museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области (10.17 Kb)

 
Записи произведены учащимися Новопокровской средней школы Ветлужского района А.Гусевой, А.Вихаревым, М.Виноградовой, Т.Бусыгиной под руководством Смирновой С.А. от жителей деревень Березовая, Ивняжная, Овечкино, Колеватовское и Юдинское в январе 2004 года
.
Рождество.
В ночь на Рождество матери ставили тесто, делали домашнее пиво. У родителей была одна проблема: как получше и повкуснее накормить своих домашних, особенно детей.
Когда дети вставали, на столе уже были пироги. Позавтракав, ребятишки бежали на улицу. Мальчишки играли в свои игры, катались на лыжах, на санках. А девчонки бежали на перекресток и гадали. Приговаривали:
Полю, полю снежок,
Где мой женишок –
Тут собачка взлай!
С какой стороны лаяла собака, значит, и жених с той стороны. А вечером девчонки шли гадать в баню и гадали всю ночь.
 Информатор: З.П.Малышева, д.Колеватовское.
 
В Рождество все дети вставали рано утром. Завтракали и бежали на улицу. А взрослые шли в гости или встречали гостей. Весь день дети веселились, играли в снежки, катались на санках и коньках. Ближе к вечеру дети наряжались и ходили колядовать. Взрослые наряжались цыганами и ездили на лошадях в соседние деревни колядовать. Им давали яйца, песок, муку. Потом два дня все гуляли.
Всё Рождество все веселились, пели, плясали.
 Информатор: Вихорева Т.А., 1943 г., д.Юдинское.
 
Масленица.
Утром пекли пироги, блины и пироженники. Дети за стол не садились.
С утра, чем свет, вставали и ехали сваживать (свозить) поленья и столбушки в одну кучу в поле.
Выбирали самую хорошую лошадь, чистили её как зеркальную, кормили, поили. Лошадь запрягали и весь день катались на ней. Вечером выпрягали и опять кормили и поили. Конюх сена не давал, кормили её дети, сена давали мало. За лошадь конюху отдавали воз сена. Сено брали с Верховской фермы и ночью его перевозили на конюшню.
Вечером поджигали кучу, которую насваживали (свезли) утром, ходили вокруг костра, пели песни и плясали.
Информатор: Вихорев А.П., 1943 г., д.Овечкино
С утра ели блины. Потом готовили дрова, стаскивали в кучу на окраину деревни. Парней было много.
Потом качались на качелях, катались на конях. Девчонки наряжали коней цветными ленточками. Взрослые гуляли всю неделю, особенно в пятницу. Родители ходили в гости или сами принимали гостей. Ели пироги и пели песни.
Милка в красном сарафане
Выходила на крыльцо.
У неё от сарафана
Было красное лицо.
Милка, вспомни то местечко,
Где сидели ты да я.
С этих пор болит сердечко,
Не могу забыть тебя.
Понедельник был «чистый». Еще пели как-то:
Хрен да редька,
Чистый понедельник…
Информатор: Виноградов А.П., 1937 г., д.Березовая
 
Рано утром родители пекли блины. Тесто делали из белой муки. Бабушка пекла такие пироги, что её принимали на свадьбы.
Дети просыпались утром, а на столе стояли пироги, блины, холодец, баранки. Дети наряжались в красивые платки и юбки (из сундука) и выходили на улицу. Запрягали коней и наряжали их лентами, цветами из бумаги. Коней запрягали в кошовни – резные саночки и ехали кататься по деревням Ивняжная и Мотово. Парни нарочно сбрасывали девчонок с кошовок. Ехали, пели частушки и ходили парами. Катались весь день, а вечером ходили в беседку (на посиделки). Народу было очень много со всей округи. Молодежь из Березников, Хуторов сходились в одну беседку.
Информатор: Виноградова Л.Н., 1941 г., д.Ивняжная.
 
Прибирали всё дома. Творили пироги на дрожжевом тесте. Родители утром пекли пироги и накрывали на стол, варили к Масленке холодец. Утром дети вставали и шли за стол, потом шли гулять на улицу. После обеда к родителям приезжали родственники из ближних деревень.
В Масленку ни в чего не играли, только с гор катались. В Юдинском были очень крутые овраги. Ломали часто лыжи и санки. С горы катались ещё на самодельных деревянных коньках. Мальчишки катались на санках по трое, только «шкуры» шумели. На улице были до полночи. Все штаны обмерзнут.
Дети по всей деревне собирали дрова. Стаскивали, кто на чем, дрова на гору, с которой и катались. Зажигали ночью костер на горе и все спускались вниз и катались с гор. После того, как костер прогорал, мальчишки садились на сани по трое, брали в руки головешку и катались. Потом шли домой все в снегу.
А сейчас всё стало по-другому, и так не веселятся. Лошадь не наряжают и по деревне на лошади не катаются.
Информатор: Вихорева Т.А., 1943 г., д.Юдинское.
 
Вербное воскресенье.
В ночь на вербное воскресенье бабушки ездили молиться в церковь. Церковь была далеко. Утром рано шли за вербой, ставили вербу в угол к иконам, потом с ней весной выгоняли скотину. На Вербное воскресенье бабушка пекла «баранов» (постное обрядовое печенье в виде барашков или баранок).
В этот день старались не работать, но на ферму всё равно приходилось ходить. Остальное время гуляли, взрослые пели старинные песни. Вот, помню:
Хаз-Булат удалой,
Бедна сакля твоя,
Золотою казной
Я осыплю тебя.
Под гармонь плясали. Молодежь вечером ходила в беседку (на посиделки), а потом открылся клуб, стали в клуб ходить.
В беседке играли в игры: поворотом (это когда парень с девушкой садятся на скамейку спиной друг к другу и по команде оборачиваются; если в одну сторону – целуются), ремнем… Пели песни, плясали под гармонь «Елецкого».
Информатор: Вихорев А.П., 1943 г., д.Овечкино
 
В Благовещенье отдыхали, не работали, Запрещалось даже косу заплетать. Спали, читали, сидели дома за столом.
Информатор: Виноградов А.П., 1937 г., д.Березовая
 
 
Пасха.
Ночью молились. Чуть свет проснешься и идешь смотреть, как «играет» солнышко. Досмотришься до того, что в глазах мерещится. Потом ели крашеные яйца. А парни шли играть в карты на яйца, играли в трынку, в подвеску. Некоторые парни, которые выигрывали много яиц, разыгрывали своих родителей, говорили, что это снеслась их курица. Играли по два дня. Девчонки катали яйца.
Работать было грех. Кто ночью молился, днем отдыхали.
Информатор: Вихорев А.П., 1943 г., д.Овечкино
 
Накануне в избе мыли потолки, пол и чистили самовары. Всё стирали и гладили. Ночью маиери красили яйца луковой шелухой, березовым листом. Готовили пасху: сыр (местное обозначение творога) и изюм ложили под полено.
Дети, вставая утром, видели на столе крашеные яйца и разговлялись. Наряжались нарядненько и у кого что есть новое. Платье шила мама их ситца. Все выходили на улицу.
Если хорошая погода, то катали яйца. Выкладывали в ряд яйца и мячом в них катали. В какое яйцо попадешь, такое твоё, и кто больше их выкатает. Было много народу и весело. Все смеялись. Играли мячом в «штандырь», мужики играли в карты. Выигрывали яйца – кто больше. Играли до самой ночи.
Потом все расходились по домам, уделывали скотину и ложились спать.
Информатор: Вихорева Т.А., 1943 г., д.Юдинское.
 
Вечером на Пасху све старухи сходились в один молильный дом. Молильный дом выбирали из самых больших. Молились всю ночь до утра. Сносили свою пасху и кропили ее. Утром приносили детям и говорили разговляться крашеными кроплеными яйцами.
Детям тогда не разрешали молиться и говорили, что Бога нет. Могли выгнать из пионеров. Дети повзрослей смеялись над бабушками, потому что те, не зная слов, старались петь молитвы. Бабушки их гоняли.
Днём катали яйца, играли в мяч или в лапту. Заранее делали качели, на них в Пасху дети и моложежь качались. Качели были большие, их до сих пор вспоминают.
Информатор: Виноградова Л.Н., 1941 г., д.Ивняжная.
 
Утром вставали рано и ходили смотреть, как играет солнышко. Потом все разговлялись. Потом собирались и играли в лапту. На Берёзово  й в карты не играли. Под вечер сходились и ходили хороводами. Пели песни, плясали. На улице играли и взрослые, и дети. Пасха по-деревенски – «день обжирания». Ели всё, что есть.
Информатор: Виноградов А.П., 1937 г., д.Березовая
 
Ильин день.
Когда были маленькие, то накануне чистили медные самовары. Чистили на улице, толченым кирпичом, чтобы блестели как золото. Везде мыли полы и прибирали. Участвовали все, даже дети.
Утром все дети вставали и шли в делянку (ближайший к деревне лес, в котором разрешались порубки) по малину. Вставали рано, в три часа, чтобы успеть набрать на пироги. Матери потом пекли пироги с малиной разные. Потом взрослые уходили на работу, до обеда работали в поле, жали рожь, гребли сено. В два часа шли домой и собирали на стол. На столе были пироги, соленые огурцы, помидоры. До вечера гуляли, пели застольные песни, плясали. Дети гуляли на улице, играли в «ималки» - в прятки. Детей было много, было весело.
Информатор: Вихорева Т.А., 1943 г., д.Юдинское.
 
Публикация и комментарий Т.В.Гусаровой
 
 
 
 
размещено 29.05.2008

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 10.17 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100