space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря (21.18 Kb)

 

         Данная статья основана на исторической записке, входящей в состав проекта реставрации Троицкого собора (объекта историко-культурного наследия регионального значения) Троицкого Белбажского  монастыря, расположенного в селе Белбаж Ковернинского района Нижегородской области.

         Проект реставрации Троицкого собора разрабатывался в период с марта по октябрь 2015 года коллективом нижегородских архитекторов-реставраторов в составе В.А. Широкова,  Э.Г. Титова и  Е.Н. Вандышева, при участии инженера-конструктора А. Кириллова, под научным руководством архитектора-реставратора первой категории В.В. Коваля.

         При составлении исторической записки использовались документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт-Петербург), Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО, г. Нижний Новгород), Государственном архиве Нижегородской области № 3 (ГАНО № 3, г. Балахна). Кроме того, в качестве источников информации послужили публикации в периодической дореволюционной печати, касающиеся истории Троицкого Белбажского женского монастыря, а также различные справочно-статистические издания по истории  российских православных монастырей.

         Для реконструкции внешнего облика и планировочной структуры  Троицкого собора использовались фотографии из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника (КГИАХМЗ, г. Кострома), а также обмерные фиксационные чертежи из  фондов Центрального архива Нижегородской области.

 

* * *

         Троицкий Белбажский монастырь (в настоящее время – один из скитов Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря) расположен на территории Ковернинского района Нижегородской области. Согласно дореволюционному административно-территориальному делению Троицкий Белбажский второклассный женский монастырь, находился на территории Макарьевского уезда (Ковернинская волость) Костромской губернии [1]. В 1922 году Ковернинская волость вошла в состав Семеновского уезда Нижегородской губернии. 10 июня 1929 года был образован Ковернинский район [2].

         Троицкий Белбажский женский монастырь, расположенный на левом берегу  речки Белбаж, при Покровской слободе, был основан в 1708 году по указу Государя Императора Петра I строителем Переяславского Николаевского монастыря игуменом Питиримом (ставшим впоследствии архиепископом Нижегородским и Алатырским) [3]. Этот монастырь был создан с миссионерской целью для увещевания и обращения из церковного раскола беглых крестьян. Еще в XVII столетии здесь, в глухих Заволжских лесах на берегу речки Белбаж, возникли старообрядческие скиты. Топонимическое название речки Белбаж, притока Керженца, по одной из версий,  возникло от слова "Белмаш", "Беглаж" – то есть  беглый,  беглец. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина приводится иное объяснение данного названия: от марийского «бел» – «половина» и «важ» – «корень, исток», то есть место раздвоения реки [4].

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой  стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки [5]. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом» [6].

      К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя [7].

         Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный  деревянный храм.

         В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: "...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать" [8]. Спустя два года, в мае 1722 года, "...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити" [9]. Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов)  являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов [10].

         В настоящее время известно еще о пяти  церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.)  и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке [11].

         В ходе строительства Белбажского Троицкого собора выяснилось, что ранее заготовленный для монастырского храма кирпич оказался не пригодным, так как он вымерз в зимнее время. «...Кирпич делать подряжены были деревни Михайлова Кирило Михайлов Рысь да Пафнутовской волости Павел Панкратов, и тот кирпич худ был и в тех сараях морозом разорен»      [12 ].        В связи с этим, уже в 1723 году балахнинец Аника Филиппов подрядился изготовить новый кирпич. А на следующий год подмастерье из Городецкой волости Филипп Савельев "с каменными мастерами белый камень тесали и стены клали <...> и своды в выпусках у трапез сводили" [13]. В 1725 году, в период с апреля по сентябрь, строительство храма продолжилось: «...подмастерье Филипп, с мастерами, клал стены, церковные столпы апреля с 18 числа, и свели на церкве самого последнего осьмерика свод сентября 18 дня, а на своде шею отделали того же сентября 21 дня, извести изошло 54 творила» [14]. А уже на следующий год  подмастерье Филипп Савельев со своей артелью занимался обмазкой стен Троицкого собора. Кроме этого, в  том же 1726 году в храме столяр Иван Яковлев  "иконостас со святыми иконами ставил" [15].

Освящение Троицкого собора основателем монастыря Преосвященным архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом было совершено 4 июня (по ст. стилю) 1726 года при настоятельнице игуменьи Софии и ее помощнице казначеи Тавифе [16].       

Первоначально храм имел продольно-осевую планировочную композицию по типу «корабль», в которой трапезная, четверик и алтарь были равны по ширине, а колокольня  имела шатровое завершение. Свой нынешний облик  Троицкий собор приобрел после ряда планомерных реконструкций  XIX века, хронология которых приведена ниже. Крещатый план собора (латинский крест, вершиной которого служит трёхапсидный алтарь) складывается из квадратной в плане храмовой части, представляющей собой трёхсветный четверик с двухъярусным световым барабаном и трёхапсидным алтарем, равных по объему северного и южного приделов, а также трапезной с притвором, из которого «вырастает» трёхъярусная классицистическая колокольня. С запада  вход предваряет закрытая высокая паперть. Строгую симметрию плана нарушает объем паперти южного придела. Здание собора имеет высокое "подцерковье" (подвал) [17].

         В начале XIX столетия, по благословению епископа Костромского и Галичского Евгения (Романова), при игуменье Маргарите, монастырский собор был расширен за счет пристройки к нему с южной и северной стороны приделов (в 5 сажен длины и 3,5 сажени ширины) [18]. В 1809 году на средства нижегородской купчихи Анастасии Андреевны Извольской (супруги купца 2-ой гильдии Н.Н. Извольского) был освящен южный придел – в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы [19]. На следующий 1810 год состоялось освящение северного придела – во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенного на средства купчихи из города Кинешмы Клеопатры Васильевны Талановой [20]. Таким образом, монастырский собор стал трехпрестольным [21].

         В 1815 году, по благословению епископа Костромского и Галичского Сергия (Крылова-Платонова), при игуменье Софии (Померанцевой), у Троицкого собора с западной стороны была расширена трапезная часть, и взамен шатровой колокольни выстроена новая. Вновь возведенная в классицистическом стиле колокольня имела высокой шпиль, которой был обит листовым железом и увенчен четырехконечным крестом с вызолоченным яблоком [22]. До 1920-х годов на храмовой колокольне находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 115 пудов [23].

         Согласно описи церковного имущества, составленной в 1863 году, в середине XIX столетия Троицкий собор монастыря имел следующий облик: "...зданием каменный, видом крестообразный, вышина настоящей церкви 28 саженей, длина 17 саженей, ширина 11 саженей, с куполом о трех ярусах, об одной главе, с двумя по сторонам приделами, на коих, равно как и на алтаре и трапезе, имеются четыре главы, с колокольней каменной о трех ярусах" [24].

         Еще одно описание Троицкого собора приводится в монастырской летописи составленной в начале XX столетия священником А.Ф. Перебаскиным: "<Церковь> зданием каменная, холодная крестообразная, с куполом,  трехъярусная об одной главе, с двумя по сторонам приделами и колокольнею, снаружи отбелена; в длину имеет 14 сажен, покрыта листовым железом, выкрашенным зеленою краскою; над главным алтарем, трапезою и приделами имеются четыре главы. Кресты на всех главах – железные прорезные, четырехконечные, с цепями, выкрашены белою краскою" [25].

         В XIX столетии стены и своды внутри Троицкого собора были расписаны изображениями, повествующими о Евангельских событиях, а паперть и колокольня побелены [26]. Приделы его были расписаны позднее, чем основной четверик, только в начале XX века. Троицкий храм являлся не отапливаемым (летним), при этом полы в нем были деревянными [27].

         После революции Троицкий Белбажский женский монастырь просуществовал до  1922 года. Тогда же, взамен монастыря, из числа сестер обители была организована сельскохозяйственная артель.

         В 1921 году, была создана специальная комиссия по ликвидации Белбажского монастыря. 31 апреля 1921 года данная комиссия вынесла постановление о том, чтобы два монастырских храма Троицкий (летний) и Введенский (зимний) передать в распоряжение монахинь, но с тем, условием, что "крестьяне ближайшей деревни своим входом в состав религиозной общины <...> дадут средства для содержания этих церквей и их причтов" [28]. Таким образом, два бывших монастырских храма станли приходскими церквями.

         Позднее в 1920-е годы на территории бывшего Белбажского монастыря были организованы различные деревообрабатывающие производства, общежитие для рабочих, детсад и больница.

         21 июня 1934 года Президиум Ковернинского районного исполнительного комитета обсудил вопрос "О закрытии Троицкой церкви в селе Белбаж, находящейся на территории ранее ликвидированного Белбажского монастыря" [29]. 6 июля 1934 года президиум Вязовского с/совета Ковернинского района рассмотрел заявление Белбажской деревообрабатывающей артели о закрытии Троицкого собора. При этом  в дальнейшем в храме предполагалось разместить электростанцию и производственные цеха [30].

          28 июля 1934 года решение о ликвидации зимней и летней церкви на территории бывшего Белбажского монастыря было рассмотрено и утверждено на очередном заседании краевой комиссии по культам Президиума Горьковского Крайисполкома [31].  В январе 1936 года в  стенах монастыря была организована Залесная МТС. Все здания были переданы под мастерские, склады, гаражи, и квартиры работников. В дальнейшем в Троицком соборе долгие годы размещались электроподстанция и сушилка для древесины.

Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 19.01.1999 года за № 8 комплекс Троицкого монастыря в селе Белбаж Ковернинского  района был взят на государственную охрану как объект историко-культурного наследия (памятник архитектуры)  регионального значения.

         Весной 2009 года на территории бывшего Белбажского женского монастыря был открыт скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) совершил чин освящения трапезного храма в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя четыре года, 19 ноября 2013 года, митрополит Георгий совершил чин Великого освящения церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 

Примечания:

1. Архимандрит, Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. М., 1807–1815. Том III. С. 465 – 466; Памятная книга для Костромской епархии. Составитель В.А. Самарянов. – Кострома: Губ. Тип., 1868. – С. 122; Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии [под редакцией И.В. Баженова]. – Кострома, 1911. – С. 336.

2. Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского Края – Горьковской области. 1929 – 1979. Справочник. – Горький, 1984.

3. Перебаскин А.Ф., священник. Описание Троицкого Белбажского второклассного женского монастыря Макарьевского уезда Костромской губернии// Костромские епархиальные ведомости. 1914. № 13. Отдел. неофф. С. 275.

4. Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. – Н. Новгород, 1997. –С.12.

5. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Репринтное издание. СПб., 2015. – С. 84. – № 683.

6. Вестник первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. № 10. – СПб., 1904. – С. 1.

7. Памятная книга для Костромской епархии. Составитель, В.А. Самарянов. – Кострома: Губ. Тип., 1868. – С. 122 / Общая  планировка всего монастыря зафиксирована на архивном плане "Троицкого Белбажского монастыря", составленном в середине XIX века. См: ЦАНО. Ф. 570. Оп. 1, д. 157.

8. Перебаскин А.Ф., священник. Указ. соч. С. 286.

9. Там же.

10. Словарь архитекторов и мастеров строительного дела XV– середины XVIII века. М., изд-во ЛКИ, 2008. – C. 97.

11. Там же; См. так же сайт «Храмы России».

12. Перебаскин А.Ф. священник. Указ. соч. С. 287.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.

17. По материалам натурных обследований в ходе обмерных работ 2015 года.

18. Перебаскин А.Ф. священник. Указ. соч. С. 287.

19. Там же.

20. Там же.

21. Там же.

22. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. [под редакцией И.В. Баженова]. – Кострома, 1911. – С. 337.

23. Перебаскин А.Ф., священник. Указ. соч. С. 287. 

24. РГИА. Ф. 834. Оп. 3, д. 2718, л. 59.

25. Перебаскин А.Ф., священник. Указ. соч. С. 285.

26. Там же.  С. 286.

27. Там же.

28. ГАНО. № 3 (г. Балахна). Ф-Р. 793. Оп. 1, д. 274, л. 121.

29. ЦАНО. Ф-Р 2626. Оп. 1, д. 1812, л. 3.

30. Там же, лл. 5–5-об.

31. Там же, л. 1.

Общий вид на Троицкий Белбажский монастырь с юго-западной стороны

1. Общий вид на Троицкий Белбажский монастырь с юго-западной стороны. Фото М.М. Зимина, 1910 г. (КГИАХМЗ).

 

План-схема Троицкого Белбажского монастыря

2. План-схема Троицкого Белбажского монастыря (ЦАНО. Ф. 570. Оп.1. Д.157).

 

Общие виды Троицкого собора

Общие виды Троицкого собора

Общие виды Троицкого собора

3-5. Общие виды Троицкого собора. Март 2015 г.

 

Проект реставрации Троицкого собора

6. Проект реставрации Троицкого собора. Арх. В.В. Коваль и Э.Г. Титов, 2015 г.

Публикуется впервые


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 12.08.2016
  • Автор: Дегтева О.В.
  • Ключевые слова: Белбаж, монастырское культовое зодчество, русская архитектура
  • Размер: 21.18 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Дегтева О.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100