glossary/anthropology/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Антропология

 Антропология
Размер шрифта: распечатать




Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1950 (23.02 Kb)

АНТРОПОЛОГИЯ (греч. ανθρωπος — человек, λόγος— учение) — наука о телесной природе и происхождении человека и его рас. По определению Энгельса, антропология составляет «переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» (см. Энгельс, Диалектика природы, 1948, стр. 148). Хотя антропология изучает биологические признаки, но объяснение самой биологической эволюции человека оказывается возможным только на основе законов развития человеческого общества. Идеологи реакционной буржуазии стремятся извратить антропологию, использовать её в интересах империалистической политики. Они подменяют научную антропологию лжеучениями евгеники, социального дарвинизма, расизма. Одной из главнейших задач подлинно научной антропологии является, наряду с установлением родства человека с животным миром, выяснение всех его прогрессивно развившихся черт как существа, качественно отличного от животного. В англо-американской буржуазной науке в предмет антропологии включаются также этнография и доисторическая археология. В марксистской науке такое сбивчивое понимание антропологии отвергается, хотя как этнография, так и археология в ряде вопросов близко соприкасаются с антропологией.

Основные разделы современной антропологии: 1) антропогенез; 2) этническая антропология; 3) морфология человека.

Первый раздел антропологии — учение о происхождении человека, или антропогенез, — использует данные прочих разделов антропологии и других естественных и общественных наук. Наиболее наглядный, хотя и неполный, материал для разрешения проблем антропогенеза даёт палеонтология человека, или палеоантропология, предметом которой является изучение ископаемых (преимущественно костных) остатков представителей древних рас и видов человека. К палеоантропологии тесно примыкает палеонтология приматов, особенно высших человекообразных обезьян. Палеоантропология находится в тесной связи с археологией и геологией четвертичного периода, к началу которого относится выделение человека из животного мира. Она даёт возможность непосредственно установить основные этапы развития телесных признаков человека, а также их соотношение с географической средой, историей развития производительных сил и производственных отношений.

Недостатком палеоантропологических материалов является некоторая их неполнота, объясняемая редкостью находок костных остатков древних людей. Поэтому для правильного и всестороннего понимания процесса антропогенеза необходимо привлечение данных сравнительной анатомии, имеющей возможность изучать не только скелет, но и остальные органы. Сравнительная анатомия даёт наиболее убедительные доказательства единства происхождения всего человечества. К сравнительной анатомии тесно примыкает эмбриология. В применении к антропогенезу изучение зародышей и плодов человека дало, в частности, возможность установить, что на одной из дочеловеческих стадий развития предки человека не были прямоходящими; они жили на деревьях. Сравнительная физиология, путём изучения различных особенностей крови, даёт возможность подтвердить данные сравнительной анатомам и эмбриологии о ближайшей степени родства человека с теми или иными из человекообразных обезьян. Важное значение для материалистического понимания сущности человеческого мышления имеют опыты по сравнительно физиологическому изучению высшей нервной деятельности человекообразных обезьян.

Этническая антропология («расоведение») изучает расы человека и антропологические типы, их формирование, географическое распространение и смешение. Особое значение имеет проблема расогенеза, т. е. вопрос о происхождении человеческих рас и о факторах их развития. Основной задачей этнической антропологии является участие в разработке проблем этногенеза, т. е. формирования разных народов и племён. Антропологические материалы в марксистском их освещении помогают выявлять антинаучность реакционных воззрений в этнографии, лингвистике, истории, способствуют борьбе с расизмом. Углубляясь в прошлое человеческих рас, этническая антропология тесно смыкается с учением об антропогенезе. Специально изучая внешние телесные расовые особенности, она тесно связана с исследованием внутривидовых вариаций человеческого тела методами морфологии.

Морфология человека, соприкасающаяся с описательной анатомией, имеет своим предметом признаки формы и строения человеческого тела в их многочисленных вариациях у взрослых и на разных стадиях индивидуального развития. В антропологии разработаны специальные приёмы, методы, инструменты, шкалы для обследования и измерения, а также способы фиксации формы и строения человеческого тела (антропометрия). По материалу для изучения морфологию человека делят на соматологию и мерологию. Предметом соматологии является прижизненное обследование внешних особенностей путём описания и фиксации типов сложения, пропорций тела, органов (соматоскопия), путём измерения тела и его частей, веса тела, силы мышц (соматометрия). Посмертное изучение тела, его органов и тканей, покровов, мышц, мозга, скелета, черепа служит предметом мерологии. Наиболее разработаны здесь остеология — учение о костях и краниология — учение о черепе. Рентгеновский анализ приводит к рентгено-антропологии, которая изучает и живого человека. Задача морфологии человека — установление закономерностей изменчивости тела современного человека и его морфогенеза. Практической стороной морфологии человека является оценка физического развития населения (для целей медико-санитарного контроля) и установление стандартов размеров тела и его частей у детей и взрослых. Собираемые массовые антропологические данные обрабатываются при помощи методов математической статистики и графических приемов (М. В. Игнатьев). Результаты морфологических антропологических работ широко используются в промышленности, в частности, при разработке размерных стандартов одежды, обуви, мебели и других предметов широкого потребления.

Зачатки антропологии возникли в глубокой древности, когда она была ещё тесно сплетена с истоками медицины, анатомии, географии, истории. Развитие антропологии теснейшим образом связано с историей общества, с эпохами его экономического и культурного развития. Элементы антропологии встречаются в трудах мыслителей и учёных древности. Об основных расах и типах их черепов, о народах и племенах правдиво повествует уже Геродот (5 в. до н. э.). Аристотель (4 в. до н. э.) кладёт антропологическое основание изучению человека, анализируя черты его сходства и различия с животными; термин «антропология» ведёт своё начало от Аристотеля. Лукреций Кар (1 в. до н. э.), вопреки религиозным взглядам, рисует картины естественного происхождения и развития человека и его культуры. Труды Галена (2 в. н. э.) углубили познания в анатомии человека и обезьян. В средние века познание физической природы человека шло замедленным темпом, в частности, вследствие тормозящего влияния религии. В эпоху Возрождения, несмотря на сильные преследования прогрессия учёных католической церковью, анатомия и физиология человека испытывают крупный подъём, напр. в трудах Сервета (1511—53), сожжённого инквизицией, Везалия (1514—64), Гарвея (1578—1657). Вслед за Серветом, сожжению предают Ванини (1585—1619), учившего о происхождении человека от обезьяны. Открытие новых земель, материков Америки и Австралии повело к ознакомлению с особенностями множества до тех пор неведомых европейцам племён и народов.

Проблемы систематики и истории образования человеческих рас привлекают внимание ряда выдающихся биологов и философов. После первого опыта французского путешественника Бернье (1684) классификации рас создаются Лейбницем (1700), Линнеем (1735), Блуменбахом (1775), Кантом (1775), Кювье (1800), Ламарком (1809).

Живой интерес к антропологическим вопросам проявляется в трудах М. В. Ломоносова и особенно А. Н. Радищева, написавшего специальный трактат «О человеке» (1792), в котором выдвигается мысль о зависимости расовых признаков от климатических условий. Передовые умы человечества начинают борьбу за идею эволюции органического мира. Труды Афанасия Каверзнева (1775) и А. И. Галича (1835) в России, Ламарка (1809) во Франции и других увенчиваются гениальными сочинениями Дарвина «Происхождение видов путём естественного подбора» (1859) и «Происхождение человека и подбор по отношению к полу» (1871). Труды Буше де Перта, который, начиная с 1832, вёл упорную борьбу против официальной науки в защиту идеи глубокой древности человеческого рода, были в это время поддержаны геологом Лайелем. В 1856 была найдена черепная крышка ископаемого человека в Неандертале (Неандертальцы).

Еще в 1845 проблемы антропологии были включены в программу организованного в Петербурге Русского географического общества. По инициативе К. М. Бэра при Музее антропологии и этнографии Академии наук в Петербурге начинается собирание и изучение черепов современных и древних народов. Первое антропологическое общество было учреждено в 1859 в Париже под руководством П. Брока. Вскоре вслед за этим антропологические общества открываются в Москве (1863), Лондоне (1863), Мадриде (1865), Флоренции (1868), Берлине (1869), Вене (1870), Стокгольме (1873), Вашингтоне (1879), Петербурге (1893). Новая отрасль знания сразу же становится очагом ожесточённой борьбы реакционных и прогрессивных идей. Поскольку капиталистическая экспансия приводит к колониальному закрепощению т. н. «цветных» племён и народов, социальный заказ буржуазии вызывает к жизни антропологические труды, посвященные описанию «цветных» народов и племён с тенденциозным освещением и трактовкой их как «низших», по сравнению с завоевателями-колонизаторами как «высшими» (Расизм).

Но уже в середине 19 в. среди передовых учёных возникает движение протеста против использования науки в целях угнетения колониальных народов. Русский антрополог, географ и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай в результате длительных наблюдений над папуасами Новой Гвинеи и другими народами Океании доказал факт физической и психической равноценности всех человеческих рас и тем самым обосновал принцип их равноправия. Труды Миклухо-Маклая в значительной мере отражают философские, политические и антропологические взгляды русских прогрессивных деятелей 19 в., особенно великого революционного демократа Н. Г. Чернышевского, специально занимавшегося вопросом о происхождении человеческих рас и успешно доказывавшего их равноценность. Идеологическая борьба вокруг основных проблем антропологии на протяжении всего 19 в. протекает в сложной форме. Теория происхождения человека от разных обезьян (Полигенизм), использованная материалистами для борьбы с библейской легендой об Адаме и Еве, получила впоследствии широкое распространение как реакционное учение о природном неравенстве человеческих рас. Материалистическая теория Дарвина, по достоинству, но критически оценённая Марксом и Энгельсом, была фальсифицирована буржуазной наукой для обоснования социального дарвинизма, одного из истоков расовой теории.

К концу 19 в. в антропологии накопился огромный фактический материал, собранный в работах К. М. Бэра, А. П. Богданова и Д. Н. Анучина в России, Брока, Топинара и Катрфажа во Франции, Ранке в Германии, Вейсбаха в Австрии, Фюрста и Ретциуса в Швеции, Флауэра и Рисли в Англии и ряда других учёных. В 1879 в Москве была развёрнута Антропологическая выставка, организованная Богдановым и Анучиным и сыгравшая огромную роль в развитии отечественной антропологии. Замечательные открытия были сделаны в области палеоантропологии. Они явились наглядным доказательством правильности учения Дарвина о животном происхождении человека. Сам Дарвин почти не имел возможности использовать данные палеоантропологии, учитывая недостаточную изученность известных в его время находок. Мнение немецкого антрополога Р. Вирхова о черепе из Неандерталя как о патологическом объекте было окончательно опровергнуто в 1886 после находок неандертальцев в гроте Спи (Бельгия). В 1891 Е. Дюбуа нашёл на Яве череп питекантропа, занимающего по строению среднее место между обезьяной и человеком. Родство человека с животным миром получило после ожесточённой борьбы всеобщее признание, и идеологическая борьба вокруг проблемы антропогенеза приняла иные формы. Известная работа Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896), написанная в 1876, но опубликованная лишь в 1896, была оценена по достоинству только советской наукой о человеке.

В 1900 в Париже вышел на французском языке труд (русского по происхождению) учёного И. Е. Деникера «Человеческие расы» (рус. пер. 1902). Разработанная Деникером морфологическая классификация рас до сих пор не утеряла своего важного значения. На международных антропологических съездах в 1906 в Монако и в 1912 в Женеве были разработаны унифицированные методы антропологических измерений. В 1914 публикуется капитальный труд швейцарского антрополога Р. Мартина «Учебник антропологии в систематическом изложении», в котором подводятся итоги изучения географической дифференциации, возрастных и эпохальных изменений антропологических признаков (2 изд. в 1928). После первой мировой войны, в связи с обострением классовой борьбы, идеи расизма всё шире проникают в «академическую» антропологию. В период между обеими мировыми войнами в официальной науке буржуазных стран умножаются и усиливаются попытки использования антропологических исследований в реакционных целях. После захвата власти германскими фашистами, но особенно после начала второй мировой войны передовые учёные капиталистических стран (А. Хрдличка, Ф. Боас и др.) пытаются бороться с фальсификацией антропологии расистскими теориями. Но и в этих случаях критика направлена была преимущественно против немецкого расизма, почти не затрагивая основных принципов равенства всех человеческих рас. Борьба за подлинно научную антропологию сосредоточивается в Советском Союзе, где антропология развилась на общих основах марксистско-ленинского учения и высказываниях Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, касающихся проблем антропогенеза, рас человека, этногенеза и национального вопроса.

Первый этап развития советской антропологии (1917—30) характеризуется резким подъёмом научной и общественной деятельности советских антропологов, начиная с Д. Н. Анучина, в течение ряда десятилетий до того и вплоть до своей смерти в 1923 возглавлявшего антропологию в России.

Прогрессивные идеи, заложенные в трудах основоположника русской антропологии А. П. Богданова, в это время получают дальнейшее развитие в работах молодых советских учёных. Учреждение ряда специальных научно-исследовательских институтов и лабораторий дало возможность организовать обширные исследования физического развития и антропологического состава населения СССР. Под руководством В. В. Бунака и П. И. Зенкевича собраны большие материалы по антропологии народов Среднего Поволжья; А. И. Ярхо произвёл систематическое антропологическое обследование тюркских народов Алтае-Саянского нагорья, Средней Азии и Кавказа; Н. И. Ансеровым подробно изучены народы Азербайджана. Обширные работы были организованы также в Средней Азии (Л. В. Ошанин), на Украине (Л. П. Николаев) и в других местах. За короткий срок количество собранных материалов во много раз превысило скромные результаты антропологических исследований в царской России, производившихся большей частью по личной инициативе и на личные средства любителей антропологии. Мировую известность получили находки ископаемого человека на р. Подкумок в г. Пятигорске (1918, М. А Гремяцкий) и гроте Киик-Коба в Крыму (1925, Г. А. Бонч-Осмоловский). Морфология человека испытывает заметное развитие, особенно в области антропометрии (В. В. Бунак, Н. А. Синельников). В истории советской антропологии рассматриваемого периода отмечается еще недостаточное освоение методологии марксизма-ленинизма, а также влияние различных зарубежных буржуазных «теорий», например в областях антропогенеза и изучения наследственности у человека, в проблемах происхождения рас.

Второй этап развития советской антропологии теснейшим образом связан с окончательной победой социалистического строя в СССР и с коренной перестройкой антропологии на основе учения Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина. В мае 1930 в Киеве антропологическая секция 4-го Всесоюзного съезда зоологов, анатомов и гистологов обсудила ряд важнейших теоретических вопросов и приняла решения, сыгравшие существенную роль в этой перестройке. Тогда же при Московском государственном университете открылся заново реорганизованный Музей антропологии, развернувший большую работу по пропаганде материалистического учения об антропогенезе и по борьбе с расизмом. В 1932 вместо «Русского антропологического журнала» начал выходить реорганизованный «Антропологический журнал», в котором был помещён ряд работ по коренным теоретическим проблемам советской антропологии В морфологии человека этот период ознаменовался рядом работ, непосредственно направленных на удовлетворение соответствующих запросов социалистической промышленности. Теоретическая база морфология, исследований (в том числе и прикладных) была создана гл. обр. трудами В. В. Бунака. Для развития морфологии имели значение также работы П. Н. Башкирова, П. И. Зенкевича, М. В. Игнатьева. В этнической антропологии второй период ознаменовался расцветом деятельности основателя советской школы антропологов-расоведов А. И. Ярхо, важнейшими заслугами которого являются: развёрнутая критика отголосков зарубежных реакционных теорий, проникших в советскую антропологию в первые годы её развития, разработка методов расового анализа и создание шкал для унифицированного определения так называемых описательных признаков. Следует отметить также работу Т. А. Трофимовой и Н. Н. Чебоксарова, посвященную высказываниям Маркса, Энгельса и Ленина по вопросам, связанным с антропологией. При помощи нового учения о языке академика Н. Я. Марра советская антропология освободилась от предвзятого положения идеалистической индоевропейской теории о первоначальном соответствии современных этнических групп тем или иным антропологическим типам. Основываясь на работах В. И. Ленина и особенно И. В. Сталина по национальному вопросу, она получила возможность использовать антропологические материалы как реальный исторический источник при изучении проблем этногенеза. Подобного рода исследования представляют собой труды Н. Н. Чебоксарова, посвященные коми и китайцам, Л. В. Ошанина и В. В. Гинзбурга — различным древним и современным народам Средней Азии, М. Г. Левина — народам Сибири и Дальнего Востока. Метафизические представления о расах и антропологических типах как неизменных категориях были подвергнуты критике в работах Г. Ф. Дебеца, Е. В. Жирова, Т. А. Трофимовой. Окрепла тесная и плодотворная связь антропологических исследований с археологическими и этнографическими. На основе антропологических данных были освещены многие вопросы истории древних и современных народов Союза ССР и зарубежных стран, намечены основные направления изменений антропологических признаков во времени и сделаны первые шаги в деле изучения антропологических типов в процессе их развития.

В области учения об антропогенезе советские антропологи работали над вопросами о предпосылках возникновения человека, факторах превращения обезьяны в человека, решающем влиянии трудовой деятельности, над проблемой перехода от неандертальского человека к современному (М. А. Гремяцкий, Я. Я. Рогинский), над систематикой, биологией и эволюцией приматов (М. Ф. Нестурх), вели борьбу против антидарвинистических, идеалистических воззрений на происхождение человека (указанные исследователи, М. С. Плисецкий).

Огромное значение для дальнейшего развития советской антропологии имеет победа мичуринского направления в биологии. В связи с исторической сессией Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина в августе 1948 развернулась критика формально-генетических теорий в области антропологии. Пересматриваются также конкретные приёмы антропологических исследований. Особое внимание обращено на разоблачение человеконенавистнических теорий англо-американского расизма. Одновременно усилилась борьба против идеализма и в других областях антропологии. В борьбе против расизма и религии советская антропология опирается на добытые ею фактические данные. Её теоретическим фундаментом является учение марксизма-ленинизма. Огромное значение для антропологии имеют труды И. В. Сталина («Национальный вопрос и ленинизм» и др.).

В настоящее время антропологические (и приматологические) исследования в СССР ведутся Институтом антропологии Московского университета, Сектором антропологии Института этнографии Академии наук СССР, Институтом морфологии человека Академии наук Грузинской ССР, Медико-биологической станцией Академии медицинских наук СССР (в Сухуми), антропологами университетов Ташкента, Томска, Тарту и др.

Литература: Сталин И. В., Соч., т. 2 («Марксизм и национальный вопрос»), т. 11 («Национальный вопрос и ленинизм»); Левин М. Г. и Рогинский Я. Я., Советская антропология за 30 лет, «Советская этнография», М.—Л., 1947, № 4 (обширная библиография советской литературы по антропологии до 1948 г.); Мичуринское направление в биологии и советская антропология, там же, 1948, № 4 (редакционная статья); Трофимова Т. А. и Чебоксаров Н. Н., Расы и расовая проблема в работах Маркса, Энгельса и Ленина, «Антропологический журнал», 1933, № 1—2; Чебоксаров Н. Н., Итоги сессии ВАСХНИЛ и советская антропология, «Советская этнография», 1949, № 1; Левин М. Г., [и др.], Англо-американский расизм, там же; Ярхо А. И., Очередные задачи советского расоведения, «Антропологический журнал», 1934, № 3; Гинзбург В. В., Энгельс и антропология, «Природа», 1946, № 4; Тешик-Таш. Палеолитический человек. Сб. статей, под ред. М. А. Гремяцкого, М., 1949; Дебец Г. Ф., Палеоантропология СССР, М.—Л., 1948 (Труды Института этнографии, т. 4); Наука о расах и расизм. Сб. статей, под ред. М. С. Плисецкого, М., 1938 (Труды Института антропологии МГУ); Бунак В. В. [и др.], Антропология, М., 1941; Martin R., Lehrbuch der Anthropologic in systematischer Darstellung, Bd 1—3, 2 Aufl., Jena, 1928.

 

Большая советская энциклопедия / гл. ред. С. И. Вавилов. –– 2-е изд. –– М., 1950. –– Т. 2. Акты – Ариетта. –– С. 535–539.

 


(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 17.07.2012
  • Ключевые слова: антропология, наука о человеке
  • Размер: 23.02 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Энциклопедический лексикон. Т. 1–17. СПб.: тип. А. Плюшара, 1835
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847.
Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1862
Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1862
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон). СПб., 1863. Т. 1.
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878
Энциклопедический словарь /издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1890
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900
Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. М., 1910
Большая советская энциклопедия. М., 1926
Малая советская энциклопедия. М., 1930
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1933
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1950
Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1958
Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М., 1970
Большая Российская энциклопедия. М., 2005
Большая энциклопедия: в 62 т. М., 2006

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100