man/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Человек и текст

 Человек и текст
Размер шрифта: распечатать





Людмила Коробицина. Хреновое поле. (27.43 Kb)

От редакции.
Впервые данный рассказ опубликован в 2000 году в сборнике "Современное русское зарубежье" (Иерусалим, 2000) и в этом же году - в журнале "Реальность и субъект". Доступная нам копия текста в Интернете находится по адресу http://www.humans.ru/humans/115637/h_print_view_t.
 
Людмила Коробицина родилась в городе Алексин Тульской области. С 1975 года она живет и работает в Иерусалиме. Тем не менее, жизнь российской глубинки в ее рассказах предстает яркой и колоритной, как будто автор пишет непосредственно с натуры.
Игорь Губерман так отзывается об этом феномене: "Люда Коробицина пишет свою прозу с такой же чистотой и истовой страстностью, с какой она поет российские песни. Чувство погружения в мир, о котором она рассказывает, удивит и обрадует любого человека".
Предлагаемый вниманию читателей рассказ дал название сборнику произведений Л.Коробициной о жизни русской деревни и является как бы его квинтэссенцией, выражением глубинного смысла всего пережитого и описанного автором. Посвящение, выведенное на первую страницу книги, поражает своим оптимистическим трагизмом: "Моим детям, которые никогда не прочтут эту книгу по-русски".
Сборник вышел в Иерусалиме в 2000 году и практически не доступен для русского читателя. Поэтому данной публикацией мы начинаем знакомить россиян с этим литературным шедевром современного русского зарубежья.
 
На берегу лесного пруда с черной от разросшихся водорослей водой, где рыбы были непуганы и ленивы, притулились четыре избы. Соломенные крыши давно потеряли свою желтизну. Вместе с ними состарились и срубы, но резные крашеные наличники, яркая герань на подоконниках, нескрипучие двери, дымок из труб и крепко стоящие плетни вызывали ощущение налаженной жизни и покоя. Это не был Богом забытый уголок. Как говорили деревенские, жить в Перешибово было "удовольственно".
Воздух, запахи трав, голоса птиц, жужжание и стрекотание малой живности радовали сердце, и лишь отдаленное тарахтение трактора да редкий самолет в небе напоминали, что есть и другая жизнь. Но деревенские не обращали на нее внимания. Сторожили свою.
Заря только занималась, а бабка Маня, раздвинув белые занавески, открывала окна. Уже причесанная и в переднике, выходила она на крыльцо. Внимательно смотрела по сторонам, принюхивалась, потом мелко крестилась доброму утру и возвращалась в избу. Сидела за столом у окна, долго и обстоятельно пила чай из зверобоя, размачивая сухари. Закончив завтрак, появлялась вновь на крыльце и всему миру вслух говорила: "Ну, с Богом!" Брала корзину и исчезала в лесу по ей одной известной тропинке, что с ранней весны помечала сухостоем, а потом до глубокой осени протаптывала своим быстрым и широким шагом.
Справа от избы бабки Мани начинался малинник. За малинником, из другой избы, выходили двое – пасечник и его жена, оба слепые от рождения. Судьба соединила их, и только ей одной было известно, как им жилось. Дед Гаврила говорил громко и много. Характера был добродушного и смешливого. Жена его, Феня, почти всегда молчала. Пока дед Гаврила чистил вешки, давая пчелам всякие наставления, бабка Феня бойко разминала комочки слежавшегося за зиму камышового пуха и набивала им большие подушки, которыми поздней осенью укрывала ульи, чтоб пчелы не померзли, когда морозы придут.
Солнце всходило и уже припекало. Бабка Маня возвращалась с полной корзиной лесной добычи и начинала сортировать: что для варки, что для сушки, что для солений. Быстрая и крепкая, она успевала за день наработать уйму дел, и во всем был такой порядок, будто вот-вот придет комиссия и строго все оглядит. Работала и в работе отдыхала. Радовалась, что все может сама. "День не поработаешь – вот уж и не человек". Тем временем дед Гаврила с женой начинали обламывать пасынки на помидорах, и все слышался по деревне Гаврилин говор.
Наконец, открывалась дверь и в третьей избе. На крыльцо выходил Василий Степанович. Поворошив себе волосы и почесав по телу, медленно спускался к пруду. Умывался, мокрые руки обтирал о штанины и начинал отвязывать деревянный плот. Брал багор и выплывал почти на середину пруда. Делал все медленно, рассчитывая каждое движение. День своего рождения давно забыл, и многое из его жизни будто стерлось – так был стар. Все же подробно рассказывал, как почти месяц везли его "по всему миру до главной столицы" и как он работал пекарем в булочной Филиппова. "Какое сытное, веселое было времечко!.. Но это было да-авне-енько..." Василий Степанович схоронил жену и трех девочек. "Они были как ангелы, Богу, видать, угодны, вот он и взял их. А почем я так долго живу – и сам не знаю. Жизня, если не знаешь зачем она, не жизня, вот и устаешь от ня. А Господь все не зовет, видать, нагрешил я больно". Стоя на четвереньках и укрепившись локтями о плот, Василий Степанович тянул за лозовый шнур, подтягивал верши, полные рыбы. Потянет и отдохнет. Взбухшую за ночь плетенку взгромоздить на плот не было сил, так руку запускал в проем верш и давал волю большим и малым рыбам, а средних, штук десять, брал себе. Потом, также на коленях, разжигал огонь в летней печурке, ставил чугун с водой и выпотрошенной рыбой. Пока вода закипала, там и сям нащипывал зелени всякой и кидал в чугун. Садился и ждал: завтрака, обеда и ужина.
– Лю-у-бка-а-а! – силился кричать Василий Степанович. – Я для тебе шой-то припомнил, ну, поди!
Жителем четвертой, последней, избы была тетка Наська. Ее парализовало, и дети взяли Наську к себе, а дом продали городской. Ранней весной, прямо по краю пашни, а потом по лугу, приехала, чихая, старая полуторка и вышла из нее молодая, лет двадцати семи, женщина, высокая и худая, как подросток, лицом бледная, без кровиночки. За ней выпрыгнула из кабины девочка лет пяти, а потом стали выгружать мебель. Машина налегке укатила по проторенной дороге, с газком, будто помолодела. Полированный стол, стулья, диван, детская кровать, шкаф, ящики всякие, много связанных в стопочки книг, а главное, пианино и ковер – все это дивило деревенских: такое – и в избу! Да пуще все на женщину смотрели, слыхали, что чахоточная и что деревенского воздуха ей надо. Пожалели девку, но засомневались, что поможет.
К полудню городская с дочкой подошли к деревенским знакомиться. Обе улыбались. – Здравствуйте! Меня зовут Люба, а это моя дочь Наташа. Мы теперь будем жить тут, соседи ваши.
– Здрасти, – как-то разом и недоверчиво откликнулись деревенские. Люба смутилась, но тут же улыбнулась и спросила:
– А где, скажите, пожалуйста, колодец?
– Там, – лежащий на траве старик указал, где "там".
Люба поблагодарила и, взяв дочку за руку, пошла к дому тетки Наськи.
– Любка! Слышь! Приходи говорить, я супротив тебе живу, через пруд. Называй мене Василий Степаныч. Слышь?
Люба оглянулась. Звал ее старик на траве.
– Приду, Василий Степанович, спасибо, обязательно приду, – ответила Люба и, ободренная добрым голосом старика, пригласила тоже: – И вы заходите, будем рады, всем будем рады. – И пошла к себе.
– Свечку бы девке снести, небось не догадалась прихватить – свету-то у нас тут нету, засуетилась вдруг бабка Маня, – пойду поишшу лишную.
– Снеси ей медку, говорят, чахотку забивает. Скажи – от Гаврилы и жаны яво.
– Шой-то ты раздобрилси, Гаврила, – слукавила бабка Маня, – за деньги снести аль так?
– Так. К новоселю. Подарок будто.
Попервости деревенские слышали, как Люба все играла на пианино да пела, но не песни, а что-то непонятное, только "а-а-а-а-а". Часа по три. "Пропадет девка зимой с голоду, усе поет да книжки читает. Воздых оно воздых, хочь задвахнися, скокмо яво, да токмо им сыт не будешь!" А как подступиться да подсоветовать, не знали.
Недели через две увидели и заудивлялись: Люба вырывала в малине полые побеги. Не голыми руками, в перчатках, но работала правильно. "Ну ладно, ишшо научисса, када попривыкнет", одобрили старики.
Люба и правда привыкала. Рано поутру копалась уже в огороде, а к завтраку приносила с поляны землянику. Не заливала, а замазывала ее сметаной, крутой и желтоватой, самодельной.
– Сахарком присыпать?
– Опять ягоды! – Наташа размазывала ложкой сметану и недовольно кривила губы. – Я шоколадку хочу.
– Ешь-ешь, дай Бог, у тебя туберкулеза не будет, а от шоколада только зубы портятся, ну что в этом шоколаде?
– Вкусно!
– А витаминов нет!
– Ну и что? Вон Василий Степанович шоколада не любит, а у самого два зуба всего.
– Это от старости, ему лет сто небось. Доедай и бери грабельки, пойдем лужок от иголок почистим.
Как-то увидел Василий Степанович Любу на лестнице, прислоненной к старой вишне.
– Любк! Шо залезла? Вишен нету ишшо, это опосля, со временем, – добродушно обратился Василий Степанович.
– Да я сухие веточки обламываю. Обнаружила целых шестнадцать деревьев, и все вишни! Представляете, свой вишневый сад! Ой, Василий Степанович, а какую вишневочку сделаем! А варенье!..
– Чай, сумеешь? – подшучивал старик.
– Что не сумею, у вас спрошу.
– Вспроси-вспроси. Ужо нарасскажу тебе! А када вопросишь?
– В ближайшее время, – улыбнулась Люба.
– А про шо вспросишь?
– Еще пока не знаю. Может, как косу наточить, например.
– Не-е, это к Маньке. Я токмо сказывать люблю таперича. Вопросишь вскорости? Ну, я подожду.
Чтобы обогнуть пруд и прийти к дому Василия Степановича, надо было минут двадцать. И Люба, стоя на лестнице, все поглядывала в ту сторону и успокоилась, когда увидела, что старик присел на своем крыльце.
По воскресеньям к бабке Мане и Гавриле с Феней приезжали дети, внуки и правнуки. Деревенские собирались вместе у одного из домов, как большая семья, и почти до заката вели разговоры.
– Ну, как тебе, Петьк, на ентой работе?
– Помаленьку, батя. Коську кривого помнишь? Четвертого дня схоронили, рельсой придавило. – Помолчал и потом серьезно пояснил: – Работа у нас – глаз да глаз!
– Жалко Коську, – Гаврила перекрестился, – строил не себе и помер не себе. Нешшастя, да уж... Вот у нас в деревне рельса одна была, так токмо для пожару или опаски какой. Били по ей. Помнишь, я те уши надрал, как всю деревню сполошил? Мало, видать, драл, в город подался, сукин сын, – добродушно ворчал Гаврила. – Шо у вас там – биркулез да язва, а за медком-то к батьке! Ну и ездите. Правильно. Куды ж вам ишшо ездить? – Гаврила замахал рукой: – Ух, лень-матушка, усе в поле, а ты на отцовской бороде медок собираешь? Пошла! – с улыбкой продолжил Гаврила и, осторожно сняв пчелу с губ, отпустил на волю.
Говорили много часов, каждый про свое.
– Степаныч, опять ты в ентой рубахе! Не, гляньте на яво, скокмо прошу, дай постираю. Клоп-то всох уже в вороте. Вот приду да силком возьму. Ходишь, как тереринда, – беззлобно ворчала бабка Маня.
– Не шуми, Мань, шо возмущаесси, я ж в ей по воскресеньям, токмо в гости. Шо ж стирать бестолку. А ты, Любка, шо лыбисси, на старость смеесси?
– Что вы, Василий Степанович, я просто вас люблю всех, вот и улыбаюсь.
– Да ладно, Любка! Девка ты жалостливая.
Василий Степанович сорвал что-то, растер между пальцев, понюхал и вдруг страшно прошипел:
– Манька! Хрен ужо отсюды добрался!
—Де?
– Вот, понюхай, это он!
– Ой, Степаныч, нешто одна я таперича управлюсь во всей деревне? Подступился, лиходей, не углядела.
– А почему хрену нельзя здесь расти? – удивилась Люба.
– А он, девка, ежели волю ему дать, так зарастется, шо деревню сожрет. Корень не вымешь по осени, так по весне вольно вглыбь пойдет. Вроде б шо ж? Да с годами-то усе чажелше. Апосля хочь топором вырубай, как дерево, ну а молодняк уж сам по себе полезет, где и не ждали. Раньше мы всей деревней пололи яво, а нынче только Манька и справляется.
Степаныч погрустнел и как-то доверительно, но твердо сказал:
– Вот, Любк, помрем мы с Гаврилой, Фенька с Манькой помрут – тут поле будет хреновое. И зарастит собою все, хреном-то, тропинки к колодцу не найдешь, а потом и колодца. Вот токмо не понять мене, для чаво это поле нужно в жизни. Хрен – в кадке хорош да на столе, а так, в поле – игоизьма одна, вроде акупант какой. Верно, Гаврила?
– Верно, Василий, ишшо как верно.
Гаврила поднял свои ясные, будто видящие, глаза в сторону Любы и, как бы только к ней обращаясь, продолжал:
– Мы, перешибовские, по молодости были вольные, кровь такая в нас – сильная, колючая.
Вот и перешибали, а ощеринские, там за оврагом их деревня, токмо ощерились. Я нынче и не вразумлю, штой-то мы все перешибали, а они – все ощерились? Шо не делили, и не помню. Может, и шо, а может, и так, из-за крови нашенской. Токмо как-то разделились мы и промеж деревень наших хрену насажали – себя заграничили от ихней стороны. Так и жили, пока хрен в наши огороды не пришел. Всполошились мы да и давай с нашей-то стороны яво выживать, ну, смотрим, что с ихней тоже воюют. Ну, как-то раз, по осени, видим – мужик ощеринский загра-ничность перешел и к нам. Ну, послушаем, решили. А он говорит: "Хочь мы и враги, да токмо обчий наш враг – хрен – пострашней. Вот мы и порешили, шо завтрева давайте вместе пахать это хреновое поле". И прибавил, что в Ощерино девок на выданье нету уже, да и парни перешибовские в город поуезжали, так и делить, вроде, нечего боле, и сказал: "Давайте мирову". Правда была яво. Мы для форсу помолчали, но согласие дали, мол, пахать умеете – будем. Назавтрева как запахали, как развеселилися, как разговорилися! За усе годки! Все ж много промеж нас родственников было. Ну и апосля они к нам – за медком и рыбкой, а мы – их пастуху коров наших, и вроде зажили. Но, поди вот, нынче у нас четыре двора осталось, а у них семнадцать. Силов у нас – только Манька одна, вот и выходит, шо не перешибли!
Гаврила замолчал да вдруг зашелся смехом, заливисто, аж поперхнулся. Кашлял, но улыбался.
– А шо, Степаныч, а? Как перешибали-то, а? Ах! Как перешибали!
Любка в деревне прижилась. Бабка Маня, хоть и ревниво, но учила ее деревенской работе. А чтоб похвалить – так гордости избыток был! Сущая перешибовская колючка! Придет, огляди Любин стожок и скажет:
– Токмо прикрой сверьху, дожжык ночью собираесса. А ты догадайся, что похвалила.
Дед Гаврила с женой помощи от Любы не хотели, потому что "порядык нарушать в работе" но "ты лучше посиди да послушай".
– Вот Дуньки мои, пчелки, значисса, меня за отца почитают, все расскажут. Какая сядет на ворот, а то и к уху и "ж-ж-ж-ж". А я понимаю: "Подбавь чуток сахарку – цвет нынче бедноват". Как парнем был, так бутыль самогону выпивал, а как ихним начальником встал, так в рот не беру. Отучили. Как хто с перегару али вонючий, ну, потный, грязный вообче, загрызут! Оз не любют сивухи и немытых! А почто Дуньки-то? Так иного петух не добудисса, да трутня ка кого, а уж енти дунули на работу, – смеется Гаврила, смеется Люба.
Василий Степанович любил, когда Люба приходила к нему.
– Ну, веник связали? Так вы доскажите мне про Татьяну, а я пока подмету тут у вас.
– Так вот, – чмокал Василий Степанович, и Люба, под долгий рассказ, молча сновала п
холостяцкой избе, прибирала, а когда Василий Степанович замолкал или засыпал, громко спрашивала, что дальше-то было.
– А дальше? Я лучше тебе про другое. У нас барыня одна кажный год рожала и, наконец, приустала. А шо же делать, ведь не корова она какая или там баба деревенская. Ну, я ей и говорю, шо, мол, Вера Ивановна, знаю средство. А она говорит, чтобы прошел в кабинет и тихо изложил. А я ей говорю, шо, мол, лимон оченя помогает, по свежести сорванный, и объясняю ей, шо да как. А она как засмеесса и мене: "Ну поди, Вася, ну и насмешил!" Это она от радости, шо я ей секрет передал.
– Простите, Василий Степанович, а вы как к барыне попали, как смели с ней заговорить?
– А я у них при выходной тройке состоял, ну и лицо мое было не как у ентих, и говор тоже не быстрый и с обдумыванием. Вот, через день мене денег дали и велели сойти на другой двор. Я и говорю, дескать, Вера Ивановна, спасибо, ухожу с благодарностью. И все понимаю – секрет промеж нас есть, но пока не помрете, ентот секрет и будет секрет. "Иди с Богом", – и не улыбнулась: муж ейный рядом стоял. Но я прямо в глаза и говорю: "Все понимаем, спасибо". Вот, Любка, какие в жизни обхождения бывают. А ишшо, как завдовел, так одна стала мене привораживать. Вот я енто все вижу и в один раз...
Летние длинные дни не тянулись, а проживались: и в работе, и в отдыхе, и в мелких горестях,
и в маленьких радостях – жилось как жилось. Любе иногда казалось, что если и бывает рай на земле в этой жизни, то он вот такой, человеческий.
Может, и вправду старый – что малый, словно ребенок видит все, как оно есть? Может, и вправду мы все понимаем, а они – точно знают? И Любе хотелось сберечь этот, как она называла про себя, "дедовский сад". Но как? А жить как и живешь, любить их, просто любить.
Когда и откуда появился "газик", никто толком и не понял, только стоял он на поляне вполне по-хозяйски. Люба как циркулем отмерила от дома своего до бабки Маниного и за две минуты была уже у машины. Видела она, как, торопливо спотыкаясь, семенил от своего дома Василий Степанович. И Люба кричала ему, чтобы не спешил и шел осторожно. Дед Гаврила зачуял что-то и трубил с пасеки:
– Ну шо там? Хто приехал?
Бледный и задыхающийся от непосильно быстрой ходьбы, Василий Степанович сухим шепотом спросил, подойдя к Любе:
– Манька – Фенька – Гаврила – живы?
– Да лягте, Василий Степанович, на траву, все в порядке, все живы. Бабка Маня за леснушками пошла. Дома ее нету, а к ней кто-то приехал, но где приезжие я тоже не знаю.
Через полчаса вернулась бабка Маня и чуть не лишилась речи, так попортили ее поляну колеса "газика".
– Шо, шо это тут? Де они?
– Хто?
– Ну, хто приехал.
– Сами хочим знать. Ты издаля видала шо?
– Да трое мужиков. Один – колхозный сиклитарь Микита, а два – городские. Там, на бугре, сидели, курили, не пили, правда, но шой-то затевают, все руками в нашу сторону машут и головами кивают. Шой-то затевают!
Люба сидела подле Василия Степановича и держала его за плечи. Старик дрожал.
– Любк! Пошо они тут? И не прямо, мол, здрасти!
– Да я не знаю, вы успокойтесь, ведь ничего не произошло плохого.
– Ой нет, девка, я чую, нутром чую – шой-то будет.
Подсела, гремя ведрами, бабка Маня, близко так, почти к ногам Василия Степановича, и судорожно начала нарезать леснушки на кружочки. Исподлобья зыркнула на "газик" и подмигнула Любке: "Своих в обиду не дадим", а потом громко приказала:
– Неси, внучка, прутовки и нанизай яблоки, сушить будем!
Плотно сжала губы, еще раз подмигнула, мол, молчи громче, и тихо процедила:
– Пойду нашенских приведу.
Дед Гаврила с женой не захотели сесть вместе со всеми, а встали поодаль, как вкопанные, будто за руки взялись. Гаврила нарочно весело и громче обычного заговорил:
– Ну, Мань, шо нонче с покосами было, расскажи нам!
– Да шо, слава Богу, сена много. У нас все есть, свое! – крутила головой бабка Маня и не могла понять, в какую же сторону посылать речи. – Чужова не надо. А кому шо чужова надо, то нам есть, шо ему ответить. Правильно, Степаныч?
У Василия Степановича будто разгладились морщины и приподнялись веки над глазами, голубыми-голубыми. Они были полны ужаса.
– Любк, страх-то какой!
– Василь Степаныч, да объясните мне, чего вы все вдруг забоялись. Я не понимаю. Ну, стоит машина, ну так что? Сейчас придет шофер, и мы все узнаем.
– Кабы знал – шо, не трусил бы так, а то не знаю. Я, Любка, во первой раз в жизни ентой не знаю, шо забоялся. Незнания ентого забоялся.
– Вот и Степаныч, – продолжала бабка Маня, – соглашаесса, шо не надо нам чужова. Слава тебе Господи, не калеки какие бездомные, а люди честные. Пенсии на книжках, в городе. Вот Любка, внучка наша, поедет раз в месяц в город и положит деньги на книжки. А почем нам деньги в деревне, шо покупать? Все есть, и дети не забывают, почитают родителей. Вот в воскресеня зефиру матери привезли, на, поешь и других угости. – Голос бабки Мани становился все громче и выше, но все неувереннее.
– Мань! Не трави душу! Будя комедии выставлять! Эй вы там, шо по кустам прячетесь? Выходите, говорите, шо надо и для чаво!
Василий Степанович привстал на локтях и огляделся. Никто не отвечал. Деревенские выдохлись вдруг, затихли, задумались, но дума у всех была одна. Люба, гладя руку Василия Степановича, нет-нет да и задерживала пальцы на его пульсе. Волнение от стариков и к ней перебиралось, но не страхом оборачивалось, а недоумением: "Да что с ними делается? Вдруг из людей в животных превратились – ничего не хотят понимать, а только чуют, но что?"
– Идут! – повел бровью дед Гаврила.
– А вот и мы! Здрасти, товарищи! Все в сборе, ну и дисциплина у вас, коллехтив! Так вот, товарищи, тут к нам товарищи из Москвы приехали, кино будут снимать в нашей деревне Пере-шибово! Вот!
– Какая это ваша деревня? – Бабка Маня встала в рост, машинально оправила передник, посыпались нарезанные яблоки, но не в этом сейчас было дело.
– Товарищ Фрыкина, шо вы так заволновались? Земля-то вокруг колхозная – наша. А Перешибово и Ощерино уж на колхозной карте не деревни, а пункты под номерами. И вообче, по плану, по генеральному плану, тут будет проходить дорога.
– Када? – задохнулась бабка Маня.
– В ближайшие годы этой пятилетки. Когда эти пункты перестанут существовать как необходимость.
Ты шо, Микита, перед московскими выкобениваесси, шо, уж и по-русски говорить не знаешь? – бабка Маня набирала силу. – Ты со мной по-русски говори, а то засаласил, как девка безмозглая, "пукт-пукт".
Василий Степанович долго поднимался, помощи не хотел, выпрямился, как только мог, почему-то опустил руки по швам и высоким, срывающимся голосом обратился к приезжим:
– Мы тоже по столицам живали, обращение понимаем. А поентому просим нам все разъяснить точно. Енто я к вам, значисса, говорю. А ты, Микита, отойди, вон туда. И стой – вон там! Пока мы поведем разговор. Спросим – ответишь. Так я к вам, значисса, с вопросом: шо надо и зачем? Народ не полошите, а так прямо, в спокойствии, скажите, шо, мол, кино будем делать, и так, по-русски, без ентих фрикаделей, скажите, мол, успокойтесь, люди добрые, нихто вам смерти прям шшас не желает, шо Микита плел – все враки. А то неувязка тут. Дома – вон те, народ – ишшо пока живой. Вишь, скокмо народу: Гаврила с женой, Марья Фрыкина, Любовь – вот она! Иди, иди сюды, Любка. Вот, вишь? Молодая ишшо, хочь и биркулезная,
но жить да жить! Я! Давно уж лучше быть мертвому, но раз не помер – значисса, живой. А раз живой, значисса, живу на земле. Тут живу! Вон изба моя, а ента – Гаврилина. Он хочь и слеп, но всех наскрозь видит. А это – Марья Фрыкина, женщина во вдовах. Шо, не ее ента изба? Ее! Так вы нам скажите, дескать, ошиблись, шо нет такого, шоб при живом народе – нет Перешибова, шо не может у такой деревни, у такой! – нумер заместо прозвания. А ты, Микита, где слыхал про нумер?
– Председатель говорил.
– Хто? – Степаныч недоверчиво сощурился. – Ягора покойного сын? Да он же хрещеный!
Колхозный секретарь заулыбался. Подошел к старику, положил ему руку на плечо и примирительно сказал:
– Сядем, а то вон трясесси как лист, шо сам на себя наводишь? Дай людям из Москвы хочь слово вставить, а то доселя и рта не дали раскрыть.
Василий Степанович так ослаб, что перестал дрожать, прилег на траву, знаком Любке показал – воды, и тут вступил Гаврила:
– Слова скажут, но мы ишшо не все свои сказали. Четырнадцать ульев у меня. Куды их, Дунек, распущать? Они ж с тоски помрут! Без дома сваво. Им дорога ваша не нужна, у них своя, божья. Ну, шо я помру без привычности, енто ладно, но пчелы-то в чем виноваты? – Помолчал вопросительно и продолжал гордо: – Не спрашиваю! Это я – говорю! И ишшо, как дорогой не кружи, али по погосту, али вкруг яво. Шо ж, покойники у дороги, как собаки, сваво часу дожидасса будут? Вы там, в Москве, об ентом думали? У нас уж и места там свои есть, и гробы тоже. А ты, Микита, шо, не знаешь, как в Перешибово ездют? Уприди, как человек, а то колесами на Манькину лужайку! Да ты рукой проведи по траве! Проведи, проведи! А? Колесами по ей аль как? Это тебе шо – дорога? Аль есть шо супротив сказать? Ничаво? Так Любка скажет! Говори, девка, про наше говори, не бойся, мы тут!
– Да я и не боюсь, дедушка. Только, правда, не понимаю, что происходит. Почему все так заволновались? И вообще, какая связь с дорогой и кино? Что вы имеете в виду? – обратилась она к московским.
Но тут встрял колхозный секретарь.
– Ты, Данилкина, не по праву тут живешь. Думаешь, там в центре не знают? Деньги Наське дала и что? Уже все свое? Нет, это колхозная земля, а ты – из городу. Вот тебе и письмо просили передать, к осени освободить избу. Ты где прописана, в Алексине? Вот там и живи, где по закону! А то дачу тут себе устроила и тоже – свое!
– Подождите, подождите, товарищи, – наконец заговорил московский, – не рассчитывали мы обидеть вас или потревожить вашу жизнь. И к планам колхозным никакого отношения не имеем. Просто мы хотели отснять эпизод для нашего фильма, где должен быть пруд запущенный и избы старые. По сюжету речь идет о начале этого века...
Василий Степанович долго вставал, сопел и кряхтел. Наконец, тихо пошел в свою сторону. Не оглядываясь, бросил Любе: "Не ходи, сам дойду". Бабка Маня старательно собрала недорезанные яблоки в ведро и пошла, обмякшая, в свою избу. Звякнул изнутри засов. Гаврила с женой тоже вошли в свой дом и тоже закрылись, хоть было пополудни. Люба растерянно еще постояла и, держа письмо в руке, тихо и легко, почти не ступая на несвое, пошла к дому Наськи.
Два дня старики на улицу не выходили. И Люба, забеспокоившись, пошла к Василию Степановичу. Стучала, звала, никто не открывал. Вдруг завизжала от догадки, откуда взявшейся силой высадила окно, прямо с рамой. Влезла в избу и бегом – в темную комнату. Старик лежал на кровати, в его открытых глазах застыл вопрос. Одет был в воскресную рубаху, на вороте которой так и впечатался засохший клоп.
– Господи! Взял-таки! Вовремя взял!
Как очумелая бросилась к бабке Мане. Та открыла. В белом платочке, причесанная и умытая, в чистом переднике, горько и по-родному взглянула на Любу, а потом рукой обвела по кругу и сказала:
– Вот, собрала я хорохорки свои да иконы. К детям в город поеду, доживать.
– Василий Степанович умер, – пролепетала Люба.
– Царство ему небесное! Не грешный был мужик. А шо привирал малость, так енто не по злобе, то в городе зараза пристала, када парнем в солдаты насильно увели.
– Баб Мань! А что с избами и всем? У вас там зверобой развешан и яблоки сушатся.
– А, енто? Енто – не мое, енто – колхозное. Пойдем Степаныча обмоем.
"Теперь все хреном зарастет, – тоскливо думала Люба. – Все зарастет хреном! Так что и колодца не найдешь".
 

(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Коробицина Л.
  • Размер: 27.43 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Коробицина Л.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Абэ Кобо. Женщина в песках
Августин Аврелий. Исповедь
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Чингиз Торекулович Айтматов. И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)
Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Аксенов Василий. Ленд‑лизовские. Lend‑leasing
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Акутагава Рюноскэ. Табак и дьявол
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Аполлинер Гийом. Стихи 1911-1918 гг. из посмертных сборников
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Аристотель. Политика
Арсеньев В.К. Дерсу Узала
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Бакли Кристофер. Здесь Курят!
Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис-Зингер Исаак. Люблинский штукарь
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине
Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии)
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Безумный день или женитьба Фигаро
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Севильский цирюльник или тщетная предосторожность
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Брэдбери Рэй Дуглас. 451 градус по Фаренгейту
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Быков Василь. Альпийская баллада
Быков Василь. Сотников
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бунин Иван. Легкое дыхание
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Виан Борис. Сердцедер
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Волошенинов А.В. Математика и искусство
Вольтер. Кандид, или оптимизм
Воннегут Курт. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Пляска со смертью по долгу службы)
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Гамсун Кнут. Соки земли
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
ГАРИ Ромен. Повинная голова
Гари Роман. Обещание на рассвете
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Яндекс.Метрика