man/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Человек и текст

 Человек и текст
Размер шрифта: распечатать





А.М. Ельяшевич. Чем человек похож на животных и чем отличается от них (природа разума и души) (17.63 Kb)

 А.М.Ельяшевич (Институт биологии и психологии человека,
Санкт-Петербургский  государственный технический университет)
 
     Теория Дарвина вызвала столь бурную реакцию не потому что она открыла человеку что-то принципиально новое, а потому что в ней было четко и ясно  сказано то, о чем люди давно знали или о чем хотя бы догадывались и что под влиянием церкви и собственной гордыни, считающейся в православии самым тяжким из смертных грехов, упорно от себя гнали. Бурное развитие  в XIX веке техники (именно техники, а не науки – достижения науки, если они не приводят к воплощенным в жизнь техническим достижениям, вызывают у большинства людей, как правило, незначительный интерес),  укрепляло у людей убеждение в  исключительности положения человека в мире живых существ. Это убеждение поддерживается и  общемировыми  религиями – ведь  Бог не просто создал человека, но создал его по своему образу и подобию.
     До появления мировых монотеистических религий древние  относились к животным с гораздо большим уважением, считая себя их детьми, то есть по существу оказываясь стихийными дарвинистами. Но и автор одной из глав Ветхого Завета Екклесиаст, сын Давидов, царь в Иерусалиме, по мнению которого Бог поручил сынам человеческим «исследовать и испытать мудростью все, что  делается под небом», судя по  его словам, сомневался в исключительности человека:  «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю?».   Правда, надо заметить, что и в XIX веке находились скептики, сомневавшиеся в особом месте человека в природе. Вспомним стихи поэта Апухтина : «Близь солнца, на одной из маленьких планет / Живет двуногий зверь некрупного сложенья./ Живет он отроду не так уж много лет / И думает, что он – венец творенья.».  А уж если говорить о массовом сознании, то  о своем родстве с животными человек никогда не забывал – достаточно вспомнить сказки о животных. И сравнения с животными очень распространены: смелый, как лев, пугливый, как заяц, хитрая, как лиса, упрямый. как осел   и т. д,,  и т. д,
      Особенное негодование у многих вызывало (а у некоторых людей вызывает и по сей день) то, что согласно теории Дарвина «человек произошел от обезьяны». Но именно этого теория Дарвина и не утверждает. Но у нас с существующими  видами обезьян общий предок – давно вымерший вид приматов, который имел общего предка со всеми другими млекопитающими, а тот в свою очередь имел общего  предка с другими видами животных. Поэтому общие с человеком черты  и в анатомическом строении, и в физиологии, и в поведении мы находим не только у обезьян, но и у гораздо более далеких предков. Возможно также, что какой-то наш предок, скорее всего, очень далекий и следовательно очень примитивный,  сохранился как вид до настоящего времени.
      Начнем сравнение человека с животными с анализа их  поведения. В своем поведении  мы очень похожи не на одного какого-то животного, а на самых разных. Почему ? Что-то мы унаследовали от общих предков (параллельное сходство), а что-то приобрели совершенно независимо благодаря сходным условиям жизни (конвергентное сходство). В качестве примера можно привести удивительное сходство в проявлении супружеской ревности у человека и моногамных птиц, таких как серый гусь, описанный Конрадом Лоренцем. А вот в стереотипах коллективного агрессивного поведения аналогии с поведением человека можно наблюдать   у крыс – животных, у которых борьба за территорию так же, как и у первобытного человека, играет громадную роль. Можно найти и аналогии в  альтруистичном и даже самоотверженном поведении людей и животных.
     Когда же мы переходим к анализу различия в поведении  человека и животных, бросается в глаза   различие не в отдельных поступках, а в общем характере поведения. В поведении человека много противоречивого, а  многие его поступки часто  непредсказуемы, немотивированны, с точки зрения полезности для отдельного индивида и всего биологического вида,  бессмысленны или даже вредны. У животных  общее поведение гораздо менее противоречиво, мотивы их  поступков гораздо яснее, а «бессмысленные»  поступки встречаются гораздо реже. Говоря о животных, Лоренц употребил выражение «Великий парламент инстинктов». Так вот у животных этот парламент напоминает парламент Великобритании – страны с многовековыми традициями парламентаризма, а  у человека он имеет сходство с Государственной Думой современной России в ее худшие моменты.
     В основе  противоречивости поведения человека лежит противоречивость его инстинктивных программ и неотлаженность механизма их взаимодействия на уровне подсознания – на отладку этого механизма требуются сотни тысяч, если не миллионы  лет, а у Homo sapiens  такого времени не было. Несколько десятков тысяч  лет тому назад в истории человечества произошло принципальное изменение - естественный биологический отбор перестал поспевать за резко ускорившимся темпом социальных изменений. В результате этого человек как биологическое существо оказался "законсервированным" на стадии, соответствующей условиям жизни первобытного племени. Более того, он остался, по меткому выражению  выражению В.Р.Дольника, в биологическом смысле «недоделанным». Многие свойства человека не имеют никакого положительного  биологического смысла, например, несоответствие размеров женского таза  и размера головы рождающегося ребенка, приводит к тому, что роды проходят тяжело и часто заканчиваются смертью роженицы или/и новорожденного. Животные гораздо совершеннее. У них тоже есть органы, бессмысленные   с точки зрения приспособления к внешней среде (у оленя рога, у которые нужны только для схваток самцов, у  петуха фазана-аргуса длинные маховые перья, которые мешают ему жить, но привлекают куриц) , но это скорее исключения.
      Говоря об инстинктивных программах, в значительной степени определяющих поведение и животных, и человека, мы естественным образом приходим к аналогии живых организмов с автономными механизмами,  управляемыми компьютером. Используя такой подход, мы можем представить организм как набор связанных в единое целое периферийных устройств,  а в самом компьютере отдельно рассмотреть “железо” (hardware) и программное обеспечение (software), причем в последнем выделить системную часть, состоящую из программ, в работу которых в процессе работы компьютера практически невозможно вмешаться, и часть,  программируемую  на протяжении жизни организма.
     Периферийные устройства  человека ничем принципиально не отличаются от периферийных  устройств животных. “Железо” отличается количественно, а не качественно – элементная база одна и та же, но у человека мозг имеет более сложную  структуру и больший объем. А вот что касается  программного обеспечения, – то здесь имеются существенные  отличия и в наборе программ и, что особенно важно, в уровне языка, на котором происходит программирование.
      И  у животных, и у человека громадное количество программ находятся  в системном блоке – они “вшиты” при рождении, запускаются по мере надобности под влиянием внешних условий и работают очень быстро и точно. Сознание их не контролирует, запуск осуществляется автоматически под влиянием определенного стимула и все действия этих программ однозначны. Часть программ формируется в процессе онтогенеза и также работает быстро и точно в автоматическом режиме. Но есть и программы незавершенные, которые могут начать работать только если им задать некоторые параметры. Выбор этих параметров требует больше времени – он осознается. Такие программы есть и у животных. Но их гораздо меньше. У человека же они играют громадную роль. Эти программы  более сложны  и поэтому менее  надежны. Кроме того, они созданы позже, а любая новая программа явялется «сырой» - в ней имеются скрытые ошибки, которые постепенно выявляются в процессе работы и устраняются (программистом или эволюцией).
     Вернемся к сравнению поведения человека и животных, воспользовавшись понятием о психологических функциях. Карл Густав Юнг выделил 4 психологические функции, относящиеся к эктопсихической (внешней) сфере: две иррациональные (ощущение и интуиция), действующие в основном неосознанно,  и две рациональные (мышление и чувство), действующие в основном осознано. В механизмах  действия первых двух различие между человеком и высшими  животными найти трудно, а вот в действии рациональных функций разница  принципиальная.. При этом нужно подчеркнуть, что под  чувством Юнг понимал   функцию оценки (он называл ее «королем суждений»), а не  функцию эмоций (аффектов) – одну из четырех функций, относящихся к эндопсихической (внутренней) сфере.
       В  какой-то степени  психологические функции «мышление» и «чувство» можно связать с понятиями разума и души.
       Что же такое разум ?
        Стивен Пинкер в книге “Как работает разум” определяет   разум  как «способность использования знания того, как работают вещи для достижения определенных целей при наличии препятствий». При таком определении некоторые действия человекообразных  обезьян (собак, дельфинов. попугаев и других животных) следует считать безусловно разумными. Гораздо более продуктивной представляется данное К.Лоренцом определения разума как понятийного мышления, предпосылками которого являются 7 функций: абстрагирующая функция восприятия образов, центральное представление пространства, обучение, основанное на понимании, произвольное движение, любознательное поведение и исследование, подражание  и  традиция (передача индивидуально приобретенного знания от одного поколения к другому). Эти функции  «.. не присущи  исключительно человеку, но в каждой из них он превосходит все живые существа и все они необходимым образом участвуют в свойственной только человеку  функции понятийного мышления и словесного языка. Они интегрированы в целое, отделенное от всех прежде существовавших живых систем «разрывом», едва ли меньшим, чем «разрыв» отделяющий жизнь от неорганического вещества».
       Определение разума , даваемое в Толковом словаре русского языка, по своему смыслу близко к определению Лоренца: «1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.. 2. Ум, интеллект. В противоположность чувству. »
        На английский язык русское слово «разум» переводится  тремя различными словами: reason, mind, intellect. Второе из этих слов mind  в наибольшей степени соответствует первому значению слова «разум». Слово intellect (ум) в переводе не нуждается.  А вот слово reason имеет много значений, первым из которых является «причина», но которое означает  также «soundness of mind, sanity» - здоровье ума, здравомыслие. И в русском языке слово «разумный» имеет, кроме значения «обладающий разумом, умом , интеллектом»  еще значение: «Оправдываемый разумом, основанный на разуме, обладающий положительным смыслом (подчеркнуто мною – А.М.)». Так вот с  этой точки зрения  человек в гораздо меньшей степени разумен, чем животные. Можно сказать, что человек обладает разумом, но не разумен, а животные не обладают разумом, но гораздо более разумны.
       Итак, мышление, разум относятся к сфере сознания, которым обладает не только Homo sapiens.  По мнению В.Р.Дольника, сознание - довольно нелепое образование. Он говорит: «Сознание не может решать одновременно больше одной задачи.  Если Вы идете, то для того, чтобы Вы могли идти и не упасть, необходимо за очень короткое время провести огромное чило вычислительных операций. И делает это подсознание, а не сознание. Сознание, возникшее у высших животных, имело ограниченную,  вспомогательную функцию – оно  включалось только тогда, когда это  было необходимо для решения конкретных примитивных задач выбора. Подсознание бесцеремонно обрывает и переключает сознание, как только в этом появится необходимость, а сознание по своей воле не может обратиться к подсознанию, связь между ними односторонняя.».
      Понятие же души тесно связано с отношением человека к себе, другим людям и живым существам, а также событиям, явлениям природы, различным предметам. Оно  не отделимо от понятия Бога. Юнг пишет: «Все события в душе должны содержать в себе способность отношения к Богу». Так что понять, что такое  душа – значит понять, что такое отношение к Богу (не что такое или не кто такой Бог, а что такое отношение к Богу). По В.Р.Дольнику, вера в Бога произошла из страха перед угрозой смерти, которая заставляет искать покровителя – сверхдоминанта. Но у человека разум, позволивший делать долгосрочные прогнозы (только человек может сознательно планировать на большой срок, для чего необходимо анализировать длинные цепочки возможных событий), приводит и к отрицательным результатам. Естественный для любого животного страх смерти при непосредственной угрозе, имеющий положительное биологическое значение, превратился в страх перед неизбежностью смерти, который никакого положительного  биологического смысла не имеет. Поэтому вера в Бога или в какое-то другое высшее начало по всей вероятности  является  одной из защитных программ, эволюционно присущих именно человеку.   Homo sumergo in Deum credo в мировых религиях  или   Homo sumergo in Dei credo в древних политеистических религияхили   Homo sumergo credo (в природу,  разум, красоту)  в современной гуманистической философии. 
      Если  для человека Бог – это сверхдоминант, то для прирученных животных сверхдоминантом становится Человек, для одних животных  конкретный, для других любой. Можно сказать, что приручая животного, мы даем ему душу и несем за него ответственность, о чем сказал маленький принц  в сказке Сэнт-Экзюпери.
      В заключение повторю тривиальную мысль о том, что отношение человека к животным неразрывно связано с отношением человека к другим людям.  Когда-то я придумал (наверняка не первый и не последний) такую формулу  отношения к детям (не только своим):  “Чтобы установить контакт с ребенком, надо испытывать и проявлять к нему  любовь, уважение и интерес”. Позднее я понял,, что та же формула работает и при общении со взрослыми, но на первое место нужно поставить интерес, на второе уважение и только на третье любовь. Те же чувства и в том же порядке следует проявлять и к самому себе. Готовясь к сегодняшнему докладу, я пришел к выводу, что и животные заслуживают интереса, уважения и любви, причем  эти  чувства можно проявлять в любом порядке.
        При подготовке настоящего доклада мне посчастливилось иметь несколько бесед с Виктором Рафаиловичем Дольником, чьи  мысли определили мою позицию по многим вопросам, и чьи  замечания оказали мне неоценимую помощь. Пользуюсь случаем выразить ему мою глубокую благодарность.
 
Литература.
 
1.     Лоренц К.  Год серого гуся. М., МИР, 1984.
2.     Лоренц  К. Оборотная сторона зеркала. М., Республика, 1998.
3.     Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей.  М., LINKA PRESS, 1996.
4.     Юнг К.Г. Психологические типы М., Университетская книга, 1996. 
5.     Pinker S. How the Mind Works. N.-Y., London, W.W.Norton & Company, 1999.
6.     Толковый словарь русского языка, под ред. Д.Н.Ушакова. М., ОГИЗ, 1935.
7.     The Random House Dictionary of the English Language.N.-Y. Random House, 1968. 
 

(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Ельяшевич А.М.
  • Размер: 17.63 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Ельяшевич А.М.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Абэ Кобо. Женщина в песках
Августин Аврелий. Исповедь
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Чингиз Торекулович Айтматов. И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)
Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Аксенов Василий. Ленд‑лизовские. Lend‑leasing
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Акутагава Рюноскэ. Табак и дьявол
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Аполлинер Гийом. Стихи 1911-1918 гг. из посмертных сборников
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Аристотель. Политика
Арсеньев В.К. Дерсу Узала
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Бакли Кристофер. Здесь Курят!
Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис-Зингер Исаак. Люблинский штукарь
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине
Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии)
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Безумный день или женитьба Фигаро
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Севильский цирюльник или тщетная предосторожность
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Брэдбери Рэй Дуглас. 451 градус по Фаренгейту
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Быков Василь. Альпийская баллада
Быков Василь. Сотников
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бунин Иван. Легкое дыхание
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Виан Борис. Сердцедер
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Волошенинов А.В. Математика и искусство
Вольтер. Кандид, или оптимизм
Воннегут Курт. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Пляска со смертью по долгу службы)
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Гамсун Кнут. Соки земли
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
ГАРИ Ромен. Повинная голова
Гари Роман. Обещание на рассвете
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Яндекс.Метрика