ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

25 сентября 2018 г. размещены материалы: статья Я.А. Яковлева "К истории населенных пунктов и объектов культурного наследия Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры: Зенково, Скрипунова, Чембакчина" и продолжение Материалов к энциклопедическому словарю "Цензура в России".


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Нижний Новгород  /  Дома

 Дома
Размер шрифта: распечатать





А.И. Давыдов. Архитектурно-промышленный комплекс мельницы М.А. Дегтярева (31.96 Kb)

 
 
От редакции
Редакция ЭПИ «Открытый текст» продолжает знакомить читателей с историко-архитектурными объектами Нижнего Новгорода, которым постановлением правительства Нижегородской области от 8 февраля 2011 года № 78 было отказано во включении в госреестр памятников истории и культуры, как якобы не имеющим исторической, архитектурно-градостроительной и культурной ценности. Сегодня мы публикуем статью, посвященную архитектурно-промышленному комплексу мельницы М.А. Дегтярева, являющемуся неотъемлемым элементом речной панорамы нагорной части Нижнего Новгорода. Она основана на исследованиях, проведенных сотрудниками Научно-исследовательского предприятия «Этнос» еще в 2000 году и вылившихся в соответствующе оформленную документацию. К сожалению, эта документация, послужившая основанием для включения комплекса мельницы М.А. Дегтярева в декабре 2000 года в список выявленных объектов культурного наследия, была просто проигнорирована региональным орЦАНОм охраны памятников при решении его судьбы в году 2011-м.
Редакция «Открытого текста», выступая за самое широкое обсуждение проблемы снятия с охраны выявленных объектов культурного наследия, призывает авторов заключений, послуживших поводом для принятия властями такого решения, не побояться «выйти из тени» и изложить свою позицию. Со своей стороны, мы готовы предоставить для этого информационное пространство нашего сайта.
 
 
АРХИТЕКТУРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС МЕЛЬНИЦЫ М.А. ДЕГТЯРЕВА
А.И. Давыдов
(Научно-исследовательское предприятие «Этнос»)
 
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
        Данная статья, посвященная архитектурно-промышленному комплексу бывшей мельницы М. А. Дегтярева, расположенному в Нижнем Новгороде на набережной реки Оки (улица Черниговская) призвана дать историко-архитектурную характеристику указанному объекту. При работе над ней были использованы сведения, почерпнутые как из литературных источников, так и из документов, хранящихся в Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО), а также данные натурных обследований, проведенных в 2000 году и откорректированных в настоящее время. 
 
СТРОИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КОМПЛЕКСА МЕЛЬНИЦЫ
 
Облик набережной правого берега реки Оки, иногда называвшейся в дореволюционное время Благовещенской, а в советское время получившей наименование улицы Черниговской начал складываться в 1830-е – 1840-е годы. В это время здесь строятся дома, складские и торговые помещения, принадлежащие купечеству, связанному с Макарьевской (Нижегородской) ярмаркой. Известно, что после пожара 1836 года «вдоль Оки предписывалось возводить исключительно каменные дома и по лучшим фасадам»1. В основном это были проекты нижегородского городового архитектора Г.И. Кизеветтера. Несколько таких домов находились на территории, которую занимает  исследуемый нами мельничный комплекс.
        Один из домов, фиксирующий угол набережной и переулка, ведущего в гору, к церкви Иоанна Предтечи в Благовещенской слободе (бывший переулок Предтеченский), сохранился и входит в состав комплекса. Н.Ф. Филатов датировал его 1820-ми годами, называя заказчика – купца Матвея Кузнецова и автора проекта архитектора И.Е. Ефимова2. Однако проверить эти сведения не удалось, поскольку указанный Н.Ф. Филатовым архивный источник на самом деле к интересующему нас дому отношения не имеет. По известным же нам архивным документам в  более позднее время (1870-е годы) указанное домовладение принадлежало купеческому семейству Мякишевых3. В 1879 году оно перешло от Е.А. Мякишевой к М.А. Дегтяреву 4.
          Еще один дом, находившийся на месте мельничного комплекса рядом с вышеуказанным домовладением, был построен по проекту 1858 года для нижегородского мещанина И.И. Маякина. Это было двухэтажное с подвальным помещением каменное здание в пять осей света по главному фасаду и входными тамбурами сбоку и сзади5.
        Кроме того, на территории, отошедшей в дальнейшем под строительство мельницы, находилось еще два дома (по красной линии набережной реки Оки), облик которых из-за отсутствия архивных чертежей не устанавливается.
        Как указывал Ю.Н. Бубнов, «отмена крепостного права и окончание строительства в 1862 году железной дороги Москва – Нижний Новгород дали толчок дальнейшему развитию торговли и промышленности. Исключительно благоприятное расположение города в центре России на пересечении водных, а затем и железнодорожных магистралей способствовало,  в частности, развитию мукомольной промышленности. В 1860 – 1870-е годы на правом и левом  берегах Оки строятся крупные паровые мельницы, завод  мельничного оборудования Горбута... В 1877 году в городе было уже 56 промышленных предприятий. Все они размещались  по берегам рек Оки и Волги (преимущественно в Заречье), что обеспечивало дешевые транспортные услуги»6 .
        Первым на выгодное положение подгорной части Благовещенской слободы для размещения мукомольного предприятия обратил внимание нижегородский купец Е.Г. Башкиров. По проекту 1869 года в конце Нижне-Окской (Благовещенской) набережной он сооружает трехэтажную паровую мельницу7.
         Вслед  за Е.Г. Башкировым, рядом с ним (в сторону города), в 1879 году начинает скупать участки для строительства подобного же промышленного заведения и Маркел Александрович Дегтярев (Дехтярев), числившийся сначала балахнинским, а затем ставший нижегородским первой гильдии купцом. (Биография М. А. Дегтярева требует специального исследования, которое выходит за рамки данной работы).
        Приобретя необходимое для строительства количество земли, М.А. Дегтярев заказал проект мельницы нижегородскому архитектору Н.Б. Фельдту. После того, как чертежи были составлены, 28 мая 1879 года последовало соответствующее прошение в Нижегородское губернское правление8. Ни строительное отделение Нижегородского губернского правления, ни Нижегородское городское полицейское управление, ни Нижегородская городская управа не нашли каких-либо препятствий к осуществлению задуманного М.А. Дегтяревым. 1 июня 1879 года проект паровой мельницы был утвержден на техническом заседании строительного отделения, после чего чертежи и «разрешительный билет за № 740» получил автор проекта архитектор Н.Б. Фельдт9.
        Однако, по прошествии месяца строительное отделение губернского правления вновь возвращается к вопросу о постройке М. А. Дегтяревым мельницы. Дело в том, что последний предоставил на рассмотрение измененный  проект, который и был окончательно утвержден 20 августа 1879 года10 
В ЦАНО сохранились чертежи обоих вариантов проекта11, позволяющие проследить сделанные изменения.
        По первоначальному проекту главный пятиэтажный корпус мельницы имел 17 световых осей по фасаду, обращенному в сторону реки Оки. При этом северный торцевой фасад должен был быть глухим. С южной стороны к основному объему примыкал пониженной двухэтажный пристрой для размещения  машинного отделения (две световые оси) и котельной (три световые оси).
        По «заменительному проекту» длина главного корпуса сокращалась. Он теперь имел 14 световых осей. На северном торцевом фасаде появилось три световых оси. Машинное отделение имело одну световую ось, и на котельную приходилось теперь две световые оси. Также несколько менялось расположение лестниц в главном корпусе, который занимали «обойное» и «приводное» отделения. Планировка всех этажей этой части здания была идентичной.
        Судя по архивным чертежам и записям в окладных книгах Рождественской части Нижнего Новгорода, архитектурно-промышленный комплекс мельницы М.А. Дегтярева в основном сформировался к началу 1880 -х годов, то есть достаточно быстро. Так, на 1881 год за указанным купцом на Благовещенской набережной реки Оки значились каменная механическая  мукомольная мельница, четыре каменных флигеля (один – трехэтажный, три – двухэтажных) и каменные одноэтажные палатки. Все это имущество с целью налогообложения было оценено в 50 400 рублей12. Несомненно, что под трехэтажным флигелем понимался корпус «казармы», замыкающий юго-западный угол территории. Каменные одноэтажные палатки – два достаточно высоких складских сооружения, вытянутые вдоль набережной между упомянутой «казармой» и сохранившимся двухэтажным угловым домом (бывшим купцов Мякишевых), названным одним из двухэтажных флигелей. Что понимать еще под двумя двухэтажными флигелями, сказать трудно. Возможно, это двухэтажный объем пристроя к основному корпусу мельницы с машинным отделением и котельной и флигель, примыкающий к угловому дому, вытянутый по Предтеченскому переулку. Во всяком случае, последний показан на проектном чертеже, датируемом октябрем 1883 года, как существующий. Тогда к  нему с дворовой стороны предполагалось пристроить металлическую галерею13.
        Окладная книга на 1884 – 1887 годы помимо вышеперечисленного имущества мельницы М. А. Дегтярева называет дополнительно двухэтажную каменную пристройку к мельнице и каменный двухэтажный флигель, увеличивая соответственно оценку его владения до 63 000 рублей14. Вероятно, под пристройкой подразумевался двухэтажный объем механических мастерских, пристроенный с севера к главному пятиэтажному корпусу. (Он уже обозначен на упоминавшемся выше чертеже 1883 года).
        «Идентификацию» появившегося в записях окладной книги еще одного двухэтажного флигеля осуществить не удалось, поскольку он не соотносится с постройками мельничного комплекса, показанными на чертежах этого времени.
        По проекту 1892 года за главным корпусом мельницы в полугоре, были устроены нефтеналивные топливные баки15.
        К 1900 году относится архивное дело о разрешении переустройства электрического освещения на мельнице М.А. Дегтярева16. Однако упоминаемые в нем проектные чертежи отсутствуют.
        По проекту 1906 года 17 двухэтажное здание котельной было расширено и соединено с трехэтажным корпусом «казармы». На генплане этого времени18 зафиксировано также двухэтажное здание «мешочной», построенное выше по горе, напротив слободской церкви Иоанна Предтечи.
        Все вновь выстроенные сооружения архитектурно-промышленного комплекса мельницы М.А. Дегтярева были выполнены в «кирпичном стиле», преобладавшем в архитектуре производственных зданий второй половины XIX - начала XX веков.
        «Неоштукатуренные здания, отделанные лицевым кирпичом – прочным и экономичным материалом, не требующим дополнительных затрат на ремонт и окраску, могли обладать хорошими эстетическими качествами, в них гармонически сочеталось утилитарное и изящное. Рисунок  кирпичной кладки, фактура и цвет лицевого кирпича представлялись основными средствами художественной выразительности»19.
        Характеризуя пятиэтажный корпус паровой мельницы М.А. Дегтярева,  Ю.Н. Бубнов отмечает, что его архитектура «несет на себе печать эклектики. При гладких стенах часть окон обрамлена сандриками, а карниз поддерживается фигурными кронштейнами»20.
        Рационалистический характер «кирпичного стиля» хорошо просматривается и в здании трехэтажной «казармы» – жилья для рабочих, и в складских корпусах, выстроенных на месте ранее существовавших на набережной жилых домов.
        Вместе с тем, угловой двухэтажный дом (бывший Мякишевых) и пристроенный к нему флигель по Предтеченскому переулку, (более ранние строения, включенные в комплекс мельницы), по своему архитектурному стилю отличаются от остальных построек. Дом несет черты  перехода от позднего классицизма к академической эклектике, а флигель – эклектичен.
        Расположение предприятия в модульной сетке городских кварталов и улиц привело к периметральному характеру застройки мельничного комплекса. Важным фактором в его структурообразовании послужила непосредственная близость реки Оки. А.А. Яковлев отнес такую застройку к типологической ее разновидности («линейной параллельной»), связанной с приречным расположением производства21. Разбирая композиционную роль предприятия в городской среде, он характеризует его объемно-пространственную композицию как моноцентричную.
        «Моноцентричные композиции производств Поволжья являлись классическим типом композиции промышленного предприятия XIX века. Их объемно-пространственная структура определялась технологией и функциональной организацией производства. Центрами композиции выступали инженерные сооружения (например, дымовые трубы на мукомольном заводе Башкирова) и производственные корпуса (мельница Дегтярева в г. Н. Новгород), а подчиненными элементами были вспомогательные здания и сооружения. Заводские конторы, склады стояли в самом низу архитектурно-пространственной иерархии, сюда же включались и жилые здания окружающей слободской застройки. Промышленные комплексы по своим размерам и вертикальной композиции впервые встали на один архитектурно-композиционный уровень с культовыми зданиями по значимости в эстетической организации городской среды. Их объемно-пространственное и архитектурно-художественное решение складывалось во многом благодаря господствовавшим в то время эстетическим взглядам на архитектуру...»22.
        Застройка комплекса мельницы М.А. Дегтярева, вытянутая по набережной, состоит из двух достаточно протяженных складских корпусов, справа и слева от которых, завершая линию, располагаются примерно равные по высоте объемы двухэтажного жилого дома (бывшего Мякишевых) и трехэтажной «казармы».
        Осью симметрии композиции являются проход на мельничную территорию, устроенный между складскими корпусами (сейчас здесь  устроен проезд). Расположенный в глубине двора главный корпус мельницы несколько сдвинут от этой оси в сторону. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы пятиэтажный объем здания не перекрывал собой слободскую церковь Иоанна Предтечи при восприятии панорамы города со стороны реки и Канавинской слободы.
        Мельница М.А. Дегтярева запечатлена на нескольких фотографиях М.П. Дмитриева рубежа XIX – XX веков. В частности, снимок, сделанный со стороны Канавина, свидетельствует о той активной роли, какую играли архитектурно-промышленные комплексы мельниц М.А. Дегтярева и Е. Г. Башкирова в формировании панорамы нагорной части города. При этом следует отметить, что главной градостроительной доминантой Благовещенской слободы оставалась церковь Иоанна Предтечи, расположенная выше мельничных построек, которые, как уже отмечалось, не перекрывали ее.
        После Октябрьской революции мельница М.А. Дегтярева была национализирована и стала именоваться «Госмельницей № 5». Ее постройки в 1925 году оказались зафиксированы на инвентаризационных чертежах (генплан, поэтажные планы, разрезы), составленных для Управления губернского инженера23 . Они дают представление об этом промышленном комплексе в окончательно сложившемся виде.
        Сейчас комплекс бывшей паровой мельницы М. А. Дегтярева в основном используется под различные производственные и торгово-складские нужды.
 
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МЕЛЬНИЦЫ
       
К настоящему времени архитектурно-промышленный комплекс бывшей паровой мельницы М. А. Дегтярева (ул. Черниговская №№ 17- 17-а) сохранил свою целостность. Утраты незначительны. Не сохранилось помещение котельной, снесены дымовая труба и топливные баки,  ликвидирован ряд других малозначительных построек и технологических сооружений.
        Главный корпус (№ 17-а, лит. А) и пристроенные к нему с торцов двухэтажные здания машинного отделения (№ 17-а, лит. А1)  и механических мастерских (№ 17-а, лит. А2)  в основном сохранили свой облик. Правда, кирпичные треугольные фронтоны, которыми завершались торцевые фасады главного корпуса, ограничивая чердачное помещение (один из них виден на фотографии М. П. Дмитриева) сейчас заменены на дощатые. Довольно резко диссонирует по отношению к кирпичному убранству фасада, выходящему в сторону реки Оки, появившаяся на нем шахта лифта. Также искажают восприятие объекта многочисленные металлические воздуховоды, подъемники и другие приспособления, устроенные в окнах нижних этажей, металлические навесы, а  также кирпичные пристройки, соединившие бывшие механические мастерские  с одним из складских корпусов.  На южном (торцевом) фасаде главного корпуса утрачен фрагмент белокаменного карниза на кирпичных консолях. В этом месте световой проем (правый) переложен. Вместе с тем, рядом с шахтой лифта сохранилась пожарная лестница на всю высоту главного корпуса. Заполнения его оконных проемов, в большинстве своем, также старые и представляют интерес по устройству (открывается средняя часть окон).
        Летом 2000 года по фасаду главного корпуса, обращенному в сторону набережной, устроена рекламная надпись на щитах большого размера: «Мягкая мебель», хорошо читаемая со стороны Канавина.
        Два одноэтажных складских корпуса (№ 17-а, лит. В, Д), вытянутых вдоль набережной, первоначально выглядели с ее стороны как единое целое, так как существовавшая между ними проходная была перекрыта. Правда при этом, капитальной стены, объединяющей корпуса не существовало, как не существует и сейчас. Это устанавливается по упоминавшимся уже архивным чертежам 1925 года. Они также дают представление о внутренней планировке складов: каждый корпус был разбит внутренними кирпичными стенами на три помещения. С дворовой стороны к складам примыкали металлические навесы.
        Оформление уличных фасадов складских корпусов было идентичным. Каждый из них членился лопатками на неравные части, имел по три широких дверных проема с лучковыми перемычками, которые вели  во внутренние помещения. Между первым и вторым проемами (считая от проходной) в узком простенке между лопатками располагалось по ложному окну с арочными завершением.
        Единый венчающий карниз над лучковыми перемычками, обрамление в виде ширинок неразрывно (по оформлению) связывали  со складскими корпусами расположенные по обеим сторонам от них двое проездных ворот во двор. Ворота эти примыкали, соответственно, к жилому дому с конторой (№ 17) на углу с переулком и казарме (№ 17-а, лит. Б).
        Облик складских корпусов к настоящему времени сильно испорчен поздними переделками: старые дверные проемы заложены, пробиты новые окна и двери. Ликвидировано перекрытие над проходной, которая стала проездом. Белокаменный цоколь в значительной степени разрушен. Ворота с южной стороны складских корпусов практически не сохранились. Ворота с северной стороны находятся в аварийном состоянии, как и сам северный складской корпус. В конце 2000 года осуществлена его полная реконструкция с надстройкой двумя этажами. При этом вычинка и кладка велась силикатным кирпичом. В настоящее время главный фасад корпуса оштукатурен и окрашен. Южный складской корпус находится в более приемлемом состоянии. В нем расположены офисы и торговые помещения различных фирм, занимающихся производством стройматериалов и мебели.
        Трехэтажное здание казармы (№ 17-а, лит. Б)  сохраняло свой первоначальный облик до середины 2000-х годов. Его краснокирпичный декор был достаточно скромен и заключался в лопатках, фланкирующих уличный фасад и отделяющих крайние световые оси от центральной трехоконной части, венчающем и междуэтажном (между первым и вторым этажами) карнизах, наличниках окон второго этажа, крайние их которых имеют треугольные фронтоны и т.п. К настоящему времени декор частично утрачен в результате облицовки стеновой плиткой и окраски.
        Со двора к зданию казармы примыкают складские помещения, ограничивающие территорию мельничного комплекса с юга. В месте примыкания устроен небольшой внутренний дворик, отделенный от остальной территории новой невысокой краснокирпичной стенкой.
         Как уже говорилось, двухэтажный жилой дом (№ 17), фиксирующий угол улицы Черниговской и бывшего Предтеченского переулка, был построен гораздо ранее мельничного комплекса и отличается от остальных построек по своему архитектурному стилю (поздний классицизм с чертами нарождающейся академической эклектики). В середине 2000-х годов он был отреставрирован . Дом оштукатурен и окрашен, нижний этаж имеет линейную рустовку с имитацией замковых камней над окнами. Ось симметрии по фасаду, выходящему на набережную, едва выделена за счет более сложного декора наличника центрального окна  второго этажа. Оформление окон фасада по переулку  (имитация замкового камня над окнами первого этажа, рамочные наличники у окон второго этажа и сандрики-полочки над ними) – равнозначно. Здесь ось симметрии выделяет лишь полуциркульное окно на треугольном фронтоне. Переделанное в прямоугольное ко времени М. П. Дмитриева, ныне оно восстановлено в первоначальном виде.
        Наличие металлических дверных подставов по сторонам всех семи окон первого этажа уличного фасада  дает основание предполагать, что первоначально здесь располагались входные проемы, а сам первый этаж использовался под складские или торговые помещения. Когда произошла перестройка здания – не установлено. На фотографии М. П. Дмитриева начала ХХ века мы видим уже ныне существующие окна (при реставрации они сохранены).
         Пристроенный к указанному дому жилой флигель, тянущийся вверх по бывшему переулку, в 2000 году находился в заброшенном состоянии. К настоящему времени он реконструирован с дополнением мансардных помещений со щипцовыми завершениями крыши
        Расположенное выше по горе здание бывшей мешочной (ул. Гаршина,   № 5) полностью изменило свой облик и характер. Первоначально оно было двухэтажным, с неоштукатуренными краснокирпичными фасадами. Сейчас это трехэтажный оштукатуренный жилой дом, утративший архитектурно-художественную ценность.
        Подпорные стенки, ограничивающие по откосу территорию бывшего мельничного комплекса М. А. Дегтярева, частично сохранились.
  
ВЫВОДЫ
         
Как показали проведенные нами исследования комплекс бывшей паровой мельницы М.А. Дегтярева представляет значительный интерес в градостроительном (важный элемент речного фасада города, играющий активную роль в формировании его панорамы), архитектурном (образец промышленной архитектуры рубежа XIX – XX веков) и историческом (объект, характеризующий становление Нижнего Новгорода как индустриального центра) аспектах. По числу сохранившихся исторических построек и целостности своей пространственно-планировочной структуры (несмотря на отдельные утраты и изменения) он в лучшую сторону отличается от находящегося рядом комплекса мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями» и в гораздо меньшей степени подвергся переделкам и достройкам по сравнению с расположенным за Окой в Канавине аналогичным комплексом Я. Е. Башкирова. (Кстати говоря, оба они взяты на государственную охрану как памятники архитектуры регионального  значения).
        На мельницу М. А. Дегтярева с полным правом распространяются определение исторического предприятия и рекомендации по реконструкции его архитектурного облика, данные А. А. Яковлевым в своей монографии:         «Историческое предприятие, как объект исследования, представляет собой комплексный памятник архитектуры и градостроительства, объект наследия, включенный в систему города, содержащий в себе материальные свидетельства исторических событий жизни, деятельности и культуры населения. В целях проведения успешной реконструкции архитектурного облика исторического завода необходимо обратить внимание в первую очередь на эстетические качества среды, на проблемы сосуществования «старого» и «нового» в застройке, а также на комфортность использования объектов»24.
Изложенное дает основание поставить вопрос о необоснованности снятия с охраны архитектурно-промышленного комплекса мельницы М. А. Дегтярева и о возвращении ему статуса памятника.
 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
1.       Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала XX в. - Н. Новгород, 1994. С. 72.
2.       Там же. С. 236.
3.       ЦАНО, ф. 30, оп. 35, д. 313, л.   150-151; оп. 2, д. 127.
4.       Там же, оп. 35, д. 2063, л. 177-178.
5.       Там же, оп. 37, д. 4309.
6.       Бубнов Ю. Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX – начала XX века. - Н. Новгород, 1991. С. 15.
7.       Там же. С. 82.
8.       ЦАНО, ф. 5, оп. 49, д. 9720, л. 1-1 об.
9.       Там же, л. 1 об., 3, 4-4 об., 7.
10.   Там же, л. 7-8.
11.   Там же, ф. 30, оп. 2, д. 5; ф. 5, оп. 49, д. 9720, л. 9-14.
12.   Там же, ф. 30, оп. 35, д. 2396, л. 187-188.
13.   Там же, ф. 30, оп. 36, д. 1167.
14.   Там же, ф. 30, оп. 35, д. 3040, л. 100-101.
15.   Там же, ф. 30, оп. 37, д.4664.
16.   Там же, ф. 5, оп. 50, д. 14853.
17.   Там же, д. 17287.
18.   Там же, л. 9.
19.   Бубнов Ю. Н. Указ. соч. С.73
20.   Там же. С. 82.
21.   Яковлев А. А. Основы формирования архитектурно-пространственной среды промышленных предприятий в исторически сложившейся городской застройке (на примере исторических городов Поволжья). – Н. Новгород, 2000. С. 25.
22.   Там же. С. 30-31.
23.   ЦАНО, ф. 1679, оп. 4, д. 8.
24.   Яковлев А. А. Указ. соч. С. 229.
         
 
Мельница М.А. Дегтярева на плане Благовещенской слободы начала ХХ в. (ЦАНО).
 
 
14 – Вид на Благовещенскую слободу, архитектурно-промышленные комплексы мельниц М.А. Дегтярева и Е.Г. Башкирова со стороны Канавина.
Весна 2000 г.
 
 
Общие виды комплекса мельницы М.А. Дегтярева с улицы Черниговской. Апрель 2011 г.
 
Фото А.И. Давыдова.
 
 
Публикуется впервые

(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Давыдов А.И. (post@etnos-nn.ru)
  • Ключевые слова: промышленная архитектура, мукомольное производство, охрана культурного наследия, улица Черниговская, улица Гаршина
  • Размер: 31.96 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Давыдов А.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Городская усадьба на улице Новой,46 в Нижнем Новгороде
О.В. Орельская. Судьба произведений французского архитектора Андрэ Люрса в Нижнем Новгороде
Кинотеатр «Родина» в Автозаводском парке Нижнего Новгорода. Историко-культурная характеристика
Е.Е. Мареева. Формирование деревянной застройки Нижнего Новгорода XIX века (историко-градостроительный аспект)
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – главного дома и флигеля усадьбы А.Я. Пальцевой в Нижегородском районе Нижнего Новгорода
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Красного флигеля кадетского корпуса в Нижегородском кремле
В.В. Краснов. Здание общежития воспитанниц Мариинской женской гимназии в Нижнем Новгороде
Е.Е. Мареева. Достопримечательное место «Щелоковский хутор»: основные этапы развития. Научные основы проектирования зоны исторической городской деревянной застройки на территории архитектурно-этнографического Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) - дома, в котором жил врач Михалкин Петр Николаевич (Нижний Новгород, улица Нестерова, дом 37)
А.И.Давыдов. Дом № 20 по улице Алексеевской - всё, что осталось от усадьбы князя Грузинского
А.А. Давыдова. История формирования и развития архитектурного комплекса колонии для душевнобольных при селе Ляхово (Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1)
А.А. Давыдова. История строительства Императорского железнодорожного павильона в Нижнем Новгороде
П.В. Чеченков. Невосполнимые потери

2004-2018 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100