space/littlesityes/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Малые города и другие поселения

 Малые города и другие поселения
Размер шрифта: распечатать





О.Г. Гайдаш. Усть-Качка. Краткий историко-краеведческий очерк (16.86 Kb)

Главный корпус курорта «Усть-Качка»

Главный корпус курорта «Усть-Качка». Фото автора.

Первое письменное упоминание об Усть-Качке относится к первой четверти XVII в. В писцовой книге Михаила Кайсарова, проводившего ревизию Строгановских земель в 1623-24 гг., упоминается починок (однодворка) на Каме в устье реки Качки.

Находки археологов свидетельствуют о том, что окрестности Усть-Качки были населены с глубокой древности.

С I тыс. до н.э., а возможно и раньше, земли Прикамья населяли племена, говорившие на языках, относящихся к финно-угорской группе уральской языковой семьи. На это указывают сохранившиеся с тех давних времен названия рек. Выше Усть-Качки справа в Каму впадает р. Сюзьва. Сюзь на языке коми – филин. Название реки Качка происходит от коми – катша (удмуртское – котшо) – сорока.

Сюзь и Катша (Кача) – личные имена родоначальников патриархальных родов, которые занимали земли в долинах этих рек. В древности у многих народов в качестве личных имен использовались наименования зверей, птиц, рыб. От этих личных имен или родовых прозвищ произошли коми-пермяцкие фамилии Сюзёв и Качин (или Кадчин).

История нынешней Усть-Качки восходит к концу XVI - началу XVII веков, когда после падения в 1552-1556 гг. Казанского и Астраханского ханств – остатков Золотой Орды, военно-политическая обстановка благоприятствовала русской крестьянской колонизации Среднего Прикамья.

Согласно местному преданию, старожильческое население Усть-Качки – это бывшие крепостные Оханского мужского монастыря. «Богородицкая пустынь на Охани» была основана Строгановыми в середине XVII века на месте будущего г. Оханска.

При Екатерине II правительственным указом в 1763-64 гг. было упразднено множество монастырей и в их числе Богородицко-Успенская-Введенская (Соловецкая) пустынь в Оханске. Усть-качкинские крестьяне перешли в разряд государственных, но еще долгое время носили прозвище «монастырцы». Государственные крестьяне обладали большей личной свободой в сравнении с частновладельческими (помещичьими).

Относительная свобода, отсутствие барщины, привычка полагаться на собственные силы приучили усть-качкинцев к самостоятельности, инициативности и практичности.

«Усть-Качкинцы были нрава крутого, сурового; грубоваты, но честны, смелы и не мстительны. Любили выпить и погулять, но выпивали только в праздники, а в рабочее время быть пьяным было зазорно и от соседей неловко» (И.П. Зеленин. История села Усть-Качка. Рукопись. 1951).

Многие вопросы сельской жизни усть-качкинцы решали сообща, миром, обсудив на сходе и вынеся решение, – приговор. Сообща корчевали лес под пашню, косили общий сенокосный пласт в Красаве; артельно, общим неводом, ловили рыбу. Сообща, собственными силами и на собственные средства, наняв плотинных мастеров и механиков, построили и запустили общественную водяную мельницу на р. Качке. Всем миром участвовали в строительстве церковно-приходской школы, деньги на которую пожертвовал настоятель Верхотурского Николаевского мужского монастыря архимандрит Григорий (Зеленин), согласно местному преданию имевший усть-качкинские корни.

Общим решением схода было выбрано место для строительства храма. Чтобы освободить выбранное место, общими силами четыре усадьбы были перенесены. Средства на строительство храма выделил все тот же архимандрит Григорий (Зеленин).

Село Усть-Качка. Вид с мельничной плотины. Начало XX в.

Село Усть-Качка. Вид с мельничной плотины. Начало XX в. Публикуется впервые

В 1908 году усть-качкинские крестьяне организовали добровольную пожарную дружину, а в 1911 г. учредили «Усть-Качкинское кредитное товарищество». Когда заставила нужда, организовали производство кирпича, вскладчину сообща построили «кирпичный сарай».

Усть-качкинцы были почти сплошь Зеленины и находились друг с другом в различной степени родства. До отмены крепостного права это создавало известные затруднения при составлении супружеских пар. Были даже случаи выкупа невест из помещичьих деревень.

Около 1893 или 1894 г. началось регулярное пассажирское сообщение с Пермью пароходами компании «Истомин и Кº». Благодаря удобному сообщению с губернским центром, Усть-Качка становится дачным местом.

Дачниками были небогатые жители Перми – учителя, мелкие чиновники и земские служащие. Места для отдыха в окрестностях села были замечательные: река для купания, лес для прогулок и сбора грибов с полянками для пикников, места для ужения рыбы и прочие прелести дачной жизни, известные по рассказам «А. Чехонте».

Сдача жилья в наем и продажа дачникам продуктов питания были существенной статьей дохода крестьянских хозяйств.

Благодаря дачникам усть-качкинцы познакомились с драматическим искусством. Любительские спектакли по пьесам А.Н. Островского, поставленные дачниками с участием местной молодежи, стали заметным культурным явлением. Руководил постановками дачник - пермский педагог Василий Михеевич Шулепов с женой Клавдией Венедиктовной.

В 1908 г. по инициативе В.М. Шулепова усть-качкинцы исхлопотали у властей разрешение на открытие бесплатной библиотеки-читальни и вскладчину приобрели для нее книги.

В 1910 г. был поставлен первый самостоятельный спектакль силами драмкружка крестьянской молодежи – пьеса А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье».

«Постановка была широко афиширована. В те времена это было исключительной редкостью. Было организовано катание на пароходе «Почетный гражданин» из Перми до Усть-Качки. Пермская публика приезжала прокатиться, а главное посмотреть на «крестьянский спектакль», который был поставлен в гумне, где теперь стоит столовая курорта… Все было декорировано пихтовыми гирляндами и нарядными деревенскими половиками» (И.П. Зеленин. История села Усть-Качка. Рукопись. 1951).

Вся Усть-Качка была вовлечена в драматическое искусство – как актеры, декораторы, а большинство как зрители. Многие годы, и после революции, существовал в Усть-Качке драмкружок, который даже выезжал на «гастроли» в соседние деревни.

События, связанные с Первой мировой войной, отречением царя, Февральской революцией, Октябрьским переворотом, нарушили привычный уклад жизни села. Ветры свободы вызвали брожение. Усть-качкинцы спорили, митинговали, обсуждали. Молодежь, сплотившаяся вокруг драмкружка, организовала «Усть-Качкинский союз молодежи» и выпускала газету «Усть-Качкинская жизнь». Пришедшие с фронта солдаты создали «Усть-Качкинский комитет бедноты». Когда войска Колчака заняли Пермь, никто из активистов особо не прятался, не чувствуя за собой вины. Ожесточение гражданской войны осозналось не сразу. Председатель комитета бедноты Соснин Сергей Николаевич, работник волостного исполкома Зеленин Николай Григорьевич и председатель союза молодежи Зеленин Михаил Елисеевич были арестованы и увезены в волостное село Нижние Муллы. Там вскоре они были расстреляны. Похоронили их в Усть-Качке за кладбищем, на кладбище хоронить не разрешили. В начале 1940-х гг. тела были перенесены в центр села к школе. Теперь их могила находится за церковной оградой.

После окончания Гражданской войны жизнь понемногу налаживалась. Снова стали приезжать дачники. В конце 1920-х г. прошла коллективизация. Организовалась сельхозартель имени С.Н. Соснина. Под нажимом начальства «раскулачили» одну семью, но на высылку их усть-качкинцы согласия не дали.

Дачная история Усть-Качки наверняка сыграла свою роль при выборе в 1935 г. комиссией Наркомздрава места для санатория.

Открытие месторождения минеральных вод, давших начало курорту Усть-Качка, связано с исследованиями Верхнекамского месторождения калийных солей и началом изыскательских работ, приведших к открытию Волго-Уральской нефте-газоносной провинции.

В 1934 г. в ходе разведочного бурения в районе г. Краснокамска с глубины 175 м была получена минеральная вода с сильным запахом сероводорода, которую исследовал зав. кафедрой аналитической химии Пермского госуниверситета Г.Г. Кобяк. По его исследованиям руководитель Пермского отделения Института курортологии В.К. Модестов подготовил докладную записку, в которой обосновывалось создание крупного курорта на Каме. Долгое время курорт так и назывался – «Курорт на Каме».

Инициатива была одобрена на правительственном уровне и в короткое время была создана комиссия Народного комиссариата здравоохранения под руководством проф. В.А. Александрова. В навигацию 1935 г. комиссия на специальном пароходе отправилась в плавание по Каме с целью выбора места пригодного для размещения будущей здравницы. Выбор пал на Усть-Качку. В том же 1935 г. из разведочной скважины в Усть-Качке был получен рассол с минерализацией 78,7 г/л и содержанием сероводорода 360 мг/л. Уже за летне-осенние месяцы 1935 г. в Усть-Качке пролечилось около 300 человек. Таким образом, от открытия и химического анализа минеральной воды до ее лечебного применения прошло меньше года. Все это благодаря энергии Г.Г. Кобяка, П.А. Ясницкого, В.К. Модестова, Н.Г. Хорошавина.

Строительству курорта помешала начавшаяся Великая Отечественная война. В годы войны в Усть-Качке был развернут филиал Краснокамского эвакогоспиталя.

В 1948 г. курорт передали в ведение Министерства угольной промышленности СССР как наиболее устойчивой отрасли народно-хозяйственного комплекса страны. В 1940-е гг. были построены деревянные здания лечебных и жилых корпусов.

В 1951 г. началось строительство капитальных зданий Главного корпуса и водогрязелечебницы, строительство котельной, насосно-фильтровальной станции, пожарного депо и жилья для сотрудников.

В том же 1951 г. глубины 1360 метров была получена минеральная вода, получившая название бромйодной. В палеогеографическом отношении эти рассолы рассматриваются как погребенные воды древнего Кунгурского моря.

В 1959 г. было сдано в эксплуатацию монументальное здание Главного корпуса, где разместились лечебно-диагностические кабинеты, жилые комнаты, столовая, курзал и администрация. Из-за множества лестниц и переходов, в которых с непривычки плутали и отдыхающие, и сотрудники, корпус получил нелестное прозвище – «Курский вокзал». Особо торжественное впечатление корпус производил с реки, с палубы теплохода выходившего на Камский плес. Тогда его называли «Тадж-Махал».

 

Курорт «Усть-Качка». Главный корпус. Начало 1960-х гг.

Курорт «Усть-Качка». Главный корпус. Начало 1960-х гг.

В 1960-е гг. были построены корпус «Прикамье» и корпус завода им. Свердлова (последний после реконструкции приобрел новый облик и название - «Европейский»). В 1970-е гг. были построены поликлиника и корпуса «Прикамские Нивы» и «Уральский». В 1972 г. с глубины 50 метров на курорте была получена минеральная питьевая вода судьфидно-хлоридно-натриево-кальциевого состава – «Прикамская», аналог одного из источников курорта «Трускавец».

В 1980-1990-е гг. построено еще одно здание водогрязелечебницы и корпус «Малахит». В 1990-е гг. выстроен корпус «Кама» и реконструированы два деревянных корпуса постройки конца 1940-х гг. Теперь это «Славянский-1» и «Славянский-2».

В начале XXI века построено здание аквацентра.

Будущее Усть-Качки видится в создании в ней крупного медицинского лечебно-реабилитационного и санаторно-курортного кластера.

 

Фото из семейного архива Вологдиных-Немковых, г. Санкт-Петербург.

 

Фото из семейного архива Вологдиных-Немковых, г. Санкт-Петербург.

 

Фото из личного архива автора

 

Фото из личного архива автора.

 

Фото из личного архива автора.

 

Фото из личного архива автора.

 

Фото из альбома «Ландшафт местности для серо-водородного курорта в районе Краснокамска. г. Пермь 1935 г.» предоставлено Михаилом Кориненко. Сайт: http://numismat.su/index.html?id=4&pg=1&parent_id=33&#prettyPhoto

 

Фото из личного архива автора.

 

Фото из личного архива автора.

 

Фото автора.

 

Фото автора.

 

Фото автора.


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 09.01.2018
  • Автор: Гайдаш О.Г. (текст), Чуйкина Е.В. (макет)
  • Размер: 16.86 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гайдаш О.Г. (текст), Чуйкина Е.В. (макет)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
О.Г. Гайдаш. Усть-Качка. Краткий историко-краеведческий очерк
В.В. Краснов. Старый дом в маленьком городе Княгинино
Ю.А. Стояк. Историко-архитектурное наследие города-завода Воткинска второй половины XVIII – начала XX веков
А.Б. Бодэ. Крестьянский дом в деревне Высоково Нижегородской области
Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – «Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское» (Нижегородская область, Воскресенский район)
А.В. Любавин, С.В. Петряев. О владениях дворян Улыбышевых в конце XVIII века (по «Экономическим примечаниям» Нижегородской губернии 1798 года)
И.Л. Мининзон. Ономастика терюхан
И.Л. Мининзон (ННГУ). ОНОМАСТИКА БОГОРОДСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – здания земской школы (Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское, ул. Пролетарская, 38)
А.В. Лисицына. Композиционные характеристики историко-архитектурной среды (на примере города Кинешмы)
А.И. Давыдов. Вокзал станции Керженец Горьковской железной дороги
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Комплекса Починковского конного завода в рабочем поселке Починки Нижегородской области
А.В. Лисицына Это маленькое чудо - Большое Мурашкино

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100