museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов (6.87 Kb)

 
  
Фомино воскресенье, следующее за Пасхальной неделей, в ряде местностей России было отмечено проведением обряда, носившего разные названия: Вьюнишник, Вьюнец, Вьюнины, Окликание молодых… Этот обычай упомянут в «Стоглаве» - сборнике 1511 г. (25й вопрос главы 40): «А о велице дни окличка, на Радуницю вьюнец и всякое в них беснование» с ответом: «Чтобы о велице дни оклички на Радунице не творили и скверными речами не упрекалися».
Бытование этого обряда в 19в. зафиксировано в Тверской, Костромской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской губерниях. По материалам Нижегородской области вьюнишный обряд сохранялся в активном бытовании вплоть до середины 20 в., отдельные факты его исполнения отмечены в 80е-90е г.г. 20в., а записи информации от очевидцев и участников обряда производятся по настоящее время.
Основным содержанием этого обряда является обход домов молодых супругов, повенчавшихся прошедшей осенью и зимой, сопровождаемый пением особых «вьюнишных» песен, носящих поздравительный и в известной степени назидательный характер. Обход совершался раздельно: группами детей и подростков с утра, затем неженатой молодёжью, а позже, к вечеру – замужними женщинами.
Поздравление молодожёнов, именуемых «вьюнец молодой со вьюницей», нередко сопровождается описанием их настоящего и будущего благополучия, что придаёт песням величальный характер, присущий также свадебному фольклору и святочным песням-колядкам:
Как в деревне во Ильинской
У Ефима-молодца
Что стоял тут терём
Со крутым верхом,
Со косячатым окном…
Что во том ли терему
Дубовы столы стоят,
Браны скатерти лежат.
Как на них ли на столах
Медвяны яства едят,
Сахарны питья пьют…
(Нижегор. губ. Семёновский уезд).
 
Характерно для вьюнишных песен обращение к теме продолжения рода, пожелание многочисленного потомства:
Ещё дай-ко тебе, Бог,
Благослови, Господь,
Ой, вьюнец-молодец,
Ой, молодая,
Ещё семеро девушек,
Шелкошвеюшек,
Да одного одинца,
Молодого молодца.
Ой, вьюнец-молодец,
Ой, молодая.
(с. Варнавино Нижегородской обл.)
Ряд песен представляют собой, по сути, советы «вьюнцу», а чаще  «вьюнице» по регламентации семейных отношений, особенно со старшим поколением:
Ты послушай, молодица,
Ты послушай-ка, вьюница,
Что мы будем говорить,
Как в чужих людях жить.
Свёкру-батюшке служи-
Рукавицы с рук суши,
 А свекровушке служи-
Чаще по воду ходи,
А золовонькам служи-
Чаще горенку мети,
А деверьям-то служи-
На гуляньице сряди.
Мужу милому служи-
Чаще банюшку топи…
 
Завершается обряд требованием угощения:
Вьюница, молодая,
Открывай-ка сундучки,
Окликальщички пришли.
Открывай-ка сундучки,
Вынимай-ка прянички,
Дели всем по парочке.
Вьюница, молодая!
Угощением чаще всего были крашеные варёные яйца, пироги, кокурки и другая домашняя выпечка, иногда конфеты и пряники. В Поветлужье окликальщиков угощали пивом домашней варки. Получив требуемое, окликальщики переходили к следующему дому, где были молодожёны, и обряд повторялся.
В некоторых сёлах Поветлужья традиция дополнялась символическим приобщением молодой женщины – «вьюницы» к бабьему сообществу деревни: женщины- окликальщицы дарили ей простой повойник – головной убор замужней женщины из ситца или другой недорогой ткани, взамен более нарядного кокошника, который она носила в первый год замужества.
 
 
Обряд окликания молодых
село Безводное Кстовского района.
 
Записано в 2004 году Тихомировой Е.В. от группы старожилов села: Сидневой Глафиры Николаевны, 1926 г.р., Хализовой Людмилы Фёдоровны, 1929 г.р., Ложкиной Анны  Александровны, 1934 г.р., Ремениной Валентины Александровны, 1928 г.р.
 
Описание обряда.
На «Пасошной» (Пасхальной – ред.)  неделе в субботу и в воскресенье  в Безводном привечали молодые пары, поженившиеся в этом году – окликали молодых.
В субботу вечером ходили по домам молодожёнов и пели:
          Молодица – вьюница,
Подай кокурку.
Не подашь кокурку,
Тебя молоду
На стыд наведу:
В короб посажу,
 В город отвезу,
Пироги раскидаю,
Заслонки расшибу!
Молодая должна была подать окликальщикам кокурки – сдобные лепёшечки (из пресного теста, выдавливаются при помощи стакана). Кроме этого обрядового печенья угощали «у кого чево есть» - печеньем, конфетами.  Если невеста не подавала,то пели «безобразны песни», смысл которых состоял, по-видимому, в угрозе главному – плодородной силе молодожёнов:
По шестам лазала,
…  казала!
       Или:
Вьюн молодой,
Хрен золотой!
На следующий день, в воскресенье  «не кликали, а ходили раздавали кокурки»: молодая ходила сама по родственникам, к тем «кто гулял на свадьбе», и раздавала кокурки.
 
 
Расшифровка Тихомировой Е.В.
 
 
 
 
 
 
 
материал размещен 4.05.2006
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В.
  • Размер: 6.87 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100