space/nn/church/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Нижний Новгород  /  Культовое зодчество

 Культовое зодчество
Размер шрифта: распечатать




А.И. Давыдов. Нижегородская церковь Трех Святителей (42.97 Kb)

  

Данная статья основана на переработанной и дополненной исторической записке к проекту реставрации памятника архитектуры – церкви Трех Святителей (ныне – церковь Московских Святителей), расположенной на пересечении улиц Славянской (бывшая Немецкая) и Короленко (бывшая Канатная) в Нижегородском районе Нижнего Новгорода. Она была составлена еще в 1989 году и основывалась как на архивных, так и литературных источниках. За прошедшее время появились две публикации справочного характера, касающихся памятника, написанные Н.Ф. Филатовым[1]. Однако обе они содержат ошибки. В 2009 году вышел иллюстрированный буклет «Нижегородское подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Храм Московских Святителей», составленный О.В. Дегтевой[2], в том числе и по нашим материалам. К сожалению, это никак не оговорено в тексте буклета. Всё это и заставило нас взяться за данную публикацию.

 

К середине XIX века район Нижнего Новгорода, расположенный южнее улицы Полевой (ныне улица Горького) между Петропавловским кладбищем (ныне парк им. И.П. Кулибина) и Крестовоздвиженским монастырем (вблизи современной площади Лядова), осваивавшийся с 1836 года[3], всё еще оставался новозаселенной окраиной. Газета «Нижегородские губернские ведомости» писала в 1859 году: «В особенности Нижний раздвинул свои пределы к юго-востоку. В краткое время там явилось более 200 домов. Тишина, растворенный воздух, ровная обширная местность, не лишенная и воды – всё благоприятствует новому населению»[4]. Правда, прежде чем это произошло, пришлось ликвидировать располагавшиеся здесь канатные заводы и наладить по дамбам через овраги связь этого «завражного выселка» с другими частями города[5].

Генеральный план Нижнего Новгорода, высочайше утвержденный Николаем I в 1839 году[6], не предусматривал возведения храма на вышеописанной территории[7]. В середине XIX века местные жители посещали Всехсвятскую (Петропавловскую) кладбищенскую, Покровскую церкви, Крестовоздвиженский монастырь, а также вновь устроенную церковь при арестантской роте на Ново-Базарной площади (современная площадь Горького)[8]. Удаленность храмов от вновь заселенного района и послужила причиной появления церкви Трех Святителей.

Впервые мысль о необходимости строительства храма в районе между Петропавловским кладбищем и Крестовоздвиженским монастырем была высказана нижегородскими благочинными Нижнего Новгорода Иоанном Лебединским, Павлом Лебедевым и Виктором Лаврским в докладе на имя нижегородского епископа Иеремии в июне 1856 года. Тот в свою очередь запросил по этому вопросу военного губернатора Ф.В. Анненкова, указав на возможное место строительства «в Новонемецкой улице между домами г. Войнич-Сенаженского и мещанина Назарушкина»[9]. После этого дело было передано на рассмотрение Нижегородской строительной и дорожной комиссии[10].

16 августа 1856 года представитель этой комиссии городовой архитектор Н.А. Фрелих и представитель Нижегородской духовной консистории протоиерей Благовещенского собора П. Лебедев осмотрели район и выбрали наиболее подходящее место для строительства церкви. Таковым оказалось пересечение улиц Немецкой и Канатной, где находились два незастроенных участка, которые принадлежали мещанке А.А. Назарушкиной и солдатке А.С. Поздеевой. Они готовы были уступить свои владения за небольшое вознаграждение[11].

5 октября 1856 года выбранное место посетил епископ Иеремия и благословил строительство здесь церкви и дома причта. Поскольку его посещение совпало с днем памяти трех выдающихся деятелей русской православной церкви – московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, причисленных к лику святых, было решено посвятить им главный престол нового храма[12]. Отсюда и его историческое название – Трех Святителей.

Храм решено было возвести на участке А.С. Поздеевой (здесь был установлен крест)[13], а участок А.А. Назарушкиной отошел под дом причта[14]. При этом передача земли воспринималась как жертва в пользу церкви, поскольку вознаграждение за нее было весьма незначительным[15].

Все эти и последующие действия по возведению церкви Трех Святителей велись в соответствии со Строительным уставом, принятым в 1832 году и дополненным в 1842 и 1857 годах[16]. Поэтому предполагаемые изменения планировочной структуры (появление площади вокруг нового храма на стыке Немецкой и Канатной улиц, ее очертание и размеры) были рассмотрены и согласованы с некоторыми замечаниями в феврале – мае 1857 года Главным управлением путей сообщения и публичных зданий (ГУПС и ПЗ) в Санкт-Петербурге[17].

Кроме того, согласно церковным правилам, было получено согласие священников ряда нижегородских церквей на создание нового прихода[18]. В него вошло 168 домов, расположенных по улицам Новой, Готмановской, Канатной, Немецкой, Студеной, Напольно-Острожной и вблизи арестантской роты[19]. Прихожанами стали 326 лиц мужского пола и 354 женского[20]. Во главе нового прихода в начале 1858 года священником был поставлен окончивший Нижегородскую духовную семинарию Василий Арсеньевич Драницын[21].

Существовало несколько проектов церкви Трех Святителей. По первому проекту церковь представляла собой двухсветный однокупольный храм в одной связи с колокольней, увенчанной шпилем. Архитектура его мыслилась эклектичной. В ней механически соединялись элементы разных стилей: барокко, классицизма, русского средневекового зодчества. Так, порталы с килевидными завершениями соседствовали с пилястрами дорического ордера, а крыша храма имела характерный для барокко излом. Автор проекта не установлен, поскольку чертежи не подписаны, а в архивных документах его имя отсутствует.

Указанный проект был отвергнут Иеремией в декабре 1856 года[22]. В этом не состояло ничего удивительного. Он не соответствовал вкусам общества, обратившегося к духу национального средневековья. В это время лишь «храм, сооруженный в национальном стиле, становится символом нации, национальной культуры, ее исторической неповторимости и значения»[23]. Официально таким стилем был признан «тоновский» русский стиль. Высочайшим указом 1841 года проекты, разработанные академиком архитектуры К. А. Тоном, были рекомендованы как «образцовые» для построения православных храмов[24].

Следующий проект церкви Трех Святителей был представлен епископу Иеремии в июне 1857 года нижегородским купцом Лукой Максимовичем Коптевым, ставшим попечителем строящегося храма. В сопроводительном письме Л.М. Коптев указывал, что чертежи составлены «чрез архитектора»[25]. Проект этот, одобренный владыкой, сохранился. Из надписи на чертежах видно, что проект был составлен инженер-капитаном Петровичем[26], рассмотрен 31 июля 1857 года общим присутствием Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии и признан «как в частности, так и в общем виде вполне удовлетворительным и цели своей соответствующим»[27].

На этот раз в проекте были учтены вышеупомянутые «образцовые» разработки К.А. Тона. Церковь Трех Святителей проектировалась как небольшой пятиглавый бесстолпный храм с трехапсидной алтарной частью и шатровой колокольней над западным входом. Детали ее внешнего убранства (обрамления окон, портал и т.п.) были выдержаны в русском стиле.

Судьба этого проекта такова. Вместе с ходатайством о разрешении на строительство храма он был направлен Нижегородской духовной консисторией в Синод[28]. Затем проект оказался в департаменте искусственных дел ГУПС и ПЗ и, наконец, «препровожден» в департамент проектов и смет того же управления[29]. Здесь состоялось рассмотрение проекта, и было вынесено заключение, в котором говорилось, что департамент «найдя… предположение об устройстве над всем внутренним пространством помянутой церкви одного, весьма значительных измерений, свода при производстве работ опасным, признал нужным, как для большей прочности, так и для улучшения наружного его вида, переделать проект, не выходя, впрочем, из общего размера проектированной местным начальством вышепоименованной церкви…»[30].

«Заменительный» проект церкви Трех Святителей был составлен во II отделении департамента проектов и смет ГУПС и ПЗ. Как явствует из надписи на чертежах, чертил их кондуктор Иван Федоров[31]. Однако, едва ли его можно считать автором: судя по всему, он лишь воплотил на бумаге указания начальства, рассматривавшего проект[32].

Основным изменением по сравнению с предыдущим проектом стало появление четырех столбов внутри церкви, поддерживающих свод. Кроме того, три алтарные апсиды были заменены на одно полукружие, уже стал западный притвор, в северной части которого располагалась лестница, ведущая на колокольню. Декоративное убранство фасадов подверглось незначительной переработке. В целом же, общее композиционное решение и характер архитектуры храма остались прежними.

25 июня 1858 года «заменительный» проект церкви Трех Святителей был «высочайше» утвержден Александром II[33]. Таким образом, рассмотрение, пересоставление и утверждение в Санкт-Петербурге чертежей нового храма заняло год[34].

Одновременно с проектированием храма велся сбор средств на его возведение. Главным жертвователем на это дело был вышеупомянутый нижегородский купец Л.М. Коптев, известный «примерною жизнью и любовью к благолепию храмов Божиих»[35]. Обратим внимание, что деятельность «боголюбивого мужа» по строительству и украшению нижегородских церквей была не такой уж бескорыстной. Эту деятельность, поставленную Л.М. Коптеву в заслугу, он пытался использовать с помощью духовных властей, чтобы стать кавалером ордена святой Анны 3 степени. Однако, по рассмотрении «Государем Императором» списка представленных к ордену, имя Луки Коптева оказалось «в числе неудостоенных награждения»[36]. Вторичная попытка представления к тому же ордену (что, между прочим, являлось нарушением существовавших правил) также не имела успеха. Вместе с отказом в ордене рухнули надежды этого купца получить личное дворянство[37]. В конце концов, Л.М. Коптев был «всемилостивейше пожалован» золотой медалью на Владимирской ленте, причем вынужден был заплатить за ее получение, как это полагалось, сорок пять рублей[38].

Деятельность Л.М. Коптева в отношении церкви Трех Святителей не ограничивалась одним только финансированием. Будучи ктитором храма, он являлся и организатором строительства, которое началось 3 мая 1859 года. В этот день состоялась торжественная закладка церкви при участии нижегородского епископа Антония[39]. Надзор за ходом работ по ходатайству Л.М. Коптева был поручен городовому архитектору Н.И. Ужумедскому-Грицевичу[40].

Автор очерка по истории данного храма, его настоятель о. Павел Троицкий полушутя писал в начале ХХ века, что «Трехсвятительская церковь может признаваться воздвигнутою «на ямах». И действительно, место, где суждено было возникнуть сей церкви… и окружающее его пространство… было изрыто ямами, откуда добывалась глина для… кирпичных заводов»[41]. Это, а также перепад места с юга на север, потребовало нивелировки территории[42].

Впрочем, несмотря на указанные обстоятельства, храм был воздвигнут за довольно короткий срок. Его строительство в основном закончилось весной 1860 года[43], а к концу того же года он был полностью готов[44].

Назовем лиц, принимавших деятельное участие в возведении церкви Трех Святителей. Среди тех, кто поставлял кирпич, были купец И.В. Комаров и М.Я. Колотилов, известь доставляли городецкие крестьяне М. и И. Скворцовы, лес – нижегородский купец И.И. Щуров, железо – купчиха А.И. Редозубова, каменную кладку вели С.И. и А.С. Спиридоновы[45].

 В декабре 1860 года все три престола были освящены нижегородским епископом Нектарием[46]. Общие затраты на строительство и убранство нового храма составили 30750 рублей серебром[47].

Исторический облик церкви Трех Святителей восстановливается по сохранившимся архивным чертежам, описи имущества 1860 года и старым фотографиям М.П. Дмитриева и В.И. Бреева.

Основной двухсветовой объем храма имел пятиглавое завершение. Главы располагались на барабанах кубической формы с усеченными гранями. Центральный из них был световым, остальные носили декоративный характер.

Полукруглая апсида с востока выделяла местоположение главного алтаря с престолом во имя Трех Святителей – Петра, Алексия и Ионы. Придельные алтари архитектурно выделены не были. Они располагались по сторонам от главного алтаря. С севера находился придел во имя святого апостола и евангелиста Луки и преподобного Андрея Критского, с юга – придел во имя святого апостола Иасона и святителя Николая Мирликийского[48]. Святые, которым были посвящены приделы, считались небесными покровителями лиц, принявших наиболее деятельное участие в возведении храма.

Посредством притвора, который был несколько уже основного объема, церковь соединялась с запада с двухъярусной колокольней, имевшей шатровое завершение. На ярусе звона колокольни находилось семь колоколов, общим весом свыше 191 пуда[49].

На главах церкви и колокольни, покрытых железом и выкрашенных зеленой масляной краской, имелись дубовые кресты, обитые белым железом.

В церковь вели три входа с деревянными и металлическими дверьми: с запада (из-под колокольни), с севера и юга. Крыльца перед ними были выполнены из белого камня.

К моменту составления описи (1860 год) выстроенный из кирпича храм еще не имел штукатурки. В дальнейшем он был оштукатурен и побелен[50]. Таким его видел и запечатлел на одном из своих рисунков В.Г. Короленко, живший неподалеку на Канатной улице в 1888 – 1896 годах[51].

Об интерьере церкви Трех Святителей дает представление та же опись 1860 года, в которой подробнейшим образом перечислено ее убранство: иконостасы, утварь и т.п.

Иконостасы были выполнены из соснового дерева и украшены накладными резными деталями из липы. Первоначально они не были ни позолочены, ни окрашены. Их автором являлся С.С. Ищериков. Иконы написал известный иконописец Д.А. Салабанов[52]. Вместе с тем, в церкви находились и более древние иконы и вещи, пожертвованные различными лицами или перешедшие из других храмов. К таковым относились икона праздников и разных святых, в центр которой был вставлен позолоченный крест с мощами, икона Спаса Нерукотворного, икона Успения Богоматери. Последняя взята была из упраздненной Николаевской Нижнепосадской церкви. Из напрестольных крестов имелся один, относящийся к XVIII веку[53].

Посредине храма первоначально висело большое медное посеребренное паникадило «о четырех ярусах». Оно попало в церковь Трех Святителей из Спасского Староярмарочного собора. Стены внутри церкви были выбелены, пол был белокаменным.

Первоначально церковь отапливалась унтермарковскими печами, в 1865 году они были заменены на калориферное отопление, устроенное нижегородским мещанином И.Ф. Рябовым[54].

Градостроительное значение церкви Трех Святителей выявлено в ходе разработки инициативной группой архитекторов и историков в 1987 – 1988 годах т.н. альтернативного проекта заповедной зоны в районе улиц Короленко, Славянской, Новой.

Установлено, что место для храма на изломе улицы Канатной (Короленко) при соединении ее с улицей Немецкой (Славянской) было выбрано удачно. Храм оказался вписанным в пересечение трех расходившихся под одинаковыми углами отрезков улиц. Именно с момента постройки церкви здесь, в основном, оформились пространственно-видовые связи.

Колокольня церкви, «имевшая (и имеющая сейчас, после восстановления – А.Д.) по сравнению с наиболее высокой, двухэтажной, застройкой оптимальное высотное превосходство, примерно 1:3, стала композиционной доминантой, высотным акцентом района. Благодаря удачному планировочному решению церковь могла просматриваться (и просматривается – А.Д.) со многих точек. Оба отрезка Канатной и Немецкая улицы на этом участке были соориентированы на нее, и, по мере приближения по ним к храму, он как бы вырастал, занимая все больший объем в структуре улицы. При движении по улице Новой, а также по трем сторонам огромного ромба – Полевой (Горького), Студеной и Напольно-Монастырской (Белинского) улицам, церковь также представала (и предстает – А.Д.) перед взглядом наблюдателя в тех местах, где они пересекались с ориентированными на нее улицами»[55].

О дальнейших изменениях, происшедших с церковью Трех Святителей, известно следующее.

В 1863 году все три иконостаса церкви были вызолочены. Тогда же своды и верхняя часть стен были расписаны «священными изображениями»[56]. Около 1885 года интерьеры храма получили масляную роспись, при этом  колонны были покрыты орнаментом, а стены расписаны под мрамор[57].

В 1893 году городские власти дали разрешение  на устройство вокруг церкви железной на каменном фундаменте ограды, овальной в плане[58], что и было осуществлено на следующий год[59]. Иждивением прихожанина Трехсвятительской церкви А.К. Силина в 1898 году с северной ее стороны был разбит сад[60].

В 1895 году деревянные кресты на храме и колокольне были заменены сквозными железными, окрашенными в бронзовый цвет[61]

В 1904 году производится поновление росписей внутри храма. Сохранившийся счет от Р.И. Грибкова позволяет установить изображенные на стенах сюжеты. Это лики московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, сюжеты с приведением Иисуса Христа к Каиафе, распятием Иисуса Христа, Воскресение Спасителя, евангелисты, серафимы и херувимы. Также на стенах имелся орнамент. Панели были окрашены под мрамор[62].

В самом начале ХХ века были заменены все три иконостаса. Их позолота производилась Г.Н. Викуловым за счет пожертвований А.С. Шубинского[63]. Иконы были поновлены или написаны вновь иконописцем К.А. Першиным[64].

В 1908 году белокаменный пол в церкви был заменен плиточным. Настилку «заграничной» керамической плитки осуществил торговый дом «Артур Перкс и Ко» (непосредственно работу выполнил специально присланный из Москвы мастер Санкин). Этой же фирмой пол в алтарной части был устроен из бетона[65].

В 1910-е годы встал вопрос о расширении храма, что было вызвано увеличением числа прихожан. В это время к приходу относилось свыше 280 домовладений, в которых проживало свыше 5 тысяч человек[66].

Документов, связанных непосредственно с перестройкой церкви Трех Святителей, нами не обнаружено. По косвенным данным устанавливается, что она осуществлялась специально созданным из прихожан комитетом. Наиболее крупное пожертвование на перестройку (10 тысяч рублей) поступило от бывшего в это время старостой церкви Г.А. Трусова[67]. Сметная стоимость работ определялась в 15 тысяч рублей. Расширение храма за счет пристройки объемов к западному притвору было разрешено епархиальным начальством по утвержденным в Строительном отделении Нижегородского губернского правления чертежам в начале 1915 года. Это позволило увеличить число молящихся на 300 – 500 человек[68]. Сами работы датируются 1915 – 1916 годами.

Что касается дома причта, то его проект был составлен нижегородским епархиальным архитектором А.К, Никитиным в 1891 году[69]. Однако, по каким-то причинам, строительство не было осуществлено до 1904 года, когда вновь пришлось переутверждать проект в городской управе[70]. Дом этот сгорел в 1910 году, а на его месте через год, по другому уже проекту, был выстроен ныне существующий (улица Славянская, 1). Надзор за работами осуществлял новый епархиальный архитектор А.Н. Полтанов[71]. В ведомостях страховой оценки нижегородских церквей 1910 – 1911 годов сохранилось его подробное описание. Тогда дом был оценен в 10 тысяч рублей[72].

В советское время, в феврале 1930 года, церковь Трех Святителей была закрыта как культовое учреждение[73]. В дальнейшем она была приспособлена под жилье, при этом завершения храма и колокольни были снесены, а интерьер полностью утрачен (сохранился лишь плиточный пол и отдельные незначительные фрагменты росписи). Судьба икон и другой церковной утвари неизвестна. Скорее всего, все это было уничтожено вместе с иконостасами, а колокола пошли на переплавку. Внутри здания, при перепланировке под квартиры, было устроено междуэтажное перекрытие, появились новые световые проемы в верхней части стен храма.

Претерпела некоторые изменения и территория вокруг церкви. Церковная ограда была утрачена. Со строительством в непосредственной близости от храма жилого трехэтажного дома (на месте сада), по сути дела, оказалась ликвидированной площадь вокруг церкви. Однако общий характер окружающей застройки, несмотря на бурные градостроительные преобразования, происходящие поблизости, все еще сохраняется.

С конца 1970-х годов церковь пустовала, постепенно разрушаясь. В заброшенном состоянии она простояла до осени 1987 года, когда силами добровольных помощников реставраторов (шефская секция Горьковского областного отделения ВООПИК) начались работы по освобождению здания от мусора.

В 1989 году архитекторами И.С. Агафоновой и В.А. Широковым по заказу городского управления культуры был разработан эскизный проект реставрации церкви Трех Святителей, предусматривавший восстановление храма в первоначальном виде, без учета его перестройки 1915 – 1916 годов[74]. Однако осуществить его удалось лишь после передачи памятника (1997 год) подворью Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря[75]. Рабочие чертежи по восстановлению церкви были выполнены архитектором Л.Ю. Банновой[76].

11 июня 2005 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного храмового престола восстановленной церкви во имя пяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, а в октябре и декабре того же годы были освящены два придела: первый – в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского и апостола Иасона, второй – в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского[77]. Ныне в день храмового праздника 18 октября Русская Православная Церковь отмечает память уже 12 Московских Святителей – Петра (митрополита Московского), Алексия, Ионы, Макария (митрополита Московского), Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра (митрополита Крутицкого, новомученика), Филарета, Иннокентия и Макария (митрополита Алтайского).

В 2009 году бригада нижегородских иконописцев под руководством художника Алексея Анциферова закончила роспись стен и сводов храма, завершив тем самым окончательное его восстановление[78].

В процессе реставрации пять глав храма и глава на колокольне были, как и первоначально, выкрашены в зеленый цвет. Позже они были вызолочены в угоду внешнему «благолепию», что противоречит историческому облику памятника, однако отражает вкусы нынешних духовных властей.

Вокруг церкви вновь устроена металлическая ограда, разбит цветник.

Церковь Московских Святителей – одна из немногих, оставшихся в городе с середины XIX века. Это пример небольшого приходского храма, построенного на основе «образцовых» проектов. Проведенная реставрация вернула его к жизни и восстановила церковь как архитектурную и градостроительную доминанту района улиц Короленко, Славянской, Новой, все еще сохраняющего во многом свой исторический облик.

  

Первоначальный проект церкви Трех Святителей, 1857 год (ЦАНО)

Первоначальный проект церкви Трех Святителей, 1857 год (ЦАНО)

Первоначальный проект церкви Трех Святителей, 1857 год (ЦАНО).

 

Общий вид церкви Трех Святителей. Фото М.П. Дмитриева. Конец XIX века

Общий вид церкви Трех Святителей. Фото М.П. Дмитриева. Конец XIX века.

 

Церковь Трех Святителей до начала реставрации. Фото О.Г. Эллинского. Апрель 1989 года

Церковь Трех Святителей до начала реставрации. Фото О.Г. Эллинского. Апрель 1989 года.

 

Общий вид церкви Трех Святителей после реставрации. Фото И. С. Агафоновой. Ноябрь 2004 года

Общий вид церкви Трех Святителей после реставрации. Фото И. С. Агафоновой. Ноябрь 2004 года.

 

Вид на улицу Славянскую и церковь Трех Святителей со стороны улицы Студеной. Фото И.С. Агафоновой. Октябрь 2004 года

Вид на улицу Славянскую и церковь Трех Святителей со стороны улицы Студеной. Фото И.С. Агафоновой. Октябрь 2004 года.

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

 


[1] Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ в. – Н. Новгород, 1994. С. 52 – 53; он же. Купола, глядящие в небеса. – Н. Новгород, 1996. С. 151 – 152.

[2] Дегтева О.В. Нижегородское подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Храм Московских Святителей. – Н.Новгород, 2009.

[3] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 4. Освоение данного района было во многом вызвано повелением императора Николая I ликвидировать частную застройку в Нижегородском кремле (См.: Троицкий П. Нижегородская Трехсвятительская церковь. Ее прошлое и настоящее в связи с образованием ее прихода. К сорокалетию ее существования // НЕВ, 1900, № 19. С. 635 – 636).

[4] П.Л. Духовное торжество // НГВ, 1859, № 21. С. 80.

[5] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1900, № 19. С. 636.

[6] РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Нижегородская губ. Д. 7.

[7] По генплану 1839 года предполагалось построить храм на пересечении проектируемой Архангельской улицы (ныне улица Воровского) и Большой Ямской (ныне часть улицы Ильинской).

[8]  ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 4, 32.

[9] Там же. Л. 4 – 4 об.

[10] Там же. Л. 8 – 8 об.

[11] Там же. Л. 13 – 13 об.

[12] Там же.

[13] П.Л. Указ. соч. С. 80.

[14] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 18 – 19 об.

[15] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1900, № 20. С. 660.

[16] См.: Власюк А.И. Эволюция строительного законодательства России в 1830-е – 1910-е годы // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. – М., 1985. С. 231.

[17] РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 789. Л. 2 – 3, 5, 8 – 9 об.

[18] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 36.

[19] Там же. Л. 107 – 120.

[20] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1900, № 21.  С. 688.

[21] Там же. С. 687.

[22] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 32; … Указ. соч. // НЕВ, 1900, № 20. С. 663.

[23] Кириченко Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX  века // Архитектурное наследство. Вып. 36.– М., 1988. С. 137.

[24] См.: Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 – 1910-х годов. – М., 1982. С. 117.

[25] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 40.

[26] В то время не принято было указывать инициалы при подписании документов. Установить их пока не удалось.

[27] РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 789. Л. 20.

[28] Там же. Л. 14-14 об.

[29] Там же. Л. 17.

[30] Там же. Л. 17-17 об.

[31] Там же. Л. 22-б.

[32] Вышеизложенное опровергает утверждение Н.Ф. Филатова о том, что автором проекта церкви Трех Святителей являлся архитектор Н.И. Ужумедский-Грицевич. (См.: Филатов Н.Ф. Нижний Новгород… С. 52; он же. Купола… С. 152).

[33] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 101.

[34] Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что в середине XIX века в ГУПС и ПЗ подвергались пересоставлению практически все проекты строительства или перестройки нижегородских церквей, разработанные местными силами (Успенская церковь на Ильинской горе, церковь Космы и Дамиана на Рождественской улице, собор Александра Невского на Стрелке и др.).

[35] П.Л. Указ. соч. С. 80.

[36] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 201.

[37] Автор выражает признательность д.и.н.,  зав. кафедрой истории России и краеведения ННГУ им. Н.И. лобачевского Ф.А. Селезневу за консультацию по данному вопросу.

[38] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 219.

[39] П.Л. Указ. соч. С. 80; Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1900, №. 22. С. 716.

[40] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 124-124 об.

[41] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1900, №. 22. С. 716-717.

[42] Там же. С. 717.

[43] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 144.

[44] Там же. Л. 158.

[45] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1900, №. 22. С. 720.

[46] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 189.

[47] Там же. Л. 183 об.

[48] Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии. - Н. Новгород, 1888. С. 495.

[49] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 161.

[50] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1901, №. 1. С. 10.

[51] Рисунок см.: Фортунатов Н.М. В.Г. Короленко в Нижнем Новгороде. – Горький, 1986. С. 32.

[52] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1900, №. 22. С. 720.

[53] Добровольский М. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1912. С. 96.

[54] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1901, №. 1. С. 11.

[55] Дмитриевский С.М. Историческая записка к альтернативному проекту заповедной зоны в районе улицы Короленко в городе Горьком. Машинопись. С. 9 – 10.

[56] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 232. Л. 211.

[57] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1901, №. 1. С. 11.

[58] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д.4594. Л. 4.

[59] Троицкий П. Указ. соч. // НЕВ, 1901, №. 1. С. 11.

[60] То же // НЕВ, 1900, № 20. С. 658.

[61] То же // НЕВ, 1901, № 1. С. 10.

[62] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Год 1911. Д. 77. Л. 97-а – 97-а об.

[63] Там же. Л. 7, 322 об.

[64] Там же. Л. 89.

[65] Там же. Л. 46, 96.

[66] Там же. Л. 1.

[67] РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2756. Л. 50 об.

[68] Расширение храма // НЦОВ, 1915, 19 апр., № 16. Стб. 401.

[69] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39. Д. 8355.

[70] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39. Д. 8367.

[71] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39. Д. 8149.

[72] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1000. Л. 69-69 об

[73] Дегтева О.В. Указ. соч. С. 34.

[74] О проекте см.: Агафонова И.С. К вопросу о реставрации церкви Трех Святителей (1860 г.) в Нижнем Новгороде // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Материалы 2 региональной научной конференции «Проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья». - Н. Новгород, 1991. С. 145 – 153.

[75] Дегтева О.В. Указ. соч. С. 37.

[76] Там же. С. 38.

[77] Там же. С. 43.

[78] Там же.

 


(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 03.02.2012
  • Автор: Давыдов А.И. (post@etnos-nn.ru)
  • Ключевые слова: Нижний Новгород, архитектура, культовое зодчество, церковь Трех Святителей
  • Размер: 42.97 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
А.И. Давыдов. Рождественская Строгановская церковь. Реставрационные работы XIX – начала ХХ века
А.И. Давыдов. Рождественская Строгановская церковь. Реставрационные работы XIX – начала ХХ века (Продолжение)
А.И. Давыдов. Рождественская Строгановская церковь. Реставрационные работы XIX – начала ХХ века (Окончание)
Е.В. Медоваров. Пещеры Нижегородского Благовещенского монастыря: морфометрические данные XIX века и современное состояние
А.И. Давыдов. Скорбященская и Петропавловская церкви Нижнего Новгорода
А.И. Давыдов. К истории реставрации старой церкви Козьмы и Дамиана на Рождественской улице в Нижнем Новгороде
А.И. Давыдов. Чудом уцелевшие: часовни на Варварской и Ильинской улицах в Нижнем Новгороде
А.И. Давыдов. Нижегородская церковь Трех Святителей
А.И. Давыдов. Церковь Живоносного источника
А.И. Давыдов. Нижегородский Благовещенский монастырь. Северо-Восточный жилой корпус. Строительная история
А. И. Давыдов. Собор Александра Невского на Нижегородской Ярмарке. Хроника проектирования
А.И. Давыдов. Похвалинская церковь в Нижнем Новгороде
А.И. Давыдов. Строительная история Благовещенского собора Нижегородского Благовещенского монастыря
И.С. Агафонова, А.И. Давыдов. Проект реставрации архиерейских палат Нижегородского Печерского монастыря и его реализация
А.И. Давыдов, В.В. Краснов. Спасская часовня на Ивановском съезде
И.С. Агафонова, А.И. Давыдов. О забытом типе храма в русском деревянном зодчестве

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100