space/cult/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии (16.99 Kb)

 

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

Императорская археологическая комиссия (ИАК) неоднократно рассматривала вопросы сохранения, сломки или переноса деревянных храмов Нижегородской епархии в связи с соответствующими обращениями духовных властей. В таких случаях, как и при реставрациях памятников старины, заводились специальные дела, в которых откладывались документы с этим связанные[1]. Как правило, они содержат переписку, затребованные фотографии объекта (иногда чертежи) и заполненные «Метрики для получения верных сведений о древне-православных храмов Божиих, зданий и художественных предметов», разработанные Императорской Академией художеств еще до передачи функции государственной охраны памятников ИАК. Этот корпус документов, является весьма ценным источником, дающим представление о давно утраченных произведениях русской деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья (в основном XVIII века) и об отношении к ним на рубеже XIX – ХХ столетий. К таким объектам принадлежит и церковь Михаила Архангела в селе Большие Поляны Лукояновского уезда  (ныне в составе Большеболдинского района Нижегородской области). До настоящего времени информация о ней практически не была востребована исследователями.

Как указано в «Метрике», церковь Михаила Архангела была возведена «тщанием прихожан» и датируется по клировым ведомостям 1751 годом[2]. Дело на этот объект Императорская археологическая комиссия завела в связи с обращением Нижегородской духовной консистории от 5 июня 1909 года о сломке храма «по крайней ветхости его»[3]. Такое обращение было вызвано тем, что церковь входила в составленный согласно циркуляру МВД от  6 сентября 1901 года «список имеющихся в Нижегородской губернии древних зданий и памятников старины»[4].

В свою очередь, ИАК запросила сведения, «совершенно необходимые для окончательного суждения о неизбежности разборки упомянутой церкви», а именно отчет о техническом состоянии памятника, план его местоположения, фото и подробное описание[5]. Последнее было предложено сделать в форме ответов на вопросы вышеназванной «Метрики»: ее формуляр и в начале ХХ века считался вполне подходящим для подобных целей.

Затребованные документы были препровождены в ИАК, где сформировалось соответствующее дело. Из оказавшегося в нем акта осмотра церкви, проведенного 9 августа 1909 года местными силами при участии техника Лукояновского земства А. Вязова, следовало, что «старая церковь пришла в полную негодность и грозит разрушением, так как цоколь обвалился и нижние венцы совершенно сгнили благодаря чему стены здания покосились и стоят непрочно, что очень заметно при сильном ветре и толпе людей, находящихся в помещении»[6]. Но не только этим прихожанами обусловливалась необходимость разборки храма. Ими уже было начато строительство новой деревянной церкви во имя Николая Чудотворца (выложен фундамент и возведено семь венцов), а этому мешало старое церковное здание, о чем прямо сказано в акте осмотра[7]. Сложившаяся ситуация хорошо просматривается на генплане местности, где старая и новая церкви показаны расположенными вплотную по отношению одна к другой[8].

Таким образом, участь храма Михаила Архангела оказаться сломанным была уже фактически предрешена, а обращение в государственный орган охраны памятников явно рассматривалось как чистая формальность. Так оно, в конце концов, и произошло.

На реставрационном заседании, состоявшемся 23 сентября 1909 года, признав иконостас церкви более ценным, чем само здание, члены ИАК, решили, правда, выяснить у духовных властей о возможности переноса храма и спросить на этот счет мнение своих коллег из Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК)[9]. В первом случае, им пришлось удовлетвориться ответом Нижегородской духовной консистории от 20 ноября 1909 года о том, что «по доставленным местным благочинным сведениям, ветхая церковь в селе Большие Поляны Лукояновского уезда не может быть перенесена на другое место, за неимением такового по скученности построек, иконостас же сей церкви предполагается поставить во вновь строящемся храме названного села»[10]. Во втором случае, ИАК получила ответ, что «Архивная комиссия в заседании  5 декабря с. г.       [1909 г._- А.Д.] постановила сообщить… что с ее стороны не встречается препятствий к разборке старой деревянной церкви в селе Полянах Лукояновского уезда при условии сохранения ее иконостаса»[11]. В результате 28 декабря последовало официальное разрешение на указанные действия.

Представление о церкви Михаила Архангела можно получить благодаря сохранившимся в деле фотографическим снимкам (вид памятника с севера и фрагмент иконостаса)[12] и заполненной приходским священником Павлом Троицким «Метрике»[13]. Чертежи не предоставлялись, за исключением вышеупомянутого генплана местности, из которого видно, что в селе Большие Поляны в излучине речки Норовчик существовал храмовый комплекс, включавший помимо рассматриваемой старой и строящейся еще одну квадратную в плане деревянную церковь. Она была освящена в 1899 году с посвящением престола тому же Михаилу Архангелу[14].

Из текста «Метрики» следует, что все части старого храма возведены одновременно в 1751 году и не перестраивались. О памятнике говорится следующее: «Описываемая церковь находится в селе, расположена на низком месте в долине, на берегу самой небольшой речки Норовчик, которая протекает посреди села… Церковь построена в виде корабля – одноэтажная…». Фотографический снимок подтверждает ее планировочную структуру «кораблем»: с ярусной колокольней (четверик на четверике) над западной частью, переходящей в короткую трапезную, более высоким, слегка выступающим по ширине основным объемом храма (низкий восьмерик на двухсветном четверике) и алтарным прирубом, по высоте равным трапезной. Сообщение об одноэтажности следует понимать как указание на отсутствие перекрытия в четверике основного объема.

На фотографии также просматривается кирпичный цоколь под всем зданием.

Обращает на себя внимание то, что ярус звона на колокольне не был открытым, а имел оконные проемы, причем не такие уж большие. Покрыт ярус звона был на четыре ската, выше шел глухой восьмигранный барабан с полусферическим покрытием, еще выше – небольшая главка с  крестом. Колокола на момент составления описания были уже перенесены на колокольню нового летнего храма.

Восьмерик основного объема имел перекрытие в виде низкого шатра. Далее, как и на колокольне располагался еще один глухой восьмерик с резным карнизом («фонарь с перехватом»), завершенный полусферой, служивший основанием для почти круглой и довольно большой главы на тонкой своеобразной ножке из двух конусов вершинами вниз и вверх, увенчанной крестом.

Кресты на храме и колокольне в «Метрике» обозначены как «железные 8-конечные, с завитками». Все крыши и главы имели металлическую кровлю.

Запись о том, что «алтарь церкви с одним полукружием состоит из 6 граней», можно поставить под сомнение. Судя по всему, он все-таки был пятигранным, как это было широко распространено при рубке деревянных храмов, и как это просматривается на ситуационном плане. Освещался алтарь двумя окнами, о чем дважды сказано в описании. Их местоположение не указано, но с северной его стороны алтарной апсиды окна отсутствовали, что видно по фотографии. Скорее всего, они располагались с востока и юга.

Исходя из аналогичного построения северного и южного фасадов, каждый из них имел по одному окну в западном притворе под колокольней, по два окна в трапезной, входной проем и окно в первом ярусе четверика храма, два окна во втором ярусе (все – прямоугольные), по одному полуциркульному окну на северной и южной гранях восьмерика.  

В «Метрике» окна описаны в соответствии с вопросами 22 пункта. При этом термин «предалтария», имевшийся в вопроснике, был воспринят дававшим ответы священником как северный и южный фасад основного объема здания (четверика и восьмерика). Отсюда последовал ответ о наличии четырех окон в каждом из «предалтарий». Далее шло указание на их местоположение (мало, что через запятую, но еще и без учета окон первого яруса): «…над боковыми дверями по два окна широких, над ними по окну на каждой стороне небольших полуциркульных». Поскольку об окнах в других частях храма, кроме алтаря и «северного и южного предалтарий» в указанном пункте не спрашивалось, эти оконные проемы не были подсчитаны и описаны. Лишь наличие фотографии позволяет разобраться в их количестве и расположении.

Вход в здание осуществлялся с трех сторон: с запада через притвор под колокольней, севера и юга через двери в четверике моленного зала. На фотографии хорошо видно высокое северное крыльцо с треугольным полуфротоном на столбах, а такжк просматривается западное. Что касается наличия южного крыльца, то оно не показано на ситуационном плане, так как, видимо, было сломано в связи со строительством новой церкви. Поэтому странной выглядит запись в «Метрике» о том, что «паперть устроена с одной стороны». Объяснить это можно тем, что под папертью понимался лишь крытый западный притвор под колокольней, названный в другом пункте ответов «западным придверием».

Указания на то, что это «придверие» устроено «в виде квадратной палаты» и на наличие двух дверей с запада свидетельствует о существовании поперечной внутренней стены между ним и трапезной. Потолок в притворе был плоский, в трапезной – «свод в виде круговой дуги», т.е. цилиндрический. Восьмерик имел полусферическое перекрытие - «котловой купол». О внутренней структуре колокольни и расположении лестницы на нее ничего не сказано.

Пол в церкви был деревянный: в алтаре - липовый, в моленном зале и трапезной – сосновый, «на паперти» - дубовый. «Помост алтаря равен помосту солеи», - говорилось в ответах на вопросы.

Размеры здания в «Метрике» названы почему-то только по высоте: «От фундамента колокольня - 29 арш., трапеза – 6 арш., настоящая – 25 арш.» (при переводе в метрическую систему это дает 20,59 м; 4,26 м; 17,75 м). Причем о крайних верхних точках измерения остается только догадываться… Если же высота трапезной указана до карниза, что, скорее всего, и было, то сопоставление частей церкви по фотографии показывает, что размеры колокольни и основного объема храма даны до крестов.

Церковь была обшита тесом. Хотя в описании указывалось, что она «резьбы никакой не имеет», при внимательном рассмотрении фотографии можно заметить слабо выраженную резьбу на всех карнизах и при оформлении полуфронтона северного крыльца.

Деревянный пятиярусный иконостас «нового устройства с колоннами» имел резьбу на царских вратах и над ними в навершии.  Ее растительно-цветочный орнамент с «виноградием» читается по фотографии.

Подводя итоги изложенному, следует отметить, что хотя Императорской археологической комиссии не удалось спасти церковь Михаила Архангела от разборки, собранные ей сведения дают представление об этом памятнике и могут в дальнейшем послужить источником при изучении типологии деревянных храмов XVIII века в Нижегородском Поволжье.

Список сокращений:

ИАК – Императорская археологическая комиссия

НГУАК – Нижегородская губернская ученая архивная комиссия

ОР НА ИИМК РАН – Отдел рукописей научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук

РГИА – Российский государственный исторический архив

ЦАНО – Центральный архив Нижегородской области

 

План села Большие Поляны с показанием местоположения деревянных храмов. 1909. ОР НА ИИМК РАН

Илл. 1. План села Большие Поляны с показанием местоположения деревянных храмов. 1909. ОР НА ИИМК РАН

 

Церковь Михаила Архангела в селе Большие Поляны. Вид с севера. 1909. ОР НА ИИМК РАН

Илл. 2. Церковь Михаила Архангела в селе Большие Поляны. Вид с севера. 1909. ОР НА ИИМК РАН

 

Церковь Михаила Архангела в селе Большие Поляны. Иконостас. 1909. ОР НА ИИМК РАН

Илл. 3. Церковь Михаила Архангела в селе Большие Поляны. Иконостас. 1909. ОР НА ИИМК РАН

Опубл.: Императорская Археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие Поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии // Деревянное зодчество: Новые материалы и открытия. Вып. 5. - М.; СПб: Коло, 2016. С. 178-183.


[1] ОР НА ИИМК РАН. Ф. 1. Д. 108/1909 г., д. 290/1912 г., д. 142/1913 г., д. 9/1914 г. и др.

[2] Там же. Д. 108/1909 г. Л. 5.

[3] Там же. Л. 1.

[4] РГИА. Ф. 1284. Оп. 188. Д. 109/1902 г. Л. 14 об.

[5]  ОР НА ИИМК РАН. Ф. 1. Д. 108/1909 г. Л. 2.

[6] Там же. Л. 4.

[7] Там же. Л. 4 – 4 об.

[8] Там же. Л. 24.

[9] Там же. Л. 3; Известия ИАК. Вып. 34. СПб., 1910. С. 15 – 16.

[10] ОР НА ИИМК РАН. Ф. 1. Д. 108/1909 г. Л. 19.

[11] Там же. Л. 22.

[12] Там же. Л. 26. Этот снимок был выполнен инициаторами сломки памятника. Интересно отметить, что НГУАК просила известного нижегородского фотографа М.П. Дмитриева переснять его для своего архива (См.: Журнал заседания НГУАК 5 декабря 1909 г. // Действия НГУАК. Журналы заседаний с 22 октября 1909 г. по 20 января 1910 г. Н. Новгород, 1910. С. 22).

[13] ОР НА ИИМК РАН. Ф. 1. Д. 108/1909 г.  Л. 5 – 18.

[14] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 100/1908 г. Л. 157.

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 28.12.2017
  • Автор: Давыдов А.И. (post@etnos-nn.ru)
  • Ключевые слова: русское деревянное зодчество, культовое зодчество, архитектура Нижегородского Поволжья, охрана памятников старины
  • Размер: 16.99 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Лысковский Богородице-Рождественский монастырь. Дополнение к статье А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века"
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть I.
П.В. Чеченков. Прогулка по Кирилло-Белозерскому монастырю. Часть II.
В.П. ВАРАКИН И Т.Н. ПЯТНИЦКАЯ. "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТИХВИНЕ"
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и деревянный храм в селе Большие поляны Лукояновского уезда Нижегородской губернии
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников деревянной архитектуры Нижегородского Поволжья в конце XIX – начале ХХ века
О.В. Дегтева. Cтроительная история Покровской церкви в селе Папулово Большемурашкинского района Нижегородской области
О.В. Дегтева. Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря
О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Научно-реставрационный отчет
И.Н. Шургин. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба
Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени
А.И. Давыдов. Богоявленская церковь в селе Тельвиска ненецкого автономного округа. Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы
Е.М. Козлова-Афанасьева. Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии
А.И. Давыдов. Cтроительная история Казанской церкви в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Строительная история Тихвинской церкви в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Некоторые заметки о древних храмах Борского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Балахнинский Покровский монастырь
А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки
А.Б. Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков
Отчет экспедиции 1947 г.
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.Б. Бодэ. Введение к книге «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»
А.И. Давыдов, А.А. Давыдова. Реставрация Троицкого собора Макарьевского Желтоводского монастыря в начале ХХ века
А.В. Лисицына. Архитектурный комплекс городецкой старообрядческой часовни в начале ХХ века
А.И. Давыдов. Строительная история Успенской церкви в селе Успенском Воскресенского района Нижегородской области
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Сергиевской церкви в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области
А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. Владимирская церковь в городе Арзамасе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Ремонтно-реставрационные работы начала ХХ века в Амвросиеве Дудине монастыре в свете взаимоотношений между органами охраны памятников, общественностью и епархиальными властями
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Казанской церкви в селе Великий враг Кстовского района Нижегородской области
А.И. Давыдов. Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря
Агафонова И. С., Давыдов А. И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
А.И. Давыдов. Об уничтожении фрагментов архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря
А.И. Давыдов. К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100