space/nn/dom/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Нижний Новгород  /  Дома

 Дома
Размер шрифта: распечатать





О.В. Орельская. Судьба произведений французского архитектора Андрэ Люрса в Нижнем Новгороде (19.85 Kb)

 

Орельская О.В. (ННГАСУ, Нижний Новгород)

 

Имя  архитектора Андрэ Люрса (1892-1970), лидера функционализма во Франции (Фото 1), представителя модернизма (современного движения) 1920-1930-х годов широко известно во всем мире. Вместе с Ле Корбюзье он был одним из основателей СIAM – Международного конгресса архитекторов, объединившего в 1928 году прогрессивных архитекторов мира, вставших на путь рационализма и отвергавших историзм, стремящихся создать новую авангардную архитектуру. Значение французской архитектуры в развитии нового стилистического направления определяется в первую очередь  творческой деятельностью крупнейших мастеров.

А. Люрса родился в Вогезах. Образование он получил в Школе изящных искусств в Нанси и в Школе изящных искусств в Париже. В 1920-е-1930-е годы его поиски находились под влиянием кубизма в живописи и функционализма в архитектуре. К таковым произведениям А.Люрса относятся: жилой дом (Фото 2, 2-а,2-б) в Версале (1925 г.), жилые дома (Фото 3) в Сэра (Париж, 1926), вилла Гугенбухл (Фото 4,4-а)  в Париже  (1927 г.), отель (Фото 4-б)  Норд-Суд в Кальви (1929-1930 гг.), жилые дома (Фото 5, 5-а)  на выставке Веркбунда  в Вене (1932 г.),  вилла Майсона Хефферлина в Виль де Аврэ (1932г.), для которых характерна простота оформления частей здания, рациональное оперирование объемными и плоскостными формами.

 Самым известным и значительным сооружением, построенным по проекту А. Люрса, является школа (Фото 6, 6-а) им. К. Маркса в Вильяжуифе (1931-1933 гг.). Здесь архитектор создал развитую объемно-пространственную композицию, состоящую из основного протяженного учебного корпуса и  трех коротких, перпендикулярных к нему корпусов, создающих полузамкнутые дворики для спортивных занятий на открытом воздухе. Ясная, четкая функциональная схема, предложенная автором, нашла свое дальнейшее применение и развитие в школьном  и больничном строительстве и в России в ХХ столетии. Для Люрса это был период экспериментирования в архитектуре. Внешний облик его зданий соответствует их назначению, отвечая принципам европейского функционализма.

Советская архитектура первых послереволюционных десятилетий пользовалась  огромным международным авторитетом. Это был период невиданной максимальной активизации архитектурного творчества в Советском Союзе. Шел радикальный слом сложившихся архитектурных образов и стереотипов, средств и приемов, связанных с историческим декоративизмом. Не случайно в это время Советский Союз стал центром притяжения для многих прогрессивных архитекторов из европейских стран. Впервые наша страна стала центром формо- и стилеобразования глобального современного направления в архитектуре. Зарубежные  архитекторы активно участвовали в открытых конкурсах, выполняли заказные проекты. В годы советского авангарда в нашей стране работали Ле Корбюзье, А. Люрса, Э. Мендельсон, В. Гропиус, Б. Таут, Э. Май, Г. Майер, и другие. Именно функциональный метод проектирования объединил зодчих России, Франции, Германии и Нидерландов. Несмотря на многообразие стилистических оттенков «современного движения» можно говорить о  формировании единого новаторского  стилистического направления в архитектуре, которое стало основным стержнем развития архитектуры ХХ и ХХI столетий. Конечно, неправомерно полностью отождествлять европейский функционализм и советский конструктивизм, несмотря на ряд общих черт, приемов и методов, советский конструктивизм отличался, прежде всего, своей ярко выраженной социальной направленностью.

В 1934 году А. Люрса был приглашен в Москву (Фото 7). Здесь он проработал до 1937 года в мастерской № 5 Моссовета, руководителем которой был архитектор Д.Ф. Фридман. А. Люрса занимался проектированием жилых домов, больниц и школ  для Москвы, например, на (Фото 8, 8-а, 8-б) ул. Машиностроения, 16 (1935 г.) и для других городов России. Он был сотрудником журнала «Современная архитектура» (СА), который выпускали конструктивисты, объединившиеся в творческую группировку - Объединение современных архитекторов (ОСА). Работая в Советском Союзе, А. Люрса писал о своих теоретических принципах, которые он осуществлял на практике: «На первое место я  всегда ставил принципы рациональности. Именно рациональность определяет функциональные требования программы, идет ли речь о  жилых домах, школах, театрах или других зданиях. На второе место – решение функциональных задач. Затем возникают технические вопросы строительства. Наконец, исходя из решения функциональных проблем, приходится косвенно решать и  идейно-образные». Эти слова отражают взгляды архитектора.

С 1938 года А. Люрса снова живет в Париже и  проектирует Франко-английский институт, начальную школу  и  коммунальный центр для Блан-Мезиль. Его архитектурная деятельность прервала война. Он становится участником движения Сопротивления. В 1940-е годы он начинает большую теоретическую работу «Формы, композиция и законы гармонии», пишет статьи о  проблемах современной архитектуры.

 После войны он занимается реконструкцией ряда французских городов.  В 1945 году становится главным архитектором  города Мобежа (Фото 9). Здесь, по его проекту был осуществлен центр и окружающая его застройка. Крупной работой А. Люрса  в 1950-е годы стала реконструкция Сен-Дени -  рабочего пригорода Парижа (Фото 10,11), где были построены жилые кварталы, например, жилой комплекс им. Поля Ланжевена, детское медучреждение, школьный комплекс. В середине 1950-х годов он строит санаторий (Фото 12, 12-а, 12-б) под Нанси, комплекс в Ле Блан-Мезиль (1950-1967) (Фото 13, 13-а). Эти комплексы интересны в  профессиональном отношении (свободная планировка кварталов, современный облик зданий, типовые квартиры со стандартным оборудованием и т. д.), кроме того,  они имеют ряд прогрессивных черт в организации жизни населения: большое внимание уделялось социально-бытовому устройству.

Для Нижнего Новгорода А. Люрса запроектировал и построил   одну из первых в стране  и крупнейшую в городе и области детскую больницу и жилой дом для медицинских работников этой больницы (ныне общежитие мединститута) в медгородке на Мызе в 1934-1939 годах. Больница  (Фото 14-14-п) представляла собой   комплекс, состоящий из  нескольких корпусов, соединенных между собой  по второму этажу переходами на столбах и обладала гармоничной  объемно-пространственной композицией. Планировочная структура  отличается четкостью и ясностью. Традиционная симметрия здесь сочетается с новаторскими рационалистическими чертами. Автор использовал возможности простых геометрических форм, характерных для архитектуры конструктивизма. Центром развитой композиции больничного здания становится  пространство прямоугольного двора, по оси симметрии которого расположен центральный вход, по той же оси напротив входа расположен объем конференц-зала и котельной с высокой трубой, который соединен с лечебными корпусами переходами.  Такой прием позволял освободить землю для зеленых газонов, создать перетекающее пространство дворовой территории перед корпусами, организовать подъезды машин скорой помощи. Функция прочитывается в решении фасадов. Композиционная структура здания сохраняет в большей степени стилистические достижения  эпохи конструктивизма, хотя  в архитектурном облике сооружения видны  отдельные приемы стилистических поисков и постконструктивизма 1930-х годов: так здание имеет упрощенные профилированные карнизы, геометрический декор ограждения балконов, кессонированную стену конференц-зала со стороны входа в него. Несмотря на  ценность и значение архитектурных произведений этой эпохи (когда шел эксперимент по созданию современной архитектуры в двух направлениях: формально-эстетическом и социально-функциональном) не только для российской, но и мировой архитектуры, здание уже не функционирует в течение нескольких лет и, очевидно дожидается сноса.

 Творчеству А. Люрса принадлежит и трехэтажный жилой  дом (Фото 15, 15-а, 15-б, 15-в, 15-г) на ул. Медицинской (1935-1936 гг.) Он расположен недалеко от больницы. Подлинный проект этого дома в 1992 году был обнаружен архитектором С.Н. Столяренко. Эта находка имела безусловную ценность с точки зрения получения новых данных о  творчестве А. Люрса в Советском Союзе, в частности в Нижнем Новгороде. Симметрично расположенные ризалиты  дома включают  остекленные лестничные клетки в обрамлении метрического ряда горизонтальных окон. Угловые балконы также характерны для  данного архитектурного решения.  В архитектуре жилого дома видна четкая схема фасадов, где преобладали функционально-конструктивные формы, определившие простоту решения.  В 1990-е годы  жилой дом  был надстроен четвертым этажом, а ризалиты украшены треугольными  классицистическими фронтонами, что кардинально нарушило первоначальную стилистику. Данное произведение А. Люрса также не значится в списках объектов культурного наследия. Это обстоятельство дало свободу проектировщикам при его реконструкции. Дом был надстроен еще одним этажом и украшен классицистическими фронтонами. А ведь сохранять памятник  означает, прежде всего,  сохранение его  первоначального архитектурного облика даже при смене функции.

Сегодня во всем мире высоко ценится новаторская направленность  в архитектуре 1920-1930-х годов, но меньше всего – у нас,  в Нижнем Новгороде. Итак, здания, построенные по проектам всемирно известного французского архитектора,  в настоящее время не состоят  ни в списках объектов культурного наследия Нижнего Новгорода, ни в списках вновь выявленных объектов, хотя в советское время они входили в списки вновь выявленных объектов и обсуждались на заседании ВООПИК за председательством профессора С.Л.Агафонова.

 Надо осознавать, что образ города на Волге складывается из разных  временных пластов  на протяжении почти восьми столетий, в которых запечатлен ход истории.  Но недальновидный, а подчас и  конъюктурный  подход, равнодушие к судьбам культурного наследия  приводит к уничтожению в нашем городе многих интересных образцов архитектуры, в частности, эпохи советского авангарда 1920-1930-х годов в угоду сиюминутным потребностям. Вместо реконструкции,  научной реставрации и капитального ремонта  здания эпохи конструктивизма не ставятся на охрану,  вычеркиваются из списков вновь выявленных  объектов (как это произошло с домом - коммуны – Домом железнодорожника на пл. Революции), перестают эксплуатироваться, ветшают и, таким образом,  превращаясь в руины, подлежат сносу.  В Нижнем Новгороде до сих пор отмечается недооценка наследия советской архитектуры 1920-1930-х годов и, таким образом, отход от общеевропейского и мирового цивилизованного пути в сохранении наследия.

Сохранение зданий, принадлежащих творчеству А. Люрса,  в первоначальном виде, позволило бы  нижегородцам, гостям города, туристам знакомится с произведениями французского архитектора в нашем городе, а также позволило бы расширить представление о  разновременной и разнообразной нижегородской архитектуре в целом.

 

Опубл.: Орельская О.В. Судьба произведений  французского архитектора А. Люрса в Нижнем Новгороде // Труды Международного науч.-пром. форума «Великие реки-2012». Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. С. 354 - 356.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА

 

 Статья была опубликована  в мае  2013 года, а летом  в больничном комплексе уже были снесены объем конференцзала и переходы на колоннах квадратного сечения, соединяющие его с основным лечебным корпусом. В настоящее время Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Нижегородстройзаказчик" в лице директора В. О. Александрова выполнило проект капитального ремонта оставшегося корпуса с предложением по уничтожению характерных архитектурных деталей: балконов, карнизов, поясков, обрамлений окон и т. д. Заказчиком выступает главврач больницы Н. В. Кисель

 В настоящее время  проводится госэкспертиза объекта, с целью сохранения и воссоздания первоначального облика комплекса и включения его в списки вновь выявленных объектов культурного наследия 1930-х годов.

На имя руководителя Управления по  охране культурного наследия В.Ю. Хохлова уже направлены письма о необходимости сохранения данного здания, обладающего признаками ОКН, от нижегородского Союза архитекторов, от государственных экспертов по сохранению культурного наследия,  от  профессоров кафедр ННГАСУ: Юнеско, истории архитектуры, архитектурного проектирования,  от архитекторов, историков, ученых. Научно-методический совет Министерства культуры Российской Федерации проинформирован о данной ситуации.  С просьбой о помощи письмо направлено и губернатору Нижегородской области Валерию Павлиновичу Шанцеву.

 

 

 

 

 

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 18.12.2013
  • Автор: Орельская О.В.
  • Ключевые слова: Нижний Новгород, нижегородская архитектура, французская архитектура, конструктивизм
  • Размер: 19.85 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Орельская О.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Городская усадьба на улице Новой,46 в Нижнем Новгороде
О.В. Орельская. Судьба произведений французского архитектора Андрэ Люрса в Нижнем Новгороде
Кинотеатр «Родина» в Автозаводском парке Нижнего Новгорода. Историко-культурная характеристика
Е.Е. Мареева. Формирование деревянной застройки Нижнего Новгорода XIX века (историко-градостроительный аспект)
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – главного дома и флигеля усадьбы А.Я. Пальцевой в Нижегородском районе Нижнего Новгорода
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Красного флигеля кадетского корпуса в Нижегородском кремле
В.В. Краснов. Здание общежития воспитанниц Мариинской женской гимназии в Нижнем Новгороде
Е.Е. Мареева. Достопримечательное место «Щелоковский хутор»: основные этапы развития. Научные основы проектирования зоны исторической городской деревянной застройки на территории архитектурно-этнографического Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья
Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) - дома, в котором жил врач Михалкин Петр Николаевич (Нижний Новгород, улица Нестерова, дом 37)
А.И.Давыдов. Дом № 20 по улице Алексеевской - всё, что осталось от усадьбы князя Грузинского
А.А. Давыдова. История формирования и развития архитектурного комплекса колонии для душевнобольных при селе Ляхово (Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1)
А.А. Давыдова. История строительства Императорского железнодорожного павильона в Нижнем Новгороде
П.В. Чеченков. Невосполнимые потери

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100