ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

16 декабря 2017 г. размещены статьи: О.Г. Гайдаш "«Аполлонов гусь» (опыт интерпретации символики некоторых акваорнитоморфных изображений)", А. Кандинский "«Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника)".


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Музыкальные эпохи  /  XX в.

 XX в.
Размер шрифта: распечатать





В. БЕЛЯЕВ Шесть песен о Ленине и Сталине (9.99 Kb)

 

[5]

 

В необъятных просторах нашего Союза—от Ледовитого океана и до Черного моря, от Балтийского моря и до Тихого океана—сла­гаются величественные гимны гениальным вождям и вдохновителям социалистической стройки —песни о Ленине и Сталине.

В тысячах мелодий, на многих языках и наречиях, в неисчерпае­мом богатстве поэтических образов и сравнений воспеваются доро­гие для трудящихся всего мира имена Ленина и Сталина. Песни эти, представляющие собою в целом грандиозный песенный памят­ник нашей героической эпохе, собираются, записываются и сохра­няются для будущих веков. Особую ценность представляет запись этих песен на граммпластинку: с одной стороны, она сохраняет во всех деталях живое звучание песни; с другой—она является одним из могущественнейших средств массового распространения произве­дений музыкального творчества.

С помощью граммзаписи зафиксирован уже целый ряд песен о Ленине и Сталине, созданных музыкально-поэтическим гением народов нашего Союза. Фонд этих записей постоянно растет и уве­личивается и в близком будущем составит богатое собрание песен народов о наших любимых вождях—Ленине и Сталине.

Перед нами — шесть песен о Ленине и Сталине: две хакасских, кара-калпакская, тюркская, кумыкская и грузинская — песни, ярко характеризующие любовь народов Советского Союза к своим вели­ким вождям.

Первая (пластинка № 3139), хакасская песня — «Знал то­варищ Ленин...», сочиненная народным певцом А. Добровым и исполняемая им на мелодию Кангарова. Мелодия эта былинного, эпического склада:

По своему характеру она близка к мелодиям эпических сказаний алтайских народов. Текст этой песни следующий:

 

Знал товарищ Ленин

гнет бесправной жизни,

видел жадность баев,

горе бедняков.

Вышел он на битву

и повел рабочих

и помог им сбросить

тяжкий гнет оков.

 

[6]

 

В битвах неустанных

против своры царской

взял народ рабочий

над страною власть,

и в стране свободной,

на земле советской,

смелая работа

всюду началась.

Партия ведет нас

к новой светлой жизни,

батраки хакассцы

радостно живут.

Старое забыто,

и звучат повсюду

радостные песни

про свободный труд.

 

Вторая песня хакасского певца А. Доброва (пластинка № 3140) называется «Партия Ленина». Вот ее содержание:

 

Над вершинами деревьев

слышен клекот ястребиный.

На вершине белой сопки

песнь колхозники поют.

 

Нас к счастливой новой жизни

наша партия ведет.

 

Над вершинами деревьев

раздается крик кукушки.

На вершине синей сопки

песнь колхозники поют.

 

Нас к счастливой новой жизни

наша партия ведет.

 

Мелодия этой песни так же проста, как и первая:

В ее спокойном эпическом величии звучит твердая уверенность в незыблемости завоеваний пролетарской революции, достигнутых под знаменем коммунистической партии.

Кара-калпакская песня «Сталин» (пластинка № 3797) принадле­жит к другому виду национального музыкального творчества. Это большое и сложное по своему строению музыкальное произведение для голоса с сопровождением национального музыкального ансамбля, состоящего из балабана (род кларнета), гыржека (струнного смыч­кового инструмента) и дутара (струнного щипкового инструмента, дающего двухголосную гармонию). По своему характеру это—глубо­кая эмоциональная пьеса. Песня эта свидетельствует о большом развитии музыкального искусства у кара-калпаков, с которыми мы впервые познакомились (кстати сказать, благодаря граммзаписи!) в апреле 1936 г., когда правительство Кара-Калпакии прислало в Москву бригаду национальных музыкантов для записи их исполне­ния на граммпластинку.

 

[7]

 

Текст кара-калпакской песни «Сталин» написан т. Фазыловым в распространенной у восточных народов форме газели, т. е. сти­хотворения с одной постоянной рифмой; здесь такой рифмой является чеканное имя вождя — Сталин:

 

Храня ученье Ленина и Маркса,

ведет нас за собой великий Сталин,

боец и вождь свободного народа,

отец и друг рабочих мира — Сталин.

Он будущее видит мудрым оком

и дни счастливые для нас настали

с тех пор, как жизнь свободную народам

дал зоркий вождь наш, гениальный Сталин.

Орел, парящий в тучах над горами,

взлетает гордо в солнечные дали,

ведет страну к невиданным высотам

наш мудрый вождь, орел парящий—Сталин.

Где были прежде мертвые пустыни,

теперь сады цветами заблистали.

Рабам забитым счастье и свободу

дают вожди народов Ленин — Сталин.

Как солнце, что дарит нам свет и радость,

растит цветы средь снеговых проталин,

так обновляет жизнь в Стране Советов

народов солнце — вождь великий Сталин.

 

К кара-калпакской песне «Сталин» очень близка по характеру исполнения и по эмоциональному подъему «Песня о новом строе и о вождях» азербайджанского ашуга Ислама Юсубова (пластинка № 3969), исполняющего ее под собственный аккомпанемент на полно­звучном азербайджанском сазе, с участием дудукиста Алекперова, присоединяющего свой инструмент (род гобоя) к игре саза в интер­медиях между куплетами песни.

Горячо и взволнованно декламирует азербайджанский ашуг свою импровизацию, известную трудящимся Москвы по выступлению т. Юсубова летом 1936 г. в концерте ашугов и народных скази­телей:

 

Слушайте песню ашуга

про наше прекрасное время,

про дни боевых пятилеток,

про радость и счастье народа.

Семнадцатый год был началом

рождения новых законов,

когда от тяжелого гнета

нас партия освободила.

Вот дети великого Маркса —

и Ленин — наш мудрый учитель,

и Сталин —наш вождь гениальный,

и Молотов — верный соратник.

И смелый боец Ворошилов,

Калинин и Каганович,

все те, кто наш путь направляет,

все те, кто ведет нас к победам.

Заводы и шахты — рабочим,

Колхозникам — пашни и нивы.

Заводы — полям посылают

свои трактора и машины.

Нам Сталина мудрое слово,

как солнце, пути озаряет.

О жизни, большой и счастливой,

звучат у нас песни ашугов.

 

[8]

 

«Привет вождям» — называется кумыкская песня на текст Кур­бана Магомедова, исполняемая Эра-Ханум Мурадовой в сопровож­дении Дагестанского государственного этнографического ансамбля, под управлением Татама Мурадова (пластинка № 3853). Эта песня, бодрая и живая по ритму и по настроению, ярко звучащая в ансамбле народных дагестанских инструментов, переносит нас в обстановку горского первомайского народного праздника. Песня эта — привет­ствия народов освобожденного Кавказа вождям рабочего класса во главе с товарищем Сталиным:

 

Да здравствует наш вождь, великий Сталин,

ведущий нас по Ленинской дороге...

Да здравствует великий праздник Мая,

международный праздник пролетарский!

 

Последняя из рассматриваемых мною здесь песен, записанных на граммпластинку, — это гурийская «Песня о Ленине» в испол­нении Государственного этнографического хора Грузинской ССР под управлением К. Пачкория с участием Бердзенишвили (плас­тинка № 792). Это превосходный народный гурийский хор, в кото­ром каждую строфу начинает запевала, а к нему в искусных спле­тениях голосов присоединяется весь хор, четко, ритмично и с подъе­мом исполняющий песню:

 

Ленин, вождь великий,

ты для нас не умер.

Пробуждают землю

мудрые слова.

Ты нас вел к победам,

ты наш путь провидел,

от врагов свободу

ты отвоевал.

Ты не умер, Ленин,

живо твое дело!

По твоим заветам

строим край труда.

Мудрыми словами

вытканное знамя

по пути победы

нас ведет всегда.

 

Мы рассмотрели здесь только шесть песен народов СССР об их любимых вождях Ленине и Сталине. Но и в этих шести песнях мы видим огромное разнообразие и богатство средств музыкального и поэтического выражения, которые вложены народами Советского Союза в их песни о тех, кто воплотил в великих делах высокие мечты лучших людей человечества, кто указал им путь к свободной и счастливой жизни и кто ведет их по этому пути.

Опубл.: Советская музыка. 1937. № 3. С. 5-8.


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 15.06.2014
  • Автор: Беляев В.
  • Ключевые слова: советская музыка, песни о Сталине, песни народов СССР, советская мифология
  • Размер: 9.99 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Беляев В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Гвардии полковник П. Апостолов. Война и музыка
1948 год: формализм в музыке. Выступления на собрании композиторов и музыковедов г. Москвы
В.М. ГОРОДИНСКИЙ. К вопросу о социалистическом реализме в музыке
Николай Сидельников: Портрет в лицах
Мария КАРАЧЕВСКАЯ «Розариум» М.Ф. Гнесина и камерная вокальная музыка «Серебряного века»
А.Б. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР. О музыке Н. Метнера и С. Рахманинова
Татьяна СЕРГЕЕВА Пока есть свободное состояние души...
Л. РИМСКИЙ А.В. Мосолов. Биографический очерк
Елена ДУБИНЕЦ Знаки стиля Юрия Буцко. Знаменный распев в XX веке
И. ТЕР-ОГАНЕЗОВА „Ludus tonalis" Основные особенности формообразования. Часть 2
И. ТЕР-ОГАНЕЗОВА „Ludus tonalis" Основные особенности формообразования. Часть 1
Т. Цареградская. МЕССИАН И ЕГО «ТРАКТАТ О РИТМЕ, ЦВЕТЕ И ОРНИТОЛОГИИ »
В. КОНЕН. Джорж Гершвин и его опера
В. БЕЛЯЕВ Шесть песен о Ленине и Сталине
Б. ЯРУСТОВСКИЙ Песни о Сталине
Науку, теорию, педагогику – ближе к жизни
В. БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ. Симфоническое творчество ленинградских композиторов за годы Отечественной войны
И. НЕСТЬЕВ Советская военная песня
М. ПАШКОВА Всенощное бдение А.Т. Гречанинова
ПАИСОВ Ю. Духовный концерт в современной музыке России
М. Гринберг. Ленин и музыка.
Борис ГЕЦЕЛЕВ Сквозь нотные знаки (о композиторе Евгении Иршаи)
Елена КИНДЮХИНА. Музыкальный театр Пуленка
А. Сахарова. Эндрю Ллойд Уэббер: британский "король" мюзикла
Игорь КУЗНЕЦОВ Современный образ старой Руси. Полифоническое искусство Юрия Буцко
Е.С. ВЛАСОВА Сталинское руководство Большим театром
Валентина ХОЛОПОВА, Юрий ХОЛОПОВ. Музыкально-эстетические взгляды Веберна
Николай ЧЕРЕПНИН Под сенью моей жизни (часть третья)
Николай ЧЕРЕПНИН. Под сенью моей жизни (часть вторая)
Е. ИВАНОВА «Октябрь» в Большом (о постановке оперы Вано Мурадели). М. БЯЛИК. В партитуре и на сцене
Николай ЧЕРЕПНИН. Под сенью моей жизни (фрагмент мемуаров). Часть первая
Оливье МЕССИАН Техника моего музыкального языка (начальные главы из трактата)
Тамара ЛЕВАЯ. «Черная месса»: Скрябин и Прокофьев
Н. ЗЕЙФАС Георгий Данелия (глава из книги «Песнопения. О музыке Гии Канчели»)
Д. ШЕН. В осажденном Ленинграде (Город. Люди. Музыка). Заметки музыканта
Фумико ХИТОЦУЯНАГИ. Новый лик двенадцатой
А. ДМИТРИЕВ. Дмитрий Шостакович. Двенадцатая симфония "1917 год" ре минор, соч. 112
В. БЛОК. Виссарион Шебалин. Драматическая симфония "Ленин"
Н. Гуляницкая. Nova musica sacra: жанровая панорама
Светлана САВЕНКО О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке
М. ГАЛУШКО Рукописи звучат (о сочинениях Андрея Петрова на тему «Мастера и Маргариты»)
Тамара ЛЕВАЯ Метаморфозы скрябинского мифа
Н. ГУЛЯНИЦКАЯ Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений
Г. ПОЖИДАЕВ Музыка на фронтах Великой Отечественной войны (фрагмент)
В. ЗАБОРСКИЙ Ленинградские композиторы в месяцы блокады. К. ЭЛИАСБЕРГ Оркестр Ленинградского радиокомитета в дни Великой отечественной войны
Б. АСАФЬЕВ Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны
А. БУШЕН Подвиг пианиста
Руслан РАЗГУЛЯЕВ Позднее фортепианное творчество Дьёрдя Лигети
И. Барсова. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934-1937 годы в жизни Шостаковича
В. РУБЦОВ. В.Н. Салманов (фрагмент из книги)
Г. ТРЕЛИН Ленинский лозунг «Искусство – народу!» и становление советской музыкальной культуры
Марк ПЕКАРСКИЙ Назад к Волконскому вперед (Глава четвертая)
Борис АСАФЬЕВ. Новая музыка <Малипьеро, Казелла, Барток, Шенберг, Кшенек, Штраус, Хиндемит, Стравинский, Мийо, Онеггер>
О МУЗЫКЕ И О СЕБЕ «В знак дружбы» Беседа с Софией Губайдулиной
Генрих ОРЛОВ «Военный реквием» Б. Бритена
Елена БРОНФИН Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия (1917 - 1922). Глава 4: Музыкальное воспитание и образование
Ирина РОДИОНОВА Поздний период творчества Шимановского и судьба романтической эстетики в ХХ веке
И. КУНИН Рождение советского симфонизма
Марк АРАНОВСКИЙ Расколотая целостность
А. ЛУНАЧАРСКИЙ Основы художественного образования
Три страницы из музыкальной жизни сталинского времени: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «Великая дружба»
С. САВЕНКО Послевоенный музыкальный авангард
Кшиштоф МЕЙЕР. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время (фрагменты из книги)
Тамара ЛЕВАЯ Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету

2004-2017 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100