museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века (11.29 Kb)

 
День 14 октября (1 октября ст.ст.),  отмеченный  в православном календаре как Покров Пресвятой Богородицы, в народной традиции  имел  особый смысл  завершения  не только основных сельскохозяйственных работ, но и определенного цикла жизни природы, перехода к новому ее состоянию. Это в корне меняло и жизнь человека, в которой интенсивный труд сменялся периодом относительного покоя и отдыха, возможностью сосредоточить внимание на иных, чем летом, но не менее существенных жизненных вопросах. Не исключено, что в именно здесь следует искать причину того, что покровские дни отличались, как отмечают исследователи, весьма богатым и разнообразным содержанием.
 
 М. Забылин
ПОКРОВСКАЯ СУББОТА
Так считается ближайшая   суббота   к первому числу ок­тября. Она празднуется въ то время, когда кончается „Страда", то есть полевая   работа, и каждый   крестьянинъ—земледелец получает  средство   жить в лучше и шире,   чем въ другое время года.   Эта же суббота  празднуется, как день поминовения усопших  родственниковъ.   У
К этому дню, как и к Семику и к Масленице, у бедного и у богатого бывает много приготовлений относительно пищи и питья и в домашнем быту. Моют полы и стены в избахъ, чистятъ лопатой полы въ сенях, крыльцах, и вообще приготовляются   так же, как к большому празднику.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1880.
 
 
Н.П. Степанов
ПОКРОВ
(ЗАЗИМКИ)
«Придет Покров, девке голову покроет», — говорят старики, а девушки, в свою очередь, втайне молятся: «Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня, молоду», или: «Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошни­ком, золотым подзатыльником», а хохлушки на теплом юге, не отставая от дедовских обычаев, тихонько поют: «Свята Покривочка, покрий мини головоньку, хочь ганчиркою, аби не зоставалась дивкою!»
В деревенской жизни самим народом, по завещанию древ­них предков, установлены так называемые «свадебные недели», которые тянутся от Крещения до Масленицы, на Красной горке, особенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого бабье­го лета или Семенова дня (1 сентября) до «Филипповок», т. е. Филиппова заговенья (14 ноября) как начала рождественского поста, называемого «холодным». Таким образом, последние в году свадьбы приурочены к Покрову, и засидевшиеся «в дев­ках» в этот день обязательно ходят в церковь молиться о ниспо­слании им хороших женихов. На Ненилу и Параскеву (28 ок­тября), например, полагаются особые мольбы на хороших же­нихов: «Матушка Прасковья! пошли женишка поскорее». Для подобной же цели другой святой заступницей и покровитель­ницей считается великомученица Екатерина, к которой с моль­бою о добрых невестах обращаются в Юго-Западной Руси и парни, а на западе — св. апостол Андрей, к которому обраща­ются девушки.
Тяжелые весенние и летние работы, обычно заканчивающие­ся к Покрову, невольно наталкивают на мысль отыскать себе на будущее время помощницу, да притом даровую. Девичьи хо­роводы, заводимые от Оспожинок и продолжаемые нередко до Покрова, служат к сближению молодых людей, а кроме того, на посиделках и супрядках, так как в это время обычно начи­наются работы в избах при огне, можно поближе присмотреться, которая из девушек чище и ретивее работает. Указано время, и есть место, где можно сойтись и когда следует сговориться свободным и пришедшим в возраст парам. К домоседливым женихам спешат присоседиться вернувшиеся на побывку домой с дальних отхожих промыслов с кое-каким достатком, без кото­рого не обойтись свадьбе: надобно и для невесты, и для родных ее закупить подарков, да не таких, которые можно найти у се­бя в деревне, а городских, привозных. Замечается, что в этот срок и женихи охотливее и податливее, и самое девичье настрое­ние заметно живее и увереннее, в надежде расплести косу и по­крыть голову бабьим повойником. А не покрыл Покров, не по­кроет и Рождество снегом — землю и бабьим платком — девуш­ку: не помогли, значит, тихие супрядки шепотком и на ухо. Весь день праздника девушки проводят в своем кругу, устраивают складчину и задают веселый пир
в простодушной и наивной уверенности, что «Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Если в компанию к ним случайно попадет парень, то по его движениям, по разговорам стараются разгадать свою судьбу.
Более существенное и важное значение издавна имеет этот Богородичный праздник в экономической жизни народа по от­ношению к срокам найма рабочих. Эти сроки выражаются в поговорках: «от Покрова до Евдокей»; «от Покрова до Крещенья»; «подожди до Покрова — весь долг выплачу» и т. п. В земледельческой, хлебородной полосе России «срочники» или, как они  сами говорят, «строшники» живут по найму обычно с Ильина дня до Покрова.  Совершенно обратное явление мы видим в > фабричных местностях, где к Покрову все ткачи и шпульники уже налицо до св. Пасхи, когда все опять уходят к родной земле на свои весенние и летние работы. Здесь в малохлебных местностях обыкновенно около этого времени начинают закупать из чужих рук хлеб, за неимением своего, так как не редкость услышать, что иной хозяин «только перегнал хлеб из поля в поле», т. е., снявши рожь, всю ее опять и засеял под озимь. Об эту пору спешат закончить все торговые сделки и платежи. По поводу же окончания к Покрову полевых работ и тяжелой лет­ней страды малороссы сложили следующую шуточную поговор­ку о своих  женах-помощницах.   «Як прийшла  косовиця, той жинка кородытся; як прийшла жныва, жинка як нежива; а як прийшла Покрова, той и жинка здорова». На Покров спешат оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сулимых насту­пившими уже сырыми и холодными днями, починить заплатами, подомшить избу или, как говорят, «ухитить» ее, «захватить тепла до Покрова» по той причине,  что если «не ухитить до Покрова — не будет такова», и придется тогда просить: «батюш­ка Покров, натопи нашу хату без дров», т. е. чтобы он послал бы и теплую погоду и время осмотреться и сладиться с долотом  и топором.
С Покрова волей-неволей приходится начинать зимние ра­боты, служащие подспорьем земледелию и производимые в хатах и после них; здесь пойдет теперь неустанная работа с пряжей, с тканьем и шитьем всякого рода, с изготовлением всего, что необходимо в домашнем быту или что можно сбыть более или менее выгодно на зимних базарах. Словом, приходит пора зазимовать, почему и весь период времени около Покрова но­сит название «зазимок», как начала подспорных земледелию ремесел и промыслов. Не первая пороша — пушистый снежок с легким заморозцем называется этим именем — это вернее — «подзимок», и не первые морозы до устоя зимы, а именно эти самые разнообразные работы, сказывающиеся и видные и в до­машнем быту, и на сельских базарах.
Старики в Покров замечают погоду: «Нехорошо, — сказы­вают,— если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студеная; «если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».
Народные праздники на святой Руси. – СПб, 1899.
 
 
С.В. Максимов
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Так как свадьба в крестьянском быту требует значительных расходов, то в деревнях девушек выдают замуж обыкновенно тогда, когда уже закончились полевые работы и вполне определился итог урожая. Таким временем повсю­ду считается Покров Пресвятой Богородицы (1 октября). Поэтому и праздник Покрова считается покровителем сва­деб. (Существует даже примета, что если в день Покрова бу­дет очень ветрено. то это предвещает большой спрос на невест). А так как о свадьбах и женихах все больше толкуют девушки, то естественно, что и самый праздник Покрова приобретает до некоторой степени значение девичьего праз­дника. В этот день всякая девушка-невеста считает непре­менным долгом побывать в церкви и поставить свечку перед образом Покрова Богородицы, причем повсюду сохра­няется уверенность, что девушка, первая поставившая све­чу, и замуж выйдет раньше всех. Кроме умилостивитель­ной свечи, перед образом Покрова читаются и особые молитвы: «Батюшка-Покров, мою голову покрой. Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее». Такую же самоде­льную молитву читают девушки и отходя ко сну: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С Покрова  же  по   всей   Великороссии  девицы   начинают  устраивать беседы. Что касается прочего населения, то день 1 октября оно считает «первым зазимьем» (началом зимы). В этот день бабы начинают топить в жилых горницах печи, причем бабы не упускают случая, чтобы произнести особую молитву: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». С Покрова  же  крестьяне  начинают  конопатить  свои   избы (опять-таки с приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром») и «закармливают» на зиму скот. Последний  обычай  обставляется  довольно  торжественно, так как скотине скармливают особый сноп овса, называе­мый   «пожинальником».   Пожинальник,   или   последний  сноп с последней полосы, обыкновенно вяжется из тех колосьев, которые оставляются «Илье на бороду». (Делается это с целью умилостивить грозного пророка:   «Вот тебе, Илья, борода, а нам хлеба вороха».). Эту «бороду Ильи» крестьяне дожинают непременно всей семьей, храня во время работы гробовое молчание.   «Из бороды» вяжется отдельный сноп, который ставится на лавку в переднем углу, где и стоит до Покрова. На Покров же его торжественно выно- сят на двор и дают скотине с целью предохранить ее от зимней бескормицы и от всех бед и напастей, связанных с самым суровым и тяжелым временем года.
Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. – М.,1986.
 
Сост.: Т.В. Гусарова
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 10.10.2010

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В. (подгот.)
  • Размер: 11.29 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100