space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области (18.89 Kb)

 
Ныне существующая каменная церковь во имя Успения Божия Матери в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Макарьевского уезда Нижегородской губернии) заменила существовавший здесь деревянный храм с тем же посвящением. Согласно клировым ведомостям эта деревянная церковь «с таковою же колокольнею» была построена в 1787 году «тщанием прихожан»[1]. К середине XIX века она «пришла в ветхость крышею; трапеза и церковь на восток наклонились»[2]. В связи с этим в 1844 году прихожанами было «испрошено позволение строить каменную» церковь[3].
Следует отметить, что приход составляли помещичьи и «экономические» (бывшие монастырские) крестьяне, как самого села Успенского, так и близлежащих деревень Бахарева, Дурашихи, Докукина и др. Настоятелем храма в это время являлся священник Иларион Гаврилов Разумов, 58 лет, обучавшийся ранее в Нижегородской семинарии, но «уволенный» оттуда «без аттестата». Должность священника в селе Успенском он занимал с декабря 1803 года[4].
В соответствии с действующими тогда правилами прихожане обратились за разрешением на строительство в Нижегородскую духовную консисторию. Оттуда их прошение с приложенными проектными чертежами 30 мая 1844 года было направлено в Нижегородскую губернскую строительную комиссию, где и было на следующий день рассмотрено в Присутствии этого учреждения[5].
Это рассмотрение, в котором участвовали архитекторы Г.И. Кизеветтер, А.А. Пахомов, А.А. Ставассер, инженер П.М. Яфимович и др., было коротким. Решение гласило: «Как препровожденные консисториею план и фасад с разрезами есть образцовый [проект] из числа Высочайше утвержденных, почему о разрешении просителей на постройку по оному церкви духовную консисторию, с возвращением сего фасада, уведомить».     3 июня 1844 года соответствующий указ был послан духовным властям[6].
 Самих проектных чертежей обнаружить не удалось, но из вышеприведенной цитаты следует, что при строительстве Успенской церкви был использован один из «образцовых» (типовых) проектов, рекомендованных, а по сути, обязательных к применению на местах. Автором-разработчиком подобных проектов являлся академик архитектуры К.А. Тон, ставший основоположником т.н. русско-византийского стиля.
«В 1841 году был принят закон, который указывал, что «могут с пользой принимаемы быть в соображении чертежи, составленные на построение православных церквей профессором Тоном». В 1844 году снова был издан альбом проектных чертежей построенных К.А. Тоном церквей и проектов храмов в русско-византийском стиле, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного использования и подражания. Все это не только узаконило стилистическую направленность церковной архитектуры, но пропагандировало и насаждало русско-византийский стиль как «национально-патриотический»[7].
Строительство каменной Успенской церкви началось в 1845 году[8]. Первоначально до 1848 года оно велось из строительных материалов, приготовленных неким господином Княгининским, а затем – только на средства прихожан и из их материалов. Стоимость строительства была примерно определена в 3150 рублей серебром[9]. Установить, кем являлся жертвователь на храм, пока не удалось, точно лишь можно сказать, что Княгининский не был местным помещиком.
В 1850 году были «кладкою окончены, но не покрыты» колокольня и трапезная, продолжалась кладка основного объема храма[10]. Она была закончена на следующий год[11]. Начавший строительство каменной Успенской церкви священник Иларион Гаврилов Разумов к этому времени скончался (видимо, в 1846 году). Дело продолжил его сын Афанасий Иларионов Разумов, окончивший Нижегородскую семинарию с аттестатом 2 разряда[12].
Клировая ведомость за 1856 год сообщает, что каменная Успенская церковь «пришла в окончание»[13]. Этим же временем она датируется в «Адрес-календарях Нижегородской епархии» за 1888 и 1904 годы[14]. Однако, как указывается в клировых ведомостях за более поздние годы, освящение главного престола состоялось лишь 14 августа 1857 года[15]. «В 1857-м же году в трапезе устроен теплый придел во имя св. Иоанна Златоустого, который освящен 6-го мая 1858-го года»[16].
 Длительность строительства (11 лет) и подготовки к началу богослужений (еще 2 года) относительно небольшого храма была явно вызвана отсутствием средств у прихожан и их «нерадением» к церкви. Об этом говорит характеристика церковного прихода, составленная в 1864 году, когда в нем числилось 788 душ мужского и 996 душ женского пола. При этом 165 мужчин и 205 женщин относились к «новокрещеным черемисам» (марийцам), подверженным «суеверию и языческим обычаям»[17]. Указывалось, что «прихожане Успенской церкви в религиозно-нравственном отношении стоят на низкой степени: к храму Божию мало усердны, отвлекаются как местными условиями быта и промышленности, так особенно отлучкою по воскресным дня на торг»[18]. Их материальное состояние при «средственном» качестве пахотной и сенокосной земли несмотря на занятия лесными промыслами оценивалось как «посредственное»[19].
После завершения возведения каменного храма, в 1857 году, «последовало дозволение на разломку ветхой деревянной церкви», с тем, чтобы «из годного оной леса устроить церковную деревянную ограду»[20], что и было позже выполнено[21].
Из дальнейшей строительной истории известен ремонт Успенской церкви «снаружи и внутри», произведенный на средства прихода в 1900 году[22], правда, в чем он заключался не установлено. Происходил он при настоятеле храма иерее Александре Святицком и церковном старосте Г.С. Ситалеве[23].
Некоторые сведения об Успенской церкви содержатся в описи ее страховой оценки от 5 июля 1910 года. Длина церкви с алтарем, трапезной и колокольней, представляющей в плане «корабль», согласно описи составляла 15 саж. 1 арш. (32, 66 м), наибольшая ширина (речь идет об основном объеме храма) – 5 саж. (10, 65 м), высота до верха карниза (венчающий карниз основного объема) – 4 саж. (8,52 м). Высота трехъярусной колокольни до верха карниза указана в 5 саж (10,65 м)[24]. Однако непонятно о каком карнизе идет речь: в натуре и основной объем храма с алтарной апсидой, и трапезная и нижний ярус колокольни имеют единый венчающий карниз (он прерывается треугольными полуфронтонами над южным и северным входами в собственно церковь), а карниз второго ее яруса расположен выше указанных параметров.
 Помимо большой главы названы две малых над алтарями. Снаружи здание было выбелено («окрашено известкой»), имело железную крышу, окрашенную зеленой масляной краской[25].
Из этой же описи видно, что внутри церковь была оштукатурена, три ее внутренние двери были обиты железом. Отапливалась она «двумя круглыми обшитыми железом печами»[26]. Видимо, они находились в трапезной, где был устроен теплый придел во имя св. Иоанна Златоуста (основной объем храма с главным престолом был холодным)[27].
Длина главного иконостаса составляла 4 саж. 2 верш. (8,61 м), высота – 5 саж. (10,65 м)[28]. Таким образом (если размеры указаны правильно), он был выше высоты основного объема храма и заходил в световой барабан. Иконостас в приделе имел высоту 6 арш. (4,26 м) и длину 9,5 арш. (6,75 м)[29].
Общая оценка здания составляла 25 000 рублей, иконостасы были оценены в 2500 рублей (главный) и в 500 рублей (придельный)[30].
Эти данные дополняются более ранними сведениями о том, что «церковные двери тверды, с надлежащими замками, во всех окнах имеются железные решетки»[31].
Анализ клировых ведомостей по 3 благочинническому округу Макарьевского уезда (к нему в конце XIX - начале XX века относился приход села Успенского) показывает, что в 1912 году в Успенской церкви был упразднен придел во имя св. Иоанна Златоуста. Этот вывод вытекает из того, что в ведомости за 1911 год указано два престола[32], а в ведомости за 1913 год обозначен лишь один главный престол во имя Успения Божия Матери[33]. Скорее всего, ликвидация придела была вызвана малочисленностью прихода, стремившегося сократить затраты на содержание храма.
После Октябрьской революции церковный приход села Успенского (оно входило тогда в Галибихинскую волость Красно-Баковского уезда Нижегородской губернии) продолжал существовать определенное время. В соответствие с обязательным постановлением Президиума губернского исполнительного комитета от 11 августа 1924 года были выполнены фиксационные чертежи Успенской церкви (план, фасад, разрезы, генплан), переданные  в архив Управления нижегородского губернского инженера 17 мая 1926 года. Их выполнил некто С. Катышев[34]
Следует отметить неточность чертежей, что вообще характерно для графических материалов этого фонда ЦАНО. Так, на плане церкви не показано алтарное окно, выходящее строго на восток, хотя оно существует в натуре, то же самое относится к нишам по бокам входа в основной объем храма, которые отсутствуют на чертеже южного фасада, неправильно передано окно первого яруса колокольни и его убранство на том же фасаде.  Не показаны также главки над престолами, иконостасы и печи, указанные в описи страховой оценки 1910 года. Вместе с тем, это единственный известный нам иконографический источник по памятнику, поскольку фотографий церкви нам пока найти не удалось.
Из внешнего убранства церкви обращают на себя такие детали, как разорванные треугольные полуфронтоны над окнами трапезной (имитация из кирпича завершений оконных наличн0иков, именуемых «петушиными гребнями», которые были характерны для эпохи московского, иначе «нарышкинского», барокко конца XVII века) и алтарной апсиды (здесь у них нет разрывов в верхней части). В нашем случае они практически никак не связаны с собственно обрамлением вытянутых в высоту и имеющих полуциркульное завершение оконных проемов, и их появление носит искусственный характер, что свидетельствует об эклектичности подходов к оформлению фасадов. Также эклектично выглядят восьмигранные световые проемы над южным и северным входами в храм, украшенными витражами в виде креста.
Из чертежей видно, что основной объем храма имел световой барабан со спаренными окнами, расположенными по странам света. Он завершался массивной  луковичной главой, выглядевшей несколько непропорциональной по отношению к другим частям здания церкви.
В комплекс Успенской церкви помимо храма входила также деревянная сторожка, построенная в 1894 году[35] (судя по фиксационному  чертежу, она находилась к юго-западу от церкви). При церкви также имелось кладбище, которое располагалось к востоку от нее между двумя оврагами.
Судя по всему, богослужение в Успенской церкви было прекращено после 1937 года, когда был репрессирован последний приходской священник Николай Мальцев[36].
Сейчас здание церкви находится в аварийном состоянии: обрушены церковная глава и своды над основным объемом храма и алтарной частью, уничтожено завершение северного портала, отсутствует крыша трапезной.
Приказом Департамента охраны историко культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24. 04. 2000 года № 5-ОД Успенской церкви села Успенского Воскресенского района Нижегородской области присвоен статус выявленного памятника архитектуры регионального значения.
В настоящее время нижегородским архитектором В.В. Ковалем начата разработка проекта реставрации Успенской церкви, которая позволит спасти храм от дальнейших разрушений и вернуть его к жизни.
 
Фиксационные чертежи Успенской церкви в селе Успенском, 1926 год (ЦАНО).
 
 
 
 
 
Успенская церковь в селе Успенском. Фото В.В. Коваля. Октябрь 2010 года.
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 7.02.2011

[1] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 222/1844 г. Л. 68; Оп. 558. Д. 314/1854 г. Л. 63.
[2] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Оп. 558. Д. 314/1854 г. Л. 63.
[3] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 222/1844 г. Л. 68.
[4] Там же. Л. 69 об.
[5] ЦАНО. Ф. 669. Оп. 318. Д. 1131. Л. 64.
[6] Там же.
[7] Пилявский В.И. Архитектура Российской Империи в эпоху капитализма (середина XIX в. – 1917 г.) // Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – Л., 1984. С.470.
[8] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 288/1851 г. Л. 43.
[9] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 135/1850 г. Л. 214.
[10] Там же.
[11] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 288/1851 г. Л. 43.
[12] Там же. Л. 44 об.
[13] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 360/1856 г. Л. 55.
[14] Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии – Н.Новгород, 1888. С. 880; Драницын Н.И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год  - Н.Новгород, 1904. С. 285.
[15] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 219/1859 г. Л. 61.
[16] Там же.
[17] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 158/1864 г. Л. 10.
[18] Там же.
[19] Там же. Л. 10 об.
[20] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 43/1857 г. Л. 3 об.
[21] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 20/1862 г. Л. 390.
[22] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 105/1908 г. Л. 127.
[23] Драницын Н.И. Указ. соч. С. 285.
[24] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1015. Л. 50.
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] Драницын Н.И. Указ. соч. С. 285.
[28] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1015. Л. 50.
[29] Там же.
[30] Там же.
[31] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 20/1862 г. Л. 390.
[32] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 116/1911 г. Л. 125.
[33] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 108/1913 г.
[34] ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 450.
[35] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1015. Л. 50 об.
[36] Сведения предоставлены директором Церковно-археологического музея Нижегородской епархии О.В. Дегтевой.

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И.
  • Размер: 18.89 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100