museum/nn/aetnolog/folk/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Фольклор

 Фольклор
Размер шрифта: распечатать




Ветлужские были. Часть 3 (12.15 Kb)

 

Из личного архива Т.В. Гусаровой

Вступительные слова, подготовка текстов и публикация Е.В. Тихомировой.

 

    Очерк «Что я знаю о дореволюционной школе» жительницы севера Нижегородской области З.Ф. Шафрановой-Крук  интересен с разных точек зрения.  Во-первых, очаровывает наивный стиль изложения, где высокопарные выражения-штампы соседствуют с просторечиями, подчёркивается  морально-оценочная сторона затронутых событий. Во-вторых, рассказ очень информативен, как по прямому вопросу дореволюционного сельского образования в России, так и более широко.  Этот очерк -  своеобразная миниэнциклопедия быта русских крестьян начала 20 века.

      Редактор, сохраняя самобытную ценность стиля автора, публикует рукописный текст практически в неизменном виде (включая орфографию), позволив себе лишь   техническую правку (дробление сложных предложений на простые, деление текста на абзацы и т.п.).

     

Что я знаю о дореволюционной школе

      Дорогие наши внучата! В счастливое время вы живёте. Ваши прадеды, деды и отцы приготовили вам светлую жизнь. Каждый из вас имеет возможность учиться. А как же учились ваши ближайшие предки? Вот об этом-то мне и хочется вам рассказать, о дореволюционном периоде, когда учились ваши деды. Вы теперь знаете, пожалуй, больше меня о ходе просвещения в нашей стране до Советской власти. И на этом не буду останавливаться, а только расскажу вам, что я видела за свою жизнь и учёбу.  Это не научный трактат, а картина прошлого.

    После освобождения крестьян от крепостной зависимости начали образовываться Земские Управы. И  в их руки была передана организация школ в 1914 году в уездах, в сельских местностях. Их было организовано немного. В сёлах на расстоянии 25-30 вёрст одно от другого строились и открывались сельские низшие трёхклассные земские школы. Поскольку церковь, её служители были правой рукой самодержавия, то им было дано право организовать школы при церквах. Это были церковно-приходские школы, в которых Закон божий  был главный предмет обучения. В земских школах священники тоже вели свой предмет и немалую роль играли в работе школы, верней связывали учителей по рукам и по ногам. Не было возможности прогрессивному учителю поднимать завесу перед своими питомцами в области естественных, общественных наук – грозил донос, а с ним увольнение и даже ссылка. Я вот училась в земской школе после революции 1905 года, когда было брожение среди умов крестьян, и наш учитель не мог нам, любознательным школьникам объяснить происходящее, чтобы не быть наказанным за вольнодумство. Возможно, в некоторых школах было лучше, чем в той, где училась я. Вам, наверно,  скучно слушать меня на эту тему, мои дорогие внуки? Я вас немножко посмешу.

   Народ в деревнях был сер, некультурен, даже многие не знали своих фамилий. Помню, когда приводили детей записывать в школу, и на вопрос учителя: «Как фамилия?» не только дети, а и родители называли прозвище, и при этом нецензурное. Учитель записывал не прозвище, а по имени деда: Иванов, Петров и др. Так и шли ученики с новой фамилией в жизнь.

    Воспитывали тогда детей не лаской и  внушеньем, а строгостью с применением физической силы, наказывали. Записывая в школу своего сына или дочь, отец просил учителя наказывать: «Бей, не жалей, пусть не балуется, а учится». После строгости дома ребята на переменах, когда не было в классе учителя, шалили сильно, бегали по партам, толкались и в азарте часто разбивали в кровь носы, а синяки почти каждого украшали. Весной и осенью дети проводили перемены на воздухе. И там уже случались серьёзные травмы. Вот был случай. Рядом со школой был помещичий сад, огороженный частоколом. Ученики осенью лазили в сад за черёмухой или малиной. А когда раздавался звонок на урок, они, спеша, лезли через забор и срываясь, натыкались на острия частокола разными частями тела. Как-то в обед бегут в квартиру учителя с криком: «Пашка Фирсов брюхо распорол!». Привели его. Нхъо к счастью внутренности не были затронуты, а брюшина распорота основательно, и даже кишки показались. Отправили пострадавшего в больницу на лошади километров за 20-25. Зажило. А в другой раз, тоже во время обеда, приводят парнишка с вывихнутой в локте рукой. Посадили его на табуретку. А жена учителя, имея своих детей около десятка, научилась оказывать первую помощь, так вправила локоть на место Толе Оленеву и подвязала руку к шее. Вот  вам примеры, недостойные подражания. Был случай, убежали ребята в сад, раскачивались на деревьях и опоздали на урок. Как наказать? Учитель встал у дверей и считал забегавших в класс, щелкал в лоб пальцем. Зато на уроках было тихо, слышно как муха пролетит. Дисциплина поддерживалась, как того хотели родители, наказаньями. Дремавшего, глядевшего в окно или теребившего соседа  учитель сначала требовал внимания, а если окрик не помогал, выставлял виноватого перед классом на весь урок или щелкал линейкой.  Говорят, были случаи, ставили на колени на горох или соль, чтобы причинить боль. Но я в нашей школе таких случаев не наблюдала.

    Школа трёхклассная. В мои годы (1906-IX (?)) в ней обучалось до 150 человек при двух учителях. Заведующий школой вел, как правило, первые и третьи классы, а помощница – вторые классы. Комната для двух классов со 100 учениками была очень большая: три больших окна к дороге и три - к саду. Помещение высокое, но всё равно за час урока воздух скапливался тяжёлый. В перемены окна открывались, школьники выходили из класса на улицу так как фойе не было, а только коридор с вешалками. Отоплялись оба класса всего двумя печками. И если бы помещение не нагревалось телами ребят, то едва ли возможно натопить до нужной температуры. Хлеб да картошка с солёными огурцами была еда ребят в большую перемену, принесённая из дому. От такой пищи скапливаемые газы в кишках ребятами не удерживались. Так, после часа занятий в классе хоть топор вешай, воздух насыщен был сероводородом.

    Другая половина дома-школы была квартирой учителя-заведующего и состояла она из комнаты и кухни. Поскольку я не была в других школах, лично не видела, но думаю, что они стандартны.

    Ученики были разных возрастов. Я начала учиться в 6 лет. Это, конечно, исключение. Потому, что я уже умела читать не только по-русски, а и по-славянски, и счёт знала. А крестьянские дети принимались 8-ми лет. Когда я была в первом классе, то в третьем были ученики и 14 и 16 лет, чуть не женихи. Это было в 1906 году. Наверно, родители их хотели видеть своих детей грамотными, чтобы больше знали и понимали политику.

      Так вот такие-то возрастные ребята помогали подготовлять школу к началу занятий – к 16 августа. Как же они помогали? Помню такой день. Парты были вынесены на двор, а в классы были внесены высокие кОзлы, а на них положены доски. Уборщица наготовила мочалок, тряпок и горячей воды. Надо помыть не только полы, а и стены, и потолки. Сильно прокоптевшие стены, с большим скоплением пыли в пазах между стёсанными брёвнами, по прокладке моха и пакли. Государство средств на это, видимо, не отпускало. Вот и пришли ребята мыть школу. И  даже несколько матерей были для более чистой работы.  Ребята силу имели, и тёрли голиками потолки и стены. Шум стоял невообразимый: то песню кто затянет, то обольют кого-нибудь водой, то поссорятся из-за тряпки. Как бы то ни было, а вымыли оба класса и коридор. Ну а женщины окна вымыли, парты тоже, и к концу дня занесли их в помещение. Субботник или пОмочь, как хотите назовите, только вот не помню, чтобы их кормили от школы. Помню только, что на улице в котлах варилась картошка, а хлеб они свой приносили. Ну о чае не думали тогда – воды сколько хочешь в колодце. Этакая уборка раз в год бывает. А в остальное время мыла полы раз в неделю уборщица. Она же ежедневно и пыль вытирала.

    Об учителях – пара слов. Учитель был немолодой. Он уже работал в этой школе со дня её основания 38 лет и имел медаль за 25 лет службы. Учительница была молоденькая, прямо со школьной скамьи. Оба они костромские. Учительница неопытная, да и наружностью непредставительная: худая, чёрная и (?). Часто ребята доводили её до слёз и шумом в классе, и обидными выкриками в её адрес. Не уважали её и не боялись, так как она линейку применяла только для графления линий на доске, а ни на головы, ни на руки не отпускала её. А если ставила ребят перед классом или в угол, они не слушались и не выходили. Вообще дисциплину наводить приходил заведующий. Учитель, как я говорила, был опытный, образования имел учительской семинарии, строгий, и дисциплина у него на уроках была хорошая. Он, хотя и наказывал, но знания давал прочные. Из его бывших учеников многие пошли учиться дальше, вышли в люди, и уже взрослыми приходили благодарить его: «Хоть бил, да учил, и если что в голову вбил линейкой, то уже крепко там засело». Но недолго пришлось ему работать, как только вышло ему 40 лет стажа, выгнали на пенсию. Говорю «выгнали» - он бы ещё учил, но как-то с инспектором народного образования поссорился, назвал его подлецом. Подробностей не знаю. Но с таким стажем было мало учителей, и выгнать его попросту нельзя было. Так вот. Справили ему юбилей, наградили большой золотой медалью на ленте и предложили выйти на пенсию. Кроме этих двух учителей-педагогов, был ещё учителем священник-поп. Преподавал он Закон Божий, один из главных предметов в то время. И был он в ладу с начальством, и о всех грешках, вроде пьянки учителя или о беседах последнего с ходоками-крестьянами, доносил в уезд.

      Была в этом селе ещё школа для девочек церковно-приходская с одной учительницей и законоучителем. В этой школе Закон Божий был главный предмет. Учениц было не более 45-ти во всех трёх классах. Девочек держали в страхе божьем, наказывали тоже. Но ведь девочки – не мальчишки, тихони. Учительница обучала их рукоделию и пенью. Наверно потому в этом селе был хороший церковный хор, который славился долгое время. Певчие любили петь, и потому сохранился на долгие годы их хор. Даже при Советской власти  он ещё существовал, конечно, уже с другим репертуаром – народными песнями.

      Середние школы были тогда только в уездных городах. Для мальчиков – «Высшие начальные школы» с четырьмя годами обучения. Окончившие её, шли учиться в технические училища. Для девочек были гимназии. Сначала в Варнавине, а потом и в Ветлуге открыли. Для мальчиков гимназию открыли в Ветлуге только в 1913 году, Классическую. В ней было больше предметов. Как, например, древние языки (латинский и греческий) и высшая математика. По окончании этой Классической гимназии получали «аттестат зрелости». Женские гимназии давали аттестат со званием учительницы. Только в 1918 году в женской гимназии ввели дополнительный восьмой класс, который тоже давал знанья классической гимназии. И окончившие его получали аттестат зрелости, который давал право поступать в высшие учебные заведения без экзаменов (в 1920-1921 г.г.).

    Об середних школах можно ещё написать, но это уже подходит к времени революции. Возможно, ещё сохранилось и в памяти и ваших дедов и бабушек, дорогие внучата, и они вам рассказывали.

  

Записано З.Ф. Шафрановой-Крук , жительницей Ветлужского р-она

Нижегородской области предположительно в 70-е гг. ХХ века.

   


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 11.05.2012
  • Автор: Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • Ключевые слова: церковно-приходская школа, дореволюционная школа, революция 1905 года, Ветлуга, аттестат зрелости
  • Размер: 12.15 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 1
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 2
Балахнинские частушки. Часть I
Балахнинские частушки. Часть II
Балахнинские частушки. Часть III
Балахнинские частушки. Часть IV
Балахнинские частушки. Часть V
Балахнинские частушки. Часть VI
Балахнинские частушки. Часть VII
Балахнинские частушки. Часть VIII
Балахнинские частушки. Часть IX
Балахнинские частушки. Часть X
Балахнинские частушки. Часть XI
Балахнинские частушки. Часть XII
Балахнинские частушки. Часть XIII
Балахнинские частушки. Часть XIV
Балахнинские частушки. Часть XV
Балахнинские частушки. Часть XVI
Балахнинские частушки. Часть XVII
Балахнинские частушки. Часть XVIII
Балахнинские частушки. Часть XIX
Балахнинские частушки. Часть XX
Балахнинские частушки. Часть XXI
Балахнинские частушки. Часть XXII
Балахнинские частушки. Часть XXIII
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть I
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть II
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть III
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть IV
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть V
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть I
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть II
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть III
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть IV
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть I
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть II
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть III
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть I
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть I
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть I
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть II
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть IV
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть V
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки Часть 1
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 2
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 3
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 4
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 1
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 2
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 3
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 4
Перевозские частушки. Часть 1
Перевозские частушки. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 1
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 3
Павловские частушки. Часть 1
Павловские частушки. Часть 2
Павловские частушки. Часть 3
200 частушек. Часть 1
200 частушек. Часть 2
200 частушек. Часть 3.
Ветлужские были. Часть1
Ветлужские были. Часть 2
Ветлужские были. Часть 3
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть I
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть II
Фольклор Вадского района (в записях последней трети XX века)
Фольклор Вадского района. Часть II
Фольклор Вадского района. Часть III
Всяк кулик на своей кочке велик. Народные пословицы и поговорки о птицах
Е.В. Тихомирова. Частушки из д. Вилеж Сокольского района
Рыбка мелкА, да уха сладкА. Народные пословицы и поговорки о рыбах.
Красна птица перьем, а человек ученьем. Народные пословицы и поговорки о науке, знаниях, учёбе, книгах
Народные приметы о лете и осени
Народные приметы о зиме и весне
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Мужские (лирические, рекрутские, тюремные, революционные)
Частушки на проводы в армию
Чего сейчас не жить?! Помирать не надо!.. Токо бы войны не было!
Частушки из Сокольского района Нижегородской области
А.В. Петухова. Частушки из Гагинского района Нижегородской области
Частушки из Перевозского района Нижегородской области
Былички из Сокольского района Нижегородской области
«Это не ложь, это правда…» Деревенский рассказ про любовь
Хороводная песня «А мы кустья чистили»
Топонимические предания Павловского района Нижегородской области: гора Дина, село Вареж, село Абабково
Поговорки из села Успенское Первомайского района Нижегородской области
Поговорки из села Сонино Навашингского района Нижегородской области
Частушки (деревня Ивашкино Вадского района Нижегородской области)
Сказки: Три аршина земли, Верное средство, Не всякая правда – истина
Д. Севостьянова. К добру или к худу? Рассказы о домовых
Царь Горох. Волшебная сказка
А. Лохова. Животворящий крест: пурехская легенда
А. Лохова. Предания старого тракта
СКАЗКИ БАБУШКИ НЮРЫ
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИЧКИ. Воротынский район Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100