museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...» (5.8 Kb)

 
Гулянье на Масленицу давно стало едва ли не самым любимым народным праздником на Руси, благополучно пережившим все гонения и запреты, начиная со времен утверждения православия и до торжества коммунистической идеологии. Удалось разве что сократить сроки – от двухнедельного цикла языческих торжеств, связанных с проводами зимы и торжеством молодого Солнца,  к концу XVII века осталось восемь дней – с воскресенья до воскресенья, к XIX веку масленичные гулянья сократились до четырех дней – с четверга до воскресенья, а в советские времена и вовсе остался один день, да и тот в клубно-досуговой сфере приобрел обезличенное наименование «Проводы русской зимы» и праздновался в любое воскресенье начала марта, невзирая на всё еще продолжавшийся Мясоед или уже начавшийся Великий пост. В XXI веке в России произошло возвращение к традиционным срокам проведения Масленицы – неделя между Мясоедом и началом Великого поста, однако продолжительность массовых торжеств ограничивается одним или двумя выходными днями – субботой и воскресеньем.  
Собственно, понять и даже принять поправки новейшего времени вполне возможно: Масленица в сельском быту приходилась на время относительного покоя, когда никаких работ, требовавших постоянного напряжения и больших временных затрат,  у крестьянина не было, напротив, была возможность активного общения, отдыха, гуляний и празднеств. В городской среде такое длительное прекращение процессов производства было просто невозможно, поэтому основное массовое гулянье перешло на выходные дни, а другие масленичные обычаи исполнялись преимущественно в узко-бытовой, семейной среде или перешли в круг детских игр и развлечений.
Едва ли не самым известным и широко распространенным обычаем Масленицы принято считать угощение блинами. Это настолько вошло в сознание современного человека, что, с легкой руки А.И.Куприна, блин стал восприниматься как символ масленицы, более того, как воплощение образа Солнца, побеждающего Зиму: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Практически произошла подмена понятий: один из многочисленных ритуалов Масленицы стал едва ли не основным её содержанием, оттеснив на задний план катание с гор, семейно-родственное общение, массовые маскарадные шествия с Масленицей, кулачные бои и другие игры и развлечения, не говоря уже о том, что главными угощениями на масленичном столе были все-таки сыр, масло, сметана, творог и блюда из них, пироги и ватрушки с творогом или рыбной начинкой.
Блины в русской традиционной кухне встречаются настолько часто, что их невозможно закрепить за каким бы то ни было праздником в качестве способа его идентификации. Достаточно беглого взгляда даже на ассортимент этого вида изделий: блины были постными (то есть тесто ставилось на воде, без яиц, выпекалось на растительных маслах) или скоромными, кислыми или пресными, использовалась гречневая, пшеничная, ржаная, ячменная, просяная и даже гороховая мука. Блины нередко пекли «на скорую руку», для неожиданного гостя или вернувшегося из поездки хозяина дома…
С другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что традиционно блины подавались на проводах в дальнюю дорогу, на поминальных трапезах, то есть при проводах покойного в мир иной, где они были обязательным блюдом, а также на второй день свадьбы, когда проходил своеобразный обряд «поминок по девичеству»: теща подавала впервые посетившему ее дом зятю на деревянной тарелке стопку блинов, которую он пробивал своим ножом насквозь. Характерно также, что на второй неделе Великого поста в ряде местностей справляли «поминки по Масленке»: приглашали гостей на постные ржаные или овсяные блины с льняным или конопляным маслом.
Таким образом, аналогия блина с солнцем в масленичной обрядовой культуре представляется вторичной, возникшей в период полной утраты понятий о магической сущности обряда. В масленичном цикле блины играли роль именно ритуального поминального блюда, их употребление в неумеренных количествах подчеркивало  важность переживаемого момента, являясь, в какой-то мере, остаточным явлением древней жертвенной культуры, связывавшей мир живущих с миром предков.
Следует, видимо, отметить и тот факт, что в записях обрядовых масленичных песен мотив «блины-солнце» не встречается, а вот мысль о том, что «блинами, пирогами, коровайцами» будут отмечены именно проводы Масленицы, присутствует постоянно, более того, утверждается, что Масленица «блинов напекла, сама всё пожрала», уходя, забрала с собой остатки угощений, «а нам редьки хвост дала на пост».
Солнце в масленичной символике занимает, естественно, достаточно много места, однако его воплощение, думается, следует искать в иных образах: прежде всего это конь – в мифологических представлениях многих народов, включая славян, он был инкарнацией солнца; это костер и многочисленные ритуалы, связанные со сжиганием соломы, поскольку огонь - земное воплощение солнца; это масленичные горы, которые строили специально, не используя для катания обычные природные возвышенности, - символ годового движения солнца; наконец, это все проявления жизни, радости, веселья, силы и ловкости, которые людям дает солнце и с помощью которых можно победить даже зиму и саму смерть.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 2.03.2011

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 5.8 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100