museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2 (16.98 Kb)

 
Гадание на полотенце.
В глухую полночь вывешивают сухое полотенце за окно и говорят при этом: «Суженый-ряженый, приди и утрися!»
Смысл этого призывания тот, что здесь девушка желает узнать, выйдет ли она в этот именно год замуж? Если, мол, жених моим полотенцем утрется, стало быть, я выйду. Но можно ли думать, чтобы настоящий жених, живущий, может быть, за тридевять земель, придет к невесте за тем только, чтобы утереть свое лицо? Да и почему ее суженый может знать свою невесту, если она его не знает?
Впрочем, девушка иногда находит свое полотенце сырым и, крепко уверенная в том, что им утирался суженый, сама им потом утирается.
Должно, однако же, заметить, что это гадание не имеет для девушки ничего основательного. Вешаются также полотенца за окошками; окна в деревнях довольно низки, потому шалуны деревенские поздно вечером находят весьма забавным замочить эти полотенца. Впрочем, если погода довольно сырая, то весьма легко может случиться, что полотенце и само отсыреет, повесь его не только что девушка, а хотя старуха.
Вообще таким полотенцем утираться не безопасно. Может случиться, что какой-нибудь ненавистник смочит его ядовитым веществом, которым можно отравить лицо.
 
Гадание на питье.
Некоторые за ужином стараются как можно более солить все блюда и, ложась спать, не пить, причем говорят: «Суженый-ряженый, приди ко мне и напои меня!» И вот будто бы суженый является во сне и поит свою суженую.
 
Гадание в бане или в овине.
Это гадание происходит в глухую полночь. Бойкая крестьянская девушка, отворив дверь бани или овина, в потемках просовывает туда руку и говорит: «Суженый-ряженый, дай мне руку».
Если которая из девушек услышит, что действительно суженый подал ей руку, то по тому, какова рука суженого, догадывается о том, какова будет ее замужняя жизнь: рука мохнатая означает жизнь в богатстве, рука голая – бедность.
Молодые деревенские парни для этого нарочно прячутся заранее в овин или баню и, выворотив рукавицу, подают руку суеверной девушке. Иногда происходит при подобном гадании проказы, не слишком приятные для нравственности. Для ветрениц такие гадания есть только предлог, под которым скрываются другие цели. А именно, свидания без помех.
 
Гадание по лошадям.
 Садятся на лошадь с завязанными глазами и отпускают повод. Куда лошадь пойдет сама собою, туда выйти девушке замуж.
 
Гадание по куриной чете.
Связывают курицу с петухом хвостами и сажают под решето на четверть часа. После того решето поднимают и смотрят, кто кого из них прежде потащит. Если петух потащит курицу, то власть будет на стороне мужа, и обратно: если курица потащит петуха, то власть будет на стороне жены.
 
Гадание по отголоску или по лаю собаки.
Для этого выходят на двор и говорят громко: «Залай, залай, собачка, завой, серый волчок». Вслед за тем слушают, где залают собаки и далеко ли, там и придется иметь суженого.
Вместо этого иногда в ночной тихий час нарочно кричат «Ау!», и где будет отзываться отголосок, там и должен быть суженый.
 
Гадание на гребне.
Ложась под Новый год спать, девушка кладет себе под  изголовье новый гребень или расческу и говорит про себя: «Суженый, ряженый, приди мне голову расчесать». И будто бы к некоторым является во сне будущий жених и причесывает голову.
 
Гадание по ниткам.
Скручивают как попало нитки и опускают в воду. Если они в воде крутятся, то это означает хорошую жизнь, а дурная жизнь предвещается тем, что нитки остаются в том же виде, в каком были.
 
Гадание под дверями.
Чтобы узнать, какое мастерство будет иметь жених, девушки часто подслушивают под дверями незнакомого дома. Так, по стуку узнают, что муж будет кузнец, по хлопанью кнутом или по сапогу – кучер, по скрипу – сапожник и проч.
 
Гадание по следу.
С вечера ложатся спиною в снег и утром смотрят на след, сделанный накануне.  Если он будет гладок, то муж будет ловок, смирен и ласков; если он будет туговат, то муж будет сердит; если след будет в полосах, то муж будет драться.
 
Гадание на мостике.
Берут несколько прутиков из веника, из лучинок или просто спичек, от которых должны быть отрезаны головки, и складывают так, чтобы второй ряд прутиков приходился поперек первого, третий ряд прутиков лежал поперек второго. Положив их таким образом под постель, девушки ложатся и говорят: «Суженый-ряженый, приходи ко мне на часок через мой мосток».
 
Гадание по тени.
Берут кусок бумаги, хоть, например, 1/8 листа, вырезывают его правильным прямоугольником, складывают ширмочкою, зажигают. Потом, несколько раздвинув, ставят ее близ стены и смотрят на стену, что будет показывать эта тень. По тени на стене судят о будущем. Нужно при этом, чтобы стена была совершенно белая или на стене должна быть наклеена бумажка, на которой тень виднее. Кроме того, чтобы также не было ветра, от чего пламя может принять другое направление и тень испортить от падения пепла.
 
Гадание по зажженной лучине.
Зажигают с конца лучину и машут ею вправо и влево, приговаривая: «Будет – нет, будет – нет!» Эти движения продолжают до тех пор, пока лучина не погаснет. На каком слове она погаснет, это слово и будет предсказательным речением самой судьбе. Обыкновенно это гадание относится к замужеству, и девушка желает через это узнать, будет или не будет в этом году ее свадьба.
 
Гадание на куделе.
Точно так же гадают, взяв вместо лучины пучок хорошей кудели, бросают его в воздух, приговаривая: «Будет – нет…», пока она горит.
(Кудель, куделя – хорошо прочесанное приготовленное к прядению льняное волокно. – Ред.)
 
Гадание на проруби.
Это гадание производят смельчаки, которым хочется не столько узнать судьбу, сколько испытать самих себя, насколько в них есть храбрости.
Обыкновенно берут для гаданья шкуру с убитого вола или коровы и в глухую полночь выносят ее на край проруби, где гадающий садится и смотрит в прорубь, предварительно зачуравшись (то есть произнеся вслух «Чур меня!» - Ред.). Некоторые очерчивают вокруг воловьей шкуры круг ножом, который они берут с собой; а чудаки не забывают с собой и полуштофа, ради того будто бы, чтобы обогреть свои члены.
Видоизменений при этом гадании много, но цель гадания та, что гадающий будто бы увидит свое будущее въявь, которое ему покажет водяной дедушка.
Пойдет-то гадать любопытный – приурежет для храбрости, да потом, там-то сидя, глотнет раз-другой-третий по причине стужи, глядишь, и прикурнет (задремлет –Ред.), и если только не свалится в прорубь, то до тех пор проспит, пока снова мороз до костей не прохватит. А уж известное дело, что увидит во сне столько всякой дряни, и водяного тут же, что весь этот сон выдаст другим за явь.
Говорят, что, садясь на воловью шкуру, обыкновенно призывают водяного следующими словами: «Дедушка Водяной, явись передо мной, как лист перед травой, и покажи мне моё будущее!»
После этих слов зачураются, говоря: «Чур меня, чур!» И будто бы водяной, выйдя из воды, схватывает воловью кожу и несется с нею повсюду – по горам, по долам, по широким полям, показывая гадателю разные чуда чудные, дивы дивные…  И лишь только гадающий скажет: «Чур меня, оставь на прежнем месте!», то водяной доставляет гадателя к проруби, сам пропадает. Во время-то этих путешествий гадающий между прочим и видит, что с ним сбудется впоследствии.
 
Крещенское гадание.
Гадание, которое мы хотим описать, кажется, скорее всего должно отнести к временам языческим, когда у нас существовали Белобог и Чернобог. Оно совершенно противно духу христианской религии, и мы приводим его как пример, до чего может нас ослепить суеверие.
Это гадание приходится во время Крещения, в то время, когда все уходят на водоосвящение. Девушка, оставшись одна дома, берет веник или щетку и метет им комнату вдоль или поперек комнаты, прометая дорожку так, чтобы она приходилась поперек к дверям. Притом, начиная разметать ее, она, взмахнув направо, то есть от дверей, творит молитву, а взмахнув налево, к дверям, она поминает ругательство с именем нечистой силы. После того берет уголь, делает черту и становится направо против дверей; рубежом ей служит черта, проведенная вдоль прометенной дорожки. 
Помните, что это происходит в то время, когда погружают крест в воду. Не правда ли, ужасный предрассудок? Но вот что еще…
Став на место, девушка говорит: «Суженый-ряженый, явись передо мной, как лист перед травой!» Говорят, что лукавый дух в это время является в виде ее будущего жениха.
Все это говорят… Но пусть бы даже он и явился, то есть удовлетворил желанию девушки и предсказал бы верно, что ж  из этого? Стоит ли для этого вызывать духа зла, демона, нашего постоянного врага. Не лучше ли молиться Богу, чтобы он послал супружеское счастье, чем прибегать к вражеской силе для того, чтобы только увидеть, хорош ли будет жених? Забывая то, что иногда хорошая маска человека налеплена на слишком глупую голову. Девушки в пылу юности не хотят вовсе знать, что нет тошнее жить с глупым мужем.
Вышесказанное гадание, как говорит одно предание, за верность которого мы не ручаемся, было совершено одною девушкою в Крещение и имело самый гибельный конец.
Девушка пожелала видеть своего суженого. И любопытство даже не могло остановиться перед опасностью, с которою сопряжен был вызов Сатаны. Она бранилась с каждым взмахом веника влево – «черт возьми!». Исполняла она свое пагубное противное дело во время самого водосвятия в Крещение, что обыкновенно бывает около двенадцати часов дня. Все домашние ушли Богу молиться, А ей то и было наруку, вольничай, как хочешь. Став направо против двери, она недолго ждала появления своего суженого. Дверь отворилась, и красивый молодой человек, в шинели на плечах, вошел в комнату, остановился на левой стороне против двери и, вынув красный шелковый платок, стал им отирать лицо, молча смотря на девушку.
Полюбовавшись несколько мгновений на красавца, она ловко выхватила у него из руки платок и, вскрикнув: «Чур меня, чур!», до того, однако же, поражена своим смелым поступком, что тут же упала без чувств.
Впрочем, она вскоре пришла в себя и крайне удивилась, увидев в своей руке дорогой и красивый шелковый платок, каких в доме не было.
Итак, девушка получила даже залог того, что имеет ее суженый.
Она спрятала этот платок от домашних подалее, так как решилась содержать в тайне приключение до того времени, пока не исполнится предсказание или видение не оправдается.
Действительно, вскоре, то есть в этом же году, присватывается к молодой девушке жених – ни дать, ни взять такой, какой к ней являлся в Крещение. Девушка смекнула, что это он самый и что быть ей за ним замужем.
Вот она и замужем за этим молодым человеком. Живут счастливо год, живут счастливо другой год, и так, может быть, прожили бы и целый век. Но бес подсунулся и испортил все дело.
Однажды как-то о святках при гостях разговор зашел о привидениях, о домовых, о гадании. Нашлись люди, не допускавшие существования бесплотных духов; это по большей части были мужчины, женщины принадлежали к партии всему верящих, к этой партии принадлежала и наша гадальщица. Но, во всяком случае, залп убеждений со стороны мужчин был уже готов совершенно уничтожить мнение женщин, как в эту минуту молодая встала и сказала всем присутствующим:
- Позвольте две минуты времени, господа, и я вас всех уверю в том, что вы не правы, если думаете, что не нужно ничему тому верить, чего не видим, хотя о чем и слышим.
Все обнаружили любопытство одним общим выражением согласного желания.
Она пошла в свою комнату, вынула заветный красивый платок и, войдя в комнату, где сидели гости и ее муж, обратилась к мужу, держа его перед глазами:
- Ну-ка, скажи, чей это платок?
Муж, ничего не подозревая, взял в руки платок; но лишь только взглянул, затрясся и побледнел; он узнал платок как по рисунку, так равно и по метке, сделанной на одном из углов.
Все обратили на хозяина дома внимание и приступили к нему с расспросами о том, что это за платок, произведший на него такое впечатление?
Муж не отвечал на вопрос жены, и та, смотря на сожителя, сидела как в лихорадке; она не ожидала, что платок этот произведет такое невыгодное впечатление на мужа. По ее расчетам, нужно было ожидать чего-нибудь веселого, приятного и возбуждающего общее впечатление. Она молчала. Муж ее, держа платок в руке, начал рассказ, обратясь к слушателям:
- Я вспомнил про этот платок только сейчас. Но он меня занимал долгое время. Дело вот в чем. Два года назад, будучи холостым, я отправился в Крещение на водосвятие. День был морозный, но прекрасный, народа было видимо-невидимо, и я, боясь тесноты, стоял поодаль, на месте более просторном. Вот этот носовой платок  лежал в заднем кармане моего сюртука, понимаете, господа! Вынув его, я стал отирать им свои застывшие усы; лишь только я отвел платок от лица, как ко мне подбежала огромная собака и, выхватив платок, исчезла… Напрасно я хотел ее преследовать, она словно сквозь землю провалилась. И вот через два года я нахожу этот платок в вашем присутствии у жены. Посмотрите на эту метку.
Гости сплеснули руками и обратились к жене его, прося объяснить происшествие.
Жена кинула взор на мужа и, встретив в его бледном лице тревогу и гнев, хотела молчать, но он сам сказал ей:
- Рассказывайте, сударыня, и докажите то, что должно верить в существование чертей. Вы обещали, а я уже вполовину уверен.
Жена рассказала без утайки о том, как ей пришлось получить платок из рук странного посетителя. Гости изумились до крайности и, так как факт был налицо, то оспаривать никто был не в силах.
Наконец настало время, и гости распрощались с хозяевами.
Муж и жена остались одни. Молодая женщина, ничего не понимая, была в страшном настроении. Никогда еще не видывала она мужа в таком гневном расположении, разумеется, молча и робко поглядывала на него, между тем, как он ходил взад и вперед по комнате.
Наконец он вышел и, минуту спустя возвратясь, обратился к своей жене с такою речью:
- Вот что, моя милая: если я и любил тебя, то не знал о том, что ты меня достала нечистой силой. Мне тебя более не нужно, возьми свой платок, надень на голову и молись Богу.
Жена взглянула на мужа, не понимая, о чем он говорит.
- Ну что же, исполняй, что приказываю… Вот икона!... кайся пред Спасителем и умри.
При этом грозный муж показал ей взведенный пистолет.
Нечего и говорить, что, несмотря на ее вопли и моления, муж оставался неумолим и убил ее на месте.
Верен или нет этот рассказ – не знаем. Что слышали, то и передаем; может быть, жена его была ему неверна, и он избрал только предлог, чтобы покончить с нею, а может быть, он сам был не хорошим мужем. Всё могло быть, и предание, может быть, дошло до нас в искаженном виде.
Во всяком случае, гаданье это существовало, и поэтому мы должны заметить, что христианину, отрекшкмуся во время крещения от Сатаны и всех его аггелов, никоим образом невозможно опять обращаться к нему, это говорит даже здравый смысл, и пример, нами приведенный, пусть будет он признан сказкой, указывает на вред и погибель, как на результаты наших дурных, необдуманных поступков, действующих вразрез с православной религией.
 
Глава из книги «Киевская ворожея» (М., 1877)
 
От редакции: Текст первоисточника сохранен полностью, за исключением устаревших норм правописания.
 Публикация Т. Гусаровой
 
 
 
 
размещено 7.01.2010

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В. (подгот.)
  • Размер: 16.98 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100