space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы (21.11 Kb)

 

Объект экспертизы:

Документация, обосновывающая включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – Богоявленской церкви, 1859 г., расположенного по адресу: Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, 52, (далее – Объект) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории  культуры) народов Российской Федерации.

 

Цель экспертизы:

Определение обоснованности (положительное заключение) / необоснованности (отрицательное заключение) включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – Богоявленской церкви, 1859 г., расположенного по адресу: Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, 52, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Перечень документов, представленных для экспертизы:

- Текстовой материал «Обоснование для постановки Богоявленской церкви 1859 г. на государственный учет» (ООО «АРМ», Северодвинск, 2014 г.).

- Альбом фотофиксации Богоявленской церкви, 1859 г., в с. Тельвиска Ненецкого автономного округа.

- Архивные фотографии Богоявленской церкви, 1859 г., в с. Тельвиска.

- Технический паспорт на здание клуба, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, д. № 52, составленный филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Ненецкому автономному округу.

- Кадастровый паспорт на здание клуба, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, д. № 52 от 03 сентября 2010 г.

- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание клуба по адресу: Ненецкий автономный округ, село Тельвиска, д. 52 от 05 октября 2010 г.

Сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов:

В процессе государственной историко-культурной экспертизы экспертом использованы необходимые сведения  о Богоявленской церкви, расположенной по адресу: Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, 52, проведен анализ состава представ­ленной документации, выполненной в 2014 году ООО «Архитектурно-Реставрационная Мастерская». Проведены консультации с историко-культурным и ландшафтным музеем-заповедником «Пустозерск», дополнительные историко-библиографические изыскания и аналитическое исследование сведений и материалов, содержащихся в представленной документации, а также в литературных источниках для определения обоснованности (положительное заключение) / необоснованности (отрицательное заключение) включения здания Богоявленской церкви в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований:

 

 Сведения о наименовании Объекта:

Богоявленская церковь, 1859 г.

 

Сведения о местонахождении Объекта:

Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, 52.

 

Сведения о категории историко-культурного значения Объекта:

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия.

 

Граница территории Объекта:

Граница территории Объекта не установлена. Землеотвод не осуществлен. Предлагается установить границу территории Объекта в габаритах здания церкви.

 

Краткие исторические сведения:

Из предоставленной Заказчиком документации, а также дополнительно собранных литературных источников установлено, что решение о создании Тельвисочного «самоедского» (ненецкого) прихода и строительстве церкви в Тельвиске с престолом во имя Богоявления Господня было принято в мае 1856 года. Деревянный храм строился на пожертвования местных крестьян и чердынского купца Н.Я. Мичурина. Сосновый лес, фундаментный и цокольный камень заготавливался по рекам Цильма и Ижма. Мастером выступал крестьянин Мезенского уезда Ижемской слободки деревни Красноборской П.Г. Канев, строивший до этого церковь в Пустозерске. Храм возводили «по плану и фасаду»,  составленным инженером Брянцевым, присланным из Архангельской духовной консистории. Исходя из существовавшей тогда практики, можно предположить, что чертежи были составлены на основе официально утвержденных и обязательных к применению проектов сельских приходских церквей.

Строительство храма было закончено в августе 1859 года, в ноябре того же года он был сдан подрядчиком комиссии во главе с благочинным священником Усть-Цилемского прихода о. Александром Ульяновским. В след за авторами представленного на рассмотрение обоснования Эксперт согласен принять указанную дату за  время возникновения Объекта.

Иконостас церкви был изготовлен тем же мастером-строителем храма – П.Г. Каневым. 24 иконы для него написал пермский мещанин П.Д. Баталов. Три небольших колокола для церковной колокольни доставил из Перми упоминавшийся выше купец Н.Я. Мичурин. Богоявленская церковь в селе Тельвисочном была освящена в августе 1862 года.

По своей планировке церковь представляла «корабль» - традиционный тип православных храмов, узаконенный духовными властями, когда по линии запад – восток последовательно располагались паперть с колокольней, трапезная, моленный зал («собственно церковь») и алтарная апсида. Анализ представленных материалов позволяет говорить, что при строительстве были допущены некоторые отступления от проекта (чертежи проекта см.: Окладников Н.А., Матафанов Н.Н. Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр. – Архангельск, 2008. С. 263, 264). В частности, алтарная апсида была выполнена не пятигранной, а трехгранной, зато здесь же с севера и юга появились прямоугольные прирубы ризницы и пономарни. Судя по архивной фотографии, также по-другому были исполнены колокольня и завершение основного объема храма, что обусловлено применением деревянных материалов (на проектном чертеже их решение больше соответствует каменному строительству).

Первоначально Богоявленская церковь не была обшита и имела тесовую кровлю. К существенным переделкам в процессе последующих ремонтов относятся обшивка здания тесом с покраской в белый цвет в 1873-1874 годах, покрытие крыши листовым железом с покраской «медянкой» в зеленый цвет в 1908 году. Согласно описи 1892 года вокруг церкви имелась прочная деревянная ограда, а в 1904 году  она была обнесена высоким деревянным забором. Известно, что церковь отапливалась, но, скорее всего, отапливаемым помещением являлась лишь трапезная.

В Тельвисочный самоедский приход входило огромное пространство Большеземельской тундры, с кочующими по ней (и даже за Уралом) ненцами, остров Колгуев, где в 1875 году была построена приписная к приходу Спасская церковь. Еще одна приписная Никольская церковь, построенная в 1886 году, находилась в становище Никольское (поселок Хабарово) на Югорском Шаре. Прихожанами Богоявленской церкви в Тельвиске были также жители близлежащих деревень Макаровской и Екушенской, рабочие и служащие лесопильных заводов предпринимателей А. Либдека и Ульсена («Стелла Поларе») на Печоре. Это был самый северный церковный приход Европейской части России.

Члены причта Богоявленской церкви постоянно выезжали в кочевья болшеземельских ненцев, на Югорский Шар и остров Колгуев для ведения священнической и миссионерской деятельности. Кроме того, они занимались обучением грамоте ненецких детей. Существовала церковно-приходская школа и в самой Тельвиске, размещавшаяся в церковной трапезной. Она была открыта 1 сентября 1887 года. В разное время в ней обучалось от 6 до 12 крестьянских мальчиков. Занятия с детьми велись на безвозмездной основе. В церковной библиотеке в 1911 году насчитывалось около 300 наименований книг, выписывались периодические издания духовного содержания. За свою деятельность священники Тельвисочного прихода неоднократно поощрялись епархиальными властями.

Таким образом, Богоявленская церковь в Тельвиске на протяжении второй половины XIX и начала ХХ века была духовным и просветительским центром для ненецкого и русского населения огромных просторов северной тундры.

В советское время богослужение в Богоявленской церкви было прекращено. С 1920-х годов в храме размещался сельский клуб, позже – Дом культуры. При приспособлении здания под светское учреждение, оно лишилось своих исторических завершений и западного крыльца, а также убранства интерьеров, включая иконостас. Утрачена также старая ограда церкви.

 

Сведения о современном использовании Объекта:

В настоящее время Объект не используется.

 

Сведения о собственниках Объекта:

Объект находится в собственности муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа.

 

Описание Объекта и его характеристика:

Здание бывшей Богоявленской церкви расположено в центре села Тельвиска. Судя по представленным описанию и фотографиям, оно в целом сохранило историческую планировочную структуру с делением на паперть (с двумя прирубами, где раньше располагались сторожка и кладовая), трапезную, моленный зал (он шире трапезной), алтарную часть с трехгранным выступом и примыкающими по бокам помещениями бывших ризницы и пономарни. Колокольня и завершения (барабан, глава с крестом) над срубом собственно церкви (моленным залом) утрачены при перестройке под сельский клуб. Эти утраты отрицательно сказались на градостроительном значении Объекта: до сноса названные храмовые завершения просматривались с разных сторон (в том числе с протоки Городецкий Шар), являясь архитектурными акцентами. Однако, несомненно, градостроительное значение Богоявленской церкви во многом будет восстановлено в случае проведения научной реставрации.

Рубленая из дерева церковь опирается на белокаменный фундамент. Стены здания обшиты тесом и выкрашены в зеленый цвет. Современная крыша – шиферная. Сохранились профилированные карнизы, восходящие к элементам каменной классицистической архитектуры, опоясывающие по верху всё здание. Это наглядное свидетельство воздействия на деревянное зодчество официальных властей, во многом стремившихся к строгому единообразию культовых сооружений.

Другие изменения, как указывается в тексте «Обоснования», также связаны с приспособлением бывшего церковного здания под сельский клуб. На фасадах переделаны окна, часть первоначальных оконных проемов зашита, устроены дополнительные входы и дощатые пристройки, в алтарной части располагается котельная с металлической трубой. В интерьерах спилена стена между трапезной и основным молитвенным помещением, стены и потолок обшиты новыми материалами, установлены радиаторы парового отопления. Общее состояние сруба и конструкций здания – неудовлетворительное.

Тем не менее, Богоявленская церковь до конца не утратила свое архитектурное значение. Ее первоначальный облик, который может быть возвращен в процессе реставрации, является примером официального сельского церковного строительства середины XIX века на Севере. Еще больше историческая и культурная ценность Богоявленской церкви. Как уже отмечалось выше, она на протяжении многих десятилетий являлась духовным центром огромного по площади края, центром распространения православия среди коренного ненецкого населения. Храм - подлинный свидетель миссионерской и просветительской деятельности священников Тельвисочного самоедского прихода. В память об одном из них – Германе Игумнове, репрессированном в 1930-е годы, на фасаде здания установлена мемориальная доска (к сожалению, в ее тексте церковь ошибочно названа Никольской). В представленном «Обосновании» совершенно справедливо подчеркивается, что в настоящий момент Объект – «последняя в данном регионе сохранившаяся на своем месте церковь». К тому же, это единственное на огромной тундровой территории историческое культовое здание.

Перечень использованных документов, материалов, специальной, технической и справочной литературы:

Помимо представленной Заказчиком документации использованы следующие публикации:

- Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. – Архангельск, 1895.

- Окладников Н.А., Матафанов Н.Н. Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр. – Архангельск, 2008.

- Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. – М., 1974.

 

Обоснования вывода экспертизы:

Экспертное заключение подготовлено по результатам изучения представленной Заказчиком на экспертизу документации по объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия - Богоявленской церкви, 1859 г., расположенного по адресу: Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, 52,  историко-библиографических исследований и консультаций, проведенных Экспертом с историко-культурным и ландшафтным музеем-заповедником «Пустозерск», и основывается на содержании Федерального закона от 25.06.2002 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Проведенные исследования, изученные материалы и документы дают необходимую полноту и информативность для вынесения решения, обладают объективностью в освещении истории и оценке историко-культурной, архитектурно-художественной и градостроительной значимости Объекта. Анализ имеющихся материалов и документов, историко-культурные характеристики Объекта, приведенные  выше в Акте экспертизы, позволяют говорить о высокой степени его ценностных показателей для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 Другие факторы, как-то нарушения исторической внутренней планировочной структуры, изменения на фасадах и в интерьерах, общее техническое состояние здания, утрата завершений храма и колокольни в данном случае не являются решающими при рассмотрении вопроса о включении Объекта в госреестр памятников истории и культуры.

Таким образом, в результате проведенной экспертизы установлено, что Объект представляет значительную ценность в историческом, культурном и архитектурном отношении, имеет особое значение как подлинный источник по истории региона, его культуры и архитектуры.

 

Вывод экспертизы:

Объект – Богоявленская церковь,  1859 г., расположенный по адресу: Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, с. Тельвиска, д. 52, обладает высокими историческими, культурными и архитектурными ценностными характеристиками. Включение его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ОБОСНОВАНО (положительное заключение).

Рекомендуемая категория историко-культурного значения - объект культурного наследия регионального значения.

Наименование – Богоявленская церковь,  1859 г.

Вид – памятник.

Общая типологическая принадлежность – памятник истории, памятник архитектуры.

Предлагаемый предмет охраны Объекта:

К особенностям Объекта, служащим основанием для включения его в реестр (помимо исторических событий с ним связанных), подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны) относятся: местоположение, общее первоначальное объемно-пространственное решение (без поздних дощатых пристроев), несущие стены в подлинных материалах, убранство фасадов (обшивка тесом, профилированные карнизы).

 

Государственный эксперт МК РФ

А.И. Давыдов

 

28 октября 2014 г.

 

Современный вид села Тельвиски

Современный вид села Тельвиски

 

Богоявленская церковь. Общий вид с юга

Богоявленская церковь. Общий вид с юга

 

Богоявленская церковь. Вид с запада

Богоявленская церковь. Вид с запада

 

Богоявленская церковь. Вид с востока

Богоявленская церковь. Вид с востока

 

Богоявленская церковь. Интерьер храма

Богоявленская церковь. Интерьер храма

 

Фотофиксация выполнена в августе 2014 г.

 

 

 Публикуется впервые


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 11.01.2015
  • Автор: Давыдов А.И. (post@etnos-nn.ru)
  • Ключевые слова: Тельвиска, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, Русский Север, культовое зодчество, христианизация ненцев, охрана объектов культурного наследия, историко-культурная экспертиза
  • Размер: 21.11 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100