частушки. Часть VIII
Балахнинские частушки. Часть IX
Балахнинские частушки. Часть X
Балахнинские частушки. Часть XI
Балахнинские частушки. Часть XII
Балахнинские частушки. Часть XIII
Балахнинские частушки. Часть XIV
Балахнинские частушки. Часть XV
Балахнинские частушки. Часть XVI
Балахнинские частушки. Часть XVII
Балахнинские частушки. Часть XVIII
Балахнинские частушки. Часть XIX
Балахнинские частушки. Часть XX
Балахнинские частушки. Часть XXI
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть I
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть II
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть III
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть IV
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть V
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть I
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть II
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть III
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть IV
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть I
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть II
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть III
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть I
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть I
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть I
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть II
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть IV
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть V
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки Часть 1
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 2
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 3
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 4
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 1
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 2
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 3
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 4
Перевозские частушки. Часть 1
Перевозские частушки. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 1
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 3
Павловские частушки. Часть 1
Павловские частушки. Часть 2
Павловские частушки. Часть 3
200 частушек. Часть 1
200 частушек. Часть 2
200 частушек. Часть 3.
Ветлужские были. Часть1
Ветлужские были. Часть 2
Ветлужские были. Часть 3
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть I
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть II
Фольклор Вадского района (в записях последней трети XX века)
Фольклор Вадского района. Часть II
Фольклор Вадского района. Часть III
Всяк кулик на своей кочке велик. Народные пословицы и поговорки о птицах
Е.В. Тихомирова. Частушки из д. Вилеж Сокольского района
Рыбка мелкА, да уха сладкА. Народные пословицы и поговорки о рыбах.
Красна птица перьем, а человек ученьем. Народные пословицы и поговорки о науке, знаниях, учёбе, книгах
Народные приметы о лете и осени
Народные приметы о зиме и весне
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Мужские (лирические, рекрутские, тюремные, революционные)
Частушки на проводы в армию
Чего сейчас не жить?! Помирать не надо!.. Токо бы войны не было!
Частушки из Сокольского района Нижегородской области
А.В. Петухова. Частушки из Гагинского района Нижегородской области
Частушки из Перевозского района Нижегородской области
Былички из Сокольского района Нижегородской области
«Это не ложь, это правда…» Деревенский рассказ про любовь
Хороводная песня «А мы кустья чистили»
Топонимические предания Павловского района Нижегородской области: гора Дина, село Вареж, село Абабково
Поговорки из села Успенское Первомайского района Нижегородской области
Поговорки из села Сонино Навашингского района Нижегородской области
Частушки (деревня Ивашкино Вадского района Нижегородской области)
Сказки: Три аршина земли, Верное средство, Не всякая правда – истина
Д. Севостьянова. К добру или к худу? Рассказы о домовых
Царь Горох. Волшебная сказка
А. Лохова. Животворящий крест: пурехская легенда
А. Лохова. Предания старого тракта
СКАЗКИ БАБУШКИ НЮРЫ
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИЧКИ. Воротынский район Нижегородской области
Сказки
Т.В. Гусарова. Понетаевские предания

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100