ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

16 декабря 2017 г. размещены статьи: О.Г. Гайдаш "«Аполлонов гусь» (опыт интерпретации символики некоторых акваорнитоморфных изображений)", А. Кандинский "«Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника)".


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Музыкальные эпохи  /  XX в.

 XX в.
Размер шрифта: распечатать





Б. ЯРУСТОВСКИЙ Песни о Сталине (5.67 Kb)

 

[42]

 

Сталин! Это имя неотделимо, кровно связано с жизнью народов великого Советского Союза. Это имя вписано в историю золотыми письменами — имя гениального преобразователя человеческого обще­ства. Это имя—имя народного героя, вождя человечества. Образ таких героев переживает века. Он живет, — яркий, солнечный образ, в народных песнях, сказаниях.

Можно сказать с уверенностью, что ни один героический образ, ни одно историческое лицо не вызывало такого вдохновения у народ­ных баянов, как образы Ленина — Сталина. Никогда и ни в одной области не была столь могуча, сильна и красива волна народного творчества, как в создании художественных песен-сказаний о люби­мом народном вожде и учителе. Никогда еще мир не видел такого могучего творческого вдохновения акынов, ашугов, народных поэ­тов и сказителей. Каждый из них находит свои, близкие ему, его народу сравнения, образы.

Горский поэт говорит о Сталине—

„свет мира горцам открывшем, народной розни огонь потушившем".

Карельский поэт Виртанен сравнивает образ вождя с полярным сиянием.

Чудесные узоры народных мелодий придают этим песням теплоту и задушевность.

Широкая волна соревнования hi одных певцов захватила и наших композиторов,

Ревуцкий и Туския, Киладзе и Хачатурян, Мясковский и Сабо, Власов и Фере, Коваль и Юровский написали яркие, простые песни, посвященные любимому Сталину. Некоторые из этих песен получили уже широкое распространение, прочно вошли в народный быт.

Совершенно очевидно, что первым условием подлинно массовой песни о великом вожде мирового пролетариата должна быть народ­ность, органическая связь мелодии песни с народной песней, народ­ными интонациями- Композиторы, твердо усвоившие эту простую ис­тину, сумели близко подойти к разрешению ответственнейшей и по­четной творческой задачи—создания массовой песни о великом вожде.

Украинский композитор Л. Ревуцкий создал простую, конструк­тивно очень ясную мелодию, интонационно тесно связанную с народ­ной украинской песней. Его песня (на слова М. Рыльского) искренне лирична, и это придает ей необходимую теплоту и задушевность. Специфические обороты народного двухголосия, плагальные сопо­ставления в гармонии, элементы переменного лада—все это крайне близко народной—и русской и украинской—песне.

Песня И. Туския (на слова Чиковани) по принципу своего по­строения близка песне Ревуцкого: она также крепкими нитями связана с фольклором—грузинской хоровой песней. Песня Туския своеобразно

 

[43]

 

и ярко передает поэтическое содержание мужественного текста Чиковани. Прекрасна мелодическая кульминация этой песни — на словах „Сталин, Сталин наш любимый", так хорошо выражающая величие дорогого имени.

Очень содержательна и глубока песня Мясковского—„От всей души“, написанная на замечательный, величественно простой текст Джамбула. Вдохновенный казахский акын Джамбул создал монумен­тальный образ любимого Сталина — в строфах, полных подлинного пафоса, простоты и предельной искренности. Композитор взял в ос­нову песни мелодию, очень близкую к национальному подлиннику. Он построил все произведение в духе народных импровизаций, придав выразительной певучей теме глубокий эпический характер. В своей высшей кульминации эта тема достигает большой силы подлинного горячего вдохновения.

Безусловно хороша массовая песня о товарище Сталине, написан­ная композитором Сабо. Ее положительная сторона прежде всего в ее простоте. Мелодия песни выразительно-лаконична. Очень несло­жен и, вместе с тем, выразительно прост ее аккомпанемент. Едино, целостно по мелодическому замыслу построение запева и припева.

Яркое вступление хора (в припеве) подчеркивает значительность слов—„О Сталине мудром..." Рисунок припева очень рельефен, ярок и, вместе с тем, органически слит с основным мотивом запева.

Таковы некоторые характерные образцы песен советских компо­зиторов — о великом вожде народов, товарище Сталине. Мы не упо­мянули здесь всех песен, посвященных этой большой теме, коснув­шись лишь наиболее типичных примеров.

Укажем также на очень интересное и по-своему самобытное рас­крытие образа в песнях композиторов Гр. Киладзе, Ар. Хача­туряна, С. Фейнберга, В. Власова и В. Фере и др.

Некоторые из них (например песня А. Хачатуряна, являющаяся финалом симфонической поэмы о товарище Сталине, или песня Г. Ки­ладзе) заслуживают специального самостоятельного анализа-

Высокая тема о любимом и мудром вожде народов — товарище Сталине — неисчерпаема. И нужно прямо сказать, что наши компози­торы еще не раскрыли со всей полнотой многогранный и все­объемлющий образ вождя.

Но, несомненно, и то, что уже сделано, говорит о большом и искреннем стремлении всех лучших наших композиторов подняться до уровня этой ответственнейшей и почетной темы, запечатлеть яркий и сильный образ народного вождя в произведениях, достойных доро­гого имени Сталина.

И можно не сомневаться, что, вдохновленные любовью к великому вождю, советские композиторы создадут в юбилейный год много еще более ярких, прекрасных песен о товарище Сталине. И когда их запоют миллионы, мир еще раз услышит и почувствует всю силу и глубину любви советского народа к своему родному отцу и учителю.

 Опубл.: Советская музыка. 1937. № 10-11. С. 42-43.


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 14.06.2014
  • Автор: Ярустовский Б.
  • Ключевые слова: советская музыка, песни о Сталине, песни народов СССР, советская мифология
  • Размер: 5.67 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Ярустовский Б.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Гвардии полковник П. Апостолов. Война и музыка
1948 год: формализм в музыке. Выступления на собрании композиторов и музыковедов г. Москвы
В.М. ГОРОДИНСКИЙ. К вопросу о социалистическом реализме в музыке
Николай Сидельников: Портрет в лицах
Мария КАРАЧЕВСКАЯ «Розариум» М.Ф. Гнесина и камерная вокальная музыка «Серебряного века»
А.Б. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР. О музыке Н. Метнера и С. Рахманинова
Татьяна СЕРГЕЕВА Пока есть свободное состояние души...
Л. РИМСКИЙ А.В. Мосолов. Биографический очерк
Елена ДУБИНЕЦ Знаки стиля Юрия Буцко. Знаменный распев в XX веке
И. ТЕР-ОГАНЕЗОВА „Ludus tonalis" Основные особенности формообразования. Часть 2
И. ТЕР-ОГАНЕЗОВА „Ludus tonalis" Основные особенности формообразования. Часть 1
Т. Цареградская. МЕССИАН И ЕГО «ТРАКТАТ О РИТМЕ, ЦВЕТЕ И ОРНИТОЛОГИИ »
В. КОНЕН. Джорж Гершвин и его опера
В. БЕЛЯЕВ Шесть песен о Ленине и Сталине
Б. ЯРУСТОВСКИЙ Песни о Сталине
Науку, теорию, педагогику – ближе к жизни
В. БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ. Симфоническое творчество ленинградских композиторов за годы Отечественной войны
И. НЕСТЬЕВ Советская военная песня
М. ПАШКОВА Всенощное бдение А.Т. Гречанинова
ПАИСОВ Ю. Духовный концерт в современной музыке России
М. Гринберг. Ленин и музыка.
Борис ГЕЦЕЛЕВ Сквозь нотные знаки (о композиторе Евгении Иршаи)
Елена КИНДЮХИНА. Музыкальный театр Пуленка
А. Сахарова. Эндрю Ллойд Уэббер: британский "король" мюзикла
Игорь КУЗНЕЦОВ Современный образ старой Руси. Полифоническое искусство Юрия Буцко
Е.С. ВЛАСОВА Сталинское руководство Большим театром
Валентина ХОЛОПОВА, Юрий ХОЛОПОВ. Музыкально-эстетические взгляды Веберна
Николай ЧЕРЕПНИН Под сенью моей жизни (часть третья)
Николай ЧЕРЕПНИН. Под сенью моей жизни (часть вторая)
Е. ИВАНОВА «Октябрь» в Большом (о постановке оперы Вано Мурадели). М. БЯЛИК. В партитуре и на сцене
Николай ЧЕРЕПНИН. Под сенью моей жизни (фрагмент мемуаров). Часть первая
Оливье МЕССИАН Техника моего музыкального языка (начальные главы из трактата)
Тамара ЛЕВАЯ. «Черная месса»: Скрябин и Прокофьев
Н. ЗЕЙФАС Георгий Данелия (глава из книги «Песнопения. О музыке Гии Канчели»)
Д. ШЕН. В осажденном Ленинграде (Город. Люди. Музыка). Заметки музыканта
Фумико ХИТОЦУЯНАГИ. Новый лик двенадцатой
А. ДМИТРИЕВ. Дмитрий Шостакович. Двенадцатая симфония "1917 год" ре минор, соч. 112
В. БЛОК. Виссарион Шебалин. Драматическая симфония "Ленин"
Н. Гуляницкая. Nova musica sacra: жанровая панорама
Светлана САВЕНКО О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке
М. ГАЛУШКО Рукописи звучат (о сочинениях Андрея Петрова на тему «Мастера и Маргариты»)
Тамара ЛЕВАЯ Метаморфозы скрябинского мифа
Н. ГУЛЯНИЦКАЯ Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений
Г. ПОЖИДАЕВ Музыка на фронтах Великой Отечественной войны (фрагмент)
В. ЗАБОРСКИЙ Ленинградские композиторы в месяцы блокады. К. ЭЛИАСБЕРГ Оркестр Ленинградского радиокомитета в дни Великой отечественной войны
Б. АСАФЬЕВ Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны
А. БУШЕН Подвиг пианиста
Руслан РАЗГУЛЯЕВ Позднее фортепианное творчество Дьёрдя Лигети
И. Барсова. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934-1937 годы в жизни Шостаковича
В. РУБЦОВ. В.Н. Салманов (фрагмент из книги)
Г. ТРЕЛИН Ленинский лозунг «Искусство – народу!» и становление советской музыкальной культуры
Марк ПЕКАРСКИЙ Назад к Волконскому вперед (Глава четвертая)
Борис АСАФЬЕВ. Новая музыка <Малипьеро, Казелла, Барток, Шенберг, Кшенек, Штраус, Хиндемит, Стравинский, Мийо, Онеггер>
О МУЗЫКЕ И О СЕБЕ «В знак дружбы» Беседа с Софией Губайдулиной
Генрих ОРЛОВ «Военный реквием» Б. Бритена
Елена БРОНФИН Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия (1917 - 1922). Глава 4: Музыкальное воспитание и образование
Ирина РОДИОНОВА Поздний период творчества Шимановского и судьба романтической эстетики в ХХ веке
И. КУНИН Рождение советского симфонизма
Марк АРАНОВСКИЙ Расколотая целостность
А. ЛУНАЧАРСКИЙ Основы художественного образования
Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «Великая дружба»
С. САВЕНКО Послевоенный музыкальный авангард
Кшиштоф МЕЙЕР. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время (фрагменты из книги)
Тамара ЛЕВАЯ Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100