space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области (20.97 Kb)

 

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

Данная статья основана на материалах к проекту реставрации памятника архитектуры регионального значения – Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области. При работе над ней были использованы материалы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО) и Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге, а также сведения из «Адрес-календарей Нижегородской епархии».  

Ныне существующая каменная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Васильсурского (Васильского) уезда Нижегородской губернии) заменила сгоревшие деревянные храмы, построенные в XVIII веке.

Из архивных документов известно, что разрешение на строительство «теплого» (отапливаемого) деревянного храма с посвящением «во имя Тихвинской Божией Матери» было дано 8 апреля 1769 года епископом Феофаном (тогда село Кекино входило в состав Курмышской пятины Курмышского уезда). К марту 1771 года церковь была построена и снабжена всем необходимым для совершения богослужений, после чего последовал указ о ее освящении[1]. Вторая деревянная церковь (вероятно, неотапливаемая – «холодная») с посвящением главного престола Николаю Чудотворцу, а придела – святителю Димитрию Ростовскому, «по свидетельству надписи на кресте, во святом алтаре стоящем», датировалась 1768 годом[2].

Обе деревянные церкви сгорели[3]. Пожар произошел между 1810 и 1814 годами: на первую дату деревянные храмы еще существовали, а последней в «Адрес-календаре Нижегородской епархии» датируется существующая каменная церковь[4].

Впрочем, последняя дата отмечает или начало строительства, или получение разрешения на возведение нового храма. Это явствует из ведомости о церкви в селе Кекино 1820 года. К тому времени здание церкви, правда, было уже построено, но освященным являлся только «левый» (северный) придел во имя святителя Димитрия Ростовского в трапезной. В «настоящей» церкви не имелось тогда ни иконостаса, ни образов, а в «правом» (южном) приделе во имя Николая Чудотворца иконостас еще не был окрашен, и образа к нему не были написаны. С запада над «папертью» велось строительство колокольни. Специально отведенного кладбища в селе не существовало. Захоронения производились на неогороженном кладбище около церкви[5].

Священником, возводившим каменный храм, являлся Михаил Ермолаев. В 1820 году ему было 34 года. В селе Кекино он служил с 1812 года, а до этого он обучался в Нижегородской духовной семинарии, откуда был уволен «из риторики»[6] (то есть из младшего класса). В его приходе насчитывалось 653 души «мужеска пола»[7]. В основном это были крепостные крестьяне генерал-майора Ильи Даниловича Мамаева, «тщанием которого» и строилась церковь[8].

Ведомость о церкви, составленная в 1820 году, датирует освящение придела во имя Димитрия Ростовского 1817 годом[9], однако этому противоречит сообщение из описи церковного имущества 1848 года, в которой указано, что антиминс для престола этого придела был «священнодействован» нижегородским епископом Моисеем только в 1818 году[10]. Эта же дата освящения названа в клировой ведомости 1908           года[11]. Придел во имя Николая Чудотворца был освящен в 1822 году, после 28 мая (дата, когда для него был «священнодействован» антиминс)[12]. Освящение главного алтаря в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы состоялось в 1826 году (после 10 октября, опять же, исходя из даты освящения антиминса)[13].  Все три престола были освящены протоиерем города Василя и благочинным Иоанном Петровым[14]. Из вышесказанного следует, что окончательно ныне существующая церковь была отделана и полностью «вступила в строй» через 12 лет после начала ее  возведения.

И.Д. Мамаев предполагал устроить еще один придел на втором этаже трапезной (для этого, как показали натурные исследования, она была надстроена), но этот замысел так и остался неосуществленным[15].

К сожалению, автор проекта храма в Кекино не установлен: проектные чертежи нами не обнаружены. Удалось лишь выяснить, что согласно описи 1848 года «фасада и плана на церковь» в приходе не имелось[16].

Тихвинская церковь выстроена в классицистическом стиле, господствовавшем в русской архитектуре начала XIX века, правда, с пережитками барокко (построение основного объема по типу «восьмерик на четверике»). Отсюда, соответственно, происходит ее объемно-пространственное решение и декоративное убранство. В плане церковь имеет трехчастное построение, характеризуемое наличием в композиции храмовой части (основной объем, «настоящая» или собственно церковь) с алтарным выступом, трапезной и колокольней. Структура ее одноосная: последовательно поставленные храм, трапезная и колокольня формируют продольную ось (тип «корабль»). При этом за счет расширения трапезной для устройства приделов ее стены выступают за габариты храмовой части, которая, как и колокольня с пристроенными по бокам ее палатками, значительно уже. В.А. Каравашкин выделяет такие церкви в группу с «динамичной планировкой»[17]. Построение здания симметричное: продольная ось проходит по центру сооружения.

Собственно церковь, как уже говорилось выше,  образована четвериком в два света, над которым расположен также световой восьмерик, перекрытый куполом. Выше находился глухой барабан с небольшой главкой, увенчанной крестом. Входные проемы в основной объем церкви, расположенные с севера и юга, отмечены треугольными фронтонами. Алтарная апсида полукруглая, с четырьмя окнами. Колокольня, имеющая четыре разновеликих яруса, выделенных снаружи продольными членениями (карнизами), увенчана шпилем. С ее западной стороны устроен вход, ведущий в трапезную, на второй этаж которой, имевший арочные окна, можно было попасть со второго яруса колокольни. На саму колокольню вела лестница, начинавшаяся в северной палатке. В целом, внешнее классицистическое убранство церкви довольно скупо, что характерно для провинциальных храмов.

Согласно описи имущества Тихвинской церкви, составленной в 1848 году[18], она была выбелена снаружи. Над главой собственно храма находился железный осьмиконечный крест, покрытый листовым золотом, такой же железный позолоченный крест находился на колокольне. Главы на церкви и колокольни были обиты белым листовым железом. Купола церкви и колокольни, примыкавшие к ней палатки, алтарь и трапезная были покрыты железом, окрашенным зеленой краской. Входные двери в собственно храм и ведущие из первого яруса колокольни в трапезу описываются как двойные – изнутри деревянные, снаружи металлические, окрашенные в зеленый цвет. Западные двери «паперти», то есть ведущие в колокольню, названы «деревянными растворчатыми». В окнах первого и второго света четверика храма и трапезной находились железные решетки, в окнах восьмерика, полуциркульных окнах фронтонов и второго этажа трапезной – проволочные сетки. Этот этаж пустовал, поскольку, как уже говорилось выше, дополнительный придел здесь не был устроен. Одна из приколоколенных палаток («караулен») использовалась для «жительства караульщика», вторая – для хозяйственных нужд (вероятно, та, где находилась лестница).

На ярусе звона колокольни находилось семь колоколов. Самый большой из них, «весом во сто четыре пуда шесть фунтов», был приобретен коллежским секретарем (чин Х класса, соответствовавший тогда армейскому званию штабс-капитана) Иваном Зиминым, являвшимся прихожанином церкви.

Эта же опись дает представление об интерьерах и внутреннем убранстве Тихвинской церкви.

В собственно храме стены были «подбелены», а купол «окрашен голубою краскою», пол выполнен из кирпича. Находившиеся в алтарной апсиде престол и жертвенник были обиты медью с вычеканенными на ней изображениями. Столярной работы пятиярусный иконостас был выкрашен под красное дерево. Местами его украшала позолоченная резьба, он также имел колонны, выкрашенные «под вид зеленого мрамора с волнами», покрытые лаком. Перед иконостасом находился «возвышенный на две ступени» деревянный амвон, окрашенный в красный цвет, имевший «по обеим сторонам… преграды деревянные столярные», также окрашенные.

Стены и своды трапезной, в которой располагались два придела, были оштукатурены и выбелены. Ровный кирпичный пол не выделял алтарные части приделов. Оба престола были выполнены из дуба. Столярной работы трехъярусный иконостас придела в честь Николая Чудотворца, окрашенный в зеленый цвет, местами украшала позолоченная резьба. Двухъярусный иконостас придела в честь Димитрия Ростовского, также столярной работы, был выкрашен «темною краскою» и местами имел вызолоченную резьбу. Амвоны отсутствовали.

Также из описи 1848 года следует, что к этому времени территория вокруг церкви («погост церковный») размером 28 х 28 сажен (59,64 х 59,64 м) была уже огорожена[19]. Кроме того, в селе появилось отдельно расположенное кладбище, на котором находилась каменная часовня-столбовка[20]. Ранее, как видно из документа 1820 года, умерших хоронили на неогороженной территории рядом с церковью[21].

Следующая опись имущества Тихвинской церкви, составленная в 1887 году, упоминаемая в клировых ведомостях[22], в делах Центрального архива Нижегородской области не обнаружена. Видимо, она не сохранилась.

Некоторые дополнительные сведения о состоянии памятника на начало ХХ века дает ведомость страховой оценки «строений, принадлежащих Тихвинской церкви в селе Кекино», составленная в июне 1910 года[23]. По ней, в частности, устанавливаются размеры иконостасов: главный имел длину 4 саж., высоту 5 саж., придельные в трапезе – 4 саж. и 2 саж. соответственно    (1 саж. = 2,13 м). Отапливалась церковь двумя голландскими печами, находившимися, по всей видимости, в трапезной. В данной ведомости колокольня церкви названа двухъярусной. Это можно объяснить тем, что за ярус принималось внутреннее пространство между перекрытиями, причем нижний входной ярус не учитывался. Указывалось, что «строение хорошо сохранилось». Страховая оценка церкви вместе с колокольней и иконостасами составляла 4500 рублей.

После Октябрьской революции церковный приход Тихвинской церкви села Кекино, входившего тогда в Лысковский уезд Нижегородской губернии, продолжал существовать определенное время. В соответствие с обязательным постановлением Президиума губернского исполнительного комитета от 11 августа 1924 года в 1925 году были выполнены фиксационные чертежи Тихвинской церкви (план, фасад, разрезы, генплан). Они сохранились  в фонде Управления нижегородского губернского инженера, куда были переданы 19 мая 1926 года[24]. Следует отметить схематичность этих чертежей: на них не показаны печи, которыми отапливалась церковь, пропорции церковной главки не соответствуют действительным, которые зафиксированы на фотографии начала 1960-х годов и т.п.

Каких-либо кардинальных перестроек и переделок здания церкви за  период XIX – начала ХХ века в архивных документах не отмечено. Изменения коснулись заполнений окон второго этажа трапезной, где, судя по сохранившимся остаткам, вместо проволочных сеток появились металлические решетки. Кроме того, на чертежах 1925 года не показано второе окно в одной из приколоколенных палаток, вероятно, ликвидированное к тому времени.

В комплекс Тихвинской церкви входила также деревянная сторожка (караулка), находившаяся к юго-западу от здания. (Она показана на плане 1925 года). Остальные строения, принадлежавшие до Октябрьской революции церковному причту, к этому комплексу не относились.

Из событий 1920-х годов известен пожар и связанное с ним составление фиксационно-проектных чертежей церкви. Датируются они (план и разрезы) 1926 – 1927 годами[25]. По этим чертежам можно сделать вывод, что в результате пожара пострадала трапезная, у которой предполагалось заменить крышу.

Богослужение в Тихвинской церкви было прекращено в 1930-е годы, приход ликвидирован. Ее здание использовалось под хозяйственные нужды. В настоящее время здание церкви находится в состоянии близком к аварийному. У храма отсутствуют покрытие купола и глава, крыша над трапезной, завершение колокольни. Приколоколенные палатки полностью разрушены. Своды и столбы в трапезной находятся в руинированном состоянии. Интерьерное убранство практически утрачено.

По решению Горьковского облисполкома от 18 декабря 1989 года        № 471 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры местного значения» Тихвинская церковь является памятником архитектуры. В соответствие с ныне действующим законодательством это объект культурного наследия регионального значения.

В настоящее время ведется реставрация данного архитектурного памятника по проекту, разработанному нижегородским архитектором В.В. Ковалем.

 

 Генплан села Кекино. Конец XVIII в.

Генплан села Кекино. Конец XVIII в. (ЦАНО).

 

Фиксационные чертежи Тихвинской церкви в селе Кекино, 1925 год

Фиксационные чертежи Тихвинской церкви в селе Кекино, 1925 год

Фиксационные чертежи Тихвинской церкви в селе Кекино, 1925 год. (ЦАНО).

 

Тихвинская церковь в селе Кекино. Виды до реставрации. Фото В.В. Коваля, 2011 год

Тихвинская церковь в селе Кекино. Виды до реставрации. Фото В.В. Коваля, 2011 год

Тихвинская церковь в селе Кекино. Виды до реставрации. Фото В.В. Коваля, 2011 год.

 

Публикуется впервые


[1] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Год 1771. Д. 40.

[2] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Год 1810. Д. 28. Л. 30 об. – 31. Датировка другой (Тихвинской) церкви в этом документе тем же 1768 годом ошибочна.

[3] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Год 1820. Д. 176. Л. 245.

[4] Драницын Н.И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 г. – Н. Новгород, 1904. С. 221.

[5] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Год 1820. Д. 176. Л. 245.

[6] Там же. Л. 246 – 247.

[7] Там же. Л. 247.

[8] Там же; ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Год 1848. Д. 278. Л. 1; Оп. 559. Год 1916.  Д. 108. Л. 100.

[9]  ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Год 1820. Д. 176. Л. 245.

[10] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Год 1848. Д. 278. Л. 10 об.

[11] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Год 1908. Д. 84. Л. 64.

[12] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Год 1848. Д. 278. Л. 8 об.

[13] Там же. Л. 3 об.

[14] Там же. Л. 3 об., 8 об., 10 об.

[15] Там же. Л. 2.

[16] Там же. Л. 24 об.

[17] Каравашкин В.А., Шумилкин С. М.  Каменное храмовое зодчество Нижегородской губернии XVIII века. – Н. Новгород, 2011. С. 19 – 20.

[18] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Год 1848. Д. 278.

[19] Там же. Л. 1.

[20] Там же. Л. 24 об.

[21] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Год 1820. Д. 176. Л. 245.

[22] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Год 1916. Д. 108. Л. 101.

[23] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 991. Л. 33.

[24] ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 544.

[25] ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 1. Год 1927. Д.28.

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 14.06.2014
  • Автор: Давыдов А.И. (post@etnos-nn.ru)
  • Ключевые слова: Кекино, Воротынский район, культовое зодчество, Тихвинская церковь, архитектурная реставрация, Нижегородская область
  • Размер: 20.97 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100