ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

21 июля 2018 г. размещена статья Л. Переверзева "Цвета черной музыки".


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области (10.79 Kb)

 
Наименование памятника:
               Казанская церковь.
Датировка памятника:
1792 год.
Местонахождение памятника:
Нижегородская область, Кстовский район, село Великий Враг.
Исторические сведения:
Возникновение первого православного храма в Великом Враге связано с существовавшей здесь мужской пустынью, приписанной к Московскому Симонову монастырю и впервые упомянутой в конце XVI века. Точная дата закрытия пустыни и «обращения» ее в приход не установлена: по одним источникам это произошло в 1724 году при Петре I, по другим в – в 1764 году при Екатерине II. В 1777 году в пожаре сгорели все бывшие монастырские строения, включая две деревянные церкви. В 1788 году прихожанами была выстроена небольшая деревянная Тихоновская церковь, а в 1792 году возведена ныне существующая Казанская. Богослужение в первой из них было прекращено из-за ветхости храма в 1864 году. В 1887 году здание Тихоновской церкви разобрали, после чего в трапезной Казанского храма был устроен теплый придел во имя св. Николая Мирликийского. С 1890-х годов основным жертвователем на великовражскую церковь становится известный нижегородский промышленник М.Е. Башкиров. При его материальной поддержке в 1889 году был проведен капитальный ремонт храма: подведен каменный фундамент, устроена новая обшивка тесом, деревянное ограждение территории церкви заменено металлической кованой решеткой. В 1907 году деревянные кресты на церковных главах по личному желанию М.Е. Башкирова заменяются медными с позолотой. В 1937 году богослужение в храме прекратилось «по причине отсутствия культовых служащих», однако формально приход не был ликвидирован. Церковь пустовала до апреля 1944 года, когда вновь в ней возобновились богослужения. В 1994 году храм внутри расписан артелью нижегородского художника А. Балдина.
 
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника:
В настоящее время здание сохранилось в основном в том виде, который оно приобрело после капитального ремонта 1889 года, когда была, в частности, устроена новая обшивка тесом. Вероятно, в ходе ремонта был утрачен   венчающий  карниз  (полица)  в  верхней  части восьмерика  колокольни, а проемы яруса звона были уменьшены по высоте (раньше низ проемов находился на уровне  примыкания к восьмерику карнизного свеса (полицы верхнего четверика). В советское время был утрачен ряд декоративных элементов четверика основного объема (пилястры с широкими полуциркульными архивольтами по первому ярусу), устроен навес над входом с северной стороны. Утрачены ложные окна на восьмеричках завершения, в ложных окнах была утрачена роспись под переплеты, на ряде оконных проемов были повешены ставни.
 
Реставрационные работы (общая характеристика, время, автор, место хранения документации):
В 1998 году здание церкви отремонтировано, территория вокруг благоустроена.
 
Описание памятника:
Деревянная пятиглавая ярусная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери расположена в северо-восточной части села Великий Враг на высоком плато правого берега Волги при выходе к нему улицы Кожанова.  По своей планировочной и объёмно-пространственной структуре великовражский храм относится к самому распространённому типу деревянных церквей – «восьмерик на четверике с трапезной и колокольней». Как и все церкви этого типа, она состоит из  нескольких основных частей нанизанных на общую продольную ось (основные габариты в плане 29, 3 х 11,0 м). К кубическому массиву основного объёма с востока  примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада четырёхстолпная трапезная с притвором и папертью. Башнеобразная ярусная композиция собственно храма с крупным восьмериком на двухсветном четверике увенчана лёгким  и изящным декоративным пятиглавием. Завершение его пятью декоративными, на небольших восьмеричках, главами с усложнёнными барочными округлыми формами, образующими ажурную корону, создаёт ощущение стройности общей композиции. Характерный для барочного церковного зодчества гранёный алтарь под пятискатной крышей, завершён небольшой главкой. Восьмерик яруса звона шатровой колокольни опирается на два разновеликих четверика, поставленных над западной частью трапезной. Свойственные барокко динамика и живописность композиции проявляется в центростремительной тенденции группировки объёмов четверика и колокольни. Общий архитектурный облик здания характерен для провинциального барокко. Фасады обшиты тёсом и окрашены. Углы объёмов подчёркнуты лопатками. Прямоугольные окна с восьмистекольными переплётами заключены в простые дощатые наличники. Надоконья декорированы полуциркульными архивольтами. Ряд окон выполнен по типу ложных. Западный одноосевой (с двупольным дверным заполнением проёма) фасад притвора, обращённый в сторону узкой входной зоны территории храмового комплекса, завершён глухим фронтоном. Вход, перед которым расположена открытая паперть, оформлен порталом с пилястрами упрощённого тосканского ордера и полуфронтоном. Относительно небольшие прямоугольные проёмы со ставнями яруса звона колокольни фланкировны пилястрами, а участки стен над ними украшены широкими полуциркульными архивольтами. В северо-восточной и юго-восточной стенах восьмерика проёмов нет, но, вероятно, для сохранения композиционно-художественного замысла эти грани получили оформление такой же оконной декорацией как другие. Одной из особенностей архитектурного облика колокольни является отсутствие венчающего карниза (полицы) в верхней части восьмерика. Дополнительные входы  в храм расположены с южной и северной сторон, причём на южном трёхосевом фасаде четверика вход с крыльцом  расположен по западной оси, а на аналогичном северном – по средней. Основой внутреннего убранства  являются иконостасы основного объёма и придела во имя св. Николая Мирликийского расположенный в юго-восточной части трапезной Казанского храма. Архитектура иконостасов носит в основном классицистический характер. Рисунок выглядит строгим и продуманным, а декоративная отделка и резьба лаконичной. Иконы имеют простое обрамление. Рокайльный рисунок царских врат большого иконостаса связан с барочной традицией. Наиболее часто встречающимся декоративным элементом являются витые колонки, каннелированные снизу  (в основном объёме) или с вплетением растительного орнамента  (в трапезной). Аналогичным образом оформлены киоты, некоторые из них имеют трёхлопастные завершения. На потолках основного объёма и трапезной, а также на гранях восьмерика и плоских тромпах расположена монументальная живопись.
 
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника:
Казанская церковь является ярким примером памятника деревянного зодчества, сочетающим в себе элементы барокко и классицизма. Храм играет важную градостроительную роль, маркируя местоположение села Великий Враг на Волжском судоходном пути.
 
Основная библиография, архивные источники:
Амвросий, архимандрит. История Российской иерархии. – М., 1811.    Ч. 3. С. 509 – 510.
Великовражский храм в честь иконы Казанской Божией Матери – Н.Новгород, 1999.
Венедиктов Е. Великовражская мужская пустынь // НЕВ, 1902, № 11.             Ч. неоф. С. 837 – 840.
Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Московского Симонова монастыря. – М., 1896. Вып. 2. С. 82 - 83.
Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. – Горький, 1987. С. 248.
АРГО. Разр. № 23. Д. 63.
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 3701.
ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 107 (1915 г.).
 
Составители паспорта:
Агафонова И.С., архитектор, Грошев П.Ю., архитектор, Давыдов А.И., историк (НИП «Этнос»).
Дата составления паспорта:
10 ноября 2008 года.
 
 
Общий вид на Казанскую церковь с Зименковкой горы. Фото И.С. Агафоновой, октябрь 2005 г.
 
Казанская церковь. Общий вид с востока. Фото И.С. Агафоновой, октябрь 2005 г.
 
Казанская церковь. Вид с севера. Фото И.С. Агафоновой, ноябрь 2004 г.
 
 
Казанская церковь. Общий вид с улицы Кожанова. Фото Л.М. Москалевой, сентябрь 2008 г.
 
Иконостас Казанской церкви. Фото Л.М. Москалевой, сентябрь 2008 г.
 
 
 
 
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 15.02.2009

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Агафонова И.С., Грошев П.Ю., Давыдов А.И.
  • Размер: 10.79 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Агафонова И.С., Грошев П.Ю., Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100