space/littlesityes/gorodetc/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Малые города и другие поселения  /  Городец

 Городец
Размер шрифта: распечатать




А.В. Лисицына. Архитектура общественных зданий села Городца начала ХХ века (38.99 Kb)

 
К началу ХХ века село Городец Балахнинского уезда было одним из наиболее развитых торгово-промышленных поселений Нижегородской губернии. Расположенный в 60 км к северу от Нижнего Новгорода на левом берегу Волги - важнейшей торговой и транспортной артерии - Городец являлся крупным центром хлебной торговли, судостроения и различных промыслов. По данным переписи 1897 года население Большой слободы села Городца составило 6330 человек[1]. В социальном отношении ведущая роль здесь принадлежала купечеству, что обусловило тесные связи с Нижним Новгородом и другими крупными городами Поволжья. Исследования историка И.О. Еремина показали значение Городца как центра обширного экономического и хозяйственного района, к которому тяготели не только сельские, но и городские поселения, такие как Балахна и Семенов[2]. Все эти факторы, создав предпосылки для урбанизации, определили городской облик жилой застройки Городца (в особенности, у зажиточной прослойки населения), широкое распространение каменных зданий, профессиональный характер архитектуры, достаточно высокий уровень благоустройства главных улиц. Необходимость развития социальной инфраструктуры вызвала также появление новых, специально построенных общественных зданий.
Отдельные сооружения такого рода существовали в Городце и раньше. Среди них – здание волостного правления (бывшая вотчинная контора помещиков Орловых - Паниных), возведенное в конце XVIII века[3], здание сиротского приюта с часовней, построенное в начале 1880-х годов[4], и другие. По веками сложившейся традиции, особенно устойчивой в провинции, роль общественных зданий выполняли также соборные и приходские церкви. Такое значение отчасти имел и Городецкий Феодоровский монастырь, при котором в 1867 году было открыто мужское училище[5], а в 1872 году – женское училище. С 1870 года при монастыре действовала бесплатная лечебница с аптекой[6].
Однако именно в начале ХХ века в Городце появился ряд общественных зданий абсолютно новых типов, присущих в большей степени городам, нежели селам. Это были культурно-просветительные, развлекательные, учебные, лечебные и благотворительные здания, а также здания различных учреждений и обществ. При большом функциональном разнообразии, их объединяла одна общая черта – все они были предназначены не для привилегированной верхушки, а для народа в самом широком смысле этого слова. Идеи национальности и народности, выдвинутые передовыми, образованными слоями российского общества во второй половине XIX века, проникли в провинцию с заметным опозданием и дали свои плоды лишь на рубеже веков. Общественные здания Городца начала ХХ века являют тому яркий пример.
В качестве объектов изучения выбраны крупные каменные общественные здания этого времени: Всесословный клуб, пожарное депо, старообрядческая богадельня Н.А. Бугрова и женская гимназия[7]. Эти различные по назначению строения имеют ряд общих черт. Прежде всего, они не были объектами «казенного» или государственного строительства. Инициатором постройки и заказчиком выступало само общество, представителями которого являлись местные купцы. Общеизвестно, что в среде нижегородского купечества существовали развитые традиции благотворительности: строительство храмов, больниц, богаделен, приютов, ночлежных домов, школ на добровольные пожертвования получило широкое распространение. Купцы, проживавшие в Городце (многие из них были старообрядцами), также считали благотворительность делом чести. В строительстве некоторых объектов принимало участие и балахнинское уездное земство. Итак, рассматриваемые здания были в полном смысле слова «общественными», ибо строились самим народом или «обществом» для себя.  Необходимо отметить серьезный, обдуманный подход к строительству, стремление украсить село новыми постройками, как функциональными и удобными, так и современными по эстетике. С этой целью к проектированию привлекались архитекторы-профессионалы из Нижнего Новгорода, среди которых с уверенностью можно назвать имена Николая Адамовича Фрелиха и Павла Антоновича Домбровского.
В силу своих крупных размеров, капитальности и особого назначения, новые общественные здания стали в застройке Городца градостроительными доминантами второго уровня, уступая первенство церквам и не претендуя на главную роль в панораме поселения (все они имели спокойный силуэт со скатными крышами, обогащенный лишь небольшими акцентами - аттиками и надкарнизными тумбами). Характерным являлось продольное расположение здания относительно улицы при вытянутом плане или угловое (островное) размещение при компактном.
Архитектурный облик общественных зданий в целом был более строгим и сдержанным, чем облик частных жилых домов и усадеб; в этом проявились тенденции рационализма, характерные для архитектуры данного типа зданий в Нижегородской губернии. Уличные фасады в семь - пятнадцать световых осей в основном были симметричны по композиции; центральная и боковые вспомогательные оси обозначались ризалитами или аттиками. В тех случаях, когда фасад в целом был асимметричен, симметрию сохраняли его отдельные части. Большинство фасадов общественных зданий было выполнено из лицевого красного кирпича (в отличие от оштукатуренных, украшенных лепниной фасадов богатых купеческих домов). Это позволяет говорить о распространенности кирпичного стиля - одной из разновидностей провинциальной эклектики. Преимуществом таких фасадов было то, что они практически не нуждались в ремонтах и поновлениях. При этом существовал богатый арсенал средств их украшения при помощи выступающих и западающих деталей из кирпича (важно отметить, что более дорогой лекальный и тесаный кирпич здесь практически не использовался). Кроме того, в архитектурной стилистике общественных зданий Городца достаточно ярко проявились черты рационалистического модерна – стилевого направления в архитектуре начала ХХ века, эстетически переосмыслившего тектонику здания, его планировочную структуру, конструктивное решение, и правдиво отражающего эти особенности во внешнем облике постройки.
В 1907 году по проекту нижегородского архитектора и гражданского инженера П.А. Домбровского в центре Большой слободы было возведено здание народной бесплатной читальни-библиотеки, более известное как Всесословный клуб (ныне - ул. Кирова, 2)[8]. Среди учредителей клуба были купцы А.Я. Сотин, П.Д. Дерюгин, П.И. Шадрин и другие, которые и финансировали строительство[9]. Здание клуба заняло островное положение при пересечении улицы Троицкой (ныне ул. Кирова) и Лапшинского переулка с улицей Купеческой (ныне ул. Ленина). Размещение на пересечении главных улиц центральной части Городца подчеркивало важную роль, которая отводилась клубу в жизни села[10]. Здание имело компактный план, близкий к квадрату (23,8х23,0 м). В планировочной структуре выделялось пространство двусветного зала со сценой и галереей-балконом; вдоль длинной стороны зала на обоих этажах располагался ряд более мелких смежных помещений, обращенных в сторону Троицкой улицы (библиотека-читальня, буфет, бильярдная, покерная). В 1912 году по инициативе приезжего предпринимателя В.Е. Оранжиреева здесь был размещен вошедший в моду кинематограф.[11] По сведениям краеведа Л.А. Климовой, в июле 1917 году учредители Всесословного клуба передали здание в распоряжение губернского земства с целью преобразования в Народный дом, что и было сделано.
Двухэтажное каменное здание Всесословного клуба имеет два равнозначных уличных фасада, каждый в семь осей света. Трехчастная композиция северного фасада (по Троицкой улице) первоначально была симметричной, с центральным расположением входа. Фасад увенчан развитым парапетом, напоминающим пологий фронтон со скругленной вершиной. Углы здания и основные членения фасадов подчеркнуты лопатками с двойными вертикальными прорезями. Тема вертикалей на фасадах является преобладающей; ее задает ритм узких высоких окон обоих этажей, объединенных своеобразными висячими лопатками, которые завершаются под окнами нижнего этажа, не доходя до цоколя, и переходят на парапет. Вместе с сухим графичным рисунком наличников эти элементы создают эффект накладной плоской декоративной решетки. Круглые западающие «таблетки» в местах пересечения вертикалей и горизонталей зрительно скрепляют их между собой. Ось симметрии фасада акцентирована проемами обоих этажей в форме замочной скважины и балконом, который служит навесом главного входа[12]. Западный фасад, выходивший на Купеческую улицу, имел двухчастное асимметричное решение, что диктовал характер планировочной структуры. Торцевая стена зала в пять осей света имела собственную ось симметрии, подчеркнутую формой крыши, аттиком, пилястрами, а также расположением входа и балкона. По декору западный фасад был идентичен северному. К сожалению, первоначальный облик здания претерпел существенные изменения. С восточной стороны оно получило пристройку, что повлекло за собой переделку крыши и нарушило симметрию северного фасада. Западный фасад почти полностью закрыт пристроенным к торцу зала двухэтажным утилитарным объемом кинопроекционной, лишенным деталей. Сбиты выступающие элементы парапета и столбики над карнизом, что упростило силуэт здания. Заложен ряд окон, утрачено ограждение балкона. Однако назначение здания практически не изменилось; оно по-прежнему служит в качестве культурно-развлекательного центра (досуговый центр «Метеор»).
Необходимо отметить, что у Всесословного клуба было здание-предшественник. Это бесплатная библиотека-читальня с чайной и двусветной аудиторией (залом), построенная в 1897 году на площади Верхнего базара на средства земского начальника 4-го участка Балахнинского уезда дворянина Н.Н. Жедринского. Прямоугольное в плане двухэтажное бревенчатое здание под четырехскатной крышей было предельно простым, лишенным декора[13]. Просуществовало оно недолго, сгорев в одном из пожаров, которые часто случались в Городце ввиду высокой плотности сельской застройки, преимущественно деревянной.
Организация борьбы с пожарами, несомненно, являлась для села очень актуальной. В связи с этим в 1897 году здесь было организовано Городецкое Вольное Пожарное Общество (ГВПО). Инициатором создания ГВПО и первым председателем его правления был купец П.И. Шадрин. Крупный вклад в развитие общества внесли также купцы П.Д. Дерюгин, П.Ф. Облаев, И.М. Скворцов, С.Ф.Тряпкин (первый), ставший впоследствии председателем правления ГВПО[14]. В 1898 году общество насчитывало 139 членов[15], а в 1910 году в него входило уже 240 человек[16]. В 1897 году в центре слободы Верхней Полянки, на пересечении улицы Большой (ныне ул. Горького) и переулка, впоследствии названного Первым Пожарным, был построен прямоугольный в плане бревенчатый пожарный сарай под односкатной крышей; о его облике можно судить по старинным фотографиям. В 1909 году эту постройку сменило каменное здание (ныне - пер. Первый Пожарный, 1а), возведенное на добровольные пожертвования; его строительство обошлось в 5400 рублей[17].
Перед главным, восточным фасадом пожарного депо, обращенным в сторону улицы Горького, имеется небольшая площадь. Эта особенность непосредственно связана с назначением здания (свободное пространство было необходимо при выезде пожарных машин на конной тяге). Квадратное в плане здание депо (17,3х17,0 м) получило симметрично-осевую трехчастную структуру и переменную этажность. В средней двухэтажной части, завершенной двускатной крышей, находились помещения для кучера и прислуги, а также цейхгауз; в боковых, одноэтажных частях, крыши которых были многощипцовыми и решались в два уровня, – помещения для пожарного инвентаря и конюшни[18]. Здание имеет строгий, сдержанный архитектурный облик, характерный для кирпичного стиля с чертами модерна. Трехчастная симметричная композиция главного фасада отвечает внутренней планировочной структуре. Углы здания подчеркнуты массивными рустованными лопатками. Центральная часть главного фасада в две оси проемов, также выделенная лопатками с вертикальными желобками и подсечкой, завершена лучковым аттиком. Тимпан аттика расчленен тремя нишами, по центру размещен декоративный мотив, напоминающий подкову. В каждой из боковых частей фасада имеется крупный проем ворот с лучковой перемычкой и деревянными створами с коваными засовами и петлями. Боковые северный и южный фасады были полностью идентичны; каждый из них имел четыре равномерно расположенных небольших окна и дверь, ведущую в помещение конюшни. В настоящее время архитектурный облик здания значительно искажен. В первую очередь это связано с упрощением формы кровель над его боковыми частями, замененных односкатными покрытиями. Фасады, за исключением главного, испорчены пробивкой новых оконных проемов. С южной и восточной сторон имеются диссонирующие пристройки из силикатного кирпича. Между тем, объект представляет собой редкий образец специфического типа зданий рубежа XIX - ХХ веков – пожарного депо на конной тяге. Здание сохранило свое назначение; здесь находится Общественная противопожарная организация Городецкого района. Историческая ценность пожарного депо определяется его принадлежностью ГВПО – старейшему обществу города Городца, отметившему в 2007 году свое 110-летие[19].
Еще одно крупное общественное здание начала ХХ века в Городце – старообрядческая богадельня, возведенная на средства знаменитого нижегородского купца-миллионера Н.А. Бугрова, известного своей широкой благотворительностью. Изначально, по проекту 1901 года, богадельню предполагалось построить на Часовенной горе, на земле Городецкого старообрядческого общества рядом с комплексом Успенской часовни[20], которой Н.А. Бугров оказывал большую поддержку. Однако, по неизвестным причинам (вероятно, возникли проблемы с отводом земельного участка), богадельня была построена в километре к северу, в деревне Подгорной Дегтярихе, на месте сгоревшей в 1839 году фабрики берлинской лазури купца Прянишникова[21]. Автором проекта был нижегородский архитектор Н.А. Фрелих. По некоторым сведениям, строительство началось лишь в 1905 году и было завершено к 1909 году.
Здание богадельни (ныне - ул. Зафабричная, 6) расположено на пригорке в месте соединения почти параллельных друг другу улиц Зафабричной и Горького. Трехэтажный каменный продольный корпус поставлен с отступом от красной линии, выделяясь в окружающей застройке крупными размерами и высотой. Перед главным фасадом имеется курдонер с газоном. Здание имеет П-образный план (45,3х21,1 м) с развитием боковых крыльев вглубь двора. В основе планировочной структуры - продольный коридор с двусторонним размещением комнат, общих поэтажных залов, кухонь и уборных. Симметрии плана с двумя лестничными клетками отвечает и композиция главного фасада в пятнадцать световых осей. Фасад расчленен тремя выступами-ризалитами, подчеркивающими центр и фланги, где расположены входы. За широким центральным ризалитом в пять осей света находится высокий двусветный зал. Ризалиты увенчаны прямыми ступенчатыми аттиками. Развитые пояса в уровне межэтажных перекрытий,  фризы с чередованием кронштейнов и филенок под венчающими карнизами задают мощную тему горизонталей. Ее уравновешивает равномерный ритм высоких окон, чередующихся с лопатками, подчеркивающими основные членения фасада. Помещение зала акцентировано окнами большей высоты с полуциркульными архивольтами и небольшими квадратными проемами второго света. Здание отличается хорошими пропорциями и обладает строгим, монументальным архитектурным обликом; его крупный объем из красного кирпича выглядит очень внушительно. Это образец эклектики с использованием упрощенной ордерной системы, удачно интерпретированной в кирпиче. В одном из последних созданных им творений Н.А. Фрелих остался верен своим взглядам на архитектуру (среди построек в Нижнем Новгороде, характеризующих его творческое кредо – доходный дом А.П. Бугрова, 1872 год - Нижне-Волжская набережная, 12 и Вдовий дом, 1887 год - пл. Лядова, 2)[22].
Богадельня Н.А. Бугрова является одним из самых крупных зданий, построенных в Городце до революции. По размерам оно уступает лишь зданию мужской гимназии на улице Новой, оконченному к 1914 году (ныне - ул. Новая, 31). В целом здание богадельни сохранило свой облик. В настоящее время главный фасад оказался отгорожен от улицы плотной стеной выросших в курдонере деревьев. Здание занимает Городецкий педагогический колледж.
Последним капитальным общественным зданием, построенным в Городце до 1917 года, стала женская гимназия в южной части поселения (ныне – школа №1 на ул. Свердлова). В градостроительном отношении это место являлось буфером между деревнями Подветельной, Старой и Новой Кузнечихой и сельцом Штат (именно этим объясняется расширение улицы Свердлова в юго-западном направлении и то, что застройка двух ее сторон располагается не параллельно друг другу).
Гимназия, возведенная в 1914-1916 годах., представляла собой пристройку к уже существующему зданию, имевшему интересную строительную историю. В 1880 году балахнинский купец К.В. Кузнецов основал в Городце механический завод для производства судовых машин и механизмов (выпускал также литые художественные изделия из чугуна)[23]. Усадьба и завод К.В. Кузнецова находились между деревнями Подветельная и Кузнечиха. В 1895 году Нижегородским губернским правлением был утвержден чертеж на постройку каменной ремесленной церковно-приходской школы с юго-западной стороны от усадьбы[24]. В 1898 году, после внезапной смерти К.В. Кузнецова, хозяевами усадьбы и завода стали купец П.Ф. Облаев с сыном И.П. Облаевым (старшим). Здание, построенное для ремесленной школы, использовалось Облаевыми в качестве конторы предприятия. Впоследствии оно было продано за 13000 рублей Балахнинскому уездному земству для двуклассной мужской прогимназии[25], открытой 16 сентября 1910 года (с 1 июля 1913 года преобразована в полную гимназию)[26]. Речь идет о здании, представляющем собой западную часть школы №1 (ныне - ул. Свердлова, 17). Анализ фасадов позволяет предположить, что изначально здание было одноэтажным; надстройка вторым этажом, вероятно, связана с его переустройством под гимназию. Как подтверждают чертежи 1912 года, составленные с натуры, на тот момент здание уже было двухэтажным[27]. Оно имело лаконичный облик, характерный для общественных зданий рубежа XIX – ХХ веков, выполненных в рациональном кирпичном стиле. После того, как в 1914 году было закончено строительство нового здания мужской гимназии на улице Новой, здесь разместилась женская гимназия[28]. К 1916 году здание получило протяженную двухэтажную каменную пристройку с северо-восточной стороны (ныне - ул. Свердлова, 17, восточная часть), возведенную на месте разрушенных строений завода К.В. Кузнецова. Тем самым формирование фронта капитальной застройки улицы было завершено. Перед главным, северо-западным фасадом гимназии образовалась треугольная площадь, на которой впоследствии был разбит сквер.
В проектировании нового здания гимназии несомненно принимал  участие архитектор-профессионал. Возможно, это был техник Балахнинского уездного земства П.П. Розанов, осуществлявший технический надзор за строительством. Согласно составленной им смете, постройка и отделка здания обошлась в 51600 рублей[29]. Прямоугольный в плане (39,6х20,2 м) двухэтажный объем имеет повышенную среднюю часть, что выявляет со стороны главного фасада крупное помещение актового зала. Боковые части решены по-разному, и это придает фасаду асимметрию, характерную для построек модерна. Примыкание к корпусу 1895 года осуществляется через объем лестничной клетки с крупным двусветным витражом на фасаде и широкими арочными проемами в интерьере, соединяющими оба корпуса по первому и второму этажам. Средняя часть фасада в пять осей света расчленена широкими лопатками. Преобладающую здесь тему вертикалей, заданную высокими узкими окнами зала, сгруппированными по три и дополненными вторым ярусом проемов, уравновешивают широкие арки окон первого этажа. Активное движение вверх как бы останавливает плоский карниз большого выноса с полукруглыми выступами-всплесками по углам. Объединяющая фасад тема полуциркульной арки, начатая широким проемом витража лестничной клетки, продолжена арками окон классов на первом этаже; в ином масштабе ее подхватывают двухъярусные окна зала и ниши, образованные всплесками карниза; тема арки завершается в левой, трехосной части фасада, где та же форма предстает уже в измельченном виде, превращаясь в пояс ниш под окнами второго этажа.
Здание женской гимназии - примечательный образец рационалистического модерна, демонстрирующий его новаторскую суть. Функциональная и конструктивная основа здания отражена в его внешнем облике. Неоштукатуренные фасады, лишенные «исторических» элементов декора, подчеркнуто тектоничны. Большие остекленные поверхности со сложной разрезкой отвечают крупным размерам помещений. В основе планировки – широкий продольный коридор с двусторонним расположением классов[30]. Здание дошло до наших дней без существенных изменений. В настоящее время оба корпуса бывшей гимназии занимает городская школа №1.
Анализ архитектуры общественных зданий Городца начала ХХ века позволил выявить в них ярко выраженные черты рационализма. Это отражается и в функциональности планов, и во внешнем облике, простом и лаконичном, и в то же время солидном и представительном. Такому впечатлению способствует и стилистика, в которой преобладает кирпичный стиль с чертами модерна. Сравнение с аналогичными общественными зданиями Нижнего Новгорода позволяет отметить «своевременность» архитектуры городецких объектов, сопоставимых с постройками губернского центра. И в тех, и других реализован один из главных принципов эклектики, или, как ее называли, «архитектуры выбора» - обращение к тому или иному стилистическому направлению продиктовано назначением здания. Так, развлекательным зданиям (клубам, театрам) стремились придать  яркий, запоминающийся, подчеркнуто современный облик, чему отвечал декоративный модерн или неоготические стилизации[31]. Лечебные и благотворительные здания, напротив, обладали строгим, даже суровым обликом, выражающим идеи христианского смирения перед лицом жизненных испытаний; в стилевом отношении такие постройки были куда более консервативными (кирпичный стиль с обращением к классицизму)[32]. Учебные здания характеризовались деловым, рациональным обликом без обращения к историческим аналогам, что выражалось в использовании кирпичного стиля с чертами модерна[33].
Примечательно, что практически все рассмотренные объекты сохранили свою первоначальную функцию до наших дней[34]. Общественные здания Городца начала ХХ века выделяются на фоне других торгово-промышленных сел губернии (Богородского, Лыскова, Павлова) своей капитальностью, крупными размерами, профессиональным характером архитектуры. Все эти черты, а также широкая номенклатура общественных зданий отражают качественный скачок в развитии Городца,  который, сохраняя в это время административный статус села, фактически превратился в город.
А.В. Лисицына, кандидат архитектуры,
доцент кафедры архитектурного проектирования
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета
 
 
1.            Здание Всесословного клуба. Фасад по Троицкой улице. Проектный чертеж 1907 г., арх. П.А. Домбровский. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 17310.
 
2.            Здание Всесословного клуба (ул. Кирова, 2). Общий вид. Фото 2008 г.
 
3.            Фрагмент главного фасада. Фото 2008 г.
 
4.            Пожарный сарай. Фото 1897 г. Архив ГВПО.
 
5.            Здание пожарного депо. Фото 1909 г. Архив ГВПО.
 
6.            Здание пожарного депо (пер. Первый Пожарный, 2). Общий вид. Фото 2007 г.
 
7.            Здание старообрядческой богадельни Н.А. Бугрова. Главный фасад. Проектный чертеж 1901 г., арх. Н.А. Фрелих. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 15312.
 
8.            Здание старообрядческой богадельни Н.А. Бугрова (ул. Зафабричная, 6). Общий вид. Фото 2005 г. (фотомонтаж)
 
9.            Здание мужской гимназии. Корпуса 1895 г. и 1916 г. (ул. Свердлова, 17). Общий вид. Фото 2007 г.
 
10.        Корпус 1895 г. Главный фасад. Фото 2008 г.
 
11.        Корпус 1916 г. Общий вид. Фото 2007 г.
 
12.        Корпус 1916 г. Фрагмент главного фасада. Фото 2008 г.
 
Опубл.: Городецкие чтения – 2008 : материалы науч.-практ. конф. «VI Городецкие чтения», 6 дек. 2008 г., и «II Александро-Невские чтения», 27 февр. 2009 г. – Городец, 2009. – Вып. 6. – С. 71 - 84.
В статье использованы фотографии автора.
 
 
 
 
размещено 4.03.2011

[1] В рассматриваемый период на территории современного Городца располагалось около 20 отдельных поселений – слобод, деревень, погостов, составляющих общий торгово-промысловый район. «Городцом» в это время называлось самое крупное из этих поселений, занимавшее центральное положение – Большая (Верхняя) слобода.
[2] Еремин, И. О. Становление и развитие Городца как торгово-промыслового района в конце XVIII – начале ХХ веков // Городецкие чтения: по материалам науч.-практич. конф. «Городец на карте России: история, культура, язык» (апрель 2002 года). – Городец, 2003. – С. 46-55.
[3] Ныне – Центральная детская библиотека (Кооперативный съезд, 9).
[4] Двухэтажное каменное здание приюта с часовней было построено силами Городецкого общества для призрения малолетних, учрежденного в 1881 г. (ныне утрачено).
[5] Мужское училище находилось в двухэтажном деревянном доме с мезонином, построенном возле входа в Феодоровский монастырь (ныне утрачено).
[6] Сведения о гражданских постройках Феодоровского монастыря : Галай, Ю. Г. Федоровский монастырь // Городецкая старина. – 1994. – Вып. 2. - С. 17, 18, 19.
[7] В круг рассматриваемых объектов сознательно не включены торговые и складские здания. Эта самостоятельная типологическая группа, представленная в Городце целостной застройкой Нижнего базара, является темой для отдельного исследования.
[8] ЦАНО. - Ф. 5. Оп. 50. Д. 17310. Дело по прошению Городецкого Общественного управления о разрешении постройки библиотеки-читальни в селе Городец Горбатовского уезда.
[9] Климова, Л. А. Славен своими делами купец! – Городец, 2001. – С. 67.
[10] Основной целью Городецкого всесословного клуба, прописанной в его уставе, было «…доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою. С этой целью клубу предоставляется устраивать для своих членов и гостей: балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, выписывать книги, газеты и другие периодические издания, а также приглашать специалистов по разным наукам для чтения лекций, которые служили бы к распространению между членами клуба полезных сведений». (Устав всесословного клуба в селе Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии. – Н. Новгород, 1911. – С. 1.)
[11] ЦАНО. - Ф. 5. Оп. 51. Д. 21876. Дело по прошению крестьянина Московской губернии Богородского уезда В.Е. Оранжиреева о разрешении перестройки библиотеки-читальни под синематограф и устройство электрической станции при нем в селе Городец.
[12] См. также: Лисицына, А. В. Влияние эпохи модерна на архитектуру исторической застройки Городца начала XX века // Городец на карте России : история, культура, язык : материалы науч.-практ. конф.; апр. 2002. - Городец, 2003. – Вып. IV. Городецкие чтения. - С. 131-139.
[13] ЦАНО. - Ф. 5.Оп. 49. Д. 13751. Дело об утверждении чертежа на постройку библиотеки-читальни с аудиторией, чайной в селе Городец.
[14] Климова, Л. А. Указ. соч. – С. 53, 62-63.
[15] ГИХМК (Городецкий историко-художественный музейный комплекс). – ГРМ 1180. Отчет правления Городецкого вольного пожарного общества за 1898 г.– С. 1.
[16] ГИХМК. – Библ., № 1259. XIII-й отчет правления Городецкого вольного пожарного общества за 1910 (тринадцатый отчетный) год.– С. 1.
[17] Там же. – С. 9.
[18] В списке имущества Городецкого вольного пожарного общества за 1910 г. имеется подробное описание здания депо: «Пожарное депо каменное крытое железом с теплым (отапливаемым) и холодным помещениями для хранения пожарных инструментов по боковым сторонам фасада и с помещением для кучера и прислуги в центре. В верхнем этаже центра помещается цейхгауз. В задней половине депо, по боковым сторонам устроены стойла на 4 лошади каждое. Потолки, как в помещениях для хранения пожарного обоза, так и конюшнях, бетонные, бетонный же пол и в холодном помещении депо. С правой стороны фасада устроена деревянная вышка, для просушки рукавов, высотой 5 сажен». (ГИХМК. XIII-й отчет правления Городецкого вольного пожарного общества ... – С. 9.)
[19] Кроме ГВПО, в Городце в начале ХХ в. существовал целый ряд других обществ: общество для призрения малолетних, общество взаимного кредита, общество потребителей, общая (на несколько предприятий) больничная касса при заводе Ф.И. Рязанова и другие.
[20] ЦАНО. - Ф. 5. Оп. 50. Д. 15312. Дело по прошению мануфактур-советника Н.А. Бугрова об утверждении чертежей на постройку дома в селе Городец Балахнинского уезда.
[21] Еремин, И. О. Развитие застройки Городца в XVII – начале XX вв. // Памятники истории и архитектуры европейской России : Материалы докл. науч. конф. «Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европ. России». – Н. Новгород, 1995. - С. 248.
[22] Бубнов, Ю. Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX – начала ХХ века. – Н. Новгород : Волго-Вят. кн. изд-во, 1991. – С. 77-79.
[23] ЦАНО. - Ф. 5. Оп. 49. Д. 10119. Дело по прошению балахнинского купца Кузнецова об утверждении чертежей на постройку каменного одноэтажного механического токарного завода при деревне Подветельной близ села Городца.
[24] ЦАНО. - Ф. 5. Оп. 49. Д. 13191. Дело по отношению Нижегородской духовной консистории об утверждении чертежа на постройку ремесленной церковно-приходской школы в селе Городец.
[25] Климова, Л. А. Указ. соч. – С. 30.
[26] Сведения их архива средней общеобразовательной школы №1 г. Городца.
[27] ЦАНО. - Ф. 45. Оп. 242. Д. 306. План здания прогимназии мужской в селе Городец, составленный с натуры.
[28] По мнению Л.А. Климовой, какое-то время в здании находились и женская и мужская гимназии; работа была организована посменно.
[29] Розанов, П.П. Смета на постройку женской гимназии в селе Городце Балахнинского уездного Земства. Смету составил уездный техник П.П. Розанов сентября 11 дня 1915 года. – Н. Новгород, 1915. – 8 с.
[30] См. также: Лисицына, А. В. Влияние эпохи модерна … - С. 131-139.
[31] Аналоги в нижегородской архитектуре – Народный дом, 1903 г., арх. П.П. Малиновский (ул. Белинского, 59); клуб инженеров и служащих Сормовского завода, 1905 г., арх. П.П. Малиновский (ул. Коминтерна, 166).
[32] Аналоги в нижегородской архитектуре – ночлежный приют Н.А. Бугрова, 1883 г., арх. Ф.Н. Фалин (ул. Рождественская, 2); Вдовий дом, 1887 г., арх. Н.А. Фрелих (пл. Лядова, 2); приют для подкидышей, 1912 г., арх. Л.Д. Агафонов (ул. Семашко, 22).
[33] Аналоги в нижегородской архитектуре – церковно-приходская школа в Сормове, 1904 г., арх. П.П. Малиновский (ул. Коминтерна, 175); дом Георгиевского мужского начального училища, 1905 г., арх. Л.Д. Агафонов (ул. Ванеева, 7); городское училище им. М.В. Ломоносова, 1913 г., арх. Н.М. Вешняков (ул. Гоголя, 62).
[34] Все рассмотренные здания являются объектами культурного наследия регионального значения.

(0.9 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Лисицына А.В.
  • Размер: 38.99 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Лисицына А.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
А.И. Давыдов. Древности Городца в восприятии его жителя середины XIX века
А.В. Лисицына. Сравнительный анализ купеческих усадеб конца XIX века в торгово-промышленных селах Нижегородской губернии на примере усадеб А.Г. Лемехова в Городце и В.И. Гомулина в Павлове)
А.И. Давыдов. Императорская археологическая комиссия и охрана памятников Городца в конце XIX – начале ХХ века
А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря
А.В. Лисицына. Архитектура общественных зданий села Городца начала ХХ века
Т.В. Гусева. На вечную тему
И.С. Агафонова, Н.П. Свищева. Историко-туристический комплекс «Княжий двор в Городце» (пояснительная записка к проекту)
В.В. Краснов. К вопросу о строительстве комплекса «Княжий двор» в городе Городце Нижегородской области (историческая записка к проекту)
И.С. Агафонова, А.И. Давыдов, Н.В. Хитрун. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО «СТАРЫЙ ГОРОДЕЦ» В СТРУКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА ГОРОДЦА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
А.И. Давыдов. Городецкие древности в восприятии составителей первого списка памятников Нижегородской губернии
Провинция? Нет, исторический город
А.В. Лисицына Уникальность историко-архитектурной среды Городца на Волге

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100