ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

14 ноября 2018 г. опубликованы материалы: И.В. Нестеров "Надпись на шлеме из Городца", Т.В. Гусева "Любительский приборный поиск и коллекционирование древностей", запущен Алфавитный указатель к справочным материалам «Цензоры Российской Империи».


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Нижний Новгород

 Нижний Новгород
Размер шрифта: распечатать




Улицы
Дворы
Дома
Культовое зодчество
Нижний базар
Кремль
Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории
Канавино


Татьяна Кучерова. Преобразователь городской среды: архитектор Александр Александрович Яковлев (1879-1951) (13.43 Kb)

Одна из ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода связана с творчеством А.А.Яковлева. Здания, выстроенные в г. Горьком по его проектам в 1920-1950-е гг. мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших заводских окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, на протяжении четверти века являвшегося лидером горьковских архитекторов.

Александр Александрович Яковлев родился 23 января (нов.ст.) 1879 года в Петербурге.  После окончания реального училища в 1898 году он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств и в 1903 году получил звание архитектора-художника. Уже в студенческие годы он был замечен мэтром отечественной архитектуры – ректором Академии художеств, профессором А.Н. Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего – пора его профессионального становления. Кстати, Александр Никанорович Померанцев также был связан с Нижним Новгородом, правда, эпизодически: он осуществлял общий надзор за инженерно-художественной частью строительства Нижегородской промышленно-художественной выставки 1896 года. Кроме того,  в числе лучших российских архитекторов он участвовал в проектировании павильонов выставки. Ему принадлежат проекты Центрального и Царского павильонов, здания администрации выставки, машинного и художественного отделов, павильона Средней Азии. 

Но вернемся к основному нашему герою. По окончании училища Александр Яковлев  в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках, а затем по приглашению А.Н. Померанцева уехал в Болгарию. Вместе они работали на постройке мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Яковлев в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и вел контроль за строительством.

За восемь лет жизни и работы А.А.Яковлева в Болгарии по его конкурсным проектам, получившим высокую оценку и престижные премии, в Софии были выстроены церковь при Российском посольстве, четыре многоэтажных особняка, доходные дома и здание городского детского приюта. В эти же годы  Александр Александрович совершает творческие поездки по Италии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Австрии и Турции, где знакомится с памятниками архитектуры и делает беглые зарисовки.

В 1912 году А.А.Яковлев возвращается в Петербург. На протяжении ближайших двух лет он занят проектированием и строительством детских учреждений (пятиэтажное здание приюта для детей в Петербурге, комплекс земледельческой колонии на 200 воспитанников близ Гатчины). Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война. В 1914 году по мобилизации он был отправлен на Охтинский военный завод, а с 1917 года работал на Кулебакском горном заводе заведующим хозяйственно-строительным отделом, одновременно занимаясь архитектурным проектированием. С этого времени и до конца жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем..

В 1920 году А.А.Яковлев занял должность заведующего техническо-производственным отделом Выксунского металлургического завода, а в 1924 году получил приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью Нижегородского губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. В Нижнем в это время работали его коллеги, зарекомендовавшие себя еще до революции. Это Е.М.Мичурин, известный ярмарочный архитектор, П.А.Домбровский, автор Дома трудолюбия им.Рукавишниковых (здание «Нижполиграфа») и другие. Работали в городе и молодые специалисты, закончившие советские архитектурные вузы – В.Вагин, В.Медведев, Ф.Ломунов и др. Тем не менее, несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение. И когда в конце 1925 года городские власти принимали решение о начале строительства многоэтажного жилого дома, то проектирование и руководство строительством поручили именно Александру Александровичу.

Постройка этого дома на пересечении улиц Дзержинского (Алексеевской) и Пискунова явилась важной вехой в переустройстве города. Возведение первого крупного капитального многоэтажного здания ознаменовало собой переход к качественно новой архитектуре, призванной подчеркнуть успехи социалистического строительства. «Чернопрудский небоскреб» - такое прозвище получил этот дом по двум причинам. Во-первых, из-за местонахождения у бывшего Черного пруда (о нем напоминает лишь название, да небольшой сквер, а ведь когда-то пруд был излюбленным местом отдыха горожан).  Во-вторых,  за свою высоту по сравнению с окружающими домами: он имел четыре этажа, угловую часть  венчала надстройка еще в один этаж. По тем временам это действительно был небоскреб!

Первый этаж был занят магазинами, три верхних этажа были жилыми, здесь находилось более 30 двух- и трехкомнатных квартир с просторными прихожими, кухнями, ванными, туалетами и кладовыми – невиданная роскошь! Эти квартиры являлись, говоря современным языком, элитными, хотя и строились для рабочих. Строительство дома находилось в центре общественного внимания, и было завершено всего за два года.

В непосредственной близости от «Чернопрудского небоскреба» Яковлев  запроектировал целый комплекс из пяти четырехэтажных жилых домов на пересечении улиц Алексеевской (в то время Ф.Дзержинского) и Грузинской. В 1928 году началось их строительство. Господствующим архитектурным стилем в конце 1920-х годов становится конструктивизм, что сказалось на объемно-планировочной концепции данного комплекса. Архитектура зданий более простая и четкая, упор сделан на их функциональности. Между тем, Яковлев не отказывается и от архитектурных «украшательств», которыми стали пренебрегать многие его коллеги. Фасады пластичны благодаря скупым, но выразительным архитектурным элементам.

Новшеством по сравнению с предшествующей практикой явилось и то, что в проекте был проработан не только архитектурный облик здания, но и его окружение: предусмотрены детские площадки во дворе, места для отдыха, озеленение – все, что сегодня входит в понятие «градостроительное решение объекта». Таким образом, Яковлева можно считать первым градостроителем советской эпохи в нашем городе, поскольку он ставил перед собой принципиально новые задачи освоения городской среды. Мысль зодчего воплощалась в объектах, не только превосходных, но и превосходящих по своим размерам прежнюю застройку, задающих новый масштаб последующему строительству. Они и сегодня кажутся гигантами, эти «яковлевские» дома!

Среди новостроек тех лет - не только жилые, но и общественные здания. Новаторство архитектора ярко выразилось, например, в планировке школы им.10-летия Октября на Верхневолжской набережной, построенной в 1928 году (в настоящее время это здание принадлежит НИИТО). Школа по своей функциональной схеме кардинально отличается от дореволюционных: здесь были актовый и спортивный залы, мастерские, столовая и даже обсерватория!  На смену прежней коридорной системе с двусторонним расположением классов приходят широкие коридоры, освещаемые с одной стороны естественным светом, льющимся из огромных окон. Это была первая в городе школа нового типа. Рядом с ней на набережной по проектам Яковлева возводится несколько жилых зданий, выгодно отличающихся своим внешним обликом и комфортом от массового типового строительства последующих лет.

В 1930-е годы творчество архитектора раскрылось еще и с другой стороны. Одним из лучших  его произведений был признан памятник жертвам революции 1905 года на площади Свободы (бывшей Острожной, названной так из-за тюремного замка, где  томились в застенках видные деятели революционного движения). Автор проекта выступил и как архитектор, и как художник: эскиз панно выполнен им лично. Любопытно, что в качестве материала для памятника использованы гранитные блоки, предназначавшиеся в начале века для постамента другого памятника - Минину и Пожарскому работы Мартоса, призванного украсить главную площадь города. Но памятник героям 1612 года оказался в Москве, а гранитным блокам нашлось другое применение. Бесхозным глыбам Яковлев придал вид динамически нарастающих объемов, символизирующих баррикады. На их поверхность нанесены фамилии борцов за дело пролетариата, венчает сооружение вертикальный объем с панно, на котором изображен восставший народ. Данный монумент не был дебютом Яковлева в мемориальной архитектуре. Еще в 1927 году им был спроектирован памятник В.И.Ленину в Сормове на ул.Коминтерна возле школы Баррикад (автор скульптуры В.В.Козлов).

В 1933-1935 годах направление советской архитектуры вновь начинает меняться. Был выдвинут лозунг освоения классического наследия, что впоследствии проявилось в постройках «сталинского ампира», являющихся лучшими образцами зодчества советской эпохи. Но переход от аскетичного конструктивизма к «реабилитации» парадного декора произошел не сразу, и эта стилистическая неопределенность сказалось на таких постройках Яковлева, как студенческое общежитие Института водного транспорта с кинотеатром «Рекорд» в квартале улиц Алексеевской и Пискунова, стоящее напротив общежитие преподавателей этого же института на Алексеевской,  гостиница в Сормове и др.

В 1935 году А.А.Яковлев получил ответственное задание спроектировать жилой комплекс завода «Нефтегаз» на Варе (ныне – угол ул.Коминтерна и 50-летия Победы). Участок в непосредственной близости от промышленной зоны на пересечении крупных транспортных магистралей с градостроительной точки зрения был очень сложным и требовал крупномасштабного композиционного решения, с чем прекрасно справился архитектор. Даже сегодня дом № 2 по ул.Коминтерна поражает своей монументальностью и вызывает восхищение, чему способствует и недавно произведенный группой компаний «Кварц» фасадный ремонт здания. Назовем еще два дома, построенных архитектором на территории современного Московского района, правда, уже в послевоенные годы, – это жилые дома по обеим сторонам от ДК «Орджоникидзе» (№№ 15, 19 по ул.Чаадаева).

Но вернемся в центр города, который в 1937 году украсился сооружением, важным как для творческой биографии А.А.Яковлева, так и в градостроительном аспекте. Речь идет о Первом доме по ул.Минина. Он был первым  не только из-за номера, но и потому, что являлся  «правительственным»: был выстроен для семей партийно-хозяйственной верхушки Горьковской области. В доме был лифт, обслуживала его прислуга. Крупное шестиэтажное здание скромно отступило от площади Минина и Пожарского, застроенной памятниками XIX века, образуя тем самым небольшую площадь-курдонер, в центре которой позже был установлен скульптурный бюст Кузьмы Минина работы Кикина. Таким образом, здание, превосходящее по высоте окружающую застройку, не акцентирует на себе внимание и не мешает целостному восприятию площади.

За период с 1935 по 1941 год А.А.Яковлев выполнил проекты станции «Родина» детской железной дороги в Канавине, жилого дома на ул.Ошарской, школы партийного строительства (пр.Гагарина, 10) и др. В тяжелые военные годы архитектор участвовал в проектировании бомбоубежищ и разработке маскировки важных промышленных объектов. В 1943 году Александр Александрович начал проектировать монументальную лестницу у памятника В.П.Чкалову. Верхняя часть лестницы решена двумя кругами, а нижняя – прямыми маршами. Проектирование и строительство велось несколько лет, в этой работе принимали участие московские архитекторы Л.Руднев и В.Мунц.

А.А.Яковлев вел большую общественную работу: возглавлял правление Горьковского отделения Союза архитекторов СССР, делегировался на Всесоюзные и Всероссийские съезды архитектурного сообщества, в 1947 году был избран депутатом Горьковского горсовета, был экспертом архитектурно-градостроительных проектов.

Выдающийся архитектор скончался 4 октября 1951 года. Ушел из жизни человек, чья широкая эрудиция и высокий уровень мастерства снискали всеобщую любовь и уважение. А память о нем продолжает жить в его постройках, хотя и утративших за последние годы роль градостроительных доминант, но приобретших статус памятников архитектуры советского периода.

           

Татьяна Кучерова

Литература:

- Нифонтов Л.А. От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому //Записки краеведов. - Горький, 1979. - С.35-46.

- Софронов И. Градостроитель // В большом городе.-2004.-№ 4 (март). - С.10-12.

- Виноградова Т. Из истории одного памятника // Голос ветерана. – 2004. -№ 36 (сент.). - С.12.

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 00.00.0000
  • Автор: Кучерова Т.
  • Ключевые слова: архитектура, Нижний Новгород
  • Размер: 13.43 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Кучерова Т.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
И.Х. Мясковский. История развития территории бывшей Арестантской роты в Нижнем Новгороде
И.Л. Мининзон. Ботанико-географическое описание Почаинского оврага
И.Л. Мининзон. Ономастика Нижнего Новгорода
Е.В. Медоваров, С.М. Дмитриевский. Пещеры Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря: новые письменные источники и перспективы обнаружения
А.И. Давыдов. Из истории Нижегородского острога (первого тюремного замка)
О.В. Орельская. "Сталинский ампир" в архитектуре Нижнего Новгорода 1940-1950-х годов
П.В. Чеченков. «Град» и «посад» в Нижнем Новгороде XIV–XVI веков (по письменным источникам)
Ю.Л. Немцов. Уроки русской литературы
И.С. Агафонова. К вопросу о методике градостроительного и архитектурного проектирования на территориях с особым режимом использования земель (на примере концепции реновации и регенерации территории достопримечательного места «Благовещенская слобода» в Нижнем Новгороде)
Н.В. Хитрун. К вопросу о застройке Борской поймы
А.И. Давыдов, В.В. Краснов. К истории Сталинского преобразования городов (план уничтожения Кремля и перестройки г. Горького в 1935 - 1937 гг.)
Татьяна Кучерова. Этапы градостроительной деятельности в Нижнем Новгороде
Heather DeHaan. Nizhnii Novgorod: History in the Landscape
Татьяна Кучерова. Преобразователь городской среды: архитектор Александр Александрович Яковлев (1879-1951)
Татьяна Кучерова. «Первый» среди «главных»: Георг Кизеветтер, первый городовой архитектор Нижнего Новгорода

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100