museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Святки: Эти светлые и страшные вечера (3.77 Kb)

Святками на Руси называли двенадцатидневный период с Рождества 25 декабря или 7 января (по старому и по новому стилю) до Крещения 6 или по-старому 19 января. Эти двенадцать дней издревле связывались с двенадцатью месяцами года, соединяя в себе самые яркие  праздничные обряды и традиции.
Древние считали, что в это время мир каждый год заново выстраивается из хаоса, поэтому все устоявшиеся нормы жизни и поведения перестают действовать, а грани между мирами стираются.
Двенадцатидневные Святки включают в себя три праздничных  кануна  - Рождество Христово, Василий Щедрый, окончательно утвердившийся в  современном народном сознании как Старый Новый год, и Крещение Господне. Эти три кануна задают структуру всего святочного цикла, деля его на две равные части: с Рождества до Васильева вечера - Светлые вечера, которые и дали в свою очередь название всему  двенадцатидневному периоду, от Васильева вечера до Крещения - страшные вечера.
Светлые вечера посвящены светлым и чудесным событиям Рождества Христова. В народной традиции в Великое Рождество рождается не только Спаситель мира, но и вместе с ним - новое доброе и теплое Солнце, что в свою очередь символизирует победу добра над злом, тепла над холодом, света над тьмой. И не случайно именно в этот канун рождается Спаситель, который воспринимался народом, как солнце духовного мира.
Страшные вечера связаны с событием, когда открываются ворота ада  и на землю спускается вся нечисть, по уже поздним народным представлениям Господь настолько возрадовался рождению сына, что открыл ворота ада и с Васильева дня до Крещения нечисть ходит по земле, пытаясь напакостить живущим. Для защиты от разгула нечистых в традицию Святок прочно вошли маскарады, когда маски защищали человека от воздействия темных сил, т.к. последние не могли навредить смертному, если не знали его имени, не могли его узнать.  Святочные ряженые должны были не просто закрыть лица личинами, но и полностью перевоплотиться,  изменяя походку, голос и повадки, в некоторых деревнях узнанных ряженых просто выгоняли с посиделок. Для защиты от темных сил в эти дни на домах и воротах рисовали углем и мелом кресты. Среди из загадочных и притягательных элементов святочной традиции - всевозможные гадания о судьбе, которые приходились как раз на вторую половину святок, т.к. первая, по традиции, была посвящена гаданию об урожае и благосостоянии.
Вообще весь мир пытался разговаривать в эти дни с человеком, и тот, кто мог услышать и распознать эти знаки, без помощи и участия потусторонних сил получал удивительные качества и узнавал дорогу к желаемому.
Заканчиваются эти двенадцать святочных дней кануном Крещения Господня, который в традиции считался постным. После полуночи все земные воды становились святыми в память о Великом Крещении Господнем. После ночной храмовой службы, заканчивающейся водосвятием, участники святочных игрищ  купались в крещенской проруби, снимая со своего тела и души хаос святочных дней.
Ольга Галица, этнограф
 
Опубл.: "Вы и ваш ребенок" (декабрь 2005)
 
Материал размещен 07.02.2006.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Галица О.
  • Размер: 3.77 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Галица О.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100